О роли духовно - нравственного воспитания юного музыканта-пианиста.
материал

Черемных Светлана Аркадьевна

Воспитание детей на основе духовно-нравственных ценностей, основанных на критериях добра и зла, стало одной из актуальных проблем современной системы образования. Этот целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся реализуется с первых лет обучения во всех учреждениях дополнительного образования.

Нравственное воспитание – фундамент, на котором должно выстраиваться мировоззрение ребёнка и его обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.21.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О РОЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА-ПИАНИСТА

 Думаю, все вы согласитесь, что воспитание детей на основе духовно-нравственных ценностей, основанных на критериях добра и зла, стало одной из актуальных проблем современной системы образования. Этот целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся реализуется с первых лет обучения во всех учреждениях дополнительного образования, что подтверждается нормативно-правовыми документами различных уровней: от Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, где говорится об усилении роли воспитания на основе духовно-нравственных ценностей, до Плана работы нашей школы искусств. И конечно, нас педагогов, не нужно убеждать, что нравственное воспитание – фундамент, на котором должно выстраиваться мировоззрение ребёнка и его обучение.

 В последние десятилетия большие потоки информации обрушиваются на наших детей буквально каждый день и, к сожалению, говорить о высокой нравственности и художественной ценности этого подаваемого материала не приходится!!

Другая огромная проблема связана с ранней компьютеризацией, которая сводит к минимуму потребность у ребят в живом общении, способность образно мыслить, способствует возникновению компьютерной зависимости и даже вызывает нарушения психологического характера.

И мы с вами, уважаемые преподаватели, в это непростое время, выполняем важную миссию воспитания нравственных основ у детей нашего города!

Художественное образование - очень действенная система творческого развития личности, когда ребёнок воспитывается через искусство, в частности через музыкальное искусство. Конечно, это не панацея от нравственной беды, и музыка не может искусственно «поместить» нравственность в душу ребёнка. Зато она способна «отыскать» нравственные силы, «достать» их, развить в ходе музыкального образования и сделать прививку на всю жизнь от бескультурья, хамства, жестокости и других страшных вещей, от которых любой думающий родитель, любой думающий педагог старается уберечь молодую, формирующуюся душу ребёнка и помочь выработке духовного иммунитета к негативному влиянию.

О роли духовно-нравственного развития в формировании профессиональных качеств музыканта говорили отечественные, известные педагоги-Борис Асафьев, Дмитрий Кабалевский, Лев Баренбойм и другие.

Они писали, что во-первых, всякое знание может служить на пользу людям, а может и во вред. Чем больше человек получает знаний, тем важнее, чтобы он использовал их во благо. Во-вторых, от воспитания зависит судьба самого человека. Своевременно не усвоив верные ориентиры, он неизбежно окажется жертвой своих страстей. И, в-третьих, нравственности требует сама профессия музыканта. Это касается не только внешности и поведения человека на сцене и в жизни, но и его отношения к исполняемой музыке, способности поделиться богатством своей души.

 Обобщая взгляды известных педагогов, можно сделать вывод: музыка содержит огромный потенциал для воспитания нравственных ценностей и нам надо стараться так организовать учебный процесс, чтобы в полной мере использовать ее возможности для духовно-нравственного воспитания наших обучающихся.

 Моя многолетняя педагогическая работа на отделении фортепиано, позволяет считать, что именно преподаватели ДШИ, ДМШ обладают тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки и радость от обучения игре на фортепиано может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты преподавателя, его оценки. Педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно-нравственные ценности общества.

 Я стараюсь создать такую атмосферу в своем классе, которая поможет раскрыть способности каждого ученика и поможет реализовать таланты юного музыканта в различных видах музыкальной деятельности: на занятиях во время обучения игре на фортепиано, участия в конкурсах и фестивалях, выступлениях на зачетах и экзаменах, участие в различных видах концертной и внеклассной работы школы. Также уверена, что одним из факторов успешного формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, который пришел в нашу школу искусств, является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.  

