Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся
статья

В статье описан опыт работы над совершенствованием различных компетенций обучающихся через использование разнообразных форм и методов работы на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_sovershenstvovanie_kommunikativnoy.docx16.61 КБ
Файл protchenko.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Протченко Надежда Александровна

Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся через формирование универсальных учебных действий

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающимся такими качествами, как умение ясно и четко мыслить и грамотно излагать свои мысли, независимость суждений, сочетающихся с уважением к мнению других. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы. И, конечно, именно такие предметы, как русский язык и литература содействуют решению этой задачи.

Одной из посылок моего профессионального кредо является знаменитое высказывание одного из великих немецких педагогов Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Поэтому главная цель моей работы – это создание условий для активизации учебной деятельности школьников. Для этого я стараюсь научить ребят думать и действовать самостоятельно, добывать и применять полученные на уроках русского языка и литературы знания в жизни и, конечно, формировать у них умение общаться, чтобы после окончания школы они смогли успешно социализироваться, найти свое место в жизни.

Слайд 4. Основные задачи, которые я ставлю перед собой:

- пересмотреть и определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, в том числе создание презентаций;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

- развивать способности обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике (Это основная задача, решение которой позволит ребятам в полной мере реализовать свои способности и потребности, совершенствовать умение грамотно и целесообразно использовать возможности языка в различных сферах и ситуациях общения).

Ресурсное обеспечение учебного процесса по моему предмету вполне достаточно. В кабинете есть все необходимое, в том числе персональные компьютеры, интерактивная доска, выход в интернет.

В качестве учебно-методического комплекта по русскому языку, поддерживающего обучение на второй ступени образования, выбран комплект Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л .А. Тростенцовой и др. По литературе УМК под редакцией Коровиной.

Работая над формированием метапредметных компетенций обучающихся, использую элементы традиционных и современных методик, технологий и способов обучения (слайд) проектно-исследовательские, ИКТ, учебное сотрудничество, элементы технологи развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), нестандартные уроки и задания, технология коммуникативного взаимообучения; работу с текстом выстраиваю по технологии продуктивного чтения.

При всем богатстве содержания нашего языка предмет «русский язык» часто детьми относится к наиболее скучным. Сегодня особенно актуальны слова В. А. Сухомлинского: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Думаю, мы все замечали по собственному опыту, что существует проблема утраты познавательного интереса детей к учебе.

Для того чтобы выявить мотивацию к обучению, совместно с психологом школы я занимаюсь исследованием потребностей и мотивов учения у школьников, применяя различные методики (они также представлены в работе).

Ну а для того чтобы избежать скуки, безделья на своих занятиях, тем самым повысить мотивацию школьников, я обращаюсь необычным заданиям и урокам.

Уроки-путешествия, экскурсии, викторины, игры по различным темам помогают в этом. Это использование веселых стихов и ассоциаций при изучении трудно запоминающегося материала, лингвистические сказки, внеклассные мероприятия, интегрированные уроки, конкурсы чтецов, инсценировка и т.д.

Профессиональный стандарт «Педагог», безусловно, предполагает непрерывное повышение нашей педагогической компетентности в своей предметной области: это и изучение соответствующей литературы, использование новых технологий в учебном процессе, а также обобщение и распространение своего опыта не только на мастер-классах, семинарах и т.д., но и на более широком уровне, с использованием ресурсов и инструментов интернет.

Одним из таких доступных для нас инструментов является портал «нетфолио.ру». Возможно, многие уже используют этот ресурс, но я немного о нем расскажу. Это конструктор портфолио педагога, пользоваться которым очень легко и удобно. Скачав программу, вы на компьютере наполняете ее своим содержим (вносите сведения о себе, своей работе – начиная от курсов повышения квалификации до классного руководства: размещаете сертификаты, грамоты, дипломы, разработки, свои и детей и т.д. Затем просто публикуете портфолио через публикатор программы. Ещё Есть в ней очень удобная страница, которая автоматически отслеживает общие результаты – от качества обученности до внеурочной деятельности – и представляет все это в виде диаграмм. Например, для аттестации это очень удобно и наглядно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся через формирование универсальных учебных действий Протченко Н.А.

Слайд 2

Задачи: - отобрать эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции; - повысить интерес и мотивацию учебной деятельности; - повысить результативность обучения; - включить в исследовательскую и проектную работу ; - активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах; - развивать способности по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике .

Слайд 3

Ресурсное обеспечение

Слайд 4

Технологии: проектно-исследовательские, ИКТ, технология коммуникативного взаимообучения, учебное сотрудничество, элементы технологи развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), нестандартные уроки и задания.

Слайд 5

«Безделье…..развращает». В. А. Сухомлинский

Слайд 6

Нестандартные уроки уроки-путешествия, экскурсии, викторины, игры, использование веселых стихов и ассоциаций, лингвистические сказки, внеклассные мероприятия, интегрированные уроки, конкурсы чтецов, инсценировки и т.д.

Слайд 8

netfolio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет.  Содержание Сведения об авторе опыта ...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 5 класс

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами  (монологическими высказываниями  и письменными сообщениями).  В дополнение  указана примерная тематика проектной...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 6 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 7 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 8 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...

Мастер-класс "Формирование и развитие коммуникативной, языковой и речевой компетенций"

При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой, речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с уче...