Этапы работы над проектом.
статья

Кузьмина Ольга Владимировна
Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектно - исследовательская творческая деятельность занимает особое место Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_nad_proektom.docx92.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, ставить перед собой цель для достижения результата, определять задачи для достижения поставленной цели, представлять ход и результат проделанной работы, проводить рефлексию собственной деятельности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов проектно - исследовательская творческая деятельность занимает особое место Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Не секрет, что в старших классах у многих учащихся пропадает интерес к учебе. Не говорим о таком предмете как литература. Учителю приходится искать различные методы и приемы для повышения деятельности ученика , его заинтересованности в изучении какого- либо произведении, И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться силам ребёнка.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Большой объём учебного материала усваивается учащимися на теоретическом уровне, и не находит практического применения .Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач.


2. Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с разными возрастными категориями учащихся, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных . Сегодня уже ясно, что школа будущего – это школа проектов.

Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Исходя из моего опыта, я могу с уверенность сказать, что проектно-исследовательская деятельность действительно эффективна

Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:

Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • Определение конкретной, социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической.
  • Определение направления деятельности.
  • Предварительная формулировка основной идеи (гипотезы).
  • Создание плана работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.

Деятельность учащегося

  • Анализирует потребности, формулирует тему, противоречие, проблему, цели и задачи работы.
  • Составляет план работы над проектом.

Деятельность учителя

  • Мотивирует учащихся.
  • Проводит установочное занятие: знакомит с целями, задачами, формами работы в рамках проектной деятельности, требованиями к проекту, критериями оценивания и т.п.
  • Организует деятельность по анализу и выявлению потребностей.
  • Консультирует по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации, формулировке основных идей и замыслов.
  • Утверждает темы проектов, планы работы.
  • Устанавливает критерии оценки проектов в соответствии со спецификой выбранных тем.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, перечни примерных тем, письменные рекомендации авторам проектов, требования, сроки, график консультаций, алгоритмы работы и пр.

На данном этапе важно определить точки контроля

Работа по методике контрольных точек позволяет работать без суеты

На пути к финишу расставьте промежуточные отметки — вешки, показывающие ваше продвижение. Это и есть контрольные точки. У контрольной точки может быть только два статуса: она или пройдена, или нет. Поэтому вы всегда можете отследить статус: продвинулись вы на пути к результату, прошли нужную веху или нет.

Инфографика о методике контрольных точек.

Наличие промежуточных вех особенно важно для долгосрочных крупных проектов. Обманчивое впечатление, что впереди достаточно времени и мы все еще успеем сделать, сгубило немало хороших идей. Древние римляне говорили: «Principia magna saepe parva in exitu» («Большое начало часто заканчивается малым результатом»). Чтобы большое начало не закончилось пшиком, важно расставить контрольные точки, позволяющие проследить движение к большой цели.

Тогда, во-первых, картина становится намного четче: мы видим, что нужно сделать на этой неделе, а что закончить к концу месяца; во-вторых — зафиксированные промежуточные результаты ощутимо мобилизуют команду.

Здесь дело не только в контроле руководства, но и в человеческой психологии. Четко обозначенные вехи придают ощущение срочности и помогают интенсифицировать усилия.

Точка не пройдена — плохо, но еще не критично. Просто повод напрячься и устранить проблему, пока она не породила цепочку инцидентов.

Не разрешенные вовремя инциденты порождают другие и приводят к вязкому сопротивлению. А если точка пройдена вовремя — отлично! Это повод порадоваться, отметить, получить удовлетворение от факта, что вы двигаетесь вперед. Люди больше мотивированы, когда видят продвижение.

РОКС

Что такое контрольная точка, можно запомнить через акроним РОКС.

• Результат. Что получим?

• Ответственный. С кого спрашивать?

• Критерии приемки. Соответствует ли требованиям?

• Срок получения результата

Есть важный момент: формулируются контрольные точки исключительно как ответ на вопрос «Что сделано?». Прошедшее время, совершенный вид, страдательный залог. Если ваша задача — разработка ТЗ, то контрольная точка — «разработано ТЗ»; если подготовка отчета, то точка — «отчет подготовлен». Кажется, что мы говорим то же самое. Но когда мы переформулируем через сделано / не сделано, отношение к задаче меняется полностью.

Контрольные точки выполняются успешнее, если правильно сформулированы. Здесь работает какая-то проектная магия.

К тому же перевод задач в контрольные точки исключает манипуляции с их статусом. У айтишников есть хорошая шутка — «Первые 99% выполнения работы занимают столько же времени, сколько и вторые 99%». Но когда задача прописана в виде контрольной точки, уже никому не удастся сказать: «У нас уже почти все готово, не обращайте внимания, давайте двигаться дальше». Либо вы можете поставить галочку «сделано» возле этой конкретной точки, либо нет. Третьего не дано.

Суммируя все сказанное, получим схему:

Схема работы по методике контрольных точек.

