Рабочая программа по Черчению
рабочая программа (8 класс)

Шубина Екатерина Александровна

Рабочая программа по Черчению, 8 класс, 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.rab_.pr_.cherchenieya_nabirala.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Березовский»

                                                                 

Рабочая программа по

Черчению

Программа для учащихся 8 класса (35 ч.)

Составитель: Шубина Е. А.

Должность: учитель черчения   

Программа рассмотрена на заседании ШМО (ГМО)

учителей ИЗО, черчения

Протокол № ____

от «     »__________20___г.

Подпись________________

Утверждена решением педагогического совета

Протокол №____

от «     »__________20___г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1 С. А. Кандабаева

Подпись________________

г. Березовский

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………2

2. Тематическое планирование рабочей программы по предмету «Черчение», 8 класс на 2022-2023 учебный год………………………………………………………………3

3. Содержание рабочей программы по предмету «Черчение», 8 класс……………..3

4. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов………………………..4

5. Контрольные материалы, используемые для оценивания уровня подготовки обучающихся 8 классов…………………………………………………………………..5

5.1. Обязательный минимум графических работ (контрольных работ)………………5

Литература………………………………………………………………………………….6

1. Пояснительная записка

Настоящая программа по черчению для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной Программы общеобразовательных учреждений, разработанной под руководством А. Д. Ботвинникова «Черчение», 7-8 класс.- М.: Просвещение, 2006.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

Целью обучения черчению является приобщение обучающихся к графической культуре, формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

- сформировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения черчения на базовом уровне ступени среднего общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Количество учебных часов:

- в год – 35 часов (1 час в неделю), в том числе:

Контрольных работ – 1; Самостоятельных работ – 7.

Резервное время – 2 часа.

В связи с тем, что по БУП программа для общеобразовательных учреждений по черчению сокращена до одного года, не изучаются следующие темы: строительное черчение, развертки, отдельные соединения деталей. Восьмиклассники имеют мало навыков геометрических построений и поэтому тема: «Геометрические построения: сопряжения, деление окружности на равные части» изучается в начале учебного курса. Поэтому в программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем.

2. Тематическое планирование рабочей программы по предмету «Черчение», 8 класс на ________________ учебный год

№ раздела

Раздел программы

Кол-во часов в примерной программе

Кол-во часов в рабочей

программе

1

Введение

2

6

2

Метод проецирования и графические построения изображений

8

9

3

Чтение и выполнение чертежей

8

8

4

Сечения и разрезы

8

7

5

Сборочные чертежи

8

5

34

35

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обучаемости по предмету.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения

Текущий контроль проводится в форме графических и практических работ, контрольных, самостоятельных работ.

Оценка работ учащихся

За устные ответы, графические работы и решение задач выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя оценками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Данный подход удобен при подведении объективных итогов сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

3. Содержание рабочей программы по предмету «Черчение», 8 класс

1) Введение (6 ч.)

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Геометрические построения (деление окружности на равные части; сопряжение двух прямых; сопряжение окружности и прямой). Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись чертежа, нанесение размеров, масштабы).

2) Метод проецирования и графические способы построения изображений (9ч.)

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.

3) Чтение и выполнение чертежей (8 ч.)

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнение чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).

4) Сечения и разрезы (7 ч.)

Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.

5) Сборочные чертежи (5 ч.)

Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей. Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц.

4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов

Учащиеся должны иметь представление:

  • об истории зарождения графического языка и основных этапов развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
  • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
  • о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
  • о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
  • о видах соединений;
  • о чертежах различного назначения.

Учащиеся должны знать:

  • основы метода прямоугольного проецирования;
  • способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  • изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
  • правила оформления чертежей.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться чертежными инструментами;
  • выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжений);
  • наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
  • выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
  • читать и выполнять чертежи несложных изделий;
  • деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
  • осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

5. Контрольные материалы, используемые для оценивания уровня подготовки учащихся 8 классов

5.1. Обязательный минимум графических работ (контрольных работ)

Графическая работа № 1. «Чертеж детали». По наглядному изображению детали выполнить чертеж детали с применением сопряжения.

Графическая работа № 2. «Чертеж детали в трех видах». Выполнение чертежа в трех видах по наглядному изображению детали.

Графическая работа № 3. «Чертеж детали». Построение чертежа детали по двум данным видам и изометрической проекции.

Графическая работа № 4. «Эскиз детали». Выполнение эскиза детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.

Графическая работа № 5. «Чертеж детали с выполнением сечения». По наглядному изображению выполнить необходимые сечения.

Графическая работа № 6. «Чертеж детали с применением разреза». По чертежу детали выполнить необходимые разрезы.

Графическая работа № 7. «Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений». Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).

Графическая работа № 8. «Чертеж детали». По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.

Перечисленные работы выполняются в рабочих тетрадях (в клетку) или на бумаге формата А4.

Литература

Для учащихся:

1. Ботвинников А.Д. Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений /  А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб.- М.: АСТ: Астрель, 2007 – 221с. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год).

2. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы: Рабочая тетрадь №1. – М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.

3. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы: Рабочая тетрадь №2. – М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

4. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы: Рабочая тетрадь №3. – М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

5. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение 7-9 классы: Рабочая тетрадь №4. – М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 104 с.

Для учителя:

1. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 156 с.

2. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению. Учебно-методическое пособие к учебнику А.Д Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы». – М.: издательство ЭКЗАМЕН, 2006 – 180с.

3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.- 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...