Учусь ставить цели и создавать план исследования
рабочая программа

Башмакова Валентина Анатольевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_stavit_tseli_i_sozdavat_plan_issledovaniya_8_kl.docx49.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ Н.И.РЫЛЕНКОВА»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

протокол №______________________

от ____________________

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

________/Н.Ю.Абрамчик/

(подпись)      (Ф.И.О.)

___________________

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

__________С.В. Вакунова

(подпись)

Приказ № ________________

от________________

Рабочая программа

факультатива

«Учусь ставить цели и создавать план исследования»

для 8 Г класса

на 2022-2023 учебный год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Составлена учителем

Башмаковой В.А.                                                                                                                                                              

Смоленск

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»  для 8 класса  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.;

- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова».

 Программа «Учусь ставить цели и создавать план исследования» - целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающимися. Особенностью занятий  является  направленность на обучение учащихся элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности, повышения их творческой активности. Большинство видов работ представляет собой новую интерпретацию уже знакомых обучающимся заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим  ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Рабочая программа «Учусь ставить цели и создавать план исследования» создана в соответствии с учебным планом.  На проектную деятельность в 8  классе отводится 1  час в неделю, 34 часа в год.

Общая характеристика факультатива

  Факультатив «Учусь ставить цели и создавать план исследования» представляет  подготовку к проектной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Актуальность программы данного факультативного курса также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель факультатива:                        

формирование исследовательских  умений  учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение  и  самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).

Место предмета в учебном плане.

 Рабочая программа факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»     рассчитана на 34  часа в 8 классе.

Технологии обучения:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии

Виды и формы контроля:

  • консультация, доклад,
  • защита исследовательских работ,
  •  выступление,
  •  презентация,
  • мини-конференция,
  •  участие в конкурсах исследовательских работ.

Планируемые результаты   факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»

Личностные   результаты:

  • формирование  у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии;
  • развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • ориентироваться в информационном пространстве;
  •  развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.

Познавательные:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты:

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать выводы;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Результаты изучения факультатив «Учусь ставить цели и создавать план исследования»

В результате изучения ученик должен знать/уметь:

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- формулировать проблему исследования,

- выдвигать гипотезу;

  - собирать и оформлять  материал;

-  овладевать научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

-  овладевать теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

уметь:

- уметь оформлять доклад,  исследовательскую работу.

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в работе конференций, чтений

-  работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Интернет-ресурсы для  проектной и исследовательской деятельности

  • schools. keldysh. ru/labmro -  Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования
  • www. researcher. ru  -  Портал исследовательской деятельности учащихся..
  • www.1553.ru  - «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
  • www. vernadsky. dnttm. ru  — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ
  • www. issl. dnttm. ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
  •  www. konkurs. dnttm. ru  — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
  • www. abitu. ru/portfolio.1september. ru – фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
  • kspu. ptz. ru/structur/kafedry/kafbotaniki/metod_mat/mod2.htm - Примерные направления исследований учащихся
  • http://temagenerator. ru/ - Онлайн-конструктор генерирует темы исследовательских работ для школьников. Для формулирования темы надо заполнить форму, в которой надо указать сферу своих интересов, отвечая на различные вопросы. После заполнения конструктор сам сгенерирует тему на основе полученных ответов. Данный онлайн-сервис прост и в использовании, может использоваться дистанционно, не накладывает ограничений на область знания, возраст и уровень подготовки ребенка. В помощь учителю и учащемуся на сайте также имеются: • описание основных методов исследования; • стандартные требования к структуре и оформлению исследовательской работы; • фразы-шаблоны, которые уместно и целесообразно использовать в научном тексте; • советы для ученика по подготовке к защите своей работы; • критерии оценивания ученических исследовательских работ

Календарно-тематическое планирование факультатива «Учусь ставить цели и создавать план исследования»

 Башмаковой В.А. на 2022/2023 учебный год

№ п/п

№п/п

урока

№п/п

Темы

(раздела)

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата проведения

план

факт

Введение (7 ч)

1

1

Формы представления исследовательских  работ.

1

2

2

Типы и виды учебных исследований.

1

3

3

Выбор темы.

1

4

4

Работа с информационным материалом

1

5

5

Организация исследования.  

1

6

6

Оформление  исследовательских  работ

1

7

7

Контроль по процессу

1

Работа с научной литературой (3ч)

8

1

Информационное обеспечение исследования.

1

9

2

Конспектирование источников.

1

10

3

Обработка содержания научных текстов.

1

Проектирование исследования (3ч)

11

1

Общие положения.

1

12

2

Проектирование исследования.

1

13

3

Проектирование тактики исследования.

Опережающий контроль.

1

Графические материалы в исследовании (3ч)

14

1

Общие положения.

1

15

2

Размещение графических материалов.

1

16

3

Контроль по результату

1

Структура и написание различных форм исследовательских работ (5ч)

17

1

Структура исследовательских работ.

1

18

2

Требования к оформлению исследовательских работ.

1

19

3

Оформление  исследовательских работ.

1

20

4

Результаты  исследования.

1

21

5

Анализ результатов исследования.

1

Культура выступления (9ч)

22

1

Речевая компетенция обучающихся.

1

23

2

Публичное выступление

1

24

3

Аргументация.

1

25

4

Понятие информационной речи.

1

26

5

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

1

27

6

Внимание. Память. (тестирование).

1

28

7

Мышление. Воображение (тестирование).

1

29

8

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение .

1

30

9

Интересы и склонности  (тестирование).

1

Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ (4ч)

31

1

Подготовка к защите исследования.

1

32

2

Защита научно-исследовательских работ.

1

33

3

Зачёт (промежуточная аттестация)

1

34

4

Обобщение и систематизация пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьникам, желающих учиться победно! Как ставить цели и достигать их.

В статье содержатся полезные рекомендации о том, КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ...

Школьникам. Как ставить цели и достигать их.

Что такое успех для школьника? Каковы  критерии правильной постановки целей?  Ресурсы. Препятствия. Работа над достижением цели....

Классный час "Научись ставить цель".

Научить подростка ставить собственную цель , одна из важнейших задач классного руководителя....

Ставь цели

Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Те или иные цели есть у каждого из нас, даже когда мы их и не ставим. Ребенок стремится к маме на руки, мама стремится выключить газ, чтобы не уб...

Как научиться ставить цели самому и помочь ребенку добиться результат?

Для этого надо ответить на 7 вопросов: 1.Что мне даст достижение цели?2.Что даст достижение цели другим?3.От чего мне придется отказаться?4.Кто из моего окружения достиг такой цели?5.Какие качест...

Как правильно ставить цели на уроках английского языка

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель в равной степени должна быть понятна и для педагога и для учащегося. Это позволяет организовать работу учеников и успешно управлять ею. Четк...