Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время
материал по русскому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Погорелая Елена Вячеславовна

Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет. 

Содержание

  1. Сведения об авторе опыта                                                                                                 
  2. Тема опыта                                                                                                                          
  3. Условие возникновения, становления опыта                                                                  
  4. Актуальность опыта                                                                                                          
  5. Теоретическое обоснование опыта                                                                                  
  6. Ведущая педагогическая идея опыта                                                                               
  7. Технология опыта                                                                                                              
  8. Длительность работы над опытом                                                                                 
  9. Диапазон опыта                                                                                                                
  10. Результативность                                                                                                             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obobshchenie_opyta_Pogoreloy_E.V..doc120 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

   

«ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ

И КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

     

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Учитель русского языка

и литературы

Погорелая Е.В.

2009 год

Содержание:

  1. Сведения об авторе опыта                                                                                                
  2. Тема опыта                                                                                                                          
  3. Условие возникновения, становления опыта                                                                  
  4. Актуальность опыта                                                                                                          
  5. Теоретическое обоснование опыта                                                                                  
  6. Ведущая педагогическая идея опыта                                                                              
  7. Технология опыта                                                                                                              
  8. Длительность работы над опытом                                                                                
  9. Диапазон опыта                                                                                                                
  10. Результативность                                                                                                            

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1.   Сведения об авторе опыта

Автор опыта - Погорелая Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной  категории МОУ СОШ №1 станицы Брюховецкой, стаж работы- 13 лет.

  1. Тема опыта

В качестве эпиграфа к теме данного опыта можно привести слова Януша Корчака:

«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш. В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины». А зажигать такие костры, на мой взгляд, возможно, если формировать всесторонне развитую, компетентную  личность и в своей деятельности  следовать девизу : «Учение с увлечением!»

         «Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время» - тема, над которой в течение последних нескольких лет ведётся работа.

              3. Условие возникновения, становления опыта

          Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, в развитии её моральных качеств, гражданского самосознания, коммуникативных способностей, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретических понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, гуманистического мировоззрения педагоги нашей школы объединены в своей деятельности компетентностным подходом в обучении учащихся русскому языку и литературе, что безусловно, соответствует требованиям времени и является актуальным на сегодняшний день. Каждый словесник находится в состоянии поиска и в стремлении к совершенствованию. В школе активно используются современные педагогические технологии, многие педагоги являются участниками современных проектов  и успешно осуществляют обучение учащихся, давая им актуальные знания, формируя необходимые умения и навыки. В данных условиях возникла необходимость становления опыта по теме «Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время».

 Одной из важных является задача научить любить предмет, видеть в нём развитие не только своего интеллекта, но и всестороннее развитие культуры  личности.

 Начинала работать в классах с достаточно низкой мотивацией к обучению. Применяемые мною методы и приемы работы в таких классах каждый год приносят свои результаты. Ребята успешно осваивают школьный курс русского языка, читают дополнительную литературу, принимают участие в школьных, районных, зональных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по предмету, творческих конкурсах разных уровней. Причем деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением новых знаний. Работа ребят творческая, так как в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.

    Например, при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе ребята получают карточки с заданием вставить пропущенные буквы в пословицы (Не для шапки только

г…лова на пл...чах. Ума п…лата, да разума м…ловато), объяснить орфограммы, а затем назвать известные им виды головных уборов (если в 6 классе- назвать фразеологизм со словом  шапка; поработав со словарём, определить этимологию как самого слова, так и устойчивого выражения).  

              Взяв данную тему,  ставила перед собой цель не разработать новые методы и приёмы обучения, а адаптировать опыт в урочной и внеурочной деятельности.

                

    4. Актуальность опыта

В работе учителя по формированию языковой и культуроведческой компетенций, способствующих повышению качества гуманитарного(филологического) образования учащихся  возникают противоречия, которые  помогает решить технология данного опыта:

          1. Высокие требования к обучению русскому языку(муниципальные экзамены, ЕГЭ, профильное обучение).

          2. Низкая мотивация к обучению предмету ввиду недостаточного уровня языковой подготовки учащихся.

