«Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
АННОТАЦИЯ К РАБОТЕ
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Усова Людмила Николаевна
Название работы «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»
Номинация :
- Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Краткая аннотация работы
(не более 1 000 печатных знаков)
Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» разработана для учащихся 5-11 классов.
Цель программы:
Воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении на примерах духовности и нравственности.
Задачи программы:
1. Изучение православной культуры, истории.
2. Проведение просветительской работы с учащимися и родителями класса и школы.
Основные характеристики деятельности
Изложение материала рассчитано на 7 лет.
1й год - основы православия.
2й год - закрепление имеющихся знаний.
3й - 7й год - объём содержания обучения и знаний увеличивается по нарастающей.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых и заключительных знаний, а также к уровню развития учащихся.
Направления в работе:
1. Духовно-образовательное;
2. Воспитательно-оздоровительное;
3. Культурно-познавательное;
4. Нравственно-трудовое;
5. Историко-краеведческое.
Тематика мероприятий:
- «Православная культура»;
- «Наш дом, наша ценность»;
- «Край, в котором ты живешь»;
- «История в архитектурных памятниках»;
- «Православная Россия в лицах»;
- «История, краеведение, патриотизм».
Главный результат - усвоение вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Подгоренска СОШ
____________С.Н.Комарова
(подпись, печать)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
397612 с. Подгорное, ул. Школьная, д. 12 тел. 8-473-63-59-1-82
Регистрационный номер № 00000000
«Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 7 лет
Возраст детей: 10 – 18 лет
Разработчик:
Усова Л.Н.
с. Подгорное
2022 г.
Пояснительная записка
"Воспитанию уделено мало внимания. Оно должно быть вместе с образованием. Надо больше внимания уделять воспитанию, потому что это - наше будущее"
( Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, идущая вместе с современной жизнью, в разрушении личности. Современные материальные ценности доминируют над духовными, а у современных детей искажены представления ο доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Сейчас много слов говорится о патриотизме, о духовности, о нравственности, а в это время, под шумок, все как раз истребляется: и русский человек, и его культура, и язык, и природа. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Современную Россию несколько десятилетий захватывает мутный поток псевдокультуры Запада. Не в одночасье народы России были сбиты с толку и изменили своей вере. Потребовались два века, чтобы дети и внуки тех, кто принимал святое крещение, исповедался у священников, с благоговением внимал текстам священных писаний, преклонялся перед ликами святых, начали рушить и осквернять храмы, а потом штудировать атеистическую литературу. Признаки бытовой жизни Запада оказались низкопробны, и со всех источников тиражируются ими через средства массовой информации. Ключевую роль в этой экспансии призваны сыграть нахлынувшие в Россию миссионеры, давно ставшие проводниками политических амбиций Запада. Их примитивные трактовки Писания, подкрепленные миллиардными денежными суммами и попустительством российских властей, бьют в самое сердце русской культуры, перерождая и направляя по ложному пути просыпающееся религиозное чувство.
Испокон веков духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Моя программа называется «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». Она рассчитана на 7 лет работы (с 5 по 11 классы) с ребятами, где я уже два года являюсь классным руководителем. Программа прошла апробацию с 2005 по 2020 год с бывшими учащимися моих классов.
Цель программы:
Воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении на примерах духовности и нравственности.
Задачи программы:
1. Изучение истории Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского р-на Воронежской области.
2. Сбор материала по Православной культуре села Подгорного. Пополнение музейного фонда школьного музея «Живые истоки» собранным материалом.
3. Использование собранного материала в воспитании учащихся. Создание документов, разработок, исследовательских работ по истории Преображенского храма, православия, истории села и района, презентаций, фильмов, мероприятий.
3. Облагораживание территории прилегающей к церкви (высадка деревьев и цветов).
4. Поиск нужной и недостающей литературы по Православию в Интернете (акафисты, молитвы, каноны) по мере необходимости для прихожан.
5. Трудовые десанты по уборке территории и храма. Выполнять посильные работы по реконструкции помещения церкви.
6. Оповещать жителей села Подгорного о предстоящих мероприятиях и работе храма. Ежемесячно развешивать расписание работы церкви в разных местах села Подгорного.
7. Сотрудничать со служителями церкви. Приглашать их на мероприятия, проводить встречи и беседы в стенах храма и школы.
