«От учителя к учителю: наставничество посредством тьюторского сопровождения»
статья

Чокоева Елена Александровна

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Чокоева Елена Александровна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

учитель истории, обществознания, права, экономики

 «От учителя к учителю: наставничество

посредством тьюторского сопровождения»

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость.  Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога.

Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.

Опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества.

       Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

       Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня работы должны выполнять те же самые обязанности и нести ту же ответственность за свои действия, что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения. У тех, кто в первый год своей работы не получил поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности, которое препятствует их профессиональному росту.

Участники программы наставничества

Наставник: Чокоева Елена Александровна – учитель истории, обществознания, права, экономики высшей категории (18 лет педагогического стажа)

Наставляемый: Мякшина Анна Витальевна – учитель истории, обществознания 

Модель взаимодействия

опытный предметник - неопытный предметник

Портрет наставника

опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин и  другой разносторонней помощи

Портрет наставляемого

имеющий малый опыт работы, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями

Цель взаимодействия

(формулируем из ниже приведенных задач или формулируем свою цель)

индивидуальное сопровождение молодого учителя в системе методической работы школы для обеспечения роста его профессионального мастерства.

Задачи

- реализация психоэмоциональной поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

- развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;

- обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;

- актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

-создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха"

Планируемые методические продукты

Описание опыта работы на уроках истории с использованием краеведческого материала, технологическая карта урока по формированию глобальных компетенций, методическая разработка урока  с интеграцией материалов Электронного банка заданий по оценке читательской грамотности обучающихся,  чек-лист для учителя по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках, пополнение портфеля профессиональных достижений наставляемого.

Планируемые результаты для наставляемого

- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;

-появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

 - участие в профессиональных конкурсах, фестивалях;

- наличие портфолио

Планируемые результаты для наставника

- эффективный способ самореализации;

- повышение квалификации;

-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции;

- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данной образовательной организации

Сроки действия наставнической программы (от 1 месяца до года)

С 1 сентября  2022 г. по 28 мая   2023 г.

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся обыденными вещами. Именно поэтому опытному наставнику так важно провести диагностику профессиональных дефицитов и личностных затруднений наставляемого с целью определения основных направлений предстоящей деятельности в годовом плане работы по наставничеству.

        Появление цифровых образовательных платформ, таких как Дневник.Ру(https://дневник.рф/teachers),Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/main), УЧИ.Ру (https://uchi.ru/) и т.п., предполагают систематическую или даже ежедневную работу на них.

         Итак, основываясь на собственном опыте работы с обязательными сервисами я составила для своей начинающей коллеги своеобразную подсказку, так называемый чек-лист. «…Чек-лист – это список действий, проверок, мероприятий, который помогает проконтролировать практически любой процесс: будь то запуск какой-то машины или проверка работы дизайнера. Он помогает избежать ошибок в повторяющихся циклах действий, избавляет голову от лишней нагрузки, экономит время и помогает помнить обо всем. С чек-листом у вас всегда будет руководство, которое поможет сделать все правильно и максимально эффективно…»

          Учитывая большую нервно-психическую нагрузку на учителя в период его  адаптации, считаю, что подобная подсказка  под рукой поможет учителю стать увереннее и спокойнее.

          Удобно, что чек-лист позволяет разделить большую и достаточно абстрактную задачу «сделать все хорошо и вовремя», на более простые и понятные этапы, выполнение которых проще контролировать. Надеюсь, что своевременное следование заданиям чек-листа позволит  педагогу запомнить алгоритм регулярных действий, и через некоторое время он сможет обходиться без подсказок.  Знаю, что  даже перерыв на отпуск «стирает» многие автоматические  умения, поэтому в такой чек-лист полезно заглянуть  в начале учебного года и педагогам со стажем.

