Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
материал

Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.

Необходимы поиски эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».    

Учитель русского языка и литературы Хан Н.П.

Тема по самообразованию, над которой я работала и продолжаю работать,  

«Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы», я считаю, актуальна в нашей школе.

(Речевая компетенция)– свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Цель моей работы заключается в следующем:

- определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства  школы.

  Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:

 1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

 2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; грамотно разрешать конфликты в общении; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

3. Повысить  интерес к русскому языку и литературе и развивать  мотивацию учебной деятельности;

4. Повысить  результативность обучения;

5. Активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

У наших обучающихся беден словарный запас. Мало кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.   Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов. Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем. Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.  Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к литературе.

Для достижения поставленной цели использую следующие технологии:

- технология проблемного обучения;

-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

- технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

- информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

I.  Современные образовательные технологии.

Технология решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

«Лови ошибку!»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания ошибки, а не механического запоминания правильного ответа.

II. Коммуникативно-ориентированные задания.

1. Выделение главных мыслей текста.

 Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

2. Доклады и сообщения

  Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

1) Достигнута ли цель выступления?

2) Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

3) Правильно ли было построено сообщение? 

4) Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

5) Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?

3. Уроки – дискуссии.

Учащиеся учатся корректно отстаивать свое мнение, слушать другого. Такие дискуссии иногда возникают спонтанно, но возникновение дискуссии может спровоцировать и учитель, предложив спорные (или противоположные) точки зрения на  предмет, образ, произведение, писателя. Такие методы и технологии положительно влияют на формирование речевой компетенции.

 На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:

- повышение интереса к русскому языку и литературе;

- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить  высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.

Необходимы поиски эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня особенно важно для педагога пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

На уроках надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.  

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся как на уроке, так и после уроков, и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся. В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностноориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Еще одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, олицетворениями и др.). Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы, но прежде всего Слово, которое рассматривается с эстетической, грамматической, семантической сторон.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков, и формулируются основные задачи педагога для решения этих проблем....

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...

" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"

Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...