Владение игрой на фортепиано позволяет учащемуся выделиться среди своих сверстников, привлечь их заинтересованное внимание, а значит почувствовать интерес к себе со стороны окружающих, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Духовно-нравственное воспитание на уроках фортепиано реализуется, в первую очередь, при работе над музыкальными произведениями. Важно подбирать репертуар так, чтобы наряду с техническими задачами, стоящими перед учеником на данном этапе, учитывалось разнообразие его содержания. Здесь этика переплетается с эстетикой, подаётся через восприятие, расширение эмоционального кругозора. Каждое новое произведение может открывать ребёнку новую грань окружающего мира.

Считаю, что учебный репертуар должен включать в себя произведения, как доступные для восприятия и исполнения, так и способные воспитать хороший вкус. Необходимо, чтобы они были разнообразными и отражали настроение ребёнка. Прекрасно, если это будут произведения композиторов, которые относятся к различным историческим периодам, стилям, направлениям. Так начинающий артист будет познавать мир, исторические периоды в искусстве, и сопоставлять современную музыку с музыкой прошлых веков. Даже малыши хорошо понимают настроение в музыке, быстро отзываются на него, учатся сопереживать и чувствовать чужую радость и тревогу, веселье и боль. Так воспитывается душа, так формируется мировоззрение, где есть место терпимости, уважению, пониманию. Кроме того, музыка не только формирует эмоциональную сферу, воспитывает чувство прекрасного, но и совершенствует мышление, формирует мощный плацдарм для интеллектуального развития.

В мировую копилку духовно-нравственного развития детей прочно вошли произведения П.И. Чайковского, такие как пьесы из сборника «Детский альбом». Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

«Утренняя молитва» - пьеса – образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душевных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Музыка Чайковского развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается – все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребенком мир прекрасного, нравственного.

 «Детский альбом» П. И. Чайковского – это программное произведение, содержание которого выстроено композитором в определенной последовательности. Игры, песни, танцы альбома являются источником вдохновения для детского творчества, развивают образное мышление, формируют целостное восприятие окружающего мира.

Так нравственность становится для ученика условием жизни в гармонии и красоте. Красота внешняя (воспринимаемая) становится выражением красоты внутренней (излучаемой).

Известный детский фортепианный цикл Самуила Майкапара «Бирюльки» - это детские музыкальные портреты. Давным – давно «Бирюльки» была любимая игра детворы. На стол высыпались маленькие вещички, их нужно было достать крючком. Маленькие пьески напоминают те самые бирюльки из старой игры. Пьеса «Пастушок» - светлый наигрыш свирели; «Маленький командир» - воинственный, отважный, музыка убеждает, что нужно исполнять приказы командира; «Сиротка» - музыка грустная, тихая, хочется пожалеть, посочувствовать.

Также для детей сочиняли музыку такие композиторы, как Д.Шостакович «Танцы кукол», А.Гречанинов «Детский альбом», С.Прокофьев – Детская музыка, Р.Шуман «Альбом для юношества» и др. Такая музыка оказывает глубинное воздействие на духовный мир, внутреннюю культуру, позволяет обрести духовный смысл бытия.

В качестве итога, хочется сказать: слушая и исполняя музыку разных времен и народов, ребенок становится ближе к ним, учится уважать культуру других стран, знакомится с традициями, манерами, музыкальными вкусами людей, пополняются его знания, расширяется кругозор, развивается воображение, но самое главное - в это время происходит воспитание чувств, воспитание души учащегося – одного из самых важных моментов духовно-нравственного воспитания.

Литература:

1.        Выготский, Л. С. Собр. Соч. В 6 т. – М.: Педагогика, 1962. – 1984

2.         Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы. фортепианного исполнительства: статьи, очерки, воспоминания. Вып. 1. М.: Музыка, 1965. С. 35–72.

3.         Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. / А.Я. Далинюк, А.М. Кондаков. – М.: Просвещение, 2009.

4.        Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. 31.03.2022 г. № 678-р). URL: https://mosmetod.ru/files/Dopoln_obrazov_techn_napravl/Концепция_развития_дополнительного_образования_детей_до_2030_года.pdf (дата обращения: 27.01.2022).

5.        Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т 4: Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы. Киев: Радянська школа, 1980. 670 с.

6.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. 31 мая 2021 г., № 286). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 27.01.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Реферат "Роль духовно-нравственного воспитания в деятельности детского актива"

Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитан...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ  звучит как государственный заказ у...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...