Эссе "Ничего не интересно или Мотивационный мудборд"
материал

Кальян Татьяна Владимировна

Современные дети живут в онлайн-мире, а любое явление уместно до определённых пределов. И вот они начинают терять связь с реальностью, настоящим и будущим. Куда-то уходит прежняя детская любознательность, желание всё пробовать и освоить. Пропадает интерес к урокам, учёбе, внеурочным мероприятиям, соревнованиям, конкурсам, олимпиадам. У детей, особенно у подростков всё чаще возникают вопросы «А зачем мне это надо?», «А почему столько много уроков?», «А зачем учить стихи?», «А зачем выполнять домашние задания?». Бесконечные фразы «А зачем…». А иногда и так: «Мне это не интересно», «В интернете всё есть», «На уроках скучно», «Не хочу учиться», «Не понимаю», «Не буду», «Мне это не надо», «Не могу»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kalyan_yassh_2.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ничего не интересно или Мотивационный мудборд

«Вы идёте на урок. Вы готовы к уроку. Все примеры у вас в тетрадке. Есть план. А теперь подумайте, пожалуйста, чем вы удивите детей. Что вызовет их восхищение?»

Советы газеты «Первое сентября»

Современные дети живут в онлайн-мире, а любое явление уместно до определённых пределов. И вот они начинают терять связь с реальностью, настоящим и будущим. Куда-то уходит прежняя детская любознательность, желание всё пробовать и освоить. Пропадает интерес к урокам, учёбе, внеурочным мероприятиям, соревнованиям, конкурсам, олимпиадам. У детей, особенно у подростков всё чаще возникают вопросы «А зачем мне это надо?», «А почему столько много уроков?», «А зачем учить стихи?», «А зачем выполнять домашние задания?». Бесконечные фразы «А зачем…». А иногда и так: «Мне это не интересно», «В интернете всё есть», «На уроках скучно», «Не хочу учиться», «Не понимаю», «Не буду», «Мне это не надо», «Не могу»…

Но исправить положение возможно, если приложить некоторые усилия и передать заинтересованность учителя энтузиазму ребенка.

Возникает вопрос «А как же замотивировать обучающихся на учёбу?». Следует отметить, что формирование мотивации учения является ключевой проблемой современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на пересечении обучения и воспитания[1]. Это означает, что в фокусе внимания оказывается не только предметный результат учения, усвоение системы знаний, умений, навыков, компетенций, но и развитие личности обучающегося. Формирование мотивации – это воспитание у обучающихся мировоззрения, ценностей, активной жизненной позиции. Мотивация – существенный фактор, определяющий школьные успехи и трудности ученика.

Активность обучающегося возникает как стремление реализовать потребность, получающую конкретное предметное воплощение в мотиве. Цель определяет направленность на достижение результата, соответствующего потребности. Постановка новых целей порождает новые мотивы учебной деятельности. Смысл учебной деятельности для ученика раскрывается через соотнесение мотивов и цели[2]. Смысл учения заключается во внутреннем пристрастном отношении школьника к учению, «прикладыванию» школьником учения к самому себе, к своему опыту и жизни[3].

Интерес к учению представляет собой форму выражения потребностей и мотивов обучающегося. Мотивация учения является предпосылкой и условием реализации учебной деятельности и одновременно результатом её развития. Как раз, учебная мотивация, а точнее её отсутствие, является причиной трудностей в обучении. Так как, развитие учебных мотивов тесно связано с учебной деятельностью обучающихся, определяющей её успешность, выраженную в успеваемости и уровне академических успехов обучающихся.

А как же сделать так, чтобы «Ничего не интересно» превратилось в «Интересно и увлекательно»?

Педагоги знают, что среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету, который осознается обучающимися раньше, чем другие мотивы учения, и которым они чаще руководствуются в своей деятельности. Интерес к предмету для них более значим и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно тому, что им интересно. Познание – это труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у обучающихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания, делая его привлекательным. Еще К.Д. Ушинский писал: «…учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

Существует множество приемов, педагогических технологий для повышения мотивации к изучению того или иного предмета. У меня их тоже достаточно. Но каждый раз я пополняю свою копилку чем-то интересным. Относительно недавно я открыла для себя новый прием «мудборд», который использую на своих уроках для повышения интереса к изучаемому предмету. Мудборд дословно переводится как «доска настроения». Но этот популярный «инструмент» можно использовать и в образовании. Сейчас я попытаюсь собрать не биологический мудборд, а мотивационный, где представлю приемы, секреты, рекомендации по развитию мотивации учения на своих уроках биологии.

И так, представим, что белый лист бумаги – это мудборд, а роль мотивационных листочков будут выполнять квадраты.  

Такой мотивационный мудборд как раз поможет сделать так, чтобы «Ничего не интересно» превратилось в «Интересно и увлекательно».

Все мы знаем, что в школе работают энтузиасты. Учитель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. И все это в жестких рамках учебного плана, огромной методической работы…

Но, не смотря на всё это,  я просто обязана вдохновлять каждый день самую сложную аудиторию – детей. Вспоминаются слова афроамериканского историка Джона Хенрика Кларка «Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок». Всё делаю для того, чтобы обучающиеся полюбили мой предмет, ждали его как праздника. Постоянно задумываюсь над тем, как создавать уникальные уроки и занятия, как творчески подходить к подаче любого материала, даже самого сложного, и самой получать удовольствие от того, что я делаю. Я часто выхожу из зоны комфорта, пробую новое, необычное. Так и должно быть. Делая то, что нам незнакомо и непривычно, мы развиваемся, наполняемся, вдохновляемся, живем полной жизнью!


[1] Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

[2] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005.

[3] Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Решение проблем мотивационно – потребностной сферы у учащихся с ДЦП.

Презентация содержит: уровни учебной мотивации, типы мотивации, советы для повышения мотивации...

Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....

Интересное изучение интересного писателя

Горький вышел в ряд писателей мирового уровня, не имея при этом высшего образования, но постоянно занимаясь самообразованием, он оттачивал своё писательское мастерство на жизненном материале. Позже Го...

Методическая разработка мастер-класса "Создание мудборда-доски настроения"

Методическая разработка содержит информацию о том, как создать мудборд с помощью журнальных вырезок, картинок с изображением одежды и источника вдохновения. Материал будет интересен и полезен обучающи...