обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) на тему

макурина светлана дмитриевна

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tekstovoy_kompetencii_na_urokah_russkogo_yazyka_v.pptx992.69 КБ
Файл referat.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка в 5 – 9 классах Макурина С. Д., учитель русского языка и литературы МБОУ « Верховажская СОШ имени Я. Я. Кремлева »

Слайд 2

5 – 9 классы Учебники русского языка Учебники – основные компоненты учебно-методических комплектов Авторы: С.И. ЛЬВОВА, В.В. ЛЬВОВ

Слайд 3

Учебно-методические комплекты по русскому языку полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) и реализуют его основные идеи: Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом Ориентация на планируемые результаты обучения Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе Реализация системно-деятельностного подхода в образовании Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций

Слайд 4

8 класс - кружок « Изобразительно – выразительные средства языка» 9 класс - элективные курсы: «Анализ текста: теория и практика», «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению – рассуждению»

Слайд 5

Цели курса: 1) воспитание коммуникативной личности; 2) развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами; 3) формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.

Слайд 6

В результате освоения курса учащиеся должны уметь: Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач; Отбирать фактический и языковой материал для собственной речи; Создавать текст; Владеть навыками стилистической правки текста.

Слайд 7

Язык и литература. Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. А туча шла, гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под грозой Молчала набожно и свято. (Н. Рубцов)

Слайд 8

Связные тексты Основная единица обучения- текст Таблицы Формулировки заданий к упражнениям Эпиграфы к главам и параграфам учебника Словарные статьи Планы (текста, устного высказывания, языкового разбора) Формирование и развитие всех видов речевой деятельности в их зависимости и взаимосвязи Схемы Памятки-инструкции Оглавление учебника Афоризмы ВИДЫ ТЕКСТА

Слайд 9

Текстовые категории: Выраженность; Отграниченность ; Связность; Целостность; Упорядоченность; Членимость ;

Слайд 10

Виды чтения Поисковое Просмотровое Изучающее Ознакомительное Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых и послетекстовых заданий Мы перестаем думать, когда перестаем читать. Дидро Учащиеся последовательно овладевают разными видами чтения

Слайд 11

Развитие речемыслительных способностей учащихся

Слайд 12

Восприятие устной речи 1) Я хочу уточнить… 2) Если я правильно понял, то… 3) Если обобщит сказанное, то…

Слайд 13

Письмо по памяти. Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. (И. Бунин)

Слайд 14

720. Прочитайте текст. Уместно ли в нем использование именно таких предлогов? Почему? А как лучше написать письмо родителям? Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха. Вопреки моим предчувствиям мне все здесь нравится. Мы живем здесь согласно расписанию: вовремя встаем, вовремя завтракаем, обедаем и ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, накачиваем мышцы, читаем и т.д. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги «Азбука юного бизнесмена». Наперекор твоему желанию (прости меня!) я сплю мало, так как хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путевку. До скорой встречи по завершении моего отдыха, Крепко жму твою руку. Твой сын Коля.

Слайд 15

Развитие речемыслительных способностей учащихся

Слайд 16

Приложение 6 класс Материалы учебника, нацеливающие на отработку умения писать изложения и сочинения разных видов

Слайд 17

Материалы учебника, нацеливающие на отработку умения писать изложения и сочинения разных видов Приложение 6 класс

Слайд 18

Материалы учебника, нацеливающие на отработку умения писать изложения и сочинения разных видов Приложение 9 класс

Слайд 19

Материалы учебника, нацеливающие на отработку умения писать изложения и сочинения разных видов Приложение 9 класс

Слайд 20

Часть IV . Прочитайте текст и выполните задания 4.1 – 4.6 Собаки и повар. (1) Повар готовил обед; собаки лежали у дверей кухни. (2) Повар убил телёнка и бросил кишки на двор. (3) Собаки подхватил, поели и говорят: «Повар хороший: хорошо стряпает». (4) Немного погодя повар стал чистить горох, репу и лук и выбросил обрезки. (5) Собаки кинулись, отвернули носы и говорят: «Испортился наш повар – прежде хорошо готовил, а теперь никуда не годится». (Л.Н.Толстой) 4.1 Что заставило повара не слушать собак? А) Он не боялся собак; Б) он знал, что хозяева его защитят; В) он знал своё дело и служил хозяевам; Г) на всех не угодишь. 4.2 В какой момент собаки решили, что повар разучился готовить? А) Когда лежали у дверей кухни; Б) когда выбросил потрохи телёнка; В) когда повар выбросил овощные обрезки; Г) когда собаки гуляли по саду. 4.3 К какому типу речи относится текст? А) описание; Б) повествование; В) повествование, описание; Г) рассуждение.