          5. Теоретическое обоснование опыта           

            Целью современного школьного образования  является не просто усвоение знаний и формирование умений, но также развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

            Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Введение понятия компетенции и её типов соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками. Кроме того, оно находится в русле компетентностного подхода, выдвигаемого в качестве одного из  оснований обновления российского образования. «Ключевые компетентности» в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» рассматриваются как конкретизированные цели образования.

             Языковая компетенция. Под языковой компетенцией понимается знание учащимися слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатствами языка как условиями успешной речевой деятельности.

              В большей мере  русский язык преподаётся как родной, поэтому языковая компетенция должна не столько формироваться, сколько совершенствоваться и развиваться. Эти задачи решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся через усвоение морфологических норм, овладение нормами согласования, управления, построение предложений разных видов. Речь школьников обогащается синонимическими формами и конструкциями.

              Так, при изучении раздела «Имя прилагательное» в 6 классе формирование языковой компетенции осуществляется посредством овладения  умениями употреблять относительные прилагательные в значении качественных; характеризовать предмет с помощью прилагательных; правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степеней сравнения; согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, бедняга, тихоня). В разделе «Наречие» к языковой компетенции относятся требования употреблять наречия со значением оценки и использовать наречия как средство организации текста.

               Формирование и развитие языковой компетенции, конечно, прерогатива уроков русского языка, но она может совершенствоваться и при осуществлении межпредметных связей.

                На IX конгрессе МАПРЯЛ (Братислава, 1999) в качестве условия обновления методической науки в  XXI веке был назван культуроведческий подход. Поэтому для современной методики преподавания языков характерен обострённый интерес к культуроносной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка развивает культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, формирование толерантности, культуры межнационального общения.

                  Культуроведческая компетенция включает в себя знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т.д. Сюда же относится и знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов). Существенное место в формировании культуроведческой компетенции

 занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.

                   Одним из инструментов реализации национального образования, защиты национальных культур и традиций является национально-региональный компонент, предполагающий целенаправленное формирование национального самосознания учащихся и представления о родном языке как о материальной и духовной ценности, воспитание любви к родному языку.

                   Национально-региональный компонент филологического образования включает в себя две составляющие: национальную(этническую) и региональную. Реализация национального компонента в современной методике обучения русскому языку   называется культуроведческим аспектом. Региональная составляющая предмета «Русский язык» обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для определённого региона России( в нашем случае это Краснодарский край). Региональный компонент формирует у учащихся представление о родном языке как многоуровневой системе, которая функционирует в различных этно- и социолингвистических условиях, воспитывает бережное отношение к культуре родного края.

                   Под влиянием социального прогресса и научных достижений, накопления опыта работы учителей совершенствуются принципы обучения. В качестве основополагающих можно выделить следующие принципы(по Дудникову А.В):

         1. Стратегические:

-развитие речи как ведущий принцип преподавания;

-развитие речи в единстве с активизацией мыслительной деятельности учащихся, развитием их мыслительных способностей;

-развитие речи через раскрытие эстетической функции языка, изобразительно-эстетической значимости лингвистических элементов.

          2. Тактические:

-принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных категорий;

-принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня;

-принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка- в работе над различными жанрами речи.

            Они обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – формированию содержания, выбору форм и методов, планированию и анализу достигнутых результатов. Ответ на вопрос «как учить?» выводит на категорию методов обучения.

Метод -  это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения. Методы обучения всегда были и остаются  сферой высокого педагогического искусства.

                  Методы обучения русскому языку, способствующие формированию языковой и культуроведческой компетенций:

  - словесные(лекция, беседа);

  - практические (различные упражнения);

  - наглядные;

  - репродуктивный(анализ языковых единиц, функционирование их в речи, построение предложений по моделям);

  - проблемное изложение( создание проблемной ситуации, решение грамматической задачи );

  - исследовательский( анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии);

  - языковой разбор( синтаксический и пунктуационный);

  - методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала( выполнение аналитико-синтетических упражнений; преобразование языкового материала);

  - методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков( трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложение(например, по учебному видеофильму), сочинение, монологическое высказывание); 

  - методы проверки и оценки знаний, умений и навыков( диктанты, лабораторные, контрольные работы, комплексный анализ текста).

                  Средства обучения:

  - дидактический материал(языковые понятия и термины, входящие в программу обучения, а также тексты);

  - материальные средства обучения( учебные комплекты, ТО, компьютерные программы).

