Конспект библиотечного уроа на тему: "Блокада Ленинграда"
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Для обучающихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Библиотечный урок

«Блокада Ленинграда»

Разработала: педагог-библиотекарь,

Кликунова Г. Л.

Блокада Ленинграда

Цель:

Расширить представление школьников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.

Задачи:

  • Объяснить понятие "Блокада Ленинграда", рассказать о героической обороне Ленинграда в годы ВОВ, о знаменательной дате в истории России - Дне снятия Блокады - г.
  • Воспитание патриотизма , чувства сопричастности к истории своей страны, родного города.
  • Активизировать слова (словосочетания): блокада Ленинграда, осажденный город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашистские самолеты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградский метроном, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран.
  • Вызвать эмоциональный отклик
  • Развивать умение выразительного чтения наизусть патриотических стихотворений, посвященных блокаде Ленинграда, защитникам города, героям ВОВ.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций на тему ВОВ
  • Просмотр и обсуждение к/ф "Зеленые цепочки"
  • Беседа на тему: "Что такое подвиг? Кого можно назвать героем?"

Оборудование:

  • Оборудование для презентации "Блокада Ленинграда"
  • Макет "Блокадная норма хлеба"
  • Фотовыставка на тему "Блокада Ленинграда"из семейных архивов сотрудников ГБДОУ и семей обучающихся
  • Фонограмма песни "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"
  • Фонограмма (минус) песни "От героев былых времен..." из к/ф "Офицеры"
  • Фонограмма метронома

Звучит мелодия песни "Темная ночь"

1 ребенок:

Башня есть под Ленинградом,
А на башне - циферблат.
Разорвался с башней рядом
Неприятельский снаряд.

Бил по башне в перестрелке
Частым градом пулемет.
Но ползут по кругу стрелки, -
Время движется вперед!

2ребенок:

Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил с Горы Вороньей.
Из дальнобойной пушки бил.

Прислуга в землю пушку врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда пушка била, била
Все девятьсот блокадных дней...

Ведущий:

Сегодня 27 января 2015 года. Чем знаменателен этот день для жителей нашего города и для всех россиян? (ответы детей).

Сегодня, 27 января, в этот светлый день мы отмечаем памятную дату - день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Дети, почему я сказала Ленинград, ведь наш город называется Санкт-Петербург? (ответы детей).Не все знают, что обозначает и это слово - "Блокада". Вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех россиян.

слайд 2 22 июня на рассвете 1941 г. воскресного дня войска Германии в нарушение договора о ненападении, без объявления войны внезапно вторглись (напали) в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная Война! Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты.- слайды --3

Наш родной город Ленинград 8сентября 1941г. был окружен вражескими войсками со всех сторон. Город оказался в блокадном кольце. - слайд 4

На защиту города встали все жители Ленинграда. - слайд 5

3 ребенок:

Медаль за оборону Ленинграда

Не просто наша память о войне

Металл ее откован в дни блокады

И закален в невиданном огне.

Может вам рассказать ветеран, вспоминая,

Как до линии фронта ходили трамваи,

Как стояли ни шагу назад

Ленинградцы за свой Ленинград.

Ведущий:

Вся военная техника была задействована на защиту города - слайд 6

Многие рабочие ушли на фронт защищать свой город и страну! Их место заняли старики, женщины и дети

Звучит песня "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"(И. Шварца, В. Коростылева)- слайд 7, 8.

Ведущий:

Школьники дежурили на крышах домов, чтобы не допустить пожаров во время бомбежек, они быстро научились гасить зажигательные бомбы (зажигалки) -слайд 9.

Блокада длилась целых 872 дня, это почти три года, очень долго.

Блокада - это очень страшно. Почему? (ответы детей). Особенно тяжело приходилось зимой. В квартирах было отключено отопление, электричество. Город постоянно бомбили вражеские самолеты: разрушали город. Люди боялись выходить из дома, но дома тоже было страшно, ведь в дом попадали бомбы! Начались перебои с продуктами питания. Затем продукты и вовсе пропали... Люди начали голодать. - слайд 10.

Но город жил и боролся!

4 ребенок:

Вера в победу

Отвага и мужество,

Надежда и стойкость

Людей всех содружество.