ЧЕК-ЛИСТ  ПЕДАГОГА

АВГУСТ

Отметка о выполнении

  • оформить кабинет к 1 сентября

  • встретиться с родительским комитетом

  • распечатать расписание звонков, уроков для оформления дневника

  • расставить даты в КТП

  • получить учебники

  • подготовить контурные карты и атласы

  • подготовить на проверку рабочие программы по предмету

ЕЖЕДНЕВНО

пн

вт

ср

чт

пт

  • Отметить в э\ж отсутствующих

  • В течение дня выяснить причину отсутствия ребенка на уроках

  • Отметить   проведение уроков

  • На странице урока поменять вид урока с ОТВ на УРОК

  • Записать темы всех проведённых уроков

  • Выдать домашнее задание

  • Выставить не менее 5 оценок за каждый урок

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Отметка о выполнении

  • выставить в э\ж оценки за письменные работы учащихся (К\Р, ПР/р\Р, ЗЧ)

  • сформировать отчет по успеваемости каждого ученика

  • организовать уборку кабинета

  • подобрать задания для слабоуспевающих учащихся

  • подобрать задания для одаренных учащихся

МАЙ

Отметка о выполнении

  • выставить годовые оценки в личные дела учащихся, вписать итог учебного года

  • поставить печать в личное дело каждого учащегося

  • подготовить технику для летнего хранения

  • организовать уборку кабинета

В ходе проведённой диагностики у начинающего педагога мною были выявлены затруднения при проектировании урока, соответствующего ФГОС. С целью решения данной проблемы была проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями каждого типа урока по ФГОС. Нами были рассмотрены современные образовательные технологии, формы работы с обучающимися на уроке, система оценивания полученных результатов, организация рефлексии обучающихся, а также особенности составления технологической карты урока. Педагогу были предложены опорные таблицы, представлены разнообразные приемы из опыта работы наставника.

«Использование представленных приемов в школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС ОО

Диагностика – опрос «Педагогические приёмы для формирования УУД»

Универсальные

учебные действия

Педагогические приёмы

Применяю/

хочу узнать

Личностные

 

 

«Задание массивом»
«Дай себе помочь»

«Выход за пределы»

«Отсроченная реакция»

«Лови ошибку»

«Театрализация»
«Идеальное задание»

 

Регулятивные

 

 

 

«Лист защиты»

«Обсуждаем домашнее задание»

«Резюме»

«Вход в урок»

«Идеальный опрос»

«Рейтинг»

«Вопрос к тексту»

«Отсроченная реакция»
«Лови ошибку»

«Организация работы в группах»

«Светофор»

Познавательные

«Свои примеры»

«Удивляй»

«Пересечение тем»
«Дай себе помочь»

«Повторяем с контролем»
«Да и Нет говорите»
«Опрос «по цепочке»»
«Опрос-итог»
«Тренировочная контрольная работа»
«Блицконтрольная»

Коммуникативные

«Взаимоопрос»
«Организация работы в группах»
«Да и Нет говорите»

«Советуйтесь»

Описание педагогических приёмов

«Задание массивом»

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Важный психологический аспект - самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях современной школы, а учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

«Отсроченная реакция»

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет «подтянуться» тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

«Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2.Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе из старших классов.

«Светофор»

Во многом проблему повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем«Светофор».  «Светофор» — это длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

Формула:при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тревоги. Зеленый сигнал — «Знаю!»

«Идеальное задание»

         Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

«Театрализация»

Разыгрывание сценок на учебную тему.

«Выход за пределы»

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределышкольногоучебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

«Лист защиты»  

          Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня на урокене спросят.

«Обсуждаем  домашнее задание»

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?

При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Данный приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

«Резюме»

        Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.

«Вход в урок»

        Учитель начинает урок с «настройки».Например, знакомит с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И, наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения).  

Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова...

Также урок можно начинать:

- с традиционного разбора домашнего задания;

- с интеллектуальной разминки: два-три не слишком сложных вопроса на размышление;

- с традиционного устного или короткого письменного опроса;

- с простого опроса (его основная цель - настроить ребенка на работу). Могут быть и другие варианты "входа" в урок.

«Идеальный опрос»

       Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

«Вопрос к тексту»

При изучении научного текста перед учениками ставится задача составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы:

- вопросы, на которые можно ответить на уроке;
-вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

«Дай себе помочь»

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение и др.).

«Организация работы в группах»

Группы учеников получают задания от педагога, которые могут бытькак  одинаковыми, так и разными, но работающими на общий результат задания.

«Да» и «Нет»

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель.