8. Проводить мероприятия разных уровней на духовно-нравственные, патриотические темы, темы по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь», используя накопленный материал по истории села и церквей, а так же православию, истории и культуре.
9. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
10. Создавать условия для восприятия целостной картины мира.
11. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
12. Развивать способность воспринимать и анализировать православную литературу, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
13. Развивать музыкальную культуру на основе классической, духовной и народной музыки.
14. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
15. Прививать трудовые навыки. Учить безвозмездно помогать ближним.
16. Проводить просветительскую работу с родителями класса и школы. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе понимания православных традиций и применения их в жизни.
Гуманистическая направленность воспитания - реализуется на основах любви к ближнему.
Природосообразностъ - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям родного края.
Светский характер образования и законности - соответствие действующему законодательству РФ. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.
Многоуровневостъ - показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.
III. Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребят, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на семь лет. В первый год ребята получают первоначальные представления об основах православия. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий и седьмой год - объём содержания обучения и знаний увеличивается по нарастающей.
3. Программа прошла обработку в возрастных группах:
1) с 14 до 18 лет (со средними и старшими классами с 2005 по 2010);
2) с 15 до 18 лет (2 года со старшеклассниками с 2011 по 2012 год);
3) со средними и старшими учащимися (с 2014 по 2020 год).
Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых и заключительных знаний, а также к уровню развития учащихся.
Для реализации программы необходимы следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
- Наглядный метод используется во время
- просмотра фильмов, презентаций;
- экскурсий в Преображенский храм;
- экскурсий в музей «Живые истоки» и Зал Боевой Славы школы;
- наблюдений;
- православных выставок;
- посещения служб и мероприятий в храме;
- посещении и участии в мероприятиях школы;
- применения при рассказах и беседах книжных иллюстраций, репродукций, предметов православного культа (икон, книг, журналов);
- экскурсий по селу, целевых прогулок;
- Словесный метод:
- чтения литературных произведений и православной литературы;
- чтения стихотворений о православии, исторических событиях;
- беседы по православию с приглашением священников;
- беседы с учителями и классным руководителем;
- разбор житейских ситуаций, работа с родителями;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, классных часов, открытых мероприятий по православию;
- Практический метод:
- организация продуктивной деятельности;
- участие в благотворительной работе и трудовых благотворительных десантах (уборка в храме, вокруг храма, помощь прихожанам (расклеивание объявлений, расписаний работы церкви);
- участие в проведении открытых мероприятий, классных часов, викторинах, конкурсах рисунков, проектах и т.д.;
- проведение экскурсий совместно с учащимися и церковными служителями различной направленности в Преображенский храм, в том числе и с целью посещения церковных служб и праздников;
- организация мероприятий совместно с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовление с детьми наглядных пособий для мероприятий;
- самостоятельно работать в интернете по поиску необходимой документации и литературы для проведения мероприятий и вечеров.
Формы работы с детьми.
- классные часы и мероприятия, беседы патриотического, нравственного и духовно-нравственного содержания;
- конкурсы и все виды творческой художественной деятельности детей;
- проведение совместных праздников с приглашением учащихся школы разных возрастов, детского сада;
- проведение экскурсий как совместно с организатором, так и самостоятельно детьми;
- просмотр - фильмов, презентаций, использование аудиозаписей с исторической и православной музыкой и технических средств обучения;
- экскурсии, целевые прогулки (по селу, Калачу, православным Святыням);
- детская благотворительность (уборка территории вокруг Преображенского храма, внутри здания, ремонтно-восстановительные (по желанию) посильные работы в храме и снаружи);
- тематические вечера эстетической направленности (история, краеведение, живопись, музыка, поэзия и православие);
- организация выставок рисунков по историю, краеведению и православию (возможна совместная деятельность священников, учителей, детей и родителей);
- творческие вечера, открытые мероприятия.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, мероприятия с элементами игр и конкурсов, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, классные часы, просмотры фильмов, презентаций, прослушивание музыки).
4. Нравственно-трудовое (благотворительный труд, уборка территории церкви, продуктивная деятельность).
5. Историко-краеведческое (экскурсии, мероприятия, встречи, беседы, посещение музеев и Зала Боевой Славы школы, встречи с ветеранами и учителями пенсионерами и т.д.)
Тематика мероприятий
I. «Православная культура»
Занятия данного цикла знакомят ребят с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают и встречали православные праздники в России, в своём селе, помогают в подготовке и проведении календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, его культуре, ценностям, беречь и сохранять Русское православное наследие (Преображенская церковь).