                  Наглядные средства:

  - видеофильмы(для построения рассуждения на заданную тему, рассказа, воспитывают положительное отношение и интерес к русскому языку);

  - раздаточный изобразительный материал( для самостоятельной(индивидуальной) работы, для формирования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков школьников);

  - репродукции картин, фотографии;

  - звуковые пособия;

  - схемы и опорные конспекты( создают условия для свёртывания рассуждения, автоматизации умения, помогают формированию отвлечённых обобщений, способствуют запоминанию конкретного правила);

  - таблицы(языковые, речевые, таблицы-схемы);

  - тетради с печатной основой(для активизации самостоятельной работы школьников).

                 Организационные формы:

  - урок объяснения нового материала;

  - урок закрепления знаний, умений и навыков;

  - повторительно-обобщающий урок;

  - комбинированный урок;

  - урок-лекция;

  - урок- семинар;

  - урок- практикум;

  - урок- зачёт;

  - урок подготовки к изложению, сочинению;

  - урок анализа текста;

  - урок обучения устным монологическим высказываниям;

  - урок анализа письменных работ учащихся;

  - контрольный урок;

  - нетрадиционные уроки(интегрированный, в форме соревнований, лингвистическое исследование, урок- презентация, урок-следствие и т.д.)

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Для активизации учебной и мыслительной  деятельности учащихся с целью повышения качества образования могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения.

           6.  Ведущая педагогическая идея опыта

Управление качеством образования осуществляется через различные виды деятельности учителя, учащихся  их родителей. 

Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления:

  1. высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций;
  2. высокий уровень активности и неординарности мышления;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления.

         Ученик, имеющий вышеназванные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в  незнакомых ситуациях. Следовательно, инструментом учителя должны быть разнообразные образовательные технологии, нестандартные формы уроков, методы и приемы обучения.

           Изучив и проанализировав некоторые работы по теме компетентностного подхода в обучении русскому языку(Е.А. Быстровой, С.И. Львовой), результаты работы учащихся на уроках с элементами формирования языковой и культуроведческой компетенций, можно прийти к выводу, что методы и приёмы, используемые при формирования указанных компетенций, дают возможность для решения проблемных задач, избавляют речь учащихся от инертности.

 7. Технология опыта

Цель работы: основное содержание педагогической деятельности – ученик. Следовательно, критерием деятельности ученика является конечный результат – сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника.

Задачи учителя: не только научить русскому языку,  но и

  1. развивать мышление ребенка средствами своего предмета;
  2. научить учащихся самостоятельно работать;
  3. высказывать предположения и догадки;
  4. уметь делать обобщение изучаемых факторов.

Что же является показателем качества знаний учащихся?

  • Высокий уровень мотивации  учащихся к обучению русскому языку на всех ступенях обучения.
  • Высокий уровень «качества знаний» учащихся по результатам «срезовых» работ различных уровней, по годовым отметкам, по результатам экзаменов в форме экспериментальной итоговой аттестации и в форме и по материалам ЕГЭ.
  • Наличие среди учащихся победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, научно – практических конференций  различных уровней.
  • Трудоустройство выпускников.

         Реализация языкового и культуроведческого аспекта в преподавании русского языка предполагает использование системы текстов с национально- культурным компонентом, отражающих традиции, обычаи, быт, религию русского народа, в целом воссоздающих национально- культурный фон России. Круг этих текстов включает в себя произведения художественной литературы, мифы, предания, публицистические произведения. И они должны использоваться не только на уроках литературы, но и быть в центре внимания на уроках русского языка. 

      Каковы практические приёмы работы?

  • Знакомство с особенностями речевого этикета( в том числе и родного края), специфическими формулами общения, с различными кодексами речевого поведения.(приложение № )
  • Сопоставление фактов родного и изучаемого иностранного языка (выявление своеобразия национальной картины мира путём сравнения лексико-семантических групп, обозначающих термины родства, время, цвет, части тела, степень размера, высоты и т.д. Например, при изучении темы «Имя существительное» говорим о том, что русскому слову нога соответствуют два английских слова: led- нога без ступни и foot- ступня.

