Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ
методическая разработка

Захарченко Ирина Анатольевна

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

1.Духовно – нравственные ценности в современном обществе.

 

           «Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей» (Л.Н.Толстой). ( Слайд 1) Эти слова великого писателя заставляют нас задуматься об актуальности духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день.

          Все чаще и чаще возникают разговоры о нравственности, морали ,духовных ценностях. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных  людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности в современном мире. Ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.  Поэтому мы с Вами должны сделать так, чтобы  негативных источников влияния было как можно меньше. Справится с этой задачей, нам помогает образовательная деятельность.

       Тема моего выступления «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ» (Слайд 2)

          Образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Каждое новое время приводит с собой новую школу.  Школа как часть

общественного  пространства  «встроена  во  время  страны»,  и  неминуемо

отражает  эпоху, выявляя  новые  общественные  тенденции  и  идеологические

доминанты. Однако духовно-нравственное воспитание в современной школе   остается  одним из  приоритетных  направлений.

   Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного поведения. (Слайд 3)

   Целью духовно нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка. (Слайд 4)

            Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

           Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. ( Слайд 5) Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь

3.

между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры,

понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, какие качества:

  • Уважение и сострадание,
  • Гордость и доброжелательность,
  • Милосердие и патриотизм,
  • Любовь к окружающему и ближнему.

         И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие великого педагога, философа Василия Александровича Сухомлинского. «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает  свое сердце». (В.А. Сухомлинский). ( Слайд 6)

2. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ.

  Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ( Слайд 7) Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

4.

 Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

       Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко) Мы, педагоги, стараемся многое делать для того, чтобы дети понимали значение слов: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа, как известно, у ребенка светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней.

   Нравственная воспитательная система должна взаимодействовать со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывать всю жизнь ребят нравственным содержанием. Духовно – нравственное воспитание органически вплетается в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.

   Процесс духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся.  (Слайд 8)

  Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.    

     Уроки гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, окружающий мир) таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. Так например в качестве основного средства обучения на уроках  литературы, используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. (Слайд 9)

     Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые

5

должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

   Каким бы ни был урок ( математика, литература, география и т.д.) -обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.

Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.

    Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

    Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.

Одним из источников и средств являются народные сказки. Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.

    Необходимость провожу беседы по содержанию произведения: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают

6

складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства  представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности.

    Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.

   Чтение  и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Именно на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности.

 

 Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОРКСЭ, факультативов по ОПК, которые формируют у детей школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

   Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление уважительных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009, № 9, СС. 15-21)

7

      Очень много нужно сделать школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу школы, мной были выделены основные направления работы: 

   1.В организации духовно-нравственного воспитания школьников на уроках:  чтение и разбор статей, притч, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.

    Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это Сергий Радонежский, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многими другими.

Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

    2.В воспитательной работе по духовно- нравственному воспитанию в школе с детьми во внеурочное время проводится немало различных мероприятий: классные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

    Немаловажную роль в воспитании играет работа по нравственному воспитанию. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастет в любовь к Родине, своему народу.

     Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Важное место занимает воспитание в ребёнке уважения к историческому наследию своей родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, бесед, которые способствуют :

- экскурсии в школьный музей и мемориал «Михизеева поляна» памяти жертвам 13 ноября 1942 года. (Слайд 10-11)

-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения (проект «История станицы Махошевской»);

-более содержательному знакомству с историей своей семьи :(проект «Моя семья»)

-углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

     Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Классные часы, праздники, конкурсы посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными:(конкурс чтецов , посвященный Дню Защитников Отечества) , встречи с интересными людьми , экскурсии в музей (Слайд 12)

  3.В работе с родителями, которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в

8

различных формах деятельности: родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.

     Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на различные мероприятия мероприятия, знакомить их с творческими работами детей.

     4. Работать над собой. Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

   Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

   В нашей школе  дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Всем коллективом мы помогаем ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаем ему не только пережить, но и исправить поведение.

Формы внеклассной работы:

-тематические нравственные классные часы;

-экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, родного края;

-дискуссии по нравственной тематике;

-организация цикла нравственных бесед с учётом проблем класса;

-изучение нравственного наследия: золотое правило нравственности;

-родительские собрания;

-праздники, конкурсы.

9

     Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором проводятся  беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

  В моей воспитательной деятельности как учителя ОПК большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.   Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. ( Слайд 13)

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание духовно-нравственной личности ребенка зависит от целостности образовательного процесса.  

   «Никто не учит маленького человека: « Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В.А.Сухомлинский (Слайд 14)

Слайд 15

10

Список литературы

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям  -К. Раденська школа,1972 г.
  3. Скворцова О.Н.  Современная школа и общество  М.: «Просвещение» 2015 г.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...

Система духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Приводится обобщение опыта по системе духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...