Тематика занятий цикла «Православная культура»:
«Рождество Христово. Святки»; «Крещение. Богоявление»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография»; «Азы православия», «Христианские праздники»; «Таинства церкви»; «Библия – история создания», «Прославленные иконы Богородицы».
II. «Наш дом, наша ценность»
На занятиях данного блока ребята знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной украинско-казачьей семье осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского и украинско-казачьего дома, особенностями мужских и женских домашних ремёсел и трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Тематика занятий цикла «Наш дом, наша ценность»:
«Жизнь и быт православных казаков», «Улицы в Подгорном, история появления», «Топонимы и микротопонимы села Подгорного», «Предметы быта слободских крестьян», «Традиции православных жителей слободы Подгорной».
III. «Край, в котором ты живешь»
Занятия данных циклов знакомят детей с родным селом (история, природно-географические особенности, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью местных героев, почётных земляках.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему селу, краю, своей стране, уважения и признательности к людям, живущим в ней, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое, русского государства.
Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»:
«История возникновения родного села»; «Герб села»; «Улицы и здания села»; «Летопись слободы Подгорная», «Моя родословная», «История православной слободы».
VII. «История в архитектурных памятниках»
Занятия данных циклов знакомят детей с архитектурой родного села, памятниками архитектуры Преображенская и Богословская церкви, природно-географические особенности, святыни и памятные места родного края, района области.
Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»:
«Богословский храм»; «Преображенский храм»; «Страницы истории»; «Русские православные храмы»; «Российские храмы», «Храмы Калачеевского района», «Храмы и монастыри Воронежской области».
VIII. «Православная Россия в лицах»
Занятия данных циклов знакомят детей с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»:
«Наши предки. Крещение Руси», «Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи); «Святые покровители. Женские православные имена»; «Святые покровители. Мужские православные имена»; «Слава богатырская», «О Святых богатырях русской земли»; «Святые земли Воронежской»;
VI. «История, краеведение, патриотизм»
На занятиях данного блока ребята знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной украинско-казачьей семье осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского и украинско-казачьего дома, особенностями мужских и женских домашних ремёсел и трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Тематика занятий цикла «История, краеведение, патриотизм»:
«Вместе мы сила» (ВОВ и Православие); «Нет выше той любви, чем если…» (ВОВ и Церковь); «Чудес на свете не бывает?» (О чудесах в годы ВОВ), «Предметы старины глубокой. Экскурсия в музей». «Герои Советского Союза А.А. Царегородский и П.П. Серяков»
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
- Усвоение учащимися добродетели, ориентация на направленность и открытость ребят к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
- Формирование позитивного отношения ребят к окружающему миру, другим людям и самому себе.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и милосердие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту Православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Мероприятия по программе, запланированные
на 2020-2021 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные, приглашённые |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». | сентябрь | Усова Л.Н., священник |
2 | Классный час «Иконы Богоматери». | октябрь | Усова Л.Н. |
3 | Классный час «Таинства церкви». (Приглашение священника). | ноябрь | Усова Л.Н., священник |
4 | Мероприятие «Молитва». | декабрь | Усова Л.Н. |
5 | Классный час «Святые земли Воронежской» Посещение Преображенской церкви. | январь | Усова Л.Н. |
6 | Классный час «Святые места Воронежской земли». Классный час «Таинства церкви». (Приглашение священника). | февраль | Усова Л.Н., священник |
7 | Классный час «Христианские праздники». | март | Усова Л.Н. |
8 | Мероприятие «Пасха – христианский праздник». | апрель | Усова Л.Н. |
9 | Встреча со священником. «Храмы и монастыри Воронежской области». | май | Усова Л.Н., священник |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н., весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н., весь класс | |
Беседы:
| Раз в четверть | Усова Л.Н. |
Мероприятия по программе, запланированные
на 2021-2022 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». | сентябрь | Усова Л.Н. |