            Изучая раздел «Лексика. Фразеология. Культура речи» в 6 классе, анализируем      общее в соотносительных словах русского и иностранного языков. Прежде всего это слова, отличающиеся друг от друга в основном только графикой и фонетикой (при полном
буквофонемном совпадении):
дог англ. dog, вагон фр. wagon, метро - фр., англ. metro, парк нем. Park, опера исп. opera и т. д.
            Близки к этой группе лексических единиц слова, которые различаются фонографически, ударением, словоизменительными аффиксами, но в письменном виде схожесть их осознается каждым говорящим:
музей фр. musee, спектакль фр. spektakle, витрина фр. vitrinе, центр нем. Zentrum, парад англ. рaradе, пауза англ. раиsе и др.
              Эти две группы слов в русском языке
заимствованные слова. Особую группу слов составляют разнозвучащие родственные слова, идущие из далекого прошлого которые имеют иногда не только один и тот же корень, но и одинаковые аффиксы, свидетельствующие о близости индоевропейских языков: брат нем. Вгudег, два нем. Zwеi, нос нем. Nase,  кот англ. сat, нос англ. поsе, любить Liеbеп и др.
              Эти факты сходства номинативных единиц языка могут помочь решить одну из важных задач культуроведческого аспекта обучения русскому языку
«осознание принадлежности своего народа к мировой семье народов»(Н.М. Шанский). Раскрытие своеобразия языков на конкретном языковом материале в речевых ситуациях, по сути дела
 воспроизводящих реальный диалог культур на уровне языка. Так, например, после сопоставления прилагательных цвета учащимся предлагаются задания типа:

       1. На уроках физики в русской школе преподаватель говорит ученикам о семи основных цветах спектра. Почему в английской школе на занятиях по физике речь идет уже не о семи, а о шести таких цветах? Назовите их.
      2. Легендарный норвежский путешественник Тур Хейердал рассказывал как-то в Нью-Йорке о викингах и их короле Эрихе Рыжем, и
одна местная газета написала, что викинги были коммунистами, потому что их короля звали Эрих Красный. Знающие английский язык объясните, почему газета назвала Эриха Рыжего Эрихом Красным.

               Пооэтапное раскрытие языковой картины мира, познание своеобразия русского языка могут быть осуществлены, например, при изучении темы «Переносное значение слов» в 6 классе. Раскрытие этой темы может осуществляться на материале
одной из составляющих национальной картины мира- образов животных, птиц и специфичных ассоциаций с характером человека и включать в себя:
     -выявление употребления в переносном значении названий птиц, животных для характеристики человека в русском языке (задания типа:
Какого человека в русском языке называют попугаем, бараном, обезьяной, мышкой, змеёй, лисой, медведем?);
     -
характеристику употребления слов этой группы в иностранном или родном (в национальной школе) языке;
     -сопоставление этой группы слов, фразеологизмов в русском и  иностранном языках.  Например:

          В оценках человека в одном языке могут выдвигать свойства одних животных, в другом иных. Например, в английском языке эталоном здоровья выступает лошадь (аs strong as a horse), в русском бык: здоров как бык. Скажите, с какими животными обычно сравнивается в русском языке человек:
а) по его внутренним качествам:
     храбрый как..., трусливый как..., выносливый как..., хитрый как..., преданный как..., коварный как..., мудрый как.. неуклюжий как..., глупый как...;
б) по внешним качествам человека:
     нога большая, как у..., ноги длинные, как у
..., ноги короткие, как у…
Какие сравнения употребите вы в своем родном языке? В английском, немецком, французском языках?
           
Наконец, анализ встречи слов этой группы в конкретной речевой ситуации. Например:
           
Ученые рассказывают, что в русской школе в инсценировке басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок» никто из ребят не хотел играть роль Волка. В киргизской школе большинство захотели быть Волком, а некоторые автором. Почему, по-вашему, это могло произойти? Ответить на этот вопрос вам помогут результаты задания, которое было предложено ученикам: подобрать к слову волк эпитеты. Больше половины ребят-киргизов назвали волка добрым, некоторые дополнили список эпитетов словами грозный, сильный, храбрый и красивый.
            Какую роль хотели бы вы играть? Почему?
           
