«Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях школы – интернат»
статья
Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях школы – интернат»
Рише Н.В., воспитатель,
ГКОУ «Котовская школа – интернат» class="c1">
В.А. Сухомлинский: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от того, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».
Народное творчество вбирает в себя самые гуманистические устремления и идеалы. Оно поднимает и развивает самосознание, выступает одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения детей с ОВЗ. Народное художественное творчество передается от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.
В народном творчестве заключается и огромный социально-воспитательный потенциал. Его существование определяется выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных. Человек рассматривает художественное творчество, как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления. Народное творчество стало подлинной сокровищницей педагогической мудрости. Благодаря ей народ сохраняет свою культуру, свои нравственные устои, накапливает, социальный опыт.
Так, например, педагогической особенностью фольклора является коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества воспитанников. Нередко публика принимает самое активное участие в исполнении, отвечает на реплики персонажей, исполняет по ходу песни, некоторая часть зрителей непосредственно ведут игру.
Естественно, что вовлечение в «действо» имеет огромное организующее влияние на личность детей. Воспитанники, овладевают художественно-исполнительскими приемами, одновременно овладевают нравственным, духовным, воспитательным опытом и тут же проявляют свое отношение к нему.
В нашем обществе сейчас нет такой системы эстетического воспитания, какая была в XIX - начале XX в. в крестьянской среде. Нет системы, которая влияла бы средствами искусства, как на формирование (в раннем возрасте), так и на развитие (в других возрастных группах) нравственных критериев и духовности человека в целом.
Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе.
Главной целью приобщения детей с ОВЗ к народно-художественной культуре должно быть проникновение нравственно-эстетических начал народной художественной культуры в быт и главное - в сознание, в психологию.
Система должна быть построена таким образом, чтобы овладение художественными традициями могло осуществляться на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Нужно каждому ребенку дать возможность, приобщившись к народному творчеству в формах восприятия, перейти затем в коллективы, где систематически происходит овладение народным творчеством на уровне воспроизведения, а затем - к формам индивидуальной работы на уровне творчества в сфере народной культуры.
Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха. В процессе отдыха дети с ОВЗ восстанавливают свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей.
У детей художественно-творческая деятельность помогает формированию навыков социального восприятия, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующих наилучшему развитию личности ребенка.
Виды работы с детьми с ОВЗ в рамках их социализации многообразны, это: рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой, театральная деятельность.
Театральная деятельность – это использование жестов, мимики в заучивании стихов, упражнения на координацию, диалоги, кукольный театр – активное познание общепринятых сценариев поведения.
У детей нередким явлением является проявление агрессии – народное художественное творчество способствует увлеканию в процесс, заинтересованности ребенка и частично сглаживанию моментов агрессии.
Соединение сюжетно-ролевой игры с театральной деятельностью дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить их. Дети с ОВЗ приобретают благодаря такой деятельности уверенность в себе и своих силах, не испытывают чувство зависти, так как в какой-либо деятельности преуспевают.
Народное художественное творчество - создание благоприятной почвы, дети становятся более внимательными, аккуратными, усидчивыми, терпеливыми, развивают способности взаимопомощи, накапливают социальный опыт.
Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Дети с ОВЗ же, в отличие от взрослого, не испытывают таких трудностей. Они с легкостью начинают ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает поиском и часто приводит к положительным результатам.
Дети с ОВЗ не имеют совершенств в области психических процессов, что естественно. И учет особенностей необходим в организации развивающего обучения детей. В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности.
Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Список литературы
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990
3. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение, 128с.
4. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, с.106-109
5. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-109
6. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического
развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Этнокультурный аспект развития коммуникативных навыков у учащихся старших классов в условиях школы-интерната
Статья о проблеме развития коммуникативных навыков подростков....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната).
Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года....

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"
Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ».
Доклад на тему:«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности».Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности....