2 | Классный час «Вместе мы сила» (ВОВ и Православие). | октябрь | Усова Л.Н., учитель истории |
3 | Классный час «Российские храмы» (приглашение священника). | ноябрь | Усова Л.Н., священник |
4 | Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Детские православные книги». | декабрь | Усова Л.Н., библиотекарь |
5 | Рождество Христово. Посещение Преображенской церкви. | январь | Усова Л.Н., работники храма |
6 | Классный час «Святые места Воронежской земли». | февраль | Усова Л.Н. |
7 | Классный час «Христианские праздники». | март | Усова Л.Н. |
8 | Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение. Мероприятие «Пасха – христианский праздник». | апрель | Усова Л.Н., весь класс |
9 | Встреча со священником. «Кирилл и Мефодий – святые земли Русской». | май | Усова Л.Н., священник |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н. весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н. весь класс | |
Беседы:
| Раз в четверть | Усова Л.Н. |
Мероприятия по программе, запланированные
на 2022-2023 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». | сентябрь | Усова Л.Н. |
2 | Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Обряды православной церкви». | октябрь | Усова Л.Н. |
3 | Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Двунадесятые праздники». Приглашение священника. | ноябрь | Усова Л.Н. |
4 | Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «История православной слободы Подгорная» . Посещение музея. | декабрь | Усова Л.Н., весь класс |
5 | Классный час «Святые земли Воронежской» Посещение Преображенской церкви. | январь | Усова Л.Н. |
6 | Классный час «Святые места Воронежской земли». Виртуальная экскурсия по Воронежской области. | февраль | Усова Л.Н. |
7 | Классный час «О Святых богатырях русской земли». | март | Усова Л.Н., библиотекарь |
8 | Акция «Убираем территорию храма» . Волонтёрское движение. | апрель | Усова Л.Н. |
9 | Встреча со священником. «Чудес на свете не бывает?» (О чудесах в годы ВОВ). | май | Усова Л.Н., священник |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н. весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н. весь класс | |
Беседы:
| Раз в четверть | Усова Л.Н. |
Мероприятия по программе, запланированные
на 2023-2024 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». | сентябрь | Усова Л.Н. |
2 | Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Литургия». Посещение Преображенского храма. | октябрь | Усова Л.Н. |
3 | Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Двунадесятые праздники». | ноябрь | Усова Л.Н. |
4 | Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «История Богословского храма села Подгорное». Посещение музея. | декабрь | Усова Л.Н. |
5 | Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Монастыри Воронежского края». | январь | Усова Л.Н. |
6 | Открытое мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Монастыри Воронежского края». | февраль | Усова Л.Н. |
7 | Классный час «Христианские весенние праздники». | март | Усова Л.Н. |
8 | Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение. | апрель | Усова Л.Н., весь класс |
9 | Встреча со священником. «Нет выше той любви, чем если…» (ВОВ и Церковь). | май | Усова Л.Н., священник |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н. весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н. весь класс | |
Беседы:
| Раз в четверть | Усова Л.Н. |
Мероприятия по программе, запланированные
на 2024-2025 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». | сентябрь | Усова Л.Н. |
2 | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с историей православия на Подгоренской земле. «Летопись слободы Подгорная». | октябрь | Усова Л.Н. |
3 | Классный час «Мой храм». | ноябрь | Усова Л.Н. |
4 | Классный час «Святые Воронежского края». Посещение Преображенской церкви. | декабрь | Усова Л.Н., работники храма |
5 |
| январь | Усова Л.Н., работники храма |
6 | Беседа «Церковь и суицид». | февраль | Усова Л.Н. |
7 | Классный час «Улицы в Подгорном, история появления», «Топонимы и микротопонимы села Подгорного». | март | Усова Л.Н., учитель географии и истории |
8 | Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение. | апрель | Усова Л.Н., весь класс |
9 | «Предметы старины глубокой». Экскурсия в музей. | май | Усова Л.Н. |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н. весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н., весь класс | |
Беседы:
| Раз в четверть |
Мероприятия по программе, запланированные
на 2025-2026 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». «Двунадесятые праздники». | сентябрь | Усова Л.Н. |
2 | Классный час «Обряды и обычаи православия». | октябрь | Усова Л.Н. |
3 | Открытое мероприятие «Герои Советского Союза А.А. Царегородский и П.П. Серяков». | ноябрь | Усова Л.Н., весь класс |