Или раскрывая экспрессивность русского слова, проявляющуюся в широком употреблении суффиксов субъективной оценки, можно предложить задания типа:
           
1. Ученые считают, что во французском, английском, немецком языках сравнительно мало уменьшительно-ласкательных
, уничижительных суффиксов. Согласны ли вы с ними? Попробуйте образовать все возможные слова от слова заяц, дом. Запишите их. Переведите эти слова на изучаемый вами иностранный язык.
           2. В широком употреблении в русской речи уменьшительно-ласкательных, уничижительных форм, по мнению некоторых психологов, отражается одно из свойств русского человека. О какой черте русского народа говорят они? Согласны ли вы с ними?

  • Включение регионально-ориентированных текстов, отражающих природно-климатические, экономические, культурно-исторические и другие особенности Кубани. (приложение №  )
  • «Ты – мне. Я – тебе». С первых уроков я учу детей задавать вопросы друг другу и оценивать ответы. Сначала чувствуется растерянность, не у всех получается правильно сформулировать вопрос. Хороший вопрос может задать только ученик, владеющий теоретическим материалом, терминологией. Такой вид работы позволяет ненавязчиво заставить учащихся изучать теоретический материал.

Учащимся нравится выступать в роли «Учителя» и проверять своих друзей по классу. Все ответы и верные и неверные, обсуждаются всем классом, чтобы дети не думали, что нельзя ошибаться, так как не ошибается  только тот, кто не работает. И это позволяет не допускать насмешек над отвечающими.

Еще один очень продуктивный прием, когда ошибка ученика, работающего у доски, сигнализируется поднятием руки, но не указывается, а задается такой вопрос, чтобы ученик, допустивший ошибку,  понял, где она и, ответив на вопрос, смог ее исправить.  

Подобная работа может заключаться в обмене тетрадями, каждый ученик выступает и в роли учителя, и в роли ученика. Эта работа эффективна при проверке домашнего задания или при закреплении нового материала.

   В процессе обучения и внеклассной работе по предмету  систематически используются развивающие образовательные технологии:

  • Технология  проблемного  обучения – практические  работы, объяснение нового материала.
  • Разноуровневое обучение – разработка разноуровневых заданий, формирование разноуровневых групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Технология личностно – ориентированного обучения – разработка учебных пособий (приложение № ).
  • Развитие исследовательских навыков – развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке,  серии уроков и во внеурочной деятельности с последующей презентацией результатов работы(приложение № ).
  • Технология  игрового  обучения (усиливает здоровьесберегающий аспект предметного обучения) – применение различных видов обучающих игр (приложение № ).
  • Технология обучения в сотрудничестве – применение фронтальной, командной, групповой видов работы.
  • Технология  проектной  деятельности – работа, например, по таким темам как   «Школа будущего», «Удивительное рядом» и т.д.
  • Здоровьесберегающие технологии – применение здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.
  • Система инновационной оценки «Портфолио» (приложение № ) – применяется как инструмент рефлексии собственной деятельности учащегося. Ведение «Портфолио» начинается с 5 класса. В него заносится вся информация о предметных достижениях учащихся.  Плюсы: дисциплинирует и опять-таки повышает уровень мотивации. Для учащихся 10-11 классов разработаны индивидуальные диагностические карты по предмету.

Так же в процессе обучения и внеклассной работе по предмету  систематически используются образовательные информационно – коммуникационные технологии, которые позволяют  

  • конструировать урок с использованием информационно – коммуникационных обучающих средств: компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронных учебников, сети Интернет;
  • разрабатывать учащимися обучающие презентации;
  • развивать у учащихся  навыки работы в Интернете;
  • стимулировать познавательный интерес учащихся и поисково-исследовательскую деятельность.

Обязательным дополнением к проведению уроков являются мероприятия,  расширяющие возможности учителя, работающего над формированием у обучаемых языковой и культуроведческой компетенций: 

  • проведение открытых уроков,
  • проведение факультативных занятий с целью закрепления базовых умений и применения их к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности,
  • проведение дополнительных занятий с целью подготовки учащихся к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ,
  • филологические олимпиады -  домашние, классные, школьные, районные. В домашних участвуют все ребята, в школьных победители с I по VI место, в районных – учащиеся, занявшие I в школьных олимпиадах.
  • работа творческого научного объединения учащихся (приложение № ),
  • работа системы внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе: ежегодно проводятся открытые внеклассные мероприятия филологической направленности на школьном уровне в рамках предметной недели (приложение № ),  работает «Заочная школа юных филологов» в течение учебного года и летняя смена юных любителей словесности в рамках летней занятости учащихся.

