Статья. Наставничество: от истоков к современности.
статья
Статьябыла подготовлена для конкурса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество: от истоков к современности.
«Только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями ...»
В.В.Путин
Учитель, педагог, наставник... Еще достаточное количество синонимов можно подобрать, чтобы сказать о тех, кто так много сделал для детей, для школы, для разных ступеней образования.
Основные задачи деятельности наставника пытались с давних времен определить философы. Например, Сократ ключевой задачей наставника находил пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были ориентированы на то, чтобы посодействовать «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины воспитанник и наставник должны пребывать в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».
По мысли Платона, к воспитанию следует приступать с раннего возраста, так как оно должно гарантировать постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовывать подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее трудоемкое искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. Полагая, что естественное состояние является идеальным, Ж.-Ж. Руссо призывает сделать воспитание естественным либо природосообразным.
Считается, что понятие «наставничество» приобрело свой современный смысл в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного обучения молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.
Отечественные педагоги признаны выдающимися в мировой практике. Их разработки, методы и концепции обучения и воспитания до настоящего момента остаются актуальными. Педагогические системы Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно отыскать идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.
Новаторство Антона Семеновича Макаренко заключалось в идее интегративности обучения. Он считал, что личность надо воспитывать, а воспитывать её надо в коллективе. Ученика следует уважать как Человека.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что не посредственно личность должна быть ориентиром, на который ориентированы все процессы воспитания и обучения. Сухомлинский представлял в своих работах процесс обучения, как «радостный труд», акцентируя внимания на творческом потенциале педагога- наставника.
Благодаря Симону Соловейчику и его сообществу стала известна фраза «Педагоги- новаторы». Симон Львович Соловейчик и сформированное с ним сообщество педагогов нового времени выпустили манифест новой демократической школы. Главной идеей манифеста было-сотрудничество ученика и учителя. Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и ученик может очень многому научить своего учителя.
Со временем наставничество перешло и на производственные площадки с целью «передачи передовых методов труда». Одну из первоначальных систем наставничества в производственном обучении рекомендовали в Московском техническом училище инженеры-механики под руководством Д.К. Советкина. Эта система приобрела уважение не только в России, но и на международных выставках в Филадельфии, Париже и Вене. Отмечалось, что российское обучение ручному труду превратилось в науку.
Впоследствии наставничество перешло и на другие сферы жизни общества — на предприятия, государственную службу, в учреждения и вузы. Значительную роль наставничество играло в профессиональном и нравственном воспитании молодежи СССР. Так, в 1975 г. особенно отличившиеся педагоги получили почетные знаки «Наставник молодежи», а в 1981 г. — почетные звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР». В то время государство принимало тот факт, что с помощью наставничества работники могли скорее повышать свой уровень квалификации, а молодые специалисты — быстрее включиться в профессиональный коллектив. Советское общество рассматривало наставничество как залог успешной карьеры.
Наставничество в наше время остается таким же актуальным течением как в образовании, так и в профессиональной деятельности. Его рассматривают как эффективный метод кадровой работы трудовых коллективов, а также как форму общего обучения и роста персонала.
Общая работа педагогов-наставников и молодых специалистов обогащает профессионализм каждой из сторон участников педагогического процесса.
Для опытного педагога наставничество представляется в наше время действенным методом повышения своей собственной квалификации, изучения инновационного содержания деятельности и выхода на новый, более высокий уровень профессиональной компетенции.
На основе теоретического анализа статей, посвященный теме наставничества, можно определить следующие критерии, которым обязан соответствовать педагог - наставник как субъект развивающего взаимодействия с учеником:
1) высокий уровень профессионального мастерства;
2) субъективная авторитетность для обучающегося;
3)профессиональная индивидуальность, наличие личного
стиля преподавательской деятельности, положительного педагогического опыта;
4) способность вызвать доверие у обучаемого, установить духовный контакт, организовать развивающее взаимодействие;
5) желание транслировать свой опыт.
В современной литературе описываются навыки, которыми обязан обладать современный педагог, а также педагог- наставник:
- Адаптивность. В стремительно изменяющихся условиях цифрового столетия педагоги должны быть гибкими, способными адаптироваться к тем изменениям, которые возникают на их профессиональном пути.
- Убежденность в своих силах. Чтобы обучение было предельно эффективным и продуктивным, педагог должен быть уверен в своих силах и знаниях, чтобы лучи этой убежденности проникали в учеников, заряжали и вдохновляли их на новые свершения и достижения.
- Командный игрок. Для эффективного решения задач, стоящих перед системой образования необходимо, чтобы педагоги не просто знали друг друга, но и могли общаться, основывая действенные функционирующие сообщества.
- Постоянное обучение. Современный педагог должен не только обучать – но и постоянно учиться, формируя в себе эту способность. Те, кто не учатся – не готовы обучать других.
- Креативный педагог- креативные наставляемые. Самый действенный инструмент, который может использовать наставник — это творчество. Педагог должен быть креативным.
- Неформальное лидерство. Действенный педагог-наставник, который не только доносит до ученика знания, но и выясняет то, как обучающийся может осваивать знания успешнее всего.
- Организованность и расширение возможностей. Прогрессивные педагоги должны постоянно быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации образовательного процесса. Следовательно, увеличивается значимость такого качественного состояния личности педагога как организованность.
- Понимание технологий и инноваций. Технологизация образовательного процесса и внедрение инноваций идет скорыми темпами. Внедрение технологий всегда будет формироваться отношениями «учитель — ученик», потому что именно там происходит образование.
Результатами успешного взаимодействия наставника и наставляемого могут быть:
–повышение квалификации и профессионального мастерства преподавательского коллектива, его сплоченность, приверженность совместным целям и интересам школы;
–развитие личностно ориентированных взаимоотношений между коллегами-учителями, содействующих лучшему оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы;
– формирование в школе такой группы педагогов, которая способна брать на себя ответственность за образование молодых специалистов. Это самое значимое приобретение для школы, потому что максимальной эффективности преподавательская деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры.
Хороший учитель всегда воздействует на образовательную атмосферу в школе, однако только истинные педагоги-наставники, творцы вносят в работу положительные изменения и становятся образцом для окружающих. Наставник является высшей ступенью профессионального роста.
Источники:
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Щербакова, Т. Н. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 18-22.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Мой профсоюз, №3 от 20 января 2022г. https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-2/
- Учитель? Мудрец? Гуру? История наставничества в России и мире. https://scientificrussia.ru/articles/ucitel-mudrec-guru-istoria-nastavnicestva-v-rossii-i-mire
- 9 «актуальных навыков» для молодого специалиста и опытного педагога — Ассоциация участников рынка артиндустрии. http://industryart.ru/9-aktualnyx-navykov-dlya-molodogo-specialista-i-opytnogo-pedagoga/
- Портал «Научная Россия» https://scientificrussia.ru/
- https://rosuchebnik.ru/material/vremya-luchshikh-5-otechestvennykh-pedagogov-izmenivshikh-mir/
- https://педагогнаставник.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....
"Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Статья "Наставничество в современной системе образования"
В помощь молодому специалисту. Наставничество как помощь для мотивации работы учителем....

Статья: Наставничество в современной системе образования РФ.
Статья о роли наставника в процессе освоения профессии молодыми рабочими...