Слайд 21

Итоговая аттестация выпускников 9 классов по русскому языку в новой форме 2007 год, 20 человек 2011 год, 23 человека «5» - 2 (10%) «4» – 10 (50%) «3» – 6 (30%) «2» – 2 (10%) Качество знаний – 60% «5» -7 «4» – 10 «3» – 6 Качество – 74% 7 б (макс.) за сочинение – 12 7 б (макс.) за изложение – 16 10 б (макс.) за грамотн . – 4

Слайд 22

Результаты предметных олимпиад по русскому языку 2009 год Победитель муницип . этапа Горюнов Дмитрий 8 класс Участница регионального этапа Александрова Алена 11 класс 2010 год Призер муницип . этапа Горюнов Дмитрий 9 класс 2011 год Призеры муницип . этапа Ковбасюк Мария Горюнов Дмитрий 10 класс Победитель муницип . этапа Иванова Светлана 10 класс

Слайд 23

Участие во всероссийских конкурсах «Молодежный филологический чемпионат» 2009, 2010 годы Брагина Анна 6, 7 классы Лучший результат в районе Ковбасюк Мария 7, 8 классы Лучший результат в районе «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2010 год Брагина Анна 7 класс 1 место в районе Горюнов Дмитрий 8 класс 1 место в районе



Предварительный просмотр:

Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка.

 Человек в современном мире живет среди текстов: он их слышит, читает, создает. Тексты окружают нас всюду: информация по радио, доклад на совещании, поздравление к юбилею, заявление о приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону, реклама по телевидению, радио, в газете. Для нашего современника  умения, которые теперь в методике преподавания русского языка называют текстовыми, становятся практически значимыми, востребованными в речевой практике, а для кого-то эти умения – основа профессионального роста.

Не случайно приоритетными подходами в обучении русскому языку в соответствии с новыми ФГОС определены текстоориентированный и коммуникативно-деятельностный. Эти два подхода взаимосвязаны, так как общение является по сути текстовой деятельностью. В связи с этим обучение общению должно вестись на основе современной теории текста с ориентацией на формирование навыков эффективной текстовой деятельности, под которой понимается система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать, понимать их; которая является разновидностью коммуникативной деятельности.

Текстовая деятельность особенно трудна, так как в ней отражается не только знание языковой системы, единиц и правил их изменения и сочетания, но и владение механизмом порождения и восприятия речевых сообщений с учетом целей и задач общения, фактора адресата, сферы общения, условий и пр. Текстовая деятельность всегда непосредственно связана с какой-либо другой деятельностью  человека, она является средством осуществления этой другой деятельности, вливается в социальную коммуникацию, становится частью общественного опыта и сознания.

Моя  задача, как учителя – словесника, состояла в том, чтобы осознать текст как основную единицу обучения языку и речи и организовать планомерную творческую работу по формированию текстовых умений. Обобщив в 2008 году свой опыт работы по теме «   «, я спланировала дальнейшие теоретические и практические действия.

Во–первых, изучила новый УМК по русскому языку под ред. С.И.Львовой, так как он реализует  системно – деятельностный подход в обучении и соответствует новым ФГОС.

В связи с этим  участвовала в работе семинара «Преподавание русского языка по УМК С.И.Львовой», который проходил в ВИРО в октябре 2008 года, принимала участие в мастер-классе «Комплексный анализ текста на уроке русского языка, который проводила Т.М.Пахнова, профессор МГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор учебников по русскому языку. После этого составила тематическое планирование и написала рабочую программу по русскому языку для 5, 6, 7 классов.

Во-вторых, организовала планомерную творческую работу по формированию текстовых умений обучающихся 5-9 классов на уроке.

В-третьих, в 9 классе вела элективный курс «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению».

Программа элективного курса рассчитана на 28 часов и может быть использована при подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме.

Актуальность разработки курса обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации.

Наиболее доступный способ решения этой проблемы – образование и самообразование.  И здесь необходимы совершенно конкретные умения:

- работать с текстами различных стилей;

- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;

- излагать собственные мысли четко и последовательно.

Умение писать сочинение – это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.

Анализ результатов экзаменов по русскому языку в новых формах показал, что выпускники школ испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому специальный курс по выбору для учащихся 9 классов – основной путь формирования коммуникативных навыков и условие развития личности выпускника.

