Роль наставника в сопровождении педагога при подготовке к профессиональным конкурсам
статья
Наставничество – это востребованное и популярное направление в сопровождении педагога в образовательном процессе. Наставничество, как технологию передачи опыта и знаний, применяют на различных этапах становления учителя в современной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Бойкова Ольга Юрьевна,
Учитель истории и обществознания,
МБОУ «Школа №30»,
г. Балашиха, Московская область
Роль наставника в сопровождении педагога при подготовке к профессиональным конкурсам
Наставничество – это востребованное и популярное направление в сопровождении педагога в образовательном процессе. Наставничество, как технологию передачи опыта и знаний, применяют на различных этапах становления учителя в современной школе. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование», где наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Целью проекта является: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Поставленная цель воплощается в рамках проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования». Предусмотрено, что не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Одно из направлений наставничества в плоскости «педагог-педагог» - подготовка и сопровождение учителя в профессиональных конкурсах. Здесь можно выделить следующие этапы:
- Отбор педагогов для участия в профессиональных конкурсах. Будущий конкурсант должен обладать следующими качествами: предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме. Вся педагогическая система работы учителя является органичным выражением его индивидуальности. Полезно будет составить чек-лист готовности педагога к профессиональным конкурсам, в котором будут отражены: повышение квалификации, поощрения, награды, участие в методической работе, педагогический опыт, участие в выставках, фестивалях, участие в экспертной деятельности, участие в работе творческих групп, участие в конкурсах, трансляция опыта, наличие авторских публикаций, наличие собственных методических разработок, наличие сайта, страницы на сайте ОО или блога. Немаловажным моментом является цель и мотивация для самого конкурсанта: для чего он хочет участвовать в конкурсе? Анализируя свой опыт, чтобы презентовать наработки конкурсному жюри, педагог сможет взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. Это поможет ему вдохновиться на новые идеи и замотивировать себя на карьерный рост.
- Подготовка к конкурсу или конкурсным испытаниям. Данный этап сопровождения педагога включает следующие моменты:
- детальное изучение критериев конкурса, конкурсных испытаний;
- просмотр образцов конкурсных мероприятий;
- изучение и повторение методических основ образовательного процесса, методическая
обоснованность педагогических решений с опорой на стратегические документы (№ 273-
ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, ФОП ;
- поиск нестандартных решений для конкурсных испытаний;
- самоанализ методических разработок;
3. Участие в конкурсе. Очный этап – эмоциональная поддержка со стороны наставника, коллег. О Заочный этап – соблюдение требования к объему и оформлению, сроков отправки материалов.
Необходимо отметить особенности некоторых профессиональных конкурсов. Традиционный и, пожалуй, самый главный, конкурс педагогического мастерства «Учитель года» направлен на выявление, поддержку и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя. Особенность конкурса - конкурсные испытания в различных направлениях работы педагога: педагогическая мастерская, открытый урок, классный час, мастер-класс. Испытание «Открытый урок» прежде всего должен быть грамотно построен. Начиная с постановки целей учениками (самостоятельно или вместе с учителем), заканчивая подведением итогов и рефлексией. Стандартная схема «Откройте учебники, прочитайте задание, выполните его в тетради, запишите домашнее задание» не подойдет, для победы нужен нестандартный подход. Мастер-класс — трансляция эффективных педагогических методов и приемов. При этом, в отличии от педагогической мастерской предполагается взаимодействие конкурсанта с аудиторией — коллегами в зале. И главное, ваша педагогическая идея должна проходить через все конкурсные испытания.
Конкурс «Педагогический дебют», направленный для выявления талантливых молодых специалистов, имеет ряд особенностей: в виду невозможности самостоятельно готовиться к конкурсному испытанию, необходимо постоянное сопровождение наставником, вплоть до корректировки внешнего образа педагога. Уметь наставнику использовать сильные стороны молодого специалиста (цифровые ресурсы, платформы, мобильность). Существенным является и тот момент, что излишняя самоуверенность, которая часто свойственна молодым педагогам, должны быть сглажена.
