Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения
статья по русскому языку на тему

Лапина Оксана Адольфовна

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Вопросам национальной культуры в России сегодня уделяется большое значение. Многих просвещенных людей нашего времени волнует, не теряем ли мы, русские, своего богатого национального наследия, не деградирует ли молодое поколение, утрачивая связь с прошлым и  слепо подражая западным «идеалам». И так как национальный язык – основное средство выражения национальной культуры, все чаще в СМИ стали звучать тревожные вопросы о состоянии современного русского языка.

Мы, учителя русского языка, обладаем неоспоримым преимуществом  перед  всеми радетелями за наш язык в  деле  приобщения молодого поколения к национальным русским традициям непосредственно через уроки русского языка . И призвана это сделать работа учителя по формированию культуроведческой компетенции школьников при изучении родного языка.

Важнейшим двигателем совершенствования знания родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости. В связи с тем, что возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании в настоящее время описанный опыт приобретает особую актуальность.

Процессы реформирования в современном обществе затронули все сферы жизнедеятельности личности. Преобразования в сфере идеологии интенсифицировали процесс гуманизации культуры и науки, что повлекло за собой пересмотр существующих ценностей, норм социального взаимодействия, и как следствие, (закономерность) нашло свое отражение в  президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), в Стандартах нового поколения, в новом Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

Реформирование и модернизация российского образования характеризуется широким научным, теоретическим и практико-ориентированным определением направлений развития воспитания и обучения, осуществляемого «в интересах человека, семьи, общества и государства», «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.], где особое место занимает вопрос духовно-нравственного развития  и воспитания личности.

        Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина России» (2009г.), национальный воспитательный идеал современного общества – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» [с.4].

Одним из приоритетных направлений в моей деятельности выступает работа по формированию культуроведческой коптенеции обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность как в урочной, так и во внеурочной время.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа; умение выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.

        Предлагаю одну из тем занятия: «Мир природы в произведениях русской классики». Такие уроки рассчитаны на 2 учебных часа. Цель: совершенствовать умения анализировать текст, использовать фоновые знания для создания речевого произведения; совершенствовать умения работать в группе. Форма проведения этого урока возможна как организация работы 2-3 групп. Одна группа получает опережающее задание до урока. Ученики готовят презентацию о Деревьях и Цветах Русской земли, представляют ее на уроке, рассказывая о деревьях, цветах, повлиявших на формирование русского национального самосознания, отмечая смысл растительной символики в русских художественных произведениях.

Данные два текста могут быть изучены группами на уроке, а могут быть тоже даны ученикам заранее, чтобы на уроке они могли уже работать с их содержанием. Преимущество опережающего задания – в экономии времени. Группы заранее собираются для ознакомления с текстами, распределяют свои роли на предстоящем уроке, могут предугадать возможные вопросы по тексту. Учитель составляет свои вопросы. Итоговое задание, к выполнению которого ученики готовятся на уроке и дома, – написание сочинения о растительных привязанностях русского народа. Разговор о мире природы вряд ли ограничится рамками одного-двух уроков, поэтому предлагаю возможные темы для проектной работы: 1) Легенды и предания, связанные с каким-то конкретным деревом или цветом в нашей культуре. 2) Деревья, повлиявшие на формирование русского национального самосознания. 3) Цветочные пристрастия жителей разных стран. 4) Чем отличаются и в чем похожи русские, английские, японские растительные пристрастия? 5) «Приглашение на прогулку в лес» в русской культуре и т.д.

Знать и понимать разнообразие мнений о цветах, деревьях – значит уважать разные культуры. Такие уроки несут большое значение: активизируют практическую и исследовательскую деятельность обучающихся, развивают речь, повышают мотивацию к учению. На мой взгляд, если будет проводится такая работа учителя, то вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре не будет иметь место.

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва, Просвещение, 2009

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Презентация "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"...

Формирование базовых компетенций обучающихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Презентация содержит материал по формированию базовых компетенций обучающихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

Организация уроков русского языка по технологии проблемного обучения

Рассматривается проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Приводятся примеры использования данной технологи...

Организация уроков русского языка по технологии проблемного обучения

Рассматривается проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Приводятся примеры использования данной технологи...