Профессиональное самоопределение учащегося на занятиях в театральной студии
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шейкина Ирина Евгеньевна

В современной социокультурной ситуации разворачивается проблемное поле становления учащихся. Одна из проблем состоит в том, что произошло обесценивание социокультурных образцов, свойственных отечественной культуре, утрачены меры, по отношению к которым молодой человек может выстраивать свой жизненный путь, и которые служат ориентиром самовоспитания и саморазвития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социокультурное самоопределение учащегося на занятиях в театральном коллективе

Социокультурное самоопределение личности - это избирательное особое отношение человека к миру, в котором проявляется его позиция в отношении базовых человеческих ценностей, осуществляется выбор образцов, под которыми понимается композиция ценностей, свойственных определенному типу культуры, и выступающих как мера, с которой человек соизмеряет свои поступки, мысли, переживания.

Если социокультурные образцы выступают как присущий определенному типу культуры ответ на вопрос что есть человек, то самоопределение представляет собой выбор того социокультурного образца, который наиболее близок человеку, в силу особенностей истории его развития: традиций, усвоенных в семье или в социальных группах (театральная студия, круг друзей), образцов поведения близких людей, характера отношений и типа переживаний, наблюдаемых в жизни, представленных в истории народа или в произведениях искусства (например, в сказках, в музыке и т.д.), вписанных в языковую картину мира.

В современной социокультурной ситуации разворачивается проблемное поле становления учащихся.

Одна из проблем состоит в том, что произошло обесценивание социокультурных образцов, свойственных отечественной культуре, утрачены меры, по отношению к которым молодой человек может выстраивать свой жизненный путь, и которые служат ориентиром самовоспитания и саморазвития.

Отсюда мы видим несколько вариантов, по которым может осуществляться малоэффективное самоопределение молодежи.

1. Первый тип представлен в явлении «кидалтов», «новых взрослых» молодых людей (или не очень молодых), для которых характерна «задержка в достижении зрелости», за которой стоит перекладывание ответственности как за бытовые, так и за жизненные решения на других, или отказ от формулирования соответствующих проблем, вопросов. Иностранные исследователи называют его «синдромом Питера Пена», за которым стоит отказ от взросления, самоопределения, игровое отношение к жизни, инфантилизация.

2. Второй тип ложного самоопределения в этих условиях связан с накоплением внутреннего аксиологического конфликта, маргинализацией, которая прорывается аффектами неадекватности, агрессией, деструктивным поведением, экстремизмом.

3. Третий тип прорывается, как попытка жесткой идеологизации своей жизни, которые начинают выступать как «шоры», которые огрубляют личность, и, следуя которым, человек утрачивает способность к выбору и проектированию своего жизненного пути, что реализуется в сектанстве, принадлежности к различным закрытым или ригоричным молодежным субкультурам и пр.

4. Еще одна возможность - прагматизация жизненных целей и смыслов, основанная на эгоцентризме и недоверии к окружающим, сопровождающаяся неответчивостью культуре, ценностным основаниям жизни утратой «доминанты на другом».

5. Следующий способ самоопределения –конформизм, проявляется в стремлении соответствовать большинству, в подчинении доминирующему мнению.

6. Одной из весьма коварных тенденций является формирование брендового восриятия, при котором бренд «встраивается» в сознание, замещая собой социокультурные образцы, и диктует потребление, желание, события, лицо, речь и т.д. Социокультурный выбор подменяется брендовым.

Движение к поиску своей индивидуальности в контексте некоторого социокультурного образца возможно, если сами образцы представлены тем или иным образом в мире человека (в текстах – изобразительных, художественных, музыкальных и пр., в ритуалах духовной и обыденной жизни, в праздниках и пр.).

Соответственно, для того, чтобы ценности стали достоянием души, необходимо явление этих ценностей сделать событием, т.е. осуществить событие ценностей в субъективном мире человека и в мире культуры. Необходимо также найти такие формы и средства организации деятельности, где это событие может быть осуществлено.

Театральное искусство, как и искусство в целом, является ведущим фактором, влияющим на социокультурное самоопределение личности, а занятия в театральной студии соответствуют его необходимым условиям.

Знакомство на занятиях в театральной студии учащихся с историей театра, его традициями, с художественными текстами литературных и музыкальных произведений вводит в мир ребенка и его культурное пространство наилучшие культурные образцы. Это знакомство, в свою очередь, обусловливает поиск, а затем принятие того социального образца, который наиболее близок его личности.

Занятия в театральной студии позволяют учащемуся получить опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, характеров, способов действия, порождаемых ситуациями коллективного воплощения музыкально-театральных образов. Имеют практическую направленность и нацелены на раскрытие творческого потенциала участников коллектива, в основе которых лежит способность к воплощению сценического действия в связности, целесообразности, осмысленности поведения в образе героя.

Сама структура типовых занятий в театральной студии, включающая в нашем случае, упражнения на дыхание, снятие зажимов, концентрацию внимания, артикуляционную разминку, актёрский тренинг, упражнения на выразительную речь, перевоплощение, взаимодействие, работу над ролью и др., позволяет использовать формы и средства организации деятельности, в которой личность является непосредственным участником, субъектом, что, в свою очередь, реализует необходимый для социокультурного самоопределения личности фактор событийности, то есть принятия социокультурной ценности.

Отдельного внимания в процессе самоопределения личности посредством театра заслуживает формирование умения коллективной работы. Сближение участников группы, воспитание зрительской и исполнительской культур, практические применения теоретических знаний и умений, формирование оценочно-критического компонента, удовлетворение потребности в самореализации, воспитание чувства ответственности перед зрителем и коллегами.

Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет учащимся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды.

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик учащегося на всю жизнь.

Выбор правильного педагогического подхода выступает гарантом успешности проведённой работы, а именно становлению социокультурной компетентности учащегося, полностью адаптированного к общественной среде, обладающего нужным уровнем самостоятельности, а также умеющего радоваться коллективной победе и достижениям товарищей.

Литература

Большунова, Н. Я., Большунов А.Я. Конспекты лекций по общей психологии: Психология общения. Методическое пособие / Н. Я. Большунова, А. Я. Большунов. – Новосибирск : Изд-во СНИ, 2002. – 30 с.

Запорожец, А.В., Неверович, Я.З. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец и др./ - М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

Лебедева, Ю.В. Развитие эмоциональной отзывчивости как условие предупреждения девиантного поведения детей и подростков/Ю.В.Лебедева//. - Сибирский психологический журнал. – 2010. - № 36. - С. 68 – 71

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – / А. В. Либин. – М : Смысл ; ИЦ «Академия», 2004.

Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

"Актёрская терапия" на занятиях в театральной студии

Понятие "актёрская терапия" было определено ведущими педагогами-исследователями Российского государственного института сценических искусств в Санк-Петербурге. "Терапия" включает в ...

План-конспект занятия в театральной студии «Труляля». Тема: Путешествие в заколдованный лес. Возрастная категория: 5-6 лет

Занятие проводится для обучающихся театральной студии, можно использовать и в логопедии....

Способы провокации творческого воображения на занятиях в театральной студии

В статье представлен анализ проблемы развития воображения у обучающихся средней школы. Предложены способы "разогрева" творческого воображения. Они применимы как для занятий дополнительного о...

Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии

Методическая разработка "Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии" предлагает поэтапную разработку занятия. Представлены методы и технологии обучающего, развивающего,...