Конспект библиотечного уроа на тему: "Блокада Ленинграда"
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
Библиотечный урок
«Блокада Ленинграда»
Разработала: педагог-библиотекарь,
Кликунова Г. Л.
Блокада Ленинграда
Цель:
Расширить представление школьников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.
Задачи:
- Объяснить понятие "Блокада Ленинграда", рассказать о героической обороне Ленинграда в годы ВОВ, о знаменательной дате в истории России - Дне снятия Блокады - г.
- Воспитание патриотизма , чувства сопричастности к истории своей страны, родного города.
- Активизировать слова (словосочетания): блокада Ленинграда, осажденный город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашистские самолеты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградский метроном, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран.
- Вызвать эмоциональный отклик
- Развивать умение выразительного чтения наизусть патриотических стихотворений, посвященных блокаде Ленинграда, защитникам города, героям ВОВ.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему ВОВ
- Просмотр и обсуждение к/ф "Зеленые цепочки"
- Беседа на тему: "Что такое подвиг? Кого можно назвать героем?"
Оборудование:
- Оборудование для презентации "Блокада Ленинграда"
- Макет "Блокадная норма хлеба"
- Фотовыставка на тему "Блокада Ленинграда"из семейных архивов сотрудников ГБДОУ и семей обучающихся
- Фонограмма песни "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"
- Фонограмма (минус) песни "От героев былых времен..." из к/ф "Офицеры"
- Фонограмма метронома
Звучит мелодия песни "Темная ночь"
1 ребенок:
Башня есть под Ленинградом,
А на башне - циферблат.
Разорвался с башней рядом
Неприятельский снаряд.
Бил по башне в перестрелке
Частым градом пулемет.
Но ползут по кругу стрелки, -
Время движется вперед!
2ребенок:
Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил с Горы Вороньей.
Из дальнобойной пушки бил.
Прислуга в землю пушку врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда пушка била, била
Все девятьсот блокадных дней...
Ведущий:
Сегодня 27 января 2015 года. Чем знаменателен этот день для жителей нашего города и для всех россиян? (ответы детей).
Сегодня, 27 января, в этот светлый день мы отмечаем памятную дату - день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Дети, почему я сказала Ленинград, ведь наш город называется Санкт-Петербург? (ответы детей).Не все знают, что обозначает и это слово - "Блокада". Вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех россиян.
слайд 2 22 июня на рассвете 1941 г. воскресного дня войска Германии в нарушение договора о ненападении, без объявления войны внезапно вторглись (напали) в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная Война! Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты.- слайды --3
Наш родной город Ленинград 8сентября 1941г. был окружен вражескими войсками со всех сторон. Город оказался в блокадном кольце. - слайд 4
На защиту города встали все жители Ленинграда. - слайд 5
3 ребенок:
Медаль за оборону Ленинграда
Не просто наша память о войне
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.
Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.
Ведущий:
Вся военная техника была задействована на защиту города - слайд 6
Многие рабочие ушли на фронт защищать свой город и страну! Их место заняли старики, женщины и дети
Звучит песня "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"(И. Шварца, В. Коростылева)- слайд 7, 8.
Ведущий:
Школьники дежурили на крышах домов, чтобы не допустить пожаров во время бомбежек, они быстро научились гасить зажигательные бомбы (зажигалки) -слайд 9.
Блокада длилась целых 872 дня, это почти три года, очень долго.
Блокада - это очень страшно. Почему? (ответы детей). Особенно тяжело приходилось зимой. В квартирах было отключено отопление, электричество. Город постоянно бомбили вражеские самолеты: разрушали город. Люди боялись выходить из дома, но дома тоже было страшно, ведь в дом попадали бомбы! Начались перебои с продуктами питания. Затем продукты и вовсе пропали... Люди начали голодать. - слайд 10.
Но город жил и боролся!
4 ребенок:
Вера в победу
Отвага и мужество,
Надежда и стойкость
Людей всех содружество.