Для этого онизадают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

«Советуйтесь»

Учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

«Мордашки»

Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

«Блицконтрольная»

Учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

«Знакомьте с критериями»

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

«Рейтинг»

Рейтинг(от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где «4» - отметка ученика, «5» - отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

        Считаю, что правильно выбранные мной рекомендации методического сопровождения позволяют начинающему учителю раскрывать свои педагогические и творческие способности, деятельностные и организаторские возможности. В настоящее время наставляемый мной молодой специалист показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на уровне гимназии и муниципалитета, в этом учебном году защитилась на первую квалификационную категорию.

Встречи «наставник – наставляемый»/мероприятия

Содержание работы

(например, составление программы, (взаимо)посещение уроков,  встреча с консультантом, обсуждение/разработка мероприятия, урока, подготовка публикации)

Рефлексивная отметка

(в свободной форме -  результат взаимодействия)

Организационная встреча

Обсуждение ИОМ, программы  наставничества

Составили чек-лист молодого педагога.

Оформили черновой вариант ИОМ

Встреча  - планирование

Составление ИОМ

Определили перечень мероприятий  для повышения профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии

Рабочая встреча «Оформление плана конспекта уроков по предметам история, обществознание»

Помощь в составлении   поурочных планов. Использование современных образовательных технологий на уроке

Выработали методические рекомендации

Рабочая встреча  «Технологическая карта урока»

 

Обсуждение содержания технологической карты урока

Самостоятельное составление целей и задач, изучение пособия с рекомендациями педагога-наставника

Рабочая встреча  «Взаимопосещение уроков»

Посещение занятий опытного педагога молодым специалистом и молодого специалиста опытным педагогом с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы

Обсудили «копилку» приёмов наставника, некоторые современные образовательные технологии

Рабочая встреча  «Самоанализ урока»  

Самоанализ урока. Критерии составления самоанализа урока.

Оценили уроки по представленным критериям

Рабочая встреча «Выступление на РМО»

Собеседование «Советы молодому специалисту по подготовке к выступлению по обобщению опыта работы по краеведению.

Выступление по теме «Использование краеведческого материала на уроках истории»

на заседании Ассоциации учителей истории и обществознания».

Рабочая встреча «Глобальные компетенции»

Изучение тематики вебинаров АОИОО по данной теме.

Собеседование по оформлению и содержанию технологической карты урока по формированию глобальных компетенций.

Участие в региональном  заочном конкурсе методических разработок «Формируем  глобальные компетенции школьников»

Рабочая  встреча «Интегрированный урок»

Обсуждение темы для подготовки и проведения урока,  выбор материалов, средств.

Оформление методической разработки. Подготовка чек-листа для учителя по формированию и оценке  читательской грамотности обучающихся на уроках.

Итоговая встреча

Анализ результатов работы и подготовка отчета о проделанной работе.

Оформление портфолио молодого педагога. Написание плана самообразования учителя на новый учебный год.

Следует отметить, что систематическая и целенаправленная работа с молодыми специалистами дает следующие результаты:

  • во-первых, закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации;
  • формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании и саморазвитии;
  • организация системы методической поддержки молодых специалистов, а не отдельных элементов;
  • привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;
  • активное участие молодых специалистов в профессиональных конкурсах разного уровня;
  • формирование у молодых педагогов индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Создание ситуации успеха важно для всех, а для молодых, в начале их профессиональной деятельности, особенно. Укрепляется вера в свои силы

        Считаю, что правильно выбранные мной рекомендации методического сопровождения позволяют начинающему учителю раскрывать свои педагогические и творческие способности, деятельностные и организаторские возможности. В настоящее время наставляемый мной молодой специалист показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на уровне гимназии и муниципалитета, в этом учебном году защитилась на первую квалификационную категорию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Тьюторское сопровождение учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Презентация рассказывает об опыте работы тьютора по английскому языку....

Проект: «Ступени успеха» Тьюторское сопровождение профессионального становления молодого и начинающего педагога - учителя английского языка

Тип  проекта:            управленческийУчастники проекта: Кужугет Шораана Владимировна, учитель английского языка, руководитель творческой г...