Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе на тему
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_i_yazykovoy_kompetentsii_na_urokakh.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой и языковой компетенции на уроках
русского языка и литературы
(выступление на ШМО учителей русского языка и литературы)
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.
На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.
Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения (как об этом писал в "Концепции образования по русскому языку в 12-летней школе” авторский коллектив под руководством Н.М.Шанского и Загоровской): формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции. О них написано в "Стратегии модернизации содержания общего образования” (М., ООО Мир книги, 2001, с.18).Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций.
Компетенции | Общепредметные компетенции | Русский язык |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Задавание вопросов собеседнику. |
Диалог в письменной форме | Самопрезентация в форме резюме. | |
Полилог(коллективная дискуссия) | Ролевая форма представления текста произведения. | |
Языковая компетенция | Письмо | Орфографическая и пунктуационная грамотность. |
Речь | Орфоэпические нормы. | |
Чтение | Выразительность, эмоциональность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время
Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет. Содержание Сведения об авторе опыта ...
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
В работе рассматриваются основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков, и формулируются основные задачи педагога для решения этих проблем....
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...
Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...
Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, вы...
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не ...