Организация уроков русского языка по технологии проблемного обучения
методическая разработка по русскому языку

Кокарева Светлана Николаевна

Рассматривается проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Приводятся примеры использования данной технологии на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уроков русского языка  
по технологии проблемного обучения

Знание только тогда знание, когда оно  приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
Л. Н. Толстой

 Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.  

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели; чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.  

Зная основы проблемного обучения и успешно применяя в практической деятельности, я познакомилась с технологией проблемно-диалогического обучения, пропагандируемого «Школой 2100», которая заинтересовала меня своей похожестью на технологию проблемного обучения и более современным звучанием.

 Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является развивающей, личностноориентированной технологией и достаточно результативной, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск еѐ решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Изучив суть этих двух технологий, опробовав на практике, я пришла к выводу, что можно говорить о близости их целей, задач и путей решения, потому что в основе любой проблемной ситуации лежит диалог и для разрешения этой проблемной ситуации важно, чтобы диалог состоялся.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

− актуализация знаний;

− постановка проблемы;

− «открытие» детьми нового знания.  

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

− создание проблемной ситуации;

− подводящий диалог;

− сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.  

Первый путь создания проблемной ситуации.  

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырѐх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.  

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».

Учитель

Ученики

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана».

Ученик у доски составляет схему: [- =, -∙-+, (что =), (что - =), и (что= -).

- Теперь сравните свои схемы с моей.

Схема учителя:

 [- =, -∙-+, (что =), (что - =) и (что= -).

- Вы справились с заданием?

- Нет, так как поставили запятую после второго придаточного предложения.

-Каким правилом вы руководствовались?

- Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой.

.  - Что нам сегодня предстоит узнать?

- Почему в данном предложении запятая перед и не нужна?

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.  

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы:

1. *Ө, Ө  = +  2. *Ө и Ө  = +  3.  *Ө, но Ө  = ]  

4. *Ө и Ө,  Ө и Ө  = +   5. *и Ө, и Ө,  и Ө  = ]    

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности  с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.  

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

-  Как правильно расставить знаки препинания.  

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

-  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  

Третий путь постановки учебной проблемы

 Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.  

Приѐм «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».

Учитель

Ученики

- Послушайте стихотворение  

О. Высотской  «Весѐлые рифмы» и найдите ключевые слова:

Отправляя поздравление,

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

- Склонение, род, число, падеж.

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

-  Морфологические признаки.

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».  

Приѐм «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами . На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть , краси́вее и красиве́е , ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский . Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести поразному?

- Всѐ зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем , правильно ли ставят ударения в словах . Часто мне приходится слышать от вас : «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.  

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того,  первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.  

На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:  1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием; 2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.  

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

Побуждающий от проблемной  ситуации диалог. Приѐм 2. Столкновение мнений учеников.

Формулируют тему урока и проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик?

- После звонких пишется –чик.

- Какие еще есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске)

- В словах с приставкой пишется –чик.

- Так. Может быть есть ещѐ предположения?

- После мягких согласных пишется          – щик.

- Ещѐ одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что – чик пишется после звонких?

- В слове советчик –чик пишется после глухой.

- Согласны ли со второй гипотезой?  

- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется –щик.

- Проверяем следующую гипотезу.

- Опять же в слове выдумщик после твѐрдого согласного пишется –щик.

Учитель делает подсказку.  

- Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –чик.

- Д, С, З, Ж, Т.

- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс –чик.  

- После д, с, з, ж, т пишется –чик, а после других согласных –щик.  

Создание проблемной ситуации позволяет добиться  активной мыслительной работы учащихся, потому что помогает вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.  

В педагогической науке место проблемной ситуации отводят чаще всего на этапе знакомства и изучения новой темы. Но достаточно выигрышным элементом урока может стать проблемная ситуация и на этапах закрепления, систематизации и обобщения знаний.

Рассмотрим возможные приемы и формы работы, используемые на разных этапах урока. При изучении курса русского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, при изучении склонений имен существительных (тема уже изучена, окончания известны) учащимся по вариантам предлагается просклонять несколько существительных одного склонения (с ударными окончаниями) и выделить в них падежные окончания. Проанализировав результат, учащиеся должны прийти к выводу, что к одному склонению относятся существительные, у которых совпадает система окончаний. Здесь возникает вопрос: «Дает ли что-либо этот вывод на практике? Как можно использовать эту закономерность на письме?» Учащиеся считают, что таким образом можно «проверить» безударные окончания быстрее, нежели пытаясь восстановить в памяти таблицу окончаний. Следует оговорить, что выбранные нами слова «страна/земля, стол/конь, рожь» формально не являются «проверочными», а, скорее, «сигнальными», или «подсказывающими».

Одним из методов обобщения и систематизации знаний может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Этот метод применялся мною и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что активно он работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Но эта деятельность не должна быть хаотичной, она организуется учителем на уроке. Каждая новая намеченная поисковая операция желательно через проблемный диалог, проблемную ситуацию помогает открыть новую грань изучаемого явления, развивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности. Например, обобщающий урок по теме «Не с разными частями речи» можно построить в форме «Лабораторной  работы». После актуализации знаний по  нескольким  правилам, изученным в 6-7 классах («Не с именами существительными, именами прилагательными, наречиями, глаголами, причастиями, деепричастиями), учащимся предлагается объединиться в группы и поработать над «созданием» самого одновременно короткого, запоминающегося, но емкого алгоритма. Очевидно, такое задание может быть выполнено учащимися только в том случае, если ими освоены виды работы с правилами, оформленными в виде алгоритмов. К примеру, алгоритмы использовались нами при изучении правописания разделительных Ъ и Ь, не с именами существительными, слитного и дефисного написания имен прилагательных и т. п.

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается прежде всего в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Обучение русскому языку и литературе невозможно без опоры на такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и дифференциация, обобщение и систематизация, формирование устойчивых и осознанных знаний  может быть успешным только в том случае, когда принципы технологии проблемного обучения станут ведущими при организации познавательной деятельности учащихся. Ведь при проблемном  обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения.

Эффективное усвоение материала на уроках русского языка проходит благодаря приемам методики проблемного обучения....

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения.

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению...

Мастер-класс по теме: «Методы постановки проблемы на уроках русского языка по технологии проблемного диалога».

Демонстрация методов постановки проблемы  на уроках «открытия» новых знаний в рамках проблемно – диалогической технологии на уроках русского языка....

Визитная карточка урока русского языка с применением проблемного обучения

Визитная карточка урока русского языка с применением проблемного обучения...

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...

Организация уроков русского языка по технологии проблемного обучения

Рассматривается проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Приводятся примеры использования данной технологи...

Организация уроков русского языка в системе дистанционного обучения.

Организация уроков русского языка в системе дистанционного обучения....