Блокада.
5 ребенок:

Никогда не забыть нам

Страшных дней Ленинграда,

Тех, что словом зловещим

зовутся-
Блокада.
6 ребенок:

Черные окна

И взрывов гул.

В грохоте, гари

Питер тонул.

Блокада.
7 ребенок:

Хмурые лица

И взгляд потухший

Город унылый,

Серый и скучный.

Блокада.

Ведущий:

Дети и старики самые беззащитные, им приходилось тяжелее других.

- слайд11.

На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Суточная норма хлеба составляла: рабочие - 250 граммов, служащие и дети всего 125! - слайд 12.

И все-таки ленинградцы нашли выход! По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли в осажденный город хлеб! "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с таким нужным для голодных людей грузом уходила под воду и тонула. Знали водители, что смертельно опасно ехать, но знали и то, что людям нужен хлеб! - слайд 13-14.

"Дорога жизни" - эта дорога спасла многих ленинградцев. На таких машинах привозили хлеб в Ленинград, а детей а стариков эвакуировали (отправляли жить в безопасное место, куда не дошла война. Так тогда и говорили: "Был в эвакуации").

Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Кто проложил "Дорогу жизни"! Кто спасал голодающих ценой собственной жизни!

8 ребенок:

Памятник Блокады

В кольцо гранита мы попали,

И звуки скорби зазвучали,

Как память тех тяжелых дней,

Когда гремели пушки и снаряды,

А Ленинград попал в кольцо огней.


Дней 900 тех страшных и ночей,

Не знали люди неба голубого,

Им жизнь спасла холодною зимой

"Дорога жизни", ставшая спасительной тропой.

Ведущий:

Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! - слайд 15.

9 ребенок:

Мы помним с тобою сквозь годы

В разрывах сплошных горизонт

И как из промерзших заводов

Шли грозные танки на фронт.

Душе не давая сгибаться,

Мы верили, с нами страна

Ведь мы же с тобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

10 ребенок:

Мы знали отчаянье и смелость

В блокадных ночах без огня,

А главное- очень хотелось

Дожить до победного дня,

Нам с этим вовек не расстаться

В нас подвигу память верна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

Ведущий:

Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам! - слайд 16

27 января 1941г. блокада была окончательно прорвана. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. 9 Мая1945г. наша страна победила в этой войне!

Звучит музыка из к/ф "Офицеры": "От героев былых времен..."

Ведущий:

Дети наравне со взрослыми голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах - делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью "За оборону Ленинграда" и медалью "Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1942-1945г.г"

Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, защищая наш город, поставлены памятники и монументы, чтобы мы всегда помнили об их подвиге.

- слайд 17

Мы видим Монумент "Разорванное Кольцо" на берегу Ладожского озера, мемориал "Защитникам Ленинграда" и Монумент "Родина-Мать" на Пискаревском кладбище в память жертв Блокады.

Вы все знаете и любите наш "Парк Победы", этот парк тоже создан в память о погибших во время Блокады. Каждый год 9 Мая все поздравляют ветеранов ВОВ, когда они приходят в Парк Победы и возлагают цветы к памятным плитам парка. Теперь вы понимаете, почему они плачут, когда дети дарят им цветы в этот день... - слайд 18,19.

В день снятия Блокады Ленинграда был салют! Непокоренный город ликовал! Враг не сломил ленинградцев! - слайд 20.

11 ребенок:

Он не дрогнул в бою

Бастион над Невою.

Он в едином строю

Был со всею страною.

Лютый холод и сотни тревог:

Все он вынес и все превозмог.


Тихо волны стучат о гранитные плиты,

Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой

Тот январский салют над Невой.

Ведущий:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что все небо грохотало...

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

И ежели отныне захотят

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут - Ленинград, -

И все сольется в этом слове.

Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в нашем городе, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города и победили!

Давайте же сегодня, именно 27 января, вспомним о тех, кто погиб. И почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном. Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно...- слайд 21 - Звук метронома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Презентация на тему "Блокада Ленинграда"

материал в копилку классного руководителя...

Классный час по теме " Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....

классный час по теме "Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...

Урок на тему: "Блокада Ленинграда""

Цели урока:Образовательные:       закрепить действия с дробями;        развивать навыки устного счёта;   показать значимость ...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...