Роль наставника в сопровождении педагога при подготовке к профессиональным конкурсам
статья

Бойкова Ольга Юрьевна

Наставничество  – это востребованное и популярное направление в сопровождении педагога в образовательном процессе. Наставничество, как технологию передачи опыта и знаний, применяют на различных этапах становления учителя в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-ya_prof.masterstvo.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Бойкова Ольга Юрьевна,

Учитель истории и обществознания,

МБОУ «Школа №30»,

г. Балашиха, Московская область

Роль наставника в сопровождении педагога при подготовке к профессиональным конкурсам

           Наставничество  – это востребованное и популярное направление в сопровождении педагога в образовательном процессе. Наставничество, как технологию передачи опыта и знаний, применяют на различных этапах становления учителя в современной школе.  В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование», где наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.  Целью проекта является: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.  Поставленная цель воплощается в рамках проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования». Предусмотрено, что не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

            Одно из направлений наставничества в плоскости «педагог-педагог» - подготовка и сопровождение учителя в профессиональных конкурсах.  Здесь можно выделить следующие этапы:

  1. Отбор педагогов  для участия в профессиональных конкурсах.   Будущий конкурсант должен обладать следующими качествами: предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме.  Вся педагогическая система работы учителя является органичным выражением его индивидуальности.  Полезно будет составить чек-лист готовности педагога к  профессиональным конкурсам, в котором будут отражены: повышение квалификации, поощрения, награды, участие в методической работе, педагогический опыт, участие в выставках, фестивалях, участие в экспертной деятельности, участие в работе творческих групп, участие в конкурсах, трансляция опыта, наличие авторских публикаций, наличие собственных методических разработок, наличие сайта, страницы на сайте ОО или блога. Немаловажным моментом является цель и мотивация для самого конкурсанта: для чего он хочет участвовать в конкурсе? Анализируя свой опыт, чтобы презентовать наработки конкурсному жюри, педагог сможет взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. Это поможет ему вдохновиться на новые идеи и замотивировать себя на карьерный рост.
  2. Подготовка к конкурсу или конкурсным испытаниям. Данный этап сопровождения педагога включает следующие моменты:  

               - детальное изучение критериев конкурса, конкурсных испытаний;

               - просмотр образцов конкурсных мероприятий;

               - изучение и повторение методических основ образовательного процесса, методическая  

                 обоснованность педагогических решений с опорой на стратегические документы (№ 273-    

                 ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, ФОП ;

               - поиск нестандартных решений для конкурсных испытаний;

               - самоанализ методических разработок;

        3.   Участие в конкурсе. Очный этап – эмоциональная поддержка со стороны наставника, коллег.     О     Заочный   этап –  соблюдение требования к объему и оформлению, сроков отправки материалов.

              Необходимо отметить особенности некоторых профессиональных конкурсов.  Традиционный и, пожалуй, самый главный, конкурс педагогического мастерства «Учитель года» направлен на выявление, поддержку и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя. Особенность конкурса  - конкурсные испытания в различных направлениях работы педагога: педагогическая мастерская, открытый урок, классный час, мастер-класс.  Испытание «Открытый урок»  прежде всего должен быть грамотно построен. Начиная с постановки целей учениками (самостоятельно или вместе с учителем), заканчивая подведением итогов и рефлексией. Стандартная схема «Откройте учебники, прочитайте задание, выполните его в тетради, запишите домашнее задание» не подойдет, для победы нужен нестандартный подход. Мастер-класс — трансляция эффективных педагогических методов и приемов. При этом, в отличии от педагогической мастерской предполагается взаимодействие конкурсанта с аудиторией — коллегами в зале. И главное, ваша педагогическая идея должна проходить через все конкурсные испытания.

                Конкурс «Педагогический дебют», направленный для выявления талантливых молодых специалистов, имеет ряд особенностей: в виду невозможности самостоятельно готовиться к конкурсному испытанию, необходимо постоянное сопровождение наставником, вплоть до корректировки внешнего образа педагога. Уметь наставнику использовать сильные стороны молодого специалиста (цифровые ресурсы, платформы, мобильность). Существенным является и тот момент, что излишняя самоуверенность, которая часто свойственна молодым педагогам, должны быть сглажена.

