Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» 108 часов
рабочая программа

Волокитина Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

                                       

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебная мастерская»

реализуется за счет средств ПФДО

1 уровень

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                  Составитель: Волокитина Ольга Сергеевна,

                                                            педагог дополнительного образования,

Пыть -Ях

2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..3-5
  1. Актуальность………………………………………………………………...5
  2. Новизна…………………………………………………………....................6
  3. Педагогическая целесообразность…………………………………………6
  4. Отличительная особенность программы………………………………….6
  5. Организация образовательного процесса…………………………………7
  6. Виды занятий………………………………………………………………..7
  7. Методы обучения……………………………………………………………8
  8. Формы обучения……………………………………………………………8

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………….9-10

1.3. Содержание программы………………………………………………………10.

1.3.1. Учебный план 1 года обучения……………………………………………10-12

1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения…………………………….12-15

1.3.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения………………15-21

1.3.4. Планируемые результаты к концу 1 года обучения………………………21-22

1.3.5. Календарный учебный график…………………………………………….22

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

 2.1. Формы аттестации и оценочные материалы………………………………..22-26

 2.2. Условия реализации программы…………………………………………….26

 2.2.1. Материально-техническое обеспечение………………………………….26-27.

 2.2.2. Учебно-методические материалы……………………………………… ...27

 2.2.3. Кадровое обеспечение …………………………………………………….28

 2.3. Литература……………………………………………………………………28-30

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство бумагопластики.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с технологией изготовления поделок из бумаги от самых простых до сложных, трудоемких и, вместе с тем, увлекающих процессом их создания. Кроме того, обучающиеся приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Обучающимся очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: модульное оригами, торцевание, гофротрубочки, гофроквиллинг, аппликация, моделирование и конструирование и т.п. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства.

        Программа «Волшебная мастерская» направлена на развитие творческих способностей и художественного, эстетического вкуса, воображения и фантазии ребенка, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Изучая программу, обучающиеся научатся правильно подбирать и сочетать цвета, применять различные техники бумагопластики для построения композиции, создавать изделия из бумаги.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол № 3).

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p.

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).

11.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

1.1.1. Актуальность программы заключается в том, что через практическую деятельность по художественному творчеству у обучающихся, развивается мелкая моторика рук, координация движений, гибкость пальцев. А всё это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребёнка. Совершенствуется интеллектуальное развитие и нарабатываются навыки трудовой деятельности. Занятия в данном направлении способствуют формированию у обучающихся мотивации к учебному процессу (формируются такие качества личности как терпение, сосредоточенность, внимание, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность).

1.1.2. Новизна заключается в том, что изучение программы нацелена на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему самостоятельно создавать художественные изделия используя знакомые техники бумагопластики. Эта работа предусматривает дифференцированный подход к детям разного возраста как при выборе материала (бумага разного размера, качества, структура, фурнитура), так и при выборе схем изделий (дети более старшего возраста могут выбрать более сложные и трудоемкие изделия). Схемы изделий разработаны с учетом возрастных особенностей ребенка и собраны в тематические подборки. У обучающихся развивается творческий, нестандартный подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы, необходимых материалов для изготовления изделий.

1.1.3. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в развитии у обучающихся мускулатуры рук, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и глазомера. Первоначальные трудности, связанные с недостаточно развитой мускулатурой пальцев рук у обучающихся в процессе работы с данными инструментами и материалами, а также с бумагой, постепенно исчезают, движения становятся лёгкими и свободными, а изделия аккуратными и изящными.

1.1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу доступности изложения материала, осуществляется постепенный переход от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов обучающихся. Программа расширяет знания учащихся, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивается познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

          С самого начала процесса обучения систематически проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности труда при работе с инструментами, клеем, ножницами. В качестве контроля усвоения материала при выполнении практического задания, педагог применяет технические обходы, индивидуальный и фронтальный инструктажи.