Блокада.
5 ребенок:
Никогда не забыть нам
Страшных дней Ленинграда,
Тех, что словом зловещим
зовутся-
Блокада.
6 ребенок:
Черные окна
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Блокада.
7 ребенок:
Хмурые лица
И взгляд потухший
Город унылый,
Серый и скучный.
Блокада.
Ведущий:
Дети и старики самые беззащитные, им приходилось тяжелее других.
- слайд11.
На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Суточная норма хлеба составляла: рабочие - 250 граммов, служащие и дети всего 125! - слайд 12.
И все-таки ленинградцы нашли выход! По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли в осажденный город хлеб! "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с таким нужным для голодных людей грузом уходила под воду и тонула. Знали водители, что смертельно опасно ехать, но знали и то, что людям нужен хлеб! - слайд 13-14.
"Дорога жизни" - эта дорога спасла многих ленинградцев. На таких машинах привозили хлеб в Ленинград, а детей а стариков эвакуировали (отправляли жить в безопасное место, куда не дошла война. Так тогда и говорили: "Был в эвакуации").
Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Кто проложил "Дорогу жизни"! Кто спасал голодающих ценой собственной жизни!
8 ребенок:
Памятник Блокады
В кольцо гранита мы попали,
И звуки скорби зазвучали,
Как память тех тяжелых дней,
Когда гремели пушки и снаряды,
А Ленинград попал в кольцо огней.
Дней 900 тех страшных и ночей,
Не знали люди неба голубого,
Им жизнь спасла холодною зимой
"Дорога жизни", ставшая спасительной тропой.
Ведущий:
Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! - слайд 15.
9 ребенок:
Мы помним с тобою сквозь годы
В разрывах сплошных горизонт
И как из промерзших заводов
Шли грозные танки на фронт.
Душе не давая сгибаться,
Мы верили, с нами страна
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
10 ребенок:
Мы знали отчаянье и смелость
В блокадных ночах без огня,
А главное- очень хотелось
Дожить до победного дня,
Нам с этим вовек не расстаться
В нас подвигу память верна...
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
Ведущий:
Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам! - слайд 16
27 января 1941г. блокада была окончательно прорвана. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. 9 Мая1945г. наша страна победила в этой войне!
Звучит музыка из к/ф "Офицеры": "От героев былых времен..."
Ведущий:
Дети наравне со взрослыми голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах - делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью "За оборону Ленинграда" и медалью "Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1942-1945г.г"
Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, защищая наш город, поставлены памятники и монументы, чтобы мы всегда помнили об их подвиге.
- слайд 17
Мы видим Монумент "Разорванное Кольцо" на берегу Ладожского озера, мемориал "Защитникам Ленинграда" и Монумент "Родина-Мать" на Пискаревском кладбище в память жертв Блокады.
Вы все знаете и любите наш "Парк Победы", этот парк тоже создан в память о погибших во время Блокады. Каждый год 9 Мая все поздравляют ветеранов ВОВ, когда они приходят в Парк Победы и возлагают цветы к памятным плитам парка. Теперь вы понимаете, почему они плачут, когда дети дарят им цветы в этот день... - слайд 18,19.
В день снятия Блокады Ленинграда был салют! Непокоренный город ликовал! Враг не сломил ленинградцев! - слайд 20.
11 ребенок:
Он не дрогнул в бою
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.
Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.
Ведущий:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало...
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
И ежели отныне захотят
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут - Ленинград, -
И все сольется в этом слове.
Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в нашем городе, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города и победили!
Давайте же сегодня, именно 27 января, вспомним о тех, кто погиб. И почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном. Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно...- слайд 21 - Звук метронома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"
конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Классный час по теме " Блокада Ленинграда"
Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....
классный час по теме "Блокада Ленинграда"
Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...

Урок на тему: "Блокада Ленинграда""
Цели урока:Образовательные: закрепить действия с дробями; развивать навыки устного счёта; показать значимость ...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".
Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...