4 | Классный час «Церковь и секты». | декабрь | Усова Л.Н. |
5 | Рождество Христово (посещение храма) Классный час по проекту «Святки». Беседа по проекту «Богоявление. Крещение». | январь | Усова Л.Н. |
6 | Встреча со священником «Возлюби ближнего». | февраль | Усова Л.Н., священник |
7 | Классный час «Почитай родителей. Заповедь, данная Богом». | март | Усова Л.Н. |
8 | Акция «Убираем территорию храма» Волонтёрское движение. | апрель | Усова Л.Н., весь класс |
9 | Классный час «День славянской письменности и культуры». | май | Усова Л.Н. |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н., весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н., весь класс | |
Беседы раз в четверть:
|
Мероприятия по программе, запланированные
на 2026-2027 учебный год
№ | Название мероприятия | Число, месяц | Ответственные |
1 | Приглашение священника. «Вместе мы сила» (ВОВ и Православие). | сентябрь | Усова Л.Н., священник |
2 | Открытое мероприятие «Любовь– наивысшее состояние человеческой души». | октябрь | Усова Л.Н., весь класс |
3 | Классный час «Исконные традиции семейного уклада». | ноябрь | Усова Л.Н. |
4 | Классный час «Пороки современного общества». | декабрь | Усова Л.Н. |
5 | Рождество Христово (посещение храма) Открытое мероприятие по проекту «Святые покровители. Женские православные имена. Мужские православные имена» | январь | Усова Л.Н., работники храма |
6 | Беседа с юношами и девушками (индивидуально) «Понятие о мужественности и женственности». | февраль | Усова Л.Н., девушки, юноши |
7 | Классный час «Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности». | март | Усова Л.Н. |
8 | Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение. | апрель | Усова Л.Н., весь класс |
9 | Классный час со священником «Впереди экзамены». Благословение на экзамены. | май | Усова Л.Н., священник |
Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви. | ежемесячно | Усова Л.Н., весь класс | |
Уборка территории вокруг церкви и в ней. | По мере необходимости | Усова Л.Н., весь класс | |
Беседы раз в четверть: 1. Доказательства бытия Бога. 2. Происхождение человека. 3. Прамонотеизм: религия допотопного человечества. 4. Характеристика различных религий древних и современных и их сравнение с христианством. |
Участники программы – учащиеся 6 класса
№п/п | Ф.И.О. учащегося |
1 | Акульшина Валерия Эдуардовна |
2 | Алныкина Алиса Сергеевна |
3 | Дзюба Виктория Анатольевна |
4 | Крамин Дмитрий Александрович |
5 | Лобахина Софья Андреевна |
6 | Маслов Станислав Андреевич |
7 | Мещанова Мария Степановна |
8 | Моисеев Арсений Евгеньевич |
9 | Останкова Елена Юрьевна |
10 | Первакова Кристина Александровна |
11 | Свиридов Алексей Николаевич |
12 | Селявкин Алексей Геннадьевич |
13 | Серженко Евгений Владимирович |
14 | Сорих Дмитрий Данилович |
15 | Сорокина Александра Сергеевна |
16 | Филоненко Полина Васильевна |
17 | Хуснулина Карина Артёмовна |
18 | Шестопалов Евгений Владимирович |
Приложения
(подтверждающие документы, разработки мероприятий, экскурсий, конкурсы)
Приложение 1. Открытый урок ОДНКНР в 5 классе по ФГОС «Духовные святыни Воронежского края».
Приложение 2. Исследовательская работа. Областная краеведческая конференция «Природное наследие Воронежского края» Комарова С.
Приложение 3. Конкурс на лучший видеоурок в школьном музее.
Приложение 4. Экскурсия. Открытое мероприятие для 6 класса «Слобода православная».
Приложение 5. «XII Областная олимпиада обучающихся по краеведению» Первакова К.
Приложение 6. Статья в газете «Калачеевские зори». Статья «Учитель из села Подгорного пишет иконы для местного храма» (06.08.2021 год №55)
Приложение 7. Статья в газете «Калачеевские зори». Статья «Проводник в сокровенные тайны истории» (18.02.2022 год №6)
Приложение 8. Экскурсия в храм Рождество Христово 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...
Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»
Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Программа дополнительного образования «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района»
Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан...

Проблема возрождения духовно – нравственной традиции в российской школе
В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания –...

Возрождение духовных традиций в работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ"
В выступлении на августовском совещании руководителей школ Сасовского района продемонстрирован опыт работы по возрождению духовных традицийв работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ»...
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИЗНЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ СТАРЦА СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской. Илий священнослужитель Русской православной церкви, духовник...