         Бумагопластика способствует формированию; трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежности, а также учит ребенка планировать свою работу, распределять время. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

1.1.5. Организация образовательного процесса

  • Направленность программы: художественная
  • Профиль: декоративно-прикладное творчество
  • Уровень программы: ознакомительный
  • Адресат программы: возраст обучающихся 7-15 лет
  • Объем и сроки реализации: 108 часов, 1 год обучения
  • Форма обучения: очная, но при необходимости, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенджеров.
  •  Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут, перемены 10 минут.
  • По форме организации: групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
  • Состав групп: постоянный 
  • Количество обучающихся на занятии: 7-30 человек
  • Программу реализует: педагог дополнительного образования, Волокитина Ольга Сергеевна

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Формирование групп проводится из состава всех желающих, соответствующей возрастной категории. На вводном занятии по бумагопластике дети знакомятся с инструментами, материалами, изделиями, которые будут выполнять по программе. Проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности на занятиях.

1.1.6. Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу, выставку, входную, промежуточную и итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная мастерская» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся. Отличительной особенностью обучения является расширение разнообразия видов работ с бумагой, начиная с простых аппликаций, оригами и т.д.  и заканчивая сложными полноценными предметами быта. На первом году обучения деятельность педагога направлена на раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся и развитие их творческих способностей. На втором году обучения - на улучшение уровня мастерства обучающихся, отработку навыков самоконтроля и самовыражения в работе. На третьем году обучения - на повышение уровня мастерства обучающихся, отработку навыков самоконтроля и самовыражения в работе.  Происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, систематизация материала с выходом на творческую работу (возможна личная разработка).

1.1.7. Методы обучения

Методы организации занятия:

  • Словесные - устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
  • Наглядные - демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, работа по образцу;
  • Практические- работа по схемам, работа по инструкционным картам;
  • Игровые- дидактические игры.

Методы деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в бумагопластике;
  • репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков бумагопластике.
  • частично-поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
  • мотивации и стимулирования, обучающего.
  • контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.  

1.1.8. Формы обучения

Формы организации занятий: 

  • коллективная
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная.

Формы проведения занятий:

  • беседа
  • открытое занятие
  • творческая мастерская
  • мастер-класс
  • выставка
  • презентация
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • праздник.

 1.2. Цель программы: создание условий для развития индивидуальных творческих способностей ребенка и личностных качеств, посредством занятий бумагопластикой.

 Задачи:

Личностные

  • воспитывать уважение к культурно-историческому наследию своего народа;
  • прививать интерес и любвь к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать личностные компетентности: индивидуальные способности и таланты, творческий подход к решению задач и проблем;
  • способствовать формированию таких качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность;
  • формировать духовно-нравственные и коммуникативные качества.
  • способствовать формированию устойчивой мотивации к творческо-продуктивной деятельности.

Метапредметные

  • Формировать представление о взаимосвязи декоративно-прикладного творчества и других видов искусств;
  • способствовать формированию интереса социального и профессионального самоопределения обучающихся путем развития склонностей и способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус и умение организовать досуг;
  • ознакомить с работами других мастеров, посредством современных технологий с использованием глобальной сети “Internet”.

Образовательные (предметные)

  • Ознакомить с историей возникновения и развития бумагопластики;
  • обучить видам техник бумагопластики, основам композиции и цветоведения;
  • развить моторику рук, глазомер, воображение образное мышление, фантазию;
  • обучить правилам техники безопасности при работе с инструментами, клеем, ножницами;
  • развивать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение довести дело до конца;
  •  формировать навыки работы в коллективе и стремление детей к взаимопомощи;
  • способствовать творческому развитию личности ребенка.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план 1 года обучения

(4 часа в неделю)

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

I модуль 28 часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

2

2

        -        

беседа, презентация

 наблюдение, тестирование

2.

Модульное оригами.

История развития и виды техники. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

12

2

10

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения

3.

