Научно-методическая статья.
методическая разработка

Крамарова Эвелина Сергеевна

Особенности отношения к обучению младших школьников с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kramarova_e.s.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Крамарова Эвелина Сергеевна, учитель-дефектолог

ГКОУ школа №22 г. Армавир

Известно, что учебная мотивация детей с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности. Мотивы учения часто усваиваются детьми формально, не становясь их собственными побуждениями. Отношение к ситуации учения слабо дифференцированное, ситуативное, а познавательные интересы ограниченны и неустойчивы.

Несмотря на то, что вопросы мотивации учебной деятельности умственно отсталых школьников прямо или косвенно рассматривались в значительном количестве исследований, они не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. Это связано с тем, что современные дети выросли в условиях изменившейся  социокультурной среды. Отмечается, что у современных школьников  существует проблема отчуждения от учебной деятельности, а их учебная мотивация чаще поддерживается прагматической ориентацией. Что при этом происходит с отношением ребенка к обучению, сохраняет ли он ту радость учения, в которой, по словам В.П. Кащенко, ранее всего и нуждается ребенок? Возможно ли сегодня то «счастье через учение», о котором в свое время  говорил М.В. Ломоносов?

Безусловно, осознавая те ограничения, которые накладывает на формирование мотивационно-потребностной сферы личности интеллектуальный дефект, мы не можем не признавать возможностей детей с нарушением интеллекта испытывать положительное отношение  к обучению, радоваться, проявлять к нему интерес в т ой или иной степени. О такой возможности, имеющихся у данной категории детей, свидетельствует опыт практической работы с ними.

В рамках целостного исследования, посвященного проблеме формирования мотивации учебной деятельности умственно отсталых младших школьников , один из этапов работы, предполагал  изучение школьных интересов, их эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения, а также эмоционального отношения к участникам учебного процесса (педагогам, одноклассникам, родителям).  Для этого были использованы в работе два задания: методика «Лица» Н.В.  Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой [1], а также проективная рисуночная методика «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой [2].

Анализ проведенной работы показал, что для основной массы младших школьников  (2,3 классы) с различным уровнем интеллектуального развития в целом характерно положительное отношение  к обучению и участникам учебного процесса. При этом положительное отношение к обучению и участникам образовательного процесса постепенно сменяется отрицательным (к 4-5 классу).

Это, скорее всего, связано с нарастанием школьных трудностей , подростковым периодом  которые отрицательно сказываются как на отношении детей к учителю, родителям, так и к школе в целом, что говорит о необходимости оказания более действенных специальных мер помощи и поддержки обучающихся.

Методика «Лица» позволила также выявить отношение детей к учебным предметам, которое соотносится с их учебными интересами. Многие младшие школьники хоть и выбирали «легкие» предметы, но в то же время понимали значимость таких предметов как русский язык, математика, чтение. Сравнивая отношение детей к основным и не основным предметам, можно сказать, что большинство предпочтительнее относятся к таким учебным дисциплинам, как физкультура, рисование, музыка, которые не требуют от школьников  высокого  интеллектуального напряжения и тесно связаны с более любимой и привычной для них деятельностью.

Анализ детских рисунков на тему  «Что мне нравится в школе» позволил судить о выраженности познавательных интересов, об отношении к школе в целом, а также о тех сторонах и ситуациях школьной жизни, которые являются привлекательными и значимыми для младших школьников и влияют на становление мотивации обучения.

Практически все младшие школьники охотно откликнулись на предложение нарисовать рисунок. По окончании работы почти все обучающиеся увлеченно пытались рассказать о том, что они нарисовали. Было очевидно, что изобразительная деятельность вызывает положительное отношение к данной работе.

Важно отметить, что содержание большинства рисунков обучающихся с нарушением интеллекта соответствовало теме, но почти у всех рисунок представлял собой «рассказ-перечисление». У многих в работах преобладали признаки неучебных и игровых ситуаций:  цветы на окнах класса, окно, дверь, игрушки, игровые уголки, компьютеры и др.  Это свидетельствует о поверхностном и неглубоком интересе к ситуации обучения, о низкой степени ее осознания детьми с нарушением интеллекта. Такие работы свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровых интересов над познавательными.

Таким образом, анализ результатов выполнения данных заданий показал, что  для основной части младших школьников  с нарушением интеллекта характерно внешне положительное, но слабо осознанное отношение к обучению.  Основу положительного  отношения к обучению  составляют большей  частью игровые интересы, желание играть и общаться с одноклассниками. Такое отношение к школе требует коррекции, поскольку создает ситуацию «риска» в плане успешности дальнейшего обучения.

Поэтому важно ответить на вопрос о том, как средствами психокоррекционных мероприятий, объединяющих  усилия всех участников образовательного процесса – самих обучающихся, педагогов и родителей – эффективнее «приохотить» ребенка к школе, не вступая при этом в противоречие с онтогенетическими  закономерностями его развития. На наш взгляд, решению этой проблемы могло бы способствовать введение специальных образовательных стандартов , предписывающих рациональное, сообразное  возможностям и интересам этих детей соотношение академического компонента и жизненных компетенций в структуре образовательных программ.

Список литературы.

1.Лукьянченко Н.В., Диагностика эмоционального отношения  первоклассников к школе /Н.В. Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова// Психология и школа. -  2009г.- №1. – С.39-44.

2. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации  учащихся начальных классов/ Н.Г. Лусканова // Школьный психолог. – 2021 .- С.8-9.

3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.  Педагогика, 2017.- С.224

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б. Эльконин/ под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1997. – 416.с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках химии   ...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно-методическая статья.

Научно-методическая статья " Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образо...

Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.

      По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнен...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)

В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...