Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
статья

Ахметшина Руфания Нургаязовна

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани

                 Отчет по самообразованию

« Формирование языковой и речевой компетенции

        учащихся на уроках русского языка и

                             литературы»

        

           

Выступление на ШМО

учителя  русского языка и литературы

Ахметшиной Р.Н.

        

        

2019 г.

План:

1.Введение;

2. Актуальность выбранной темы;

3. Что такое компетентность, компетентностный подход?

4. Пути реализации языковой и речевой компетенции;

5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

6. Вывод.


  1. ВВЕДЕНИЕ

В 2017 учебном году я начала работу над темой самообразования «Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

Срок реализации программы: 2017 – 2020 год.

В соответствии с этим мною были определены цели и задачи моей работы.

Цели работы:

  • Обеспечение более высокого уровня собственной профессиональной компетентности.
  • получение прочных и глубоких знаний учащимися;
  • формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, воспитания, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.

Задачи:

  • высокий методический уровень проведения всех видов уроков и внеурочных занятий;
  • повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • совершенствовать виды и формы диагностики контроля;
  • разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы для создания научной базы у учащихся;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач.


2. Актуальность выбранной темы.

 В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.

        Попробуем  определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков:

-  Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.

            -  Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

Можно выделить следующие задачи педагога:

            1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

           2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

           3.Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

3.Что такое компетентность, компетентностный подход?

     Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • снижение уровня читательской культуры;
  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Языковая компетенция.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. 
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие:  коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и  коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении. 
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. 
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. 
На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом. 

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности. 
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема "Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся. 
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

4. Пути реализации языковой и речевой компетенции.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят: 

  1. Формы и методы.

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 


В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 

Методы, ориентированные на устную коммуникацию 

  • Все виды пересказа 
  • Все формы учебного диалога 
  • Доклады и сообщения 
  • Ролевые и деловые игры 
  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 
  • Обсуждение, дискуссия, диспут 
  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях ,конкурсах выразительного чтения

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

  • Сочинения и изложения 
  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 
  • Участие в конкурсах сочинений 

Подходы в обучении 

а) Компетентностный подхода в обучении. 

Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. 


б) Деятельностный подход.

Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции. 

3.Условия. 
Для того чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. 

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: 

а) обучаемость и учебная работоспособность. (Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика.

б) уровень учебной работоспособности (определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого).

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 

  • Речь и речевое общение. 

Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

  • Речевая деятельность. 

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

  • Текст. 

Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

  • Функциональные разновидности языка. 

Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.


5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 
По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. 

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

   

   

6. Выводы

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

 Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Личные достижения:

за 2017-2018 и 2018-2019 уч. год мною был проведены открытые уроки в 5 классе «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»,  «З-С на конце приставок», внеклассное мероприятие-игра «Знатоки русского языка»(5-6 классы),конкурс чтецов   «Память ,живущая в стихах»(5-8 классы).

     Кроме того, в 2018уч. году я прошла курсы повышения квалификации по проблеме        «Проектирование  современного урока русского языка                                                                                                                                                                                        

и литературы в аспекте требований  ФГОС и Концепции преподавания русского языка и литературы: цели, задачи, критерии оценки»

Приняла участие в работе методического  школьного объединения учителей гуманитарного цикла, в работе школы:

 - доклад на ШМО «Создание и апробация модели психолого-педагогического   сопровождения инклюзивной практики», «Основа построения предметно-развивающей среды для  детей с ОВЗ», «Отчет о работе с одаренными детьми», «Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на уроках гуманитарного цикла»,  «Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы» (отчет по самообразованию).

Выступление на методическом совещании «Индивидуальная работа по ликвидации пробелов      

 в знаниях учащихся».

 

Организация и проведение конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» (сертификат)-36 участников.

Диплом и свидетельство о публикации в педагогическом электронном журнале «БЭБИ-АРТ» №ВА-2019-019 «Урок литературы в 5 классе. А.С. Пушкин «Сказка  о мертвой царевне и о семи богатырях» (ФГОС),всероссийском сетевом издании «Педагогические конкурсы»( №1542161 от 11.04.2019).

Победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Опыт реализации ФГОС». Конкурсная работа «Урок литературы в 5 классе». Всероссийское сетевое издание «Педагогические конкурсы» (диплом за 2 место) №1542160 от 11.04.2019

Успешно прошла всероссийское тестирование педагогов 2018 в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

 Приняла участие в предметной неделе учителей гуманитарного цикла.

 Были посещены внеклассные мероприятия по географии (Шишова Э.Р) ,по английскому языку.

     

В 2018уч. году  прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Проектирование  современного урока русского языка                                                                                                                                                                                  

и литературы в аспекте требований  ФГОС и Концепции преподавания русского языка и литературы: цели, задачи, критерии оценки» в объеме 96 часов.

Достижения учащихся:

1.Районный конкурс «Юный конферансье» (средняя возрастная группа)  -1  место

        Соболев Антон ,Жидких Никита -2 место

2.Районный этап городского конкурса «Звездный билет»-2019 г.(в рамках конкурса «Живая классика») в номинации «Живое слово»   -2 место, Жидких Никита-4 место

Соболев  Антон

3. V городской конкурс юных чтецов «Звездный билет» в рамках республиканского конкурса «Живая классика»  -  3 место

Соболев Антон

4.Районный тур Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»-2 место

Соболев Антон

5.Районный конкурс «Стихи для мамы »( возрастная категория 11-14 лет)-2 место

Рыдаева Анастасия

6.Районный конкурс эссе «Я горжусь!»(в рамках XXI фестиваля «Детство без границ» (2018-2019 гг.)-    1 место

Кашфразиева Алсу

7.Региональный конкурс –фестиваль детского творчества.Сочинение «Наши четвероногие друзья»-3 место  Губайдуллина Милена

8.     Зональный этап конкурса эссе «Я горжусь!» в рамках XXI Международного фестиваля «Детство без границ» в номинации «Я горжусь, что знаю этого человека!» (возрастная категория 12-14 лет), участница  Кашфразиева Алсу (диплом за 2 место), 2019 г.

9.   Региональный этап всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», участник Со-болев Антон (диплом участника и сертификат)) ,2019 г.

 Самообобщение опыта:

 - разработка конспектов уроков и презентаций с использованием интерактивной доски с применением игровых технологий;

- разработка индивидуальных дифференцированных  заданий для учащихся;

- разработка комплекта срезовых, контрольных работ.

     В целях повышения уровня преподавания изучаю в Интернете передовой опыт учителей русского языка и литературы, периодически посещаю сайты «Учительский портал», «Современный педагогический портал», «Педсовет.ру» , «Методическая шкатулка», «Копилка уроков», «Учителям.ру», «Завуч.инфо» и др.

     В следующем учебном году планирую продолжить работу по накоплению теоретического и практического материала по теме самообразования, выступить с докладом на ШМО, обобщить опыт на уровне школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет.  Содержание Сведения об авторе опыта ...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков, и формулируются основные задачи педагога для решения этих проблем....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, вы...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не ...