У нас есть цели проекта, мы достигаем их, если получаем все необходимые результаты. Вот как раз те самые конкретные результаты — материальные и нематериальные объекты. Англичане называют их deliverables или outputs. А древние римляне о них говорили: «Quidquid agis, prudenter agas et respice finem» («Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат»).

Главное — результаты! Члены рабочей группы несут ответственность за их получение. Они выполняют работы, которые и создают результаты. И мы НЕ контролируем ни членов рабочей группы, ни их работы. Мы контролируем именно результаты, причем через контрольные точки. А достижение целей — через измерение целевых показателей.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • Анализ литературы по проблеме.
  • Теоретическое обоснование идеи (гипотезы).
  • Выбор и обоснование путей решения проблемы.
  • Определение вида продукта и сроков презентации.
  • План действий по разрешению проблемы.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик первой главы пояснительной записки, обоснован выбор инструментов и материалов, составлены инструкционные карты (для практико-ориентированного проекта), составлен план эксперимента (для исследовательского проекта).

Деятельность учащегося

  • Анализирует проблему, определяет источники информации, выбирает критерии оценки результатов, обосновывает свои критерии успеха.
  • Осуществляет анализ и отбор информации для теоретической главы пояснительной записки.
  • Конкретизирует и обосновывает идею, определяет желаемый результат проекта, его параметры, способы достижения.

Деятельность учителя

  • Проводит индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помогает учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Консультирует по содержанию проектов.
  • Организует промежуточные отчеты учащихся, проводит организационно-консультационные занятия.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, информационные базы данных, образцы выполненных проектов, письменные рекомендации авторам проектов: требования к оформлению, инструкционные карты и т.п.

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • изготовление изделия, продукта,
  • окончательное оформление технологической документации.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик пояснительной записки и изделие.

Деятельность учащегося

  • Выполняет подготовительную работу: эскизы, поиски, упражнения и т.п.
  • Изготавливает продукт (проводит эксперимент), вносит коррективы согласно замечаниям.
  • Вносит коррективы в технологическую документацию.

Деятельность учителя

  • Организует работу учащихся в учебных мастерских (исследовательских лабораториях). Контролирует, корректирует.
  • Консультирует по вопросам изготовления изделия, выбору материалов, методов, корректировке изделий.

Дидактическое обеспечение: учебные мастерские (лаборатории). Образцы инструкционных карт, протоколов экспериментов.

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Основные результаты: 

  • подготовка к защите,
  • оформление результатов работы.

Деятельность учащегося

  • Оформляет пояснительную записку.
  • Готовит защиту проекта: публичное выступление, презентацию.

Деятельность учителя

  • Консультирует по вопросам подготовки к защите: знакомит с требованиями к публичной защите, требованиями к оформлению презентации.
  • Проводит репетиционно-консультационное занятие: предзащиту проекта (при необхо-димости).
  • Организует процедуру защиты.
  • Определяет программу и сценарий публичной защиты.
  • Определяет список гостей, приглашаемых на защиту.
  • Подготавливает аудиторию.
  • Подготавливает раздаточные материал и бланки оценки проектных работ.
  • Проверяет готовность учащихся к защите.

Дидактическое обеспечение: образцы оформления пояснительной записки. Примеры докладов и презентаций.

5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные результаты: 

  • защита проекта,
  • внедрение результатов работы.

Деятельность учащегося

  • анализирует выполненный проект, выясняет причины успехов и неудач.
  • Проводит анализ достижений поставленной цели.
  • Участвует во внедрении проекта.

Деятельность учителя

  • Организует публичную защиту проекта.
  • Организует оценку проекта, рефлексию учащегося.
  • Участвует в коллективном анализе проекта.
  • Подводит итог, обнародует результаты оценивания проектов.
  • Оформляет распоряжения по внедрению результатов проекта (при необходимости).
  • Организует выставку работ (при необходимости).

Дидактическое обеспечение: аудитория для публичной защиты с мультимедиа обеспечением и стендами для размещения изделий. Бланки оценивания, бланки рефлексии.

Автор-составитель: Кудрявцева Ирина Александровна, учитель химии БОУ г. Омска "СОШ №53", e-mail: diva106@mail.ru

А. Бахарев. https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/

https://урок.рф/library/proektnoissledovatelskaya_deyatelnost_kak_sredst_165107.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над проектом.

В  материале представлены этапы работы над проектом(групповым и индивидуальным)....

Этапы работы над проектом

Материал для изучения членам школьного научного общества...

Этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража".

В работе показаны основные этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража". Работа помогает освоить основные этапы работы над проектом....

Этапы работы над проектом "Животные Ленинградской области." Автор: Кириллова Т.В. ГБОУ СОШ №594

Данная публикация содержит описание проекта "Животные Ленинградской области":  В материале отражены цели, задачи проекта, предметные области, используемые информационные технологии, актуаль...

этапы работы над проектом

Материал для старших вожатых и педагогов....

этапы работы над проектом

Материал для старших вожатых и педагогов....