               Конкурсы на денежное поощрение лучших педагогов – «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов», конкурс на денежное поощрение лучших учителей Московской области. Особенностью этих конкурсов является то, что необходимо тщательно подготовить все документы, требуемые положениями конкурса.  Справка–представление – необходимое условие данного конкурса. В ней отражены основные показатели вашей работы, где четко и структурировано представлена информация. В качестве еще одного из  заданий конкурсантам предлагается формат «Представление» или «Самопрезентация» в виде ролика. Нужно представить себя, описать свою миссию, педагогическое кредо. При подготовке необходимо тщательно продумать сценарий ролика. Обычными электронными презентациями с фотографиями и текстом уже никого не удивишь — это умеют все педагоги. Для победы необходим нестандартный подход. Необходимо понимать, что первичный отбор педагога проходит на муниципальном уровне и здесь оценивается наряду с другими критериями активность педагога в округе: работа с молодыми специалистами, участие в стажировочных площадках, участие в ММО и т.д.

                   В заключении хочу отметить, что конкурсы профессионального мастерства - эффективный инструмент самореализации современного педагога, и огромную роль здесь играет наставник, проводя систематическую индивидуальную работу по развитию у коллег необходимых навыков и умений введения педагогической деятельности.

Чек-лист

для определения уровня готовности педагога к участию в профессиональном конкурсе

№ п/п

Критерий

Количество баллов

0

1

2

1

Повышение квалификации

Отсутствует удостоверение

1 раз в 3 года

Чаще 1 раза в 3 года

2

Поощрения, награды

Отсутствуют

На уровне ОО, города

На уровне города, региона, РФ

3

Участие в методической работе

Не участвовал

На уровне ОО

На уровне города, региона, РФ

4

Педагогический опыт

Не имеется

Имеется

Опубликован

5

Участие в выставках, фестивалях

Не участвовал

На уровне ОО, города

На уровне города, региона, РФ

6

Участие в экспертной

деятельности

Не участвовал

На уровне ОО

На уровне города, региона, РФ

7

Участие в работе творческих групп

Не участвовал

На уровне ОО

На уровне города, региона, РФ

8

Участие в конкурсах (в т.ч. дистанционных)

Не участвовал

На уровне ОО, города

На уровне, региона, РФ

9

Трансляция опыта (мастер-класс, открытое

педагогическое мероприятие, выступление, семинар,

конференция, круглый стол и др.)

Отсутствует

Проведено 1 мероприятие

Проведено несколько мероприятий на уровне города, региона, РФ

10

Наличие авторских публикаций

Отсутствуют

1 публикация

несколько публикаций

11

Наличие собственных методических разработок

Отсутствуют

1 методическая разработка

2 и более методических разработок

12

Наличие самостоятельно разработанных конспектов,

сценариев, педагогических мероприятий с

обучающимися

Отсутствуют

1 разработка (конспект, сценарий

или др.)

2 и более разработки (конспекты,

сценарии или др.)

13

Наличие сайта, страницы на сайте ОО или блога

Отсутствуют

Есть страница на сайте ОО или блог

Есть личный сайт педагога

Оценка уровня готовности к участию в конкурсе:

17 и более баллов – высокий уровень готовности

13–16 баллов – средний уровень готовности

до 13 баллов – низкий уровень готовности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию

От педагога дополнительного образования требуется высокий профессионализм, умение донести учебный материал до учащихся и реализовать соответствующие учебному профилю цели и задачи. Проблема заключаетс...

Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям

В данном материале представлены награды детей, участвующих в конкурсах различных уровней, при сопровожении педагога-психолога. Сопровождение осуществляется при сотрудничестве с лидерами Школьного учен...

ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах

Алгоритм работы при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»...

Статья «Методическое сопровождение, организация и подготовка учащихся к конкурсам по изобразительному искусству»

Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество д...

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального роста Приращение компетенции: повышение квалификации

Каким образом повысить свою  квалификацию педагогу доплнительного образования. Какие условия предоставляет реализация  Целевой модели развития дополнительного образования детей в рамках феде...

ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах

Алгоритм работыпри реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»...