Тренинг «Моя будущая профессия»
учебно-методический материал (8, 9 класс)
Оказание помощи подросткам в самоопределении одна из приоритетных задач школы. Становление личности будущего выпускника во многом зависит от того, какую профессиональную траекторию развития он выберет, какая профессия поможет не только реализовать себя, но и сформировать полноправного и ответственного гражданина своей страны.
Наиболее актуальна профориентационная помощь обучающимся с особыми возможностями здоровья и инвалидам. Как показывает практика, именно данной категории учеников, как правило, трудно определиться с выбором профессии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога
в контексте современного образования»
ТРЕНИНГ «Моя будущая профессия»
Автор: Ерохина Ольга Борисовна,
педагог-психолог
МОУ Болтинская СОШ
Ярослаская область
п.Судоверфь, 2024
Пояснительная записка
Оказание помощи подросткам в самоопределении одна из приоритетных задач школы. Становление личности будущего выпускника во многом зависит от того, какую профессиональную траекторию развития он выберет, какая профессия поможет не только реализовать себя, но и сформировать полноправного и ответственного гражданина своей страны.
Наиболее актуальна профориентационная помощь обучающимся с особыми возможностями здоровья и инвалидам. Как показывает практика, именно данной категории учеников, как правило, трудно определиться с выбором профессии.
В большинстве случаев у подростков с ОВЗ не сформированы навыки целеполагания и планирования, которые не позволяют им ставить трудные задачи и прилагать усилия для их достижения. Кроме того, слабое самосознание и необъективная самооценка не позволяют им объективно оценивать свои способности и возможности.
Данный тренинг направлен на то, чтобы обучающиеся могли осознать свои личностные особенности, качества, которые помогут им в правильном профессиональном выборе . В процессе тренинга, который состоит из трех занятий, учащиеся с ОВЗ учатся объективно оценивать свои личностные качества, свой уровень притязаний, определять для себя преобладающий тип направленности личности, свои склонности и интересы в мире профессий.
В процессе работы с обучающимися с ОВЗ проводятся беседы, информирующие об особенностях каждой профессии, рассматриваются качества, которые необходимы для данной профессии. Проводятся диагностические обследования по стандартизированным методикам, которые позволяют определить их профессиональнее предпочтения. Результаты диагностического обследования обучающиеся соотносятся с их реальными возможностями. Это позволяет ученикам не просто определиться с профессиональной областью своего развития, но сделать правильный выбор с учётом не только своих желаний, но и своих способностей и возможностей.
Цель: способствовать формированию способности к самопознанию и самоопределению.
Оборудование: памятки с правилами тренинга, мяч, листы бумаги формата А-4, ручки, бланки с тестами и таблицами , заготовленные исходя из количества участников для рефлексии.
Планируемые результаты:
- Сформированность способности к самопознанию и самоопределению.
- Профессиональное самоопределение с учётом своих склонностей, интересов и реальных возможностей.
Занятие 1. Оценка личностных качеств
Задачи:
-Создавать доброжелательную атмосферу в группе.
-Развивать умения оценивать свои личностные качества, чувства, переживания.
1. Вступление.
Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях и задачах тренинга и предлагает познакомиться.
Знакомство.
Участники встают в круг, у Ведущего в руках мяч. Стоя в кругу участники, начиная с Ведущего, по очереди представляются, называя своё имя и лучшее своё качество и передают мяч следующему.
На доске на ватмане вывешиваются правила тренинга
- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера.
- Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
- Персонификация высказываний. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
- Недопустимость перехода «на личности». Говорим только о действиях участника, а не о личности и о каких-либо его отрицательных качествах.
- «Обратная связь». Каждый участник должен высказать своё мнение в конце занятия.
Разминка «Молекулы» Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся по комнате, при этом руки прижаты к груди. По сигналу ведущего атомы быстро объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2, 3 атома), по каким-то признакам (девочка-мальчик, мальчик-мальчик, в тёмной одежде…). После соединения снова расходятся, затем объединяются и так молекулы формируются несколько раз.