Цели курса:

воспитание коммуникативной личности;

развитие потребности в свободном владении русским языком и его ресурсами;

формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.

В результате освоения курса учащиеся должны получить знания

о сущности, содержании, структуре и типах текстов;

об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;

о роли текста в коммуникативных отношениях между людьми.

Учащиеся должны уметь:

проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

создавать текст;

владеть навыками стилистической правки текста.

Основой построения элективного курса являются принципы

системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;

постепенного усложнения материала;

личностно – деятельностного подхода и субъект – субъектного;

преемственности.

В программе учтены возрастные возможности школьников.  Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации.  При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности.  В основе такого подхода – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

     Специальных уроков развития речи по программе недостаточно, поэтому каждый урок я планирую как урок развития речи. Я стремлюсь так планировать работу с 5 класса, чтобы в 9 классе экзамен по русскому языку не был стрессом для выпускников. Готовиться постепенно, в процессе занятий, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их материалами различных пособий, связанных с анализом текста, - это, по моему мнению, надежный путь, проверенный практикой. Если на уроках, при изучении элективных курсов, факультативов, во время самостоятельной работы дома используется комплексная работа с текстом, мы избегаем натаскивания, занимаемся изучением языка и совершенствуем свою речь в соответствии с программой и в то же время целенаправленно, постепенно, без перегрузок идем к тому, что ожидает нас в 9 классе в конце учебного года, - к сдаче экзамена за курс основной школы в новой форме, к ГИА.

Уроки русского языка строю, исходя из принципа: «Текст – основная единица обучения языку и речи». Другими словами, текст цементирует весь урок.

Подробно расскажу, какими правилами руководствуюсь при использовании текста на уроках русского языка.

Для анализа беру образцовые тексты. Заметила, что интенсивные занятия лингвистическим анализом художественного текста в 5-7 классах дают колоссальный качественный скачок и в освоении грамматики, и в совершенствовании правописных умений, и в развитии речи. В данном случае уместно будет говорить о частичном анализе, причем чаще в качестве материала беру небольшой фрагмент, отрывок.

Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для учеников причину изучения грамматики, фонетики, морфемики. Приобретая опыт анализа чужих образцовых текстов, школьники начинают и сами пользоваться их языковыми средствами при создании собственных высказываний.

Начиная с 5 класса, я обучаю сочинению,  параллельно обучая анализу текста. В соответствии с программой в 5 классе школьники учатся писать сочинения – описания предмета, животного, помещения, картины, пейзажа, элементов портрета. Перед первым уроком, посвященным описанию предмета, мы с ребятами обсуждаем, каким будет сочинение – описание предмета, какой предмет они выберут. С одной стороны, мне необходимо обеспечить творческую свободу детей, с другой – эта свобода не должна затруднять работу по созданию общего алгоритма сочинения. В этом возрасте ребенку легче и интереснее описать свою любимую игрушку.

На следующем уроке в качестве текста – образца читаю отрывок из рассказа В. Драгунского «Друг детства», который учащиеся читали еще в начальной школе.  В рассказе речь идет о том, что Денис Кораблев, собравшийся стать боксером, приспосабливает для тренировочной груши своего забытого старого мишку. На примере этого текста можно наглядно показать приемы описания игрушки.  Первая часть фрагмента представляет собой описание, по образцу которого дети будут писать сочинение.

Вторая часть фрагмента включает элементы повествования.  Ее можно прочитать позже, перед работой над второй, основной, смысловой частью, чтобы создать эмоциональный отклик учащихся, усилить мотивацию написания сочинения.

При анализе текстовых категорий (связность, целостность и т.д.) образцовых текстов привычными являются задания по определению темы, основной мысли, по подбору заголовка. В связи с этим хочется обратить внимание на два момента.

 Во-первых, учителю при этом очень важно помнить, что задание «Озаглавьте текст» не должно опережать заданий по определению основной мысли текста и его стилистической принадлежности.  Как правило, чтобы легче было определить стиль, я задаю вопрос «Где бы вы могли увидеть текст?»

 Во-вторых, учителю не следует ограничиваться только определением основной мысли текста, темы и подбором заголовка. Откликаясь на задание учебника «Докажите, что это текст», необходимо привлекать школьников к объяснению структуры текста («Почему именно так автор разбил текст на абзацы?»), к нахождению ключевых слов, к установлению лингвистических  средств  связности и т.п.