Школьные мониторинговые исследования. С какой целью ведется эта работа? Любое изменение качества результатов образовательного процесса может быть  спрограммировано и заранее задано на основании имеющихся достижений с анализом возможностей педагогического и ученического коллективов.

Главное – «видеть цель» и «верить в свои силы».

 

  8. Длительность работы над опытом

С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием филологического образования и действительным до момента выявления результативности данного опыта работы прошло 6 лет. В настоящее время продолжается работа по заявленной теме, так как она была и остается актуальной в любое время.

         

  9. Диапазон опыта – единая система «урок – внеклассная работа» с организацией воспитательной работы.

10. Результативность опыта.

Качество знаний учащихся:

2006-2007 учебный год                                              2007-2008 учебный год

9 «А»    русский язык – 46%                                       10 «А»    русский язык – 74%

            литература – 54%                                                        литература – 75%

10 «А»   русский язык – 83%                                       11 «А»   русский язык – 100%

            литература – 100%                                            литература –100%

Успеваемость – 100%

Участие в олимпиадах:

      -Жукова Татьяна,11 «А» -  3 место в районной олимпиаде по русскому языку (приказ УОА от 08.12.06 №133)

      -Латуш Анастасия,11 «А» - 1 место в районной олимпиаде по журналистике (2007-2008 учебный год),участница краевого этапа

      -Толстолуцкий Аркадий,11 «А»- 3 место в районной олимпиаде по русскому языку (приказ УОА от 02.12.08 №662)

 

Районные конкурсы:

2007-2008

  • Захаржевская Дарья, 5 «А» класс – 3 место в конкурсе «Милая мама», номинация «Литературное творчество»
  • Жукова Татьяна,11 «А» класс – 1 место в олимпиаде по русскому языку для Российских школьников, номинация «Сочинение» (поэзия)
  • Латуш Анастасия,11 «А» класс – 1 место в олимпиаде по русскому языку для Российских школьников, номинация «Сочинение» (проза)
  • Латуш Анастасия,11 «А» класс – 1 место в международном конкурсе – игре «Русский медвежонок-языкознание для всех»-2007
  • Махновская Дарья,6 «А» класс – 1 место в международном конкурсе – игре «Русский медвежонок-языкознание для всех»-2007

2008-2009

  • Махновская Дарья,7 «А» класс – 1 место в конкурсе чтецов «Моя малая Родина»
  • Жуков Евгений,6 «А» класс – 1 место в конкурсе «Моя семья на летнем отдыхе»
  • Асланян Мария,6 «А» класс – 2 место в конкурсе «Моя семья на летнем отдыхе»
  • Захаржевская Дарья, ученица 6 «А» класса – участие в конкурсе «Безопасное колесо»

Результативность работы учителя:

         

             -создаётся стройная система преподавания;

             -накапливается дидактический материал по пройденным темам;

             -учитель даёт открытые уроки, участвует в предметных семинарах,       педагогических фестивалях, выступает с обобщением опыта на разных уровнях по темам самообразования :

  • «Словарная работа на уроках русского языка» (протокол педсовета от 27.03.06 №4)
  • «Разнообразие методов и приемов контроля знаний учащихся 9 класса при подготовке к сдаче муниципального экзамена по русскому языку» (протокол педсовета от 03.11.06 №2)
  • «О подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ по разделу «Словообразование» учителями гимназии №1 в 2005-2006 учебном году» (протокол районного семинара МО учителей русского языка и литературы от 30.03.06 №4 )
  • «Актуальные вопросы преподавания раздела «Синтаксис и пунктуация» при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» (районный семинар учителей русского языка, приказ РИМЦ от 28.01.09 №40)
  • лауреат фестиваля в номинации «Методическая разработка» (приказ РИМЦ от 21.08.2008 № 467).

Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы учителя по формированию у учащихся языковой и культуроведческой компетенций достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, вы...