Торцевание.

История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

10

2

8

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения

4.

Гофротрубочки.

История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

4

2

2

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения, промежуточная аттестация.

II модуль 80 часов

5.

Гофротрубочки.

История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

8

-

8

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения, промежуточная аттестация.

6.

Гофроквилинг. История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

24

2

22

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения

7.

Аппликация. История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

22

2

20

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения

8.

Моделирование, конструирование.

История развития и виды техники. Инструменты и материалы.

Инструктаж по Т.Б.

18

2

16

беседа, презентация,

практическое задание

практические задания, упражнения,

итоговая аттестация

9.

Оформление выставочных работ. Составление композиций.

4

-

4

беседа, презентация, практическое задание

практические задания.

10.

Итоговое занятие. Выставка работ

4

2

2

мастер-класс, выставка

итоговый

Всего:

108

16

92

1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения

1.Вводное занятие (2 часа).  

Теория (2 часа): Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2.Модульное оригами (12 часов).

Теория (2 часа): История развития техники модульное оригами. Виды модульного оригами. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

Практика (10 часов): Изготовление треугольных модулей для создания модульного оригами. Сборка и оформление, модульного оригами.

1. Модульное оригами «Апельсин».

2. Модульное оригами «Букет тюльпанов».

3. Модульное оригами «Рамочка».

4. Модульное оригами «Мухоморчик».

5. Модульное оригами «Птенчик».

3.Торцевание (10 часов).

Теория (2 часа): История развития техники торцевания. Виды торцевания. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

Практика (8 часов): Подготовка материала (нарезание из гофробумаги маленьких, одинаковых квадратиков), для создания плоских и объемных моделей в технике торцевания.

  1.  Контурное торцевание на плоскости «Ромашка».
  2. Торцевание на плоскости «Тюльпан».
  3. Торцевание на плоскости «Петушок».
  4. Торцевание на плоскости «Цыпленок».
  5. Торцевание объемной модели фрукта «Яблоко».
  6. Торцевание объемной композиции «Дерево».

4.Гофротрубочки 12 часа).

Теория (2 часа): История развития техники гофротрубочки. Виды техники. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Промежуточная аттестация.

Практика (10 часа): Изготовление гофротрубочек (скручивание из гофрированной бумаги трубочки). Сборка (склеивание) и оформление плоских и объемных моделей в технике гофротрубочки.        

        1.Создание плоской модели на выбор: «Бабочка, «Ромашка», «Барашек», «Обезьянка», «Ваза», «Чайная пара».

5.Гофроквилинг (24 часа).

Теория (2 часа): История развития техники гофроквилинг. Основные детали. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

Практика (22 часа): Приготовление (нарезание полосок из гофрокартона разной длины и ширины), скручивание полосок в отдельные детали для создания плоских и объемных моделей.

        1. Создание плоской модели «Петушки на счастье».

        2. Создание плоской модели «Зайка».

        3. Создание плоской модели «Цветы в вазе».

           4. Создание плоских мини моделей «Бабочка», «Стрекоза», «Гусеница»,

               «Улитка», для декорирования вазы.                               

           5. Создание объемной гофромодели «Петушок».

6.Аппликация (22 часа).

Теория (2 часа): История развития аппликации. Виды аппликаций. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

Практика (20 часов): Применение разных видов техник, работа с шаблонами и трафаретами для изготовления простых и сложных аппликаций. Применение различных приёмов аппликаций (сгибание; сминание; сложение; выгибание;

выщипывание; обрывание; накручивание; скручивание; надрезание, разрезание;

прорезание; вырезывание; наклеивание; приклеивание; заклеивание; присоединение;).

           1. Аппликация из бумажных трубочек «Веселая рамка».

           2. Объемная аппликация «Ежик на прогулке».

           3. Аппликация «Голубки».

           4. Аппликация «Цветущий шар».

           5. Объемная аппликация «Озорная обезьянка».

