«Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Усова Людмила Николаевна

АННОТАЦИЯ К РАБОТЕ

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

 

 

Усова Людмила Николаевна

 

Название работы «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»

Номинация :

 

  • Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

 

Краткая аннотация работы

(не более 1 000 печатных знаков)

Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» разработана для учащихся 5-11 классов.

Цель программы:

Воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении на примерах духовности и нравственности.

Задачи программы:

1. Изучение православной культуры, истории.

2. Проведение просветительской работы с учащимися и родителями класса и школы.

Основные характеристики деятельности

Изложение материала рассчитано на 7 лет.

1й год - основы православия.

 2й год - закрепление имеющихся знаний.

3й - 7й год - объём содержания обучения и знаний увеличивается по нарастающей.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых и заключительных знаний, а также к уровню развития учащихся.

Направления в работе:

1. Духовно-образовательное;

2. Воспитательно-оздоровительное;

3. Культурно-познавательное;

4. Нравственно-трудовое;

5. Историко-краеведческое.

Тематика мероприятий:

  1. «Православная культура»;
  2. «Наш дом, наша ценность»;
  3. «Край, в котором ты живешь»;
  4. «История в архитектурных памятниках»;
  5. «Православная Россия в лицах»;
  6. «История, краеведение, патриотизм».

Главный результат - усвоение вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Подгоренска СОШ

____________С.Н.Комарова

(подпись, печать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

397612 с. Подгорное, ул. Школьная, д. 12                        тел. 8-473-63-59-1-82

Регистрационный номер № 00000000

«Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 7 лет

Возраст детей: 10 – 18 лет

Разработчик:

Усова Л.Н.

с. Подгорное

2022 г.

Пояснительная записка

"Воспитанию уделено мало внимания. Оно должно быть вместе с образованием. Надо больше внимания уделять воспитанию, потому что это - наше будущее"

( Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, идущая вместе с современной жизнью, в разрушении личности. Современные материальные ценности доминируют над духовными, а у современных  детей искажены представления ο доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Сейчас много слов говорится о патриотизме, о духовности, о нравственности, а в это время, под шумок, все как раз истребляется: и русский человек, и его культура, и язык, и природа. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Современную Россию несколько десятилетий захватывает мутный поток псевдокультуры Запада. Не в одночасье народы России были сбиты с толку и изменили своей вере. Потребовались два века, чтобы дети и внуки тех, кто принимал святое крещение, исповедался у священников, с благоговением внимал текстам священных писаний, преклонялся перед ликами святых, начали рушить и осквернять храмы, а потом штудировать атеистическую литературу. Признаки бытовой жизни Запада оказались низкопробны, и со всех источников тиражируются ими через средства массовой информации. Ключевую роль в этой экспансии призваны сыграть нахлынувшие в Россию миссионеры, давно ставшие проводниками политических амбиций Запада. Их примитивные трактовки Писания, подкрепленные миллиардными денежными суммами и попустительством российских властей, бьют в самое сердце русской культуры, перерождая и направляя по ложному пути просыпающееся религиозное чувство.

Испокон веков духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Моя программа называется «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». Она рассчитана на 7 лет работы (с 5 по 11 классы) с ребятами, где я уже два года являюсь классным руководителем. Программа прошла апробацию с 2005 по 2020 год с бывшими учащимися моих классов.

Цель программы:

Воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении на примерах духовности и нравственности.

Задачи программы:

1. Изучение истории Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского р-на Воронежской области.

2. Сбор материала по Православной культуре села Подгорного. Пополнение музейного фонда школьного музея «Живые истоки» собранным материалом.

3. Использование собранного материала в воспитании учащихся. Создание документов, разработок, исследовательских работ по истории Преображенского храма, православия, истории села и района, презентаций, фильмов, мероприятий.

3. Облагораживание территории прилегающей к церкви (высадка деревьев и цветов).

4. Поиск нужной и недостающей литературы по Православию в Интернете (акафисты, молитвы, каноны) по мере необходимости для прихожан.

5. Трудовые десанты по уборке территории и храма. Выполнять посильные работы по реконструкции помещения церкви.

6. Оповещать жителей села Подгорного о предстоящих мероприятиях и работе храма. Ежемесячно развешивать расписание работы церкви в разных местах села Подгорного.

7. Сотрудничать со служителями церкви. Приглашать их на мероприятия, проводить встречи и беседы в стенах храма и школы.