Текстовые умения учащихся я формирую на основе аналитических умений. С учетом этого подбираю задания, требующие анализа:

а) даю заголовок и ключевые слова, прошу составить начало и завершение текста, используя эти ключевые слова и заголовок. Дело в том, что заголовок, первое и последнее предложения текста образуют смысловой круг, являются единой структурой. Очень важно, чтобы школьники понимали это. Тогда у них не будет проблемы в том, как начать и закончить сочинение.

Заголовок: «Незабываемые дни», Человек интересной судьбы», «Однажды в лесу», «Сохрани красоту», «Спасибо, лето».

Ключевые слова: лето, новые друзья, задушевные разговоры, костер, расставание.

б) даю первое и последнее предложения, которые тематически могут быть не связаны. Прошу составить и озаглавить текст.  Рассказ  может быть фантастическим, юмористическим.

Например, первое предложение - «Прилетит вдруг волшебник», последнее - «Город был взят».

С предъявлением ученикам на уроках русского языка образцового текста связано, на мой взгляд, важное направление в работе учителя-словесника – чтение как вид речевой деятельности.  Умение читать предполагает овладение техникой чтения (правильное озвучивание и понимание прочитанного). Нередко учащиеся читают невнятно, нечетко, тихо, медленно, без должных интонаций. Это сказывается и на восприятии текста: ученики не умеют извлекать информацию, лаконично отвечать на поставленный вопрос и пр. Не случайно в новом стандарте по русскому языку особо подчеркивается надпредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования: русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Умение воспринимать тексты различного характера, извлекать информацию, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), является основой для других важных текстовых умений, таких как умение переработать текст, составить план, написать конспект, тезисы, аннотацию.  Все это и составляет суть надпредметной функции русского языка как школьного предмета.

Следовательно, выразительное чтение требует пристального внимания на уроке русского языка.

Восприятие устной речи, текста произнесенного представляет не меньшую проблему, нежели восприятие письменной речи. Речевой слух, как известно, - составной элемент речевой культуры, а значит, развитие речевого слуха детей необходимо, я считаю, для повышения общей культуры, совершенствования всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Речевой слух развивается на уроках русского языка при изучении разделов школьной программы: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. В процессе работы с образцовым текстом речевой слух также совершенствуется. В определенных ситуациях знакомство с текстом, выбранным для работы, целесообразно начинать с его восприятия учащимися на слух. Именно на это умение нацелена 1 часть экзамена по русскому языку в 9 классе.

Для развития речевого слуха эффективным, по моему мнению, является задание сформулировать вопросы к тексту. Детям даю установку: я читаю текст один раз, а вы, ребята, должны обозначить свою реакцию в трех позициях – сформулировать уточняющие, обобщающие вопросы по данному началу.

Я хочу уточнить…

Если я правильно понял, то …

Если обобщить сказанное, то…

Для данного задания лучше подойдут небольшие тексты информационного характера (можно из газетных публикаций). Такую работу уместно проводить в конце урока, она тренирует волю, память.

Не менее актуальным в формировании текстовых умений мне представляется заучивание образцовых текстов наизусть. Развитие памяти важно, потому что на основе памяти действуют мышление и воображение. Поэтому, мне кажется, необходимо насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре.

Более того, выученный текст должен быть прочитан в классе.  Органично включенный в урок, он может стать объектом для анализа. При этом школьников можно приучать самостоятельно  формулировать вопросы по тексту, прочитанному наизусть.

Одно из текстовых умений, предусмотренных программой по русскому языку, - это умение совершенствовать написанное. Главной целью работы по формированию данного умения у школьников я считаю воспитание потребности добиваться оптимального для них качества текста.

Особенно важно подчеркнуть, что умение совершенствовать написанное образуется на основе умения контролировать собственную речь, то есть умения критически осмыслять свой текст, видеть его недостатки и устранять их. При этом следует понимать, что в условиях письменной речи функции и задачи речевого контроля значительно усложняются.

Необходима серьезная, систематическая работа по формированию умения совершенствовать, перерабатывать созданный текст, и призывами проверить написанное ограничиться нельзя: этому необходимо обучать.

В данном случае я пользуюсь таким нетрадиционным приемом, как редактирование чужого текста (достаточно одного раза в четверть). Акцент делаю на речевое оформление, а не на орфографию и пунктуацию. Редактируя текст, школьники могут пользоваться заранее составленными памятками с условными обозначениями речевых ошибок. Использование чужого текста, например, сочинения своего одноклассника, активизирует внимание учащихся, заинтересовывает их в том, чтобы с большей степенью критичности оценить текст, делает поиск недостатков более творческим и самостоятельным. Как известно, редактирование (от лат. –      «приведенный в порядок») – это изменение текста с целью устранения языковых и стилистических погрешностей, недочетов структуры, а также выявление логических и фактических ошибок для их дальнейшего исправления.

