Урок по предмету ОДНКНР "Личность и общество"
план-конспект урока (5 класс)

План-конспект урока по предмету ОДНКНР "Личность и общество". Разбираемся  с понятиями. Далее, рассуждение с учителем по вопросам урока. Просмотр видео и разгадка кроссворда. Затем ребята пытаюстся самостоятельно ответить на поставленные вопросы. После групповая работа. Закрепление изученного материала и озвучивание домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_odnknr_5_klass_lichnost_i_obshchestvo.docx821.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Личность и общество»

по ОДНКНР в 5 классе,

проведенного учителем МОУ «СОШ пос.им.Морозова»

Всеволожского района Ленинградской области

Бодянчук Олеси Юрьевны

Предмет: ОДНКНР
Класс:  5                                                                                      Дата:

Тема: «Личность и общество»
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок-беседа с применением ИКТ.
Методы: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровьесберегающая технология;

- ИКТ;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с понятиями личность, общество, социализация, дать базовое представление о взаимосвязи этих понятий.

УУД:
Образовательные:

- знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

 - уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества;

- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» и «индивид»;

Познавательные:

- анализ с целью выделения главного;

- умение делать выводы;

- умение составлять план текста;
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:

- умение работать в группах;

- сотрудничество при совместном выполнении задания;
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:

- планирование и прогнозирование;
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;

- самооценка.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочие листы, тексты для работы в группах.

План-конспект

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся

Подготовка к уроку

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания (фронтальный общий опрос)

Ответ по домашнему заданию (устные ответы на вопросы по ранее изученному материалу)

Мотивационный этап

Учитель раздает ученикам рабочие листы (см. Приложение 1). Подведение учащихся к формулированию новой темы с помощью изображений на рабочем листе и слайдах презентации.

- Верно, тема нашего урока «Личность и общество».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? На какие вопросы нам нужно будет ответить в ходе урока?

 Отгадывают ребусы.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_09-35-06.png

Предполагают.

Записывают тему урока, отвечают на вопросы учителя.

Изучение нового материала

Учитель

Ученики

1. Работа с основными понятиями.

- Вы можете объяснить смысл данных понятий?

Давайте поработаем с заданием 2 в рабочем листе. Соедините понятия и определения.

2. Сравнение понятий «человек» и «личность».

- Как вы считаете, слова «человек» и «личность» означают одно и тоже?

- Эти понятия тесно взаимосвязаны. Человек рождается как биологическое существо (индивид), а развивается как социальное (личность).

- Понятие «человек» более широкое, оно подразумевает совокупность биологических качеств индивида и социальных качеств личности, которые приобретаются им в процессе жизни.

3. Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть видеоурок, который называется «Быть личностью». Он поможет вам ответить на важные вопросы:

1) Что значит быть личностью?

2) Когда человек становится личностью?

3) Что для этого необходимо?

В данном видео вы познакомитесь с большим количеством терминов. Они «спрятаны» в кроссворде на вашем рабочем листе. Во время просмотра видео вам необходимо разгадать кроссворд. Я даю вам 2 минуты на то, чтобы вы сначала прочитали вопросы, а потом начнем просмотр и выполнение задания.  

4. Частичная проверка кроссворда.

- Сейчас мы вместе проверим, как вы справились с заданием. Найдите в кроссворде и прочитайте, пожалуйста определение «личность».

- Личностью нельзя родиться, ею человек становится в процессе социализации. Что это означает?

- Какие три этапа выделают в процессе социализации?

- Какие факторы влияют на становление личности? Их еще называют агентами социализации.

- Развиваясь как личность, человек формирует собственное мировоззрение. Что это?

- Вы отлично справились с этим заданием, познакомились с новыми понятиями, узнали, как формируется личность в обществе.

Отвечают на вопрос. Выполняют задания.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_09-48-41.png

Проверяют верность выполнения задания.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_09-52-15.png

2. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, слушают.