           6. Аппликация «Цветы в горшке».

           7. Аппликация в технике квилинг «Цветочек».

           8. Аппликация в технике квилинг «Цветочная поляна».

7.Моделирование, конструирование (18 часов).

Теория (2 часа): История развития моделирования, конструирование.  Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Итоговая аттестация.

Практика (16 часов): Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели самолетов, ракет, вагонов и автомашин различного назначения).

           1. Изготовление и сборка модели «Маяк».

           2. Изготовление и сборка модели «Легкого автомобиля».           

           3. Изготовление и сборка модели «Вертолет».

           4. Изготовление и сборка модели «Формула 1».

8. Оформление выставочных работ (4 часа).

Практика (4 часа): Оформление работ в рамки: «Ежик на прогулке», «Голубки», «Цветочная полянка», «Цыплёнок», «Ромашка», «Петушок», «Обезьянка».

9. Итоговое занятия (4 часа).

Теория (2 часа): Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

Практика (2 часа): Проведение мастер - класса обучающимися. Организация выставок лучших работ обучающихся.

1.3.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

№ за-

ня-

тия.

Дата занятия

Количест-во часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

I модуль 28 часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. 

1

-

1

Инструменты и материалы.

1

-

1

Модульное оригами. История развития и виды техники. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами  «Апельсин».

1

1

1

Сборка и оформление модульного оригами   «Апельсин».

1

-

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами «Букет тюльпанов».

-

1

1

Сборка и оформление модульного оригами  «Букет тюльпанов».

-

1

1

Изготовление треугольных модулей для оформления рамочки.

-

1

1

Сборка и оформление модульной рамочки.

-

1

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами «Мухоморчик».

-

1

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами «Мухоморчик».

-

1

1

Сборка и оформление модульного оригами «Мухоморчик».

-

1

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами  «Птенчик».

-

1

1

Изготовление треугольных модулей для создания оригами  «Птенчик».

-

1

1

Сборка и оформление модульного оригами  «Птенчик».

-

1

1

Торцевание: История развития техники торцевания. Виды торцевания.

1

-

1

Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

-

1

1

Контурное торцевание на плоскости «Ромашка».

-

1

1

Торцевание на плоскости «Тюльпан».

-

1

1

Торцевание на плоскости «Петушок».

-

1

1

Торцевание на плоскости «Цыпленок».

-

1

1

Подготовка материала и создание объемной модели фрукта «Яблоко».

-

1

1

Подготовка материала и создание объемной модели фрукта «Яблоко».

-

1

1

Подготовка материала и создание для объемной композиции «Дерево».

-

1

1

Гофротрубочки: История развития техники гофротрубочки.

1

-

1

Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Промежуточная аттестация.

1

-

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги.        

Сборка плоской модели на выбор.

-

1

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги.        

Сборка плоской модели на выбор.

-

1

II модуль 80 часов

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги, для объемной модели  «Ваза».    

-

1

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги, для объемной модели  «Ваза».    

-

1

1

Сборка и оформление объемной модели «Ваза».

-

1

1

Сборка и оформление объемной модели «Ваза».

-

1

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги, для объемной модели «Чайная пара».            

-

1

1

Изготовление гофротрубочек из гофробумаги, для объемной модели «Чайная пара».            

-

1

1

Сборка и оформление объемной модели «Чайная пара».            

-

1

1

Сборка и оформление объемной модели «Чайная пара».            

-

1

1

Гофроквилинг: История развития техники гофроквилинг. Основные детали. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

1

-

1

Гофроквилинг: История развития техники гофроквилинг. Основные детали. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

1

-

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Петушки на счастье».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Петушки на счастье».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Петушки на счастье».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Петушки на счастье».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Зайка».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Зайка».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Зайка».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Зайка».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Цветы в вазе».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоской модели «Цветы в вазе».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Цветы в вазе».

-

1

1

Сборка и оформление плоской модели «Цветы в вазе».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоских  мини моделей «Бабочка», «Стрекоза », «Гусеница», «Улитка» для декора вазы.

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для плоских  мини моделей «Бабочка», «Стрекоза », «Гусеница», «Улитка» для декора вазы.

-

1

1

Сборка плоских  мини моделей «Бабочка», «Стрекоза », «Гусеница», «Улитка» для декора вазы.

-

1

1

Сборка плоских  мини моделей «Бабочка», «Стрекоза », «Гусеница», «Улитка» для декора вазы.

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Приготовление и скручивание гофрополосок для объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Сборка объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Сборка объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Завершение сборки и оформления объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Завершение сборки и оформления объемной  гофромодели «Петушок».

-

1

1

Аппликация: История развития аппликации. Виды аппликаций. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

1

-

1

Аппликация: История развития аппликации. Виды аппликаций. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б.

1

-

1

Аппликация из бумажных трубочек «Веселая рамка».

-

1

1

Аппликация из бумажных трубочек «Веселая рамка».

-

1

1

Объёмная аппликация «Ежик на прогулке».

-

1

1

Объёмная аппликация «Ежик на прогулке».

-

1

1

Аппликация «Голубки».

-

1

1

Аппликация «Голубки».

-

1

1

Аппликация «Цветущий  шар»

-

1

1

Аппликация «Цветущий  шар»

-

1

1

Объемная аппликация «Озорная обезьянка»

-

1

1

Объемная аппликация «Озорная обезьянка»

-

1

1

Аппликация «Цветы в горшочке».

-

1

1

Аппликация «Цветы в горшочке».

-

1

1

Аппликация «Цветы в горшочке».

-

1

1

Аппликация «Цветы в горшочке».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочек».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочек».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочная полянка».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочная полянка».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочная полянка».

-

1

1

Аппликация в технике квилинг «Цветочная полянка».

-

1

1

Моделирование,

конструирование: История развития моделирования, конструирования.

1

-

1

Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Итоговая аттестация.

1

-

1

Художественное оформление модели «Маяк». Изготовление  деталей модели «Маяк» .

-

1

1

Художественное оформление модели «Маяк». Изготовление  деталей модели «Маяк» .

-

1

1

Изготовление деталей модели «Маяк».

Сборка модели «Маяк».

-

1

1

Изготовление деталей модели «Маяк».

Сборка модели «Маяк».

-

1

1

Изготовление деталей модели легкого автомобиля.

-

1

1

Изготовление деталей модели легкого автомобиля.

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели легкого автомобиля.

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели легкого автомобиля.

-

1

1

Изготовление деталей модели «Вертолет».

-

1

1

Изготовление деталей модели «Вертолет».

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели «Вертолет».

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели «Вертолет».

-

1

1

Изготовление деталей модели «Формула 1».

-

1

1

Изготовление деталей модели «Формула 1».

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели «Формула1».

-

1

1

Художественное оформление и сборка модели «Формула1».

-

1

1

Оформление выставочных работ: Оформление работ в рамки: «Ежик на прогулке», «Голубки», «Цветочная полянка».

-

1

1

Оформление выставочных работ: Оформление работ в рамки: «Ежик на прогулке», «Голубки», «Цветочная полянка».

-

1

1

Оформление работ в рамки: «Цыплёнок», «Ромашка», «Петушок».

-

2

1

Оформление работ в рамки: «Цыплёнок», «Ромашка», «Петушок».

-

1

Итоговое занятия: Проведение мастер - класса обучающимися. Организация выставок лучших работ обучающихся.

-

2

1

Итоговое занятия: Проведение мастер - класса обучающимися.

-

1

Организация выставок лучших работ обучающихся.

1

-

1

Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

1

-

Итого:

108

16

92

1.3.4. Планируемые результаты к концу года обучения

Знать:

  • правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем;
  • названия основных базовых форм;
  • историю происхождения декоративно-прикладного творчества;
  • основные инструменты и способы их применения;
  • термины «аппликация», «рисунок», «поделка», «подарок», «украшение»;
  • основные приёмы изготовления поделок из разного материала.

Уметь:

  • организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и материалами;
  • применять и работать с разными приспособлениями и инструментами;
  • самостоятельно вырезать из бумаги разнообразные изделия;
  • самостоятельно выполнять соединение деталей разными способами;
  • выполнять изделие по простой схеме;
  •  под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.

1.3.5. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная мастерская»

Период обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 модуль

1 ноября

31 декабря

7

14

28

2 раза в неделю по 2 часа

2 модуль

9 января

31 мая

20

40

80

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
  • текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень освоения теоретических знаний и практических умений, и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень освоения теоретических знаний и практических умений, и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.

Отслеживание результативности освоения программы обучающимися, осуществляется поэтапно в течение всего учебного года. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются: текущий, индивидуальный, фронтальный, контроль в виде устного опроса, тестирования, выполнения упражнений по схеме, творческого задания (изготовления изделия из бумаги).  

        Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года (в декабре), итоговая аттестация проводится в конце учебного года (в мае) в форме устного опроса, с целью определению уровня, освоенного обучающимися теоретического материала и выполнение практического задания (изделие из бумаги по схеме), с целью определения уровня приобретенных практических умений и навыков за период обучения. Итоговая аттестация также включает в себя выставку готовых изделий, выполненных обучающимися за весь учебный год, защиту проекта, презентации своей модели, конкурс на лучшую работу.

         Программой предусмотрено подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений, обучающихся по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.

Оценочные материалы

Тестовые задания

для входного контроля.

Тест

1. Бумага – это…

  1. Материал
  2. Инструмент
  3. Приспособление

2. Из чего делают бумагу?

  1. Из древесины
  2. Из пластика
  3. Из железа

3.  Какие свойства бумаги ты знаешь?

  1. Хорошо рвется
  2. Легко гладится
  3. Легко мнется
  4. Хорошо впитывает воду
  5. Влажная бумага становится прочной

4. Для чего нужен шаблон?

  1. Чтобы получить много одинаковых деталей
  2. Чтобы получить одну деталь

5.  Шаблон – это…?

  1. Тонкая пластинка, в которой прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению
  2. Вырезанная пластина, на основе которой происходит дублирование деталей
  3. Фигурная линейка для вычерчивания кривых линий

6. Выделите три основных вида аппликации:

  1. Сюжетная
  2. Одноцветная
  3. Декоративная
  4. Предметная
  5. Объёмная
  6. Абстрактная

        

7. Выберите из нижеперечисленных вариантов чертежные инструменты:

  1. Канцелярский нож
  2. Карандаш
  3. Кисть
  4. Ножницы
  5. Циркуль
  6. Транспортир

        

        

Практическое задание для входного контроля.

(практические умения и навыки  обучения)

Выполнить задание по технологической карте

Screenshot_20220503_175009

Тестовые задания для промежуточной аттестации.

1.Как называется старинная техника обработки бумаги?

  1. Карвинг              
  2. Квиллинг               
  3. Квилт

2. В 1880 году возник термин, означающий сложенная бумага. Что это за термин?

  1. Кусудама             
  2. Киригами            
  3. Оригами

3. Где впервые начинается история Квиллинга?

  1. Египте                   
  2. Греции                   
  3. Риме

4. Как называется инструмент с помощью которого, происходит накручивание и моделирование роллов?

  1. Катушка               
  2. Пробойник           
  3. Шпулька

5. Где впервые появилась бумага?

  1. Россия                   
  2. Япониия               
  3. Китай

6. Что является основой объемных фигур модульного оригами?

            1.  Модуль «Супершар»         

            2. Треугольный модуль       

            3. Модуль «Трилистник»

7. В каком городе проводилась первая выставка по квиллингу в 1927 году?