Конкурсы на денежное поощрение лучших педагогов – «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов», конкурс на денежное поощрение лучших учителей Московской области. Особенностью этих конкурсов является то, что необходимо тщательно подготовить все документы, требуемые положениями конкурса. Справка–представление – необходимое условие данного конкурса. В ней отражены основные показатели вашей работы, где четко и структурировано представлена информация. В качестве еще одного из заданий конкурсантам предлагается формат «Представление» или «Самопрезентация» в виде ролика. Нужно представить себя, описать свою миссию, педагогическое кредо. При подготовке необходимо тщательно продумать сценарий ролика. Обычными электронными презентациями с фотографиями и текстом уже никого не удивишь — это умеют все педагоги. Для победы необходим нестандартный подход. Необходимо понимать, что первичный отбор педагога проходит на муниципальном уровне и здесь оценивается наряду с другими критериями активность педагога в округе: работа с молодыми специалистами, участие в стажировочных площадках, участие в ММО и т.д.
В заключении хочу отметить, что конкурсы профессионального мастерства - эффективный инструмент самореализации современного педагога, и огромную роль здесь играет наставник, проводя систематическую индивидуальную работу по развитию у коллег необходимых навыков и умений введения педагогической деятельности.
Чек-лист
для определения уровня готовности педагога к участию в профессиональном конкурсе
№ п/п | Критерий | Количество баллов | ||
0 | 1 | 2 | ||
1 | Повышение квалификации | Отсутствует удостоверение | 1 раз в 3 года | Чаще 1 раза в 3 года |
2 | Поощрения, награды | Отсутствуют | На уровне ОО, города | На уровне города, региона, РФ |
3 | Участие в методической работе | Не участвовал | На уровне ОО | На уровне города, региона, РФ |
4 | Педагогический опыт | Не имеется | Имеется | Опубликован |
5 | Участие в выставках, фестивалях | Не участвовал | На уровне ОО, города | На уровне города, региона, РФ |
6 | Участие в экспертной деятельности | Не участвовал | На уровне ОО | На уровне города, региона, РФ |
7 | Участие в работе творческих групп | Не участвовал | На уровне ОО | На уровне города, региона, РФ |
8 | Участие в конкурсах (в т.ч. дистанционных) | Не участвовал | На уровне ОО, города | На уровне, региона, РФ |
9 | Трансляция опыта (мастер-класс, открытое педагогическое мероприятие, выступление, семинар, конференция, круглый стол и др.) | Отсутствует | Проведено 1 мероприятие | Проведено несколько мероприятий на уровне города, региона, РФ |
10 | Наличие авторских публикаций | Отсутствуют | 1 публикация | несколько публикаций |
11 | Наличие собственных методических разработок | Отсутствуют | 1 методическая разработка | 2 и более методических разработок |
12 | Наличие самостоятельно разработанных конспектов, сценариев, педагогических мероприятий с обучающимися | Отсутствуют | 1 разработка (конспект, сценарий или др.) | 2 и более разработки (конспекты, сценарии или др.) |
13 | Наличие сайта, страницы на сайте ОО или блога | Отсутствуют | Есть страница на сайте ОО или блог | Есть личный сайт педагога |
Оценка уровня готовности к участию в конкурсе:
17 и более баллов – высокий уровень готовности
13–16 баллов – средний уровень готовности
до 13 баллов – низкий уровень готовности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию
От педагога дополнительного образования требуется высокий профессионализм, умение донести учебный материал до учащихся и реализовать соответствующие учебному профилю цели и задачи. Проблема заключаетс...
Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям
В данном материале представлены награды детей, участвующих в конкурсах различных уровней, при сопровожении педагога-психолога. Сопровождение осуществляется при сотрудничестве с лидерами Школьного учен...

ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах
Алгоритм работы при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»...

Статья «Методическое сопровождение, организация и подготовка учащихся к конкурсам по изобразительному искусству»
Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество д...

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального роста Приращение компетенции: повышение квалификации
Каким образом повысить свою квалификацию педагогу доплнительного образования. Какие условия предоставляет реализация Целевой модели развития дополнительного образования детей в рамках феде...

ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах
Алгоритм работыпри реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»...