2. Основная часть.
Упражнение «Какой я?»
Цель: рефлексия личностных качеств
Учащимся предлагается нарисовать три рисунка на тему: «Грусть», « Обида», «Радость». Затем рисунки вывешиваются на доску и рассматриваются. Учитель обращает внимание на то, что все рисунки разные, у всех участников разные ассоциации. Это говорит о том, что все понимают и переживают данные чувства по- своему.
Затем учащимся предлагается закончить предложения
«Когда я грущу, я………..»
Когда я обижаюсь, я……….»
«Когда я радуюсь, я………»
Упражнение «Солнышко»
Цель: развитие умения оценивать свои личностные качества
Учащимся предлагается на листе формата А-4 нарисовать солнышко. Лучей у солнца должно быть не менее 8. На каждом луче надо написать свои личностные качества, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается сравнить, каких качеств больше. Затем проводится обсуждение, какие качества в себе учащимся нравятся и от каких им хотелось бы освободиться. Продумываются способы по преодолению нежелательных качеств.
Тест Денбо-Рубинштейна на определение самооценки
3. Заключение.
Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты свей работы на занятии
№ | Вопрос | Ответ обведите | |
1 | На занятии я работал | активно | пассивно |
2 | Своей работой я | доволен | не доволен |
3 | Занятие для меня показалось | коротким | длинным |
4 | За занятие я | не устал | устал |
5 | Моё настроение стало | лучше | хуже |
6 | Все задания мне были | понятны | не понятны |
Занятие 2. Профессиональные интересы и склонности
Задачи:
- Исследовать профессиональные интересы и предпочтения учащихся и соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями.
- Развивать способность к самооценке и самопознанию путём определения позитивных и негативных сторон собственного «Я».
1. Вступление.
Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях занятия.
Разминка «На что или кого я похож».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Учащиеся встают в круг, а учитель по кругу проходит с мешочком, в котором находятся различные предметы и фигурки животных. Учащийся должен не глядя в мешочек вытащить любую фигурку, предмет и сказать чем он на него похож. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кому было сложно придумать ассоциацию и почему.
2. Основная часть.
Ведущий предлагает учащимся ответить на вопросы Опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Испытуемым предлагается выбрать одну предпочтительную из двух предложенных профессий и отметить свой выбор. Набранное количество баллов покажет преобладающий тип направленности личности: реалистический, социальный, артистический, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный.
Инструкция: «В таблице попарно представлены различные профессии или должности, обозначенные как буквы «А» и «Б». В каждой из 42 пар профессий постарайтесь найти ту, которой Вы отдаёте предпочтение, и в бланке ответов (справа от порядкового номера каждой пары) обведите букву, соответствующую выбранной из пары профессии. Если профессии не понятны учащимся, ведущий даёт пояснения.
Затем учащиеся считают количество баллов по каждому типу, определяют преобладающий тип направленности личности и отмечают его на шестиугольнике.
Каждому типу соответствуют предпочитаемые виды деятельности, способности, которыми обладают люди данного типа, личностные качества и ценности, типичные хобби, возможные места работы и профессии этого типа.
Каждому учащемуся выдаётся таблица по преобладающему типу направленности, который они для себя определили. Затем предлагается вычеркнуть то, что из характеристик данного типа им не подходит. Затем проводится обсуждение.
Упражнение «Какой я?»
Цель: развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».
Каждому участнику выдаётся таблица
Что я ценю в себе | Что во мне ценят другие | Чтобы я хотел в себе изменить |
3. Заключение.
Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты своей работы на занятии
№ | Вопрос | Ответ обведите | |
1 | На занятии я работал | активно | пассивно |
2 | Своей работой я | доволен | не доволен |
3 | Занятие для меня показалось | коротким | длинным |
4 | За занятие я | не устал | устал |
5 | Моё настроение стало | лучше | хуже |
6 | Все задания мне были | понятны | не понятны |
Занятие 3. Мои желания и возможности
Задачи:
- Развивать умение формулировать цель и варианты для её достижения.
- Повышать самооценку.
- Рефлексия собственных личностных качеств.
1. Вступление.
Ведущий приветствует участников тренинга, информирует их о целях занятия.
Разминка «Поменяйтесь местами»
Все сидят кругом, ведущий внутри круга. Ведущий называет признак, по которому игроки должны поменяться местами. Ведущий командует: «Поменяйтесь местами те, у кого сегодня хорошее настроение (кто настроен на активную работу, кому нравится работать в команде, кто настроен на положительный результат…)».
2. Основная часть.
Упражнение «Колесо моих желаний и возможностей» (на основе техники "Коучинговое колесо”)
Цель: помогает сформулировать цель, определить варианты возможностей, повышает самооценку.
Материалы: лист бумаги формат А-4, карандаш, ручка.
Время работы: 30–40 мин.
Как работать:
1. Нарисуйте круг на листе формата А-4.
2. Разбейте круг на 8 секторов и подпишите их: школа, дом, увлечения, друзья, активность, самочувствие, самоопределение, возможности.
3. Каждый сектор заштрихуйте настолько, насколько Вас устраивает всё в данном секторе.
4. Оцените, насколько на сегодняшний день Ваши желания удовлетворены в каждом секторе.
5. Теперь оцените своё колесо. Вы можете увидеть, какой сектор вам необходимо "подтянуть" и более плодотворно поработать в этом направлении.
6. Выберите, с каким из секторов вы хотите сейчас работать. Определите самый главный для вас сектор. Назовите этот сектор. И, когда этот сектор или несколько будут определены, необходимо решить, что вы будете делать в них дальше, в самое ближайшее время. Какие шаги, пусть даже самые небольшие, изменят ваше нынешнее состояние и приблизят вас к успеху? Может быть, вы давно хотели, но не решались или не хватало времени или терпения?
7. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение недели, чтобы продвинуться к намеченной цели.
8. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение месяца, чтобы продвинуться к намеченной цели.
9. Напишите 3 действия для выбранного вами сектора, которые вы можете сделать в течение следующего месяца, чтобы продвинуться к намеченной цели.
10. Составьте кратковременный план.
После выполнения упражнения проводится обсуждение.
Упражнение «Угадай по описанию»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств
Каждому участнику выдаётся лист бумаги, на котором он должен описать свои личностные качества, положительные и отрицательные. Каждый лист подписывается. Затем ведущий перемешивает все листы и зачитывает описание личности. Участники должны угадать участника тренинга по его описанию. Затем проводится обсуждение.
3. Заключение.
Рефлексия. Участникам выдаётся таблица и предлагается оценить результаты своей работы на занятии
№ | Вопрос | Ответ обведите | |
1 | На занятии я работал | активно | пассивно |
2 | Своей работой я | доволен | не доволен |
3 | Занятие для меня показалось | коротким | Длинным |
4 | За занятие я | не устал | Устал |
5 | Моё настроение стало | лучше | Хуже |
6 | Все задания мне были | понятны | не понятны |
Вывод: эти занятия дают возможность определиться со своими желаниями и возможностями в профессиональном самоопределении, прояснить пути достижения цели, увидеть новые возможности и наработать множество вариантов для достижения цели. Также занятия помогают увидеть собственные достижения на текущий момент времени и повысить самооценку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"
Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Профориентационный тренинг на тему: "Моя будущая профессия"
Классный час проводится в форме тренинга. Состоит из 6 этапов....

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Устная часть по английскому языку по теме «Планы на будущее. Будущая профессия».Шаблоны.
материал полезен для отработки устной части ЕГЭ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...