 

  1.Лондон                        

  2.Париж                   

  3. Нью-Йорк

Практическое задание для промежуточной аттестации.

(практические умения и навыки обучения)

Выполнить задание по технологической карте


        Тестовые задания для итоговой  аттестации.

1. В каком городе проводилась первая выставка по квиллингу в 1927 году?

 

1.  Лондон                      

2.  Париж                 

3.  Нью-Йорк

2. Как переводится «Кусудама»?

  1. Бумага и шар             
  2. Лекарство и шар           
  3. Еда и шар

3. В каком году был создан «Квиллинг союз Англии»?

       1.   1983               

       2.   1993        

       3.   1973

4. Что является основой квиллинга?

       

       1.  Роллы     

       2.  Модуль      

       3.  Квадрат

5. Из чего складывается треугольный модуль?

1.Квадрата

2. Прямоугольника   

3.Треугольника

6. Где впервые начинается история Квиллинга?

  1. Египте                 
  2. Греции                 
  3. Риме

7. Из скольки модулей состоит классическая кусудама «Супершар»?

      1.  45

      2.  40

       3. 50

Практическое задание для итоговой  аттестации.

(практические умения и навыки  обучения)

Выполнить задание по технологической карте

C:\Users\Admin\Desktop\АКТОВЫЙ ЗАЛ\1271f296ecb704649d9853812a0f6fbb.gif

                                     

Карта контроля (оценочная)

выполнения практического задания

группа №

Промежуточная, итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.

Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»

№ п/п

ФИО обучающегося

Критерии

Итого баллов

Гармоничное сочетание цветной бумаги при выполнении изделия

Подбор цветовой гаммы

Умение читать схему

Правильно выполнить работу по инструкционной карте

Аккуратность и чистота исполнения работы

Демонстрация мастерства

1.

2.

Итого:

Оценивается по 5-ти бальной системе.

  1. Условия реализации программы
  1. Материально – техническое обеспечение:
  • Кабинет для проведения занятий.
  • Ученические столы 8 шт., ученические стулья 16 шт.
  • Шкафы для хранения и демонстрации работ, для размещения наглядных пособий.
  • Персональный компьютер.
  • Бумага разных цветов и размеров;
  • Ножницы;
  • Цветные карандаши.
  • Декоративная тесьма
  • Простые карандаши
  • Клей карандаш
  • Канцелярские ножи
  • Линейки
  • Декоративная бумага.
  • Гофрированный картон
  • Гофрированная бумага
  • Цемент
  • Алебастр.
  1. Учебно-методические материалы.

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  • Вводное занятие;
  • Модульное оригами;
  • Торцевание.
  • Гофротрубочки;
  • Гофроквиллинг;
  • Аппликация;
  • Моделирование, конструирование;
  • Итоговое занятие.

Для обучения используется:

  • литература для педагога и обучающихся;
  • образцы изделий;
  • схемы изделий (раздаточный материал);

Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с бумагой, учатся пользоваться различными схемами. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.

Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.

  1. Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

2.3. Литература для педагога:

1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

4. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.

6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.

9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.

11. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

12. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

13. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

14. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

15. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

16. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

17. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

18. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

19. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.

20. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.

21. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

22. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

23. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

24. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.

25. Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1980.

26. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература, рекомендуемая для обучающихся:

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.

2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

7. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский" разработана для учащихся от 8 до 11 лет, изучающих английский язык с нуля. Программа направлена на формиро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная флейта"

Данная программа предназначена для начинающих музыкантов-детей старшего дошкольного возраста, делающих свои первые шаги в музыке с помощью древнего инструмента, который называется блок-флейта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клубочек"

АННОТАЦИЯк рабочей программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный клубочек»Возраст, на который рассчитана программа – 10-13 летКоличество часов: всег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)

          Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...

Сентябрь 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская». Разработчик программы Михаил Викторович Кутаков

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская» имеет техническую направленность.   Уровень программы: ознакомительный.  Акт...