C:\Users\User\Desktop\человек 2.jpeg

3. Слушают задание. Читают вопросы к кроссворду.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_10-20-12.png

Смотрят видео: https://youtu.be/dQhh6wYNSzM?si=hyBxsTArP29_Uei_

и разгадывают кроссворд.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_10-22-16.png

4. Самопроверка.

- Личность – это совокупность социально значимых качеств человека (слово № 10).

- Социализация - процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества (слово № 5).

- Адаптация (слово № 1), индивидуализация (слово № 9) и интеграция (слово № 4).

- Семья, сверстники (слово № 7), организации (слово № 2) и учреждения.

- Мировоззрение - система взглядов человека на природу, общество, свое место в окружающем мире (слово № 8).

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_10-55-32.png

Физкультминутка.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Встают, выполняют движения.

Учитель

Ученики

5. Работа с текстом по группам.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4-5 человек. Перед вами текст о личности (см. Приложение 2). Вам нужно прочитать его внимательно, составить план текста и подготовить 1 вопрос по содержанию текста для своих одноклассников.

6. Проверка групповой работы.

Делятся на группы. Читают текст, составляют план, записывают вопрос к тесту.

C:\Users\User\Downloads\2024-01-30_11-20-58.png

Зачитывают план текста.

Возможный вариант плана:

1. Факторы формирования личности.

2. СМИ и социализация.

3. Влияние СМИ на молодёжь.

4. Влияние школы на формирование личности.

Вариант вопроса:

Какое негативное воздействие могут оказывать СМИ на молодых людей? 

Самооценка и взаимооценка.

Закрепление изученного материала

- Мы сегодня подробно рассмотрели процесс формирования личности. Из видео и текста мы узнали, как происходит процесс социализации, как общество влияет на личность. А теперь я предлагаю вам письменно ответить на вопрос, опираясь на полученные сегодня знания.

- Можно ли назвать Маугли полноценной личностью? Обоснуйте ответ.

Письменно отвечают на вопрос.

Возможный вариант ответа:

- Человеку очень трудно жить вне общества. Маугли вырос среди животных, он не имел возможности разговаривать, научиться элементарным навыкам общения, развиваться творчески, он не ходил в школу и даже не общался с семьей! Когда его нашли и попытались научить жить среди людей, он так и не смог адаптироваться в обществе. Конечно, он мог чувствовать, думать, выбирать, но это лишь зачатки личности. Маугли остался индивидом, не смог стать полноценной личностью.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Спасибо большое за вашу активную и плодотворную работу. Прошу вас оценить урок и собственную работу с помощью таблицы Де Боно. Сдайте мне ваши рабочие листы.

Учащиеся проводят рефлексию с помощью таблицы Де Боно (заполняют таблицу в конце рабочего листа).

C:\Users\User\Desktop\таблица рефлексии.jpg

Сдают рабочие листы.

Домашнее задание

- Найдите и запишите в тетрадь 3 высказывания известных людей о ЛИЧНОСТИ. Не забудьте подписать авторов цитат. Подумайте, как можно объяснить смысл этих высказываний в 2-3 предложениях.

- Спасибо за вашу работу. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

Директор школы:                                                                    С. А. Константинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Тестовая работа в 5 классе по предмету история "Первобытное общество"

Первое задание на  установление соответствия (отработка понятий). Второе на выбор ответа, названий   культурно-исторических периодов каменного века. Третье: на установление по...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: «Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: одинаковые по цвету». Тип урока: урок-закрепления нового знания.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

План-конспект урока по предмету "Обществознание" на тему: "Что такое общество?" для 10 класса

План-конспект урока на тему: "Что такое общество?" поможет учителю организовать учебный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС СОО. В ходе урока применяются различные методы и т...

Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему ""Подбор картинок, предметов к заданному слову. Предметы мебели (стол, стул, парта, кресло).", используя приемы наложения и приложения".

Конспект урока может быть использован при реализации АООП УО вариант 2, на уроке по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс....