Программа "Здоровый образ жизни"
материал (8 класс)

Ефименко Ирина Петрова

Программа «Азбука здорового образа жизни» разработана на основе АООП - программы формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — комплексная программа формирования у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovyy_obraz_zhizni_efimenko.docx670.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\09007\Desktop\

Рабочая программа

«Азбука здорового образа жизни»

«Приобрести здоровье- храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им -искусство.»

Франсуа Вольтер.

  1. Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от №99-ФЗ, от №203-ФЗ)
  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГКОУ ШИ 11;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»);
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика);
  • Постановлением Главного санитарного врача РФ от #1075;. №2СанПин »Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Программа «Азбука здорового образа жизни» разработана на основе АООП - программы формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья воспитанников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача. Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников. Наиболее эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников(деятельностный подход), способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Программа разработана с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей средне-старшего школьного возраста (дифференцированный подход), опираясь на зону актуального развития. Формирует (на доступном уровне) установки на здоровый образ жизни, двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей, позволяет более широко раскрыть вопросы сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, имеющего нарушения в развитии, формирует представления о здоровом образе жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях(жизненные компетенции).

Цель

Способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Основные задачи

  • Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера воспитательной деятельности и общения;
  • формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью

обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • профилактика и преодоление вредных привычек.

(употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;)

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
  • развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

  1. Планируемые личностные результаты:
  • осознание учащимися ценности экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • готовность самостоятельно поддерживать здоровый образ жизни;
  • готовность и способность правильно действовать в экстремальных жизненных ситуациях на уровне, доступном для психовозрастного развития;
  • опыт созданного выбора поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять собственное здоровье;
  • потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
  • сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • знание позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, в том числе, о влиянии на здоровье негативных и позитивных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • представление о существовании и причинах возникновение зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ, о пагубном влиянии на здоровье;
  • представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • знание правил личной гигиены;

Воспитательные результаты классифицируют по трем уровням:

  • Первый уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися представлений о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ со взрослыми как носителями социального опыта.
  • Второй уровень результатов – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям.

Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.

  • Третий уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися опыта самостоятельного действия вне дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.

Уровневые задачи воспитательного результата.

Группа задач

1 уровень

Развитие системы представлений, знаний, понимание закономерностей и др.

- познакомить с понятие «здоровье»;

- познакомить со строением тела человека;

- закрепить знания о частях тела;

- расширить представления о строении человека (внешнем и внутреннем);

- расширить здания о правильном уходе за зубами;

- познакомить с гигиеной зрения;

- познакомить с правилами сохранения правильной осанки;

- познакомить с учреждениями здравоохранения и персоналом (врач-педиатр, стоматолог и т.д.);

- познакомить с основными экстренными телефонами.

2 уровень

Развитие (формирование) умений (навыков, привычек), личностных качеств, свойств

Воспитание ценностного отношения к ….

- знать правила ухода за полостью рта;

- знать правила гигиены зрения (чтение, компьютер, телефон);

- знать правила охранения правильной осанки;

- потребность и желание заниматься физкультурой и спортом;

- уметь определить состояние своего здоровья (здоров или болен),а также состояние здоровья окружающих;

- уметь назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;

- уметь правильно питаться, различать полезные и вредные для здоровья продукты;

- уметь в опасных ситуациях обратиться к взрослому за помощью, привлечь его внимание;

3 уровень

Развитие готовности к какой-либо деятельности

Формирование опыта какой-либо социально значимой деятельности

- осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

- правильная организация своей жизнедеятельности;

- стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;

- устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- потребность в самостоятельной двигательной активности;

- уметь планировать своё время;

- поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

- соблюдение режима дня;

- применять меры профилактики здоровья;

- занятие спортивной деятельностью;

- соблюдать правила безопасности на детских площадках;

- уметь оказать элементарную помощь при травмах.

Оценка достижения личностных результатов:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умственной отсталостью за год по каждому показателю по следующей шкале:

  1. – отсутствие динамики или регресс.
  2. – динамика в освоении минимум одной операции.
  3. – минимальная динамика.
  4. – средняя динамика.
  5. – выраженная динамика.
  6. – полное освоение действия.

3. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука здорового образа жизни»

Содержание программы представлено разделами, которые способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся в течении всего образовательного маршрута. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние знаниевых способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа «Азбука здорового образа жизни» включает четыре основных направления:

«Основы знаний о здоровом образе жизни.».

Здоровый образ жизни- рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основной профилактике, охраны и укрепления здоровья.

Задачи:

  • закреплять знания о здоровом образе жизни;
  • развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;
  • формировать активность и инициативность воспитанников;
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни:
  • сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни;
  • выработать потребность в поддержании собственного здоровья, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

«Воспитание культуры здоровья.»

Воспитание культуры здоровья- создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности воспитанников, как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями

и навыками обоснованного ведение здорового образа жизни.

Задачи:

  • сформировать умение содержать свое тело в чистоте;
  • расширять знания о средствах гигиены;
  • воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормами морали и этикета;

«Профилактика вредных привычек»

Задачи:

  • создать условия для социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
  • научить воспитанников оценивать последствия своих действий;
  • показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • предотвращение начала вредных привычек у подростков;
  • профилактика и предупреждение вредных привычек;
  • формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
  • учить оценивать последствия своих действий.

«Подвижные и развивающие игры»

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой, развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Игра, всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, стимулирует двигательную активность.

Задачи:

  • формировать самостоятельность;
  • повышать спортивное мастерство;
  • воспитывать чувство сплоченности, интерес к занятиям спорта;
  • научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

4. Формы организации занятий:

Формы организации воспитательной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Интернат

Первая половина дня

Утренняя зарядка, санитарно-гигиенические процедуры.

Интернат

Вторая половина дня

Прогулки, подвижные игры, спортивно-оздоровительные часы, часы развития, физкультминутки, соревнования.

Школа/интернат

Вторая половина дня

Спортивные кружки/секции школы/района

Здоровьесберегающие технологии:

  • Минутки «Свободы»
  • Минутка «Тишины»
  • Динамические паузы
  • Релаксация
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная гимнастика
  • Корригирующая гимнастика
  • Точечный массаж
  • Массажный коврик

Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Программа рассчитана на ежегодное пополнение дидактическими и методическими разработками. Гибкость программы проявляется в расширении тем, актуальных данному временному периоду. Занятия проводятся воспитателем один раз в неделю. В программе представлено содержание, базирующееся на личностно - ориентированном подходе к ребенку.

Для проведения занятий с детьми применяются специальные методы и приемы:

  • небольшой объем даваемой учебной информации
  • доступность изложения в сочетании с достаточно крупной красочной наглядностью с использованием интерактивной доски
  • смена видов деятельности
  • повторяемость программного материала
  • перенос полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую
  • обучение с использованием натуральных материалов, объектов;
  • закрепление изученного материала в сюжетно-ролевых играх.

5. Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

«Основы знаний о здоровом образе жизни»

8

2.

«Культура здоровья»

14

3.

«Профилактика вредных привычек»

3

4.

«Подвижные и развивающие игры»

8

6. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здорового образа жизни.»

Тема Занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

«Основы знаний о здоровом образе жизни «(8ч)

1.

«Внешнее строение человека»

1

2.

«Наши помощники»

1

3.

«Поговорим о режиме»

1

4.

«В здоровом теле - здоровый дух»

1

5.

«Вредные продукты – почему?»

1

6.

«Я и моё здоровье»

1

7.

«Наши друзья -витамины»

2

«Подвижные игры» (1ч)

8.

Игры с мячом; П/ игра «Самый ловкий и быстрый»

1

«Культура здоровья» (личная гигиена) (6ч)

9.

«Наши лучшие друзья – мыло, щетка и вода»

1

10.

«Разговор между девочками»

1

11.

Предметы личной гигиены

1

12.

Осторожно – микробы»

1

13.

«Сон-лучшее лекарство»

1

14.

«Профилактика простудных заболеваний»

1

«Подвижные игры» (1ч)

15.

Подвижная игра «Метко в цель».

1

«Культура здоровья» (8ч)

17.

«Этикет – что мы знаем?»

1

18.

«О вкусной и полезной пище»

1

19.

«Я и мои привычки.»

1

20.

«Твое питание – твое здоровье»

1

21.

«Твое питание- твое здоровье»

1

22.

«Профилактика кишечных заболеваний»

1

23.

«Правила хранения разных продуктов»

1

24.

«Овощи и фрукты-полезные продукты»

1

«Подвижные игры» (4ч)

25.

Игра «Дружно все вместе»

1

26.

Развивающие игры с модулями.

1

27.

Игра-занятие «массажный коврик»

1

28.

Самые ловкие -спортивное мероприятие

1

«Профилактика вредных привычек» (3ч)

29.

«Просмотр видео фильма «Вредные привычки»

1

30.

«Я умею говорить- нет (обсуждение видео материала)

1

31.

«Берегись наркотики» (рисунки – нет наркотиками табаку»

1

«Подвижные игры» (2ч)

33.

Подвижная игра «Кто впереди?»

1

34.

Подвижная игра «Считай шаги»

1

Источники материалов:

  1. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт. – сост. Е.М. Матвеева. – С74 Волгоград: Учитель, 2013. – 137 с.;
  2. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении / авт. – сост. Р.П.Карлина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 311 с.;
  3. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / авт. – сост. Н.П.Коняева – Владос: 2012. – 200 с.;
  4. В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»;
  5. В. Ф. Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернат»;
  6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интерна, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей (Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.). – М.: АРКТИ, 2005;
  7. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнёва – М.: Гуманитар.изд центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.- (Развитие и коррекция);
  8. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 205с..
  9. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья; Образовательные программы по валеологии Санкт – Петербурга К.Г.Зайцев, З.В.Колбанов, М.Г.Колесникова – СпбАкцидент 1994(78с)
  10. ВыготскийЛ.С. собрание сочинений в 6 томах. Т-5. ВыготскийЛ.С. -Педагогика 1983 (382с.)
  11. Варламова С.И. «Здоровье наших учеников»/ С.И.Варламова Начальная школа- 2003 №2 (65-66с.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...