8. Проводить мероприятия разных уровней на духовно-нравственные, патриотические темы,  темы по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь», используя накопленный материал по истории села и церквей, а так же православию, истории и культуре.

9. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

10. Создавать условия для восприятия целостной картины мира.

11. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

12. Развивать способность воспринимать и анализировать православную литературу, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

13. Развивать музыкальную культуру на основе классической, духовной и народной музыки.

14. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

15. Прививать трудовые навыки. Учить безвозмездно помогать ближним.

16. Проводить просветительскую работу с родителями класса и школы. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе понимания православных традиций и применения их в жизни.

Гуманистическая направленность воспитания  - реализуется на основах любви к ближнему.

Природосообразностъ - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям родного края.

Светский характер образования и законности - соответствие действующему законодательству РФ. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.

 Многоуровневостъ - показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребят, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности 

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Изложение материала рассчитано на семь лет. В первый год ребята получают первоначальные представления об основах православия. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий и седьмой год - объём содержания обучения и знаний увеличивается по нарастающей.

3. Программа прошла обработку в возрастных группах:

1) с 14 до 18 лет (со средними и старшими классами с 2005 по 2010);

 2) с 15 до 18 лет (2 года со старшеклассниками с 2011 по 2012 год);

3) со средними и старшими учащимися (с 2014 по 2020 год).

Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых и заключительных знаний, а также к уровню развития учащихся.

Для реализации программы необходимы следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

  1. Наглядный метод используется во время
  • просмотра фильмов, презентаций;
  • экскурсий в Преображенский храм;
  • экскурсий в музей «Живые истоки» и Зал Боевой Славы школы;
  • наблюдений;
  • православных выставок;
  • посещения служб и мероприятий в храме;
  • посещении и участии в мероприятиях школы;
  • применения при рассказах и беседах книжных иллюстраций, репродукций, предметов православного культа (икон, книг, журналов);
  • экскурсий по селу, целевых прогулок;
  1. Словесный метод:
  • чтения литературных произведений и православной литературы;
  • чтения стихотворений о православии, исторических событиях;
  • беседы по православию с приглашением священников;
  • беседы с учителями и классным руководителем;
  • разбор житейских ситуаций, работа с родителями;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, классных часов, открытых мероприятий по православию;
  1. Практический метод:
  • организация продуктивной деятельности;
  • участие в благотворительной работе и трудовых благотворительных десантах (уборка в храме, вокруг храма, помощь прихожанам (расклеивание объявлений, расписаний работы церкви);
  • участие в проведении открытых мероприятий, классных часов, викторинах, конкурсах рисунков, проектах и т.д.;
  • проведение экскурсий совместно с учащимися и церковными служителями различной направленности в Преображенский храм, в том числе и с целью посещения церковных служб и праздников;
  • организация мероприятий совместно с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовление с детьми наглядных пособий для мероприятий;
  • самостоятельно работать в интернете по поиску необходимой документации и литературы для проведения мероприятий и вечеров.

Формы работы с детьми. 

  • классные часы и мероприятия, беседы патриотического, нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • конкурсы и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • проведение совместных праздников с приглашением учащихся школы разных возрастов, детского сада;
  • проведение экскурсий как совместно с организатором, так и самостоятельно детьми;
  • просмотр - фильмов, презентаций, использование аудиозаписей с исторической и православной музыкой и технических средств обучения;
  • экскурсии, целевые прогулки (по селу, Калачу, православным Святыням);
  • детская благотворительность (уборка территории вокруг Преображенского храма, внутри здания, ремонтно-восстановительные (по желанию) посильные работы в храме и снаружи);
  • тематические вечера эстетической направленности (история, краеведение, живопись, музыка, поэзия и православие);
  • организация выставок рисунков по историю, краеведению и православию (возможна совместная деятельность священников, учителей, детей и родителей);
  • творческие вечера, открытые мероприятия.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, мероприятия с элементами игр и конкурсов, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, классные часы, просмотры фильмов, презентаций, прослушивание музыки).

4. Нравственно-трудовое (благотворительный труд, уборка территории церкви, продуктивная деятельность).

5. Историко-краеведческое (экскурсии, мероприятия, встречи, беседы, посещение музеев и Зала Боевой Славы школы, встречи с ветеранами и учителями пенсионерами и т.д.)

Тематика мероприятий

I. «Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят ребят с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают и встречали православные праздники в России, в своём селе,  помогают в подготовке и проведении календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, его культуре, ценностям, беречь и сохранять Русское православное наследие (Преображенская церковь).

Тематика занятий цикла «Православная культура»: 

«Рождество Христово. Святки»; «Крещение. Богоявление»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография»; «Азы православия», «Христианские праздники»; «Таинства церкви»; «Библия – история создания», «Прославленные иконы Богородицы».

II. «Наш дом, наша ценность»

На занятиях данного блока ребята знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной украинско-казачьей семье осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского и украинско-казачьего дома, особенностями мужских и женских домашних ремёсел и трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Тематика занятий цикла «Наш дом, наша ценность»:

«Жизнь и быт православных казаков», «Улицы в Подгорном, история появления», «Топонимы и микротопонимы села Подгорного», «Предметы быта слободских крестьян», «Традиции православных жителей слободы Подгорной».

III. «Край, в котором ты живешь»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным селом (история, природно-географические особенности, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью местных героев, почётных земляках.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему селу, краю, своей стране, уважения и признательности к людям, живущим в ней, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»:

«История возникновения родного села»; «Герб села»; «Улицы и здания села»; «Летопись слободы Подгорная», «Моя родословная», «История православной слободы».

VII. «История в архитектурных памятниках»

Занятия данных циклов знакомят детей с архитектурой родного села, памятниками архитектуры Преображенская и Богословская церкви, природно-географические особенности, святыни и памятные места родного края, района области.

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»:

«Богословский храм»; «Преображенский храм»; «Страницы истории»; «Русские православные храмы»; «Российские храмы», «Храмы Калачеевского района», «Храмы и монастыри Воронежской области».

VIII. «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»:

«Наши предки. Крещение Руси»,  «Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи); «Святые покровители. Женские православные имена»; «Святые покровители. Мужские православные имена»; «Слава богатырская», «О Святых богатырях русской земли»; «Святые земли Воронежской»;

VI. «История, краеведение, патриотизм»

На занятиях данного блока ребята знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной украинско-казачьей семье осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского и украинско-казачьего дома, особенностями мужских и женских домашних ремёсел и трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Тематика занятий цикла «История, краеведение, патриотизм»:

«Вместе мы сила» (ВОВ и Православие); «Нет выше той любви, чем если…» (ВОВ и Церковь); «Чудес на свете не бывает?» (О чудесах в годы ВОВ), «Предметы старины глубокой. Экскурсия в музей». «Герои Советского Союза А.А. Царегородский и П.П. Серяков»

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение учащимися добродетели, ориентация на направленность и открытость ребят к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
  • Формирование позитивного отношения ребят к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и милосердие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту Православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


Мероприятия по программе, запланированные

на 2020-2021 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные, приглашённые

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»».

сентябрь

Усова Л.Н., священник

2

Классный час «Иконы Богоматери».

октябрь

Усова Л.Н.

3

Классный час «Таинства церкви». (Приглашение священника).

ноябрь

Усова Л.Н., священник

4

Мероприятие «Молитва».

декабрь

Усова Л.Н.

5

Классный час «Святые земли Воронежской» Посещение Преображенской церкви.

январь

Усова Л.Н.

6

Классный час «Святые места Воронежской земли». Классный час «Таинства церкви». (Приглашение священника).

февраль

Усова Л.Н., священник

7

Классный час «Христианские праздники».

март

Усова Л.Н.

8

Мероприятие «Пасха – христианский праздник».

апрель

Усова Л.Н.

9

Встреча со священником. «Храмы и монастыри Воронежской области».

май

Усова Л.Н., священник

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н., весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н., весь класс

Беседы:

  1. Тайна Святой Троицы.
  2. Объяснение детям молитвы «Отче наш».
  3. О воспитании правдивости в детях.
  4. Зачем нужны церковные молитвы.

Раз в четверть

Усова Л.Н.

Мероприятия по программе, запланированные

на 2021-2022 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»».

сентябрь

Усова Л.Н.

2

 Классный час «Вместе мы сила» (ВОВ и Православие).

октябрь

Усова Л.Н., учитель истории

3

Классный час «Российские храмы»

(приглашение священника).

ноябрь

Усова Л.Н., священник

4

Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Детские православные книги».

декабрь

Усова Л.Н., библиотекарь

5

Рождество Христово. Посещение Преображенской церкви.

январь

Усова Л.Н., работники храма

