Учусь ставить цели и создавать план исследования
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ Н.И.РЫЛЕНКОВА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Рассмотрено на педагогическом совете школы протокол №______________________ от ____________________ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора ________/Н.Ю.Абрамчик/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________ | УТВЕРЖДЕНА Директор школы __________С.В. Вакунова (подпись) Приказ № ________________ от________________ |
Рабочая программа
факультатива
«Учусь ставить цели и создавать план исследования»
для 8 Г класса
на 2022-2023 учебный год
Составлена учителем
Башмаковой В.А.
Смоленск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования» для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.;
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова».
Программа «Учусь ставить цели и создавать план исследования» - целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающимися. Особенностью занятий является направленность на обучение учащихся элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности, повышения их творческой активности. Большинство видов работ представляет собой новую интерпретацию уже знакомых обучающимся заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Рабочая программа «Учусь ставить цели и создавать план исследования» создана в соответствии с учебным планом. На проектную деятельность в 8 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Общая характеристика факультатива
Факультатив «Учусь ставить цели и создавать план исследования» представляет подготовку к проектной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность программы данного факультативного курса также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель факультатива:
формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования» рассчитана на 34 часа в 8 классе.
Технологии обучения:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии
Виды и формы контроля:
- консультация, доклад,
- защита исследовательских работ,
- выступление,
- презентация,
- мини-конференция,
- участие в конкурсах исследовательских работ.
Планируемые результаты факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»
Личностные результаты:
- формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.
Познавательные:
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты:
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать выводы;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Результаты изучения факультатив «Учусь ставить цели и создавать план исследования»
В результате изучения ученик должен знать/уметь:
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- формулировать проблему исследования,
- выдвигать гипотезу;
- собирать и оформлять материал;
- овладевать научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
- овладевать теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
уметь:
- уметь оформлять доклад, исследовательскую работу.
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений
- работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.
Интернет-ресурсы для проектной и исследовательской деятельности
- schools. keldysh. ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования
- www. researcher. ru - Портал исследовательской деятельности учащихся..
- www.1553.ru - «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
- www. vernadsky. dnttm. ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ
- www. issl. dnttm. ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
- www. konkurs. dnttm. ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
- www. abitu. ru/portfolio.1september. ru – фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
- kspu. ptz. ru/structur/kafedry/kafbotaniki/metod_mat/mod2.htm - Примерные направления исследований учащихся
- http://temagenerator. ru/ - Онлайн-конструктор генерирует темы исследовательских работ для школьников. Для формулирования темы надо заполнить форму, в которой надо указать сферу своих интересов, отвечая на различные вопросы. После заполнения конструктор сам сгенерирует тему на основе полученных ответов. Данный онлайн-сервис прост и в использовании, может использоваться дистанционно, не накладывает ограничений на область знания, возраст и уровень подготовки ребенка. В помощь учителю и учащемуся на сайте также имеются: • описание основных методов исследования; • стандартные требования к структуре и оформлению исследовательской работы; • фразы-шаблоны, которые уместно и целесообразно использовать в научном тексте; • советы для ученика по подготовке к защите своей работы; • критерии оценивания ученических исследовательских работ
Календарно-тематическое планирование факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»
Башмаковой В.А. на 2022/2023 учебный год
№ п/п №п/п урока | №п/п Темы (раздела) | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | ||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||
8Г | 8Г | |||||||||||||||
Введение (7 ч) | ||||||||||||||||
1 | 1 | Формы представления исследовательских работ. | 1 | |||||||||||||
2 | 2 | Типы и виды учебных исследований. | 1 | |||||||||||||
3 | 3 | Выбор темы. | 1 | |||||||||||||
4 | 4 | Работа с информационным материалом | 1 | |||||||||||||
5 | 5 | Организация исследования. | 1 | |||||||||||||
6 | 6 | Оформление исследовательских работ | 1 | |||||||||||||
7 | 7 | Контроль по процессу | 1 | |||||||||||||
Работа с научной литературой (3ч) | ||||||||||||||||
8 | 1 | Информационное обеспечение исследования. | 1 | |||||||||||||
9 | 2 | Конспектирование источников. | 1 | |||||||||||||
10 | 3 | Обработка содержания научных текстов. | 1 | |||||||||||||
Проектирование исследования (3ч) | ||||||||||||||||
11 | 1 | Общие положения. | 1 | |||||||||||||
12 | 2 | Проектирование исследования. | 1 | |||||||||||||
13 | 3 | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | 1 | |||||||||||||
Графические материалы в исследовании (3ч) | ||||||||||||||||
14 | 1 | Общие положения. | 1 | |||||||||||||
15 | 2 | Размещение графических материалов. | 1 | |||||||||||||
16 | 3 | Контроль по результату | 1 | |||||||||||||
Структура и написание различных форм исследовательских работ (5ч) | ||||||||||||||||
17 | 1 | Структура исследовательских работ. | 1 | |||||||||||||
18 | 2 | Требования к оформлению исследовательских работ. | 1 | |||||||||||||
19 | 3 | Оформление исследовательских работ. | 1 | |||||||||||||
20 | 4 | Результаты исследования. | 1 | |||||||||||||
21 | 5 | Анализ результатов исследования. | 1 | |||||||||||||
Культура выступления (9ч) | ||||||||||||||||
22 | 1 | Речевая компетенция обучающихся. | 1 | |||||||||||||
23 | 2 | Публичное выступление | 1 | |||||||||||||
24 | 3 | Аргументация. | 1 | |||||||||||||
25 | 4 | Понятие информационной речи. | 1 | |||||||||||||
26 | 5 | Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. | 1 | |||||||||||||
27 | 6 | Внимание. Память. (тестирование). | 1 | |||||||||||||
28 | 7 | Мышление. Воображение (тестирование). | 1 | |||||||||||||
29 | 8 | Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение . | 1 | |||||||||||||
30 | 9 | Интересы и склонности (тестирование). | 1 | |||||||||||||
Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ (4ч) | ||||||||||||||||
31 | 1 | Подготовка к защите исследования. | 1 | |||||||||||||
32 | 2 | Защита научно-исследовательских работ. | 1 | |||||||||||||
33 | 3 | Зачёт (промежуточная аттестация) | 1 | |||||||||||||
34 | 4 | Обобщение и систематизация пройденного материала | 1 | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьникам, желающих учиться победно! Как ставить цели и достигать их.
В статье содержатся полезные рекомендации о том, КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ...
Школьникам. Как ставить цели и достигать их.
Что такое успех для школьника? Каковы критерии правильной постановки целей? Ресурсы. Препятствия. Работа над достижением цели....

Классный час "Научись ставить цель".
Научить подростка ставить собственную цель , одна из важнейших задач классного руководителя....

Ставь цели
Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Те или иные цели есть у каждого из нас, даже когда мы их и не ставим. Ребенок стремится к маме на руки, мама стремится выключить газ, чтобы не уб...

Как научиться ставить цели самому и помочь ребенку добиться результат?
Для этого надо ответить на 7 вопросов: 1.Что мне даст достижение цели?2.Что даст достижение цели другим?3.От чего мне придется отказаться?4.Кто из моего окружения достиг такой цели?5.Какие качест...
Как правильно ставить цели на уроках английского языка
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель в равной степени должна быть понятна и для педагога и для учащегося. Это позволяет организовать работу учеников и успешно управлять ею. Четк...