Приведу  текст  для  редактирования  в  5  классе.  

Осенняя аллея.

Мое самое любимое время года – осень.  Многие поэты и писатели в своих произведениях описывают осень.  Я помню, недавно читала у одного поэта очень красивое описание природы.

Осенью я люблю бродить по опавшим листьям.  Вот я иду по осенней аллее, и под ногами шуршат опавшие листья. Они такие пестрые, что даже рябит в глазах. Листья осень разукрасила разными красками: и желтой, и красной, и зеленой, и бордовой.

По дороге мне встречаются небольшие лужи, лучи солнца отражаются в них. Еще проглядывает из-за листьев почти умершая трава.

Легкий ветерок раскачивает со всей силой деревья, которые покачиваются, словно прощаются с уходящим летом.

Прекрасна осенняя аллея. Прогулка по ней пробуждает в душе прекрасные чувства, быть хочется лучше, добрее.

Важным умением в формировании текстовых умений, на мой взгляд, является умение создавать текст определенного речевого  жанра, то есть составить поздравление, благодарность, написать заявление, объяснительную, быть участником телефонного разговора и т.д.

Развивать это умение поможет стилистический эксперимент, который является составляющей лингвистического анализа текста. Суть его состоит в следующем: я предлагаю школьникам фрагмент рассказа, стихотворения, логически завершенного, предварительно убрав отдельные слова дискуссионного характера, прошу догадаться, какие слова необходимо вставить. Важно не узнать автора, а порассуждать над словами.

Текст для 9 класса – стихотворение А. С. Пушкина.

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж ………. Грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,

Плату принявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, ………..спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

Текст для 10 класса – стихотворение А. А. Фета.

Как грустны сумрачные дни

………………. осени и хладной!

Какой истомой …………………..

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных  уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит ……………..печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Для проверки уровня сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции у учащихся 5-9 классов я использую тестовые задания на основе единого текста. Данные контрольные работы могут использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала, причем как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Материал даю в форме, приближенной к технологии проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов, учитывая уровень подготовки обучающихся конкретного класса. Задания максимально насыщены и требуют от учеников повышенного внимания, собранности, а подчас сообразительности и находчивости.

В качестве примера приведу такое задание для 7 класса.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С 1 на отдельном подписанном листе.  Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем при этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).  Я знал на русском Севере крестьян,  которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А 1 – А 7. Номер ответа обведите кружком.

Что такое: интеллигентный человек? (2) нам кажется уместным процитировать по этому поводу одного из несомненных русских интеллигентов – Александра Солженицына. (3) Откроем лучшую из его работ – «Архипелаг ГУЛАГ»: «В Советском Союзе это слово «интеллигентность» приобрело совершенно извращенный смысл. (4) К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. (5) Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. (6) Все бухгалтеры и счетоводы – механические рабы Дебета. (7) Все канцелярские служащие.  (8) С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). (9) Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). (10) И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком. (11) А между тем не по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. (12) Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. (13) Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. (14) Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. (15) Интеллигент – это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. (16) Интеллигент – это тот, чья мысль не подражательна». (17) Нам, пожалуй, нечего  добавить к этому высказыванию, в котором заключена и критика общепринятого, обывательского представления об интеллигенции, бытующего по сей день, и одно из самых точных, на наш взгляд, определений этого понятия во всей русской литературе.

А 1. В каком предложении наиболее точно отражена точка зрения автора?

4

6

11

15

А 2. В каком предложении вместо слова обсуждать нужно употребить слово осуждать?

Обсуждать новый проект пришлось в сложнейших условиях.

Обсуждать свои проблемы с незнакомым человеком не хотелось.

Проблему технологического оснащения производства обсуждать на этом заседании не стали.

В своих произведениях А.П.Чехов обсуждает бездуховность людей.

Задания А 3 – А 7, В 1 – В 14 могут быть разработаны учителем по образцу ГИА для 9 класса с учетом изучаемых разделов языка и уровня подготовки обучающихся класса.

Таким образом, планируя работу по формированию текстовых умений, я нахожу время и место на уроке русского языка для совершенствования тех навыков, из которых и складывается текстовая культура: навыков выразительного чтения, слушания, чтения наизусть, анализа образцового текста, навыков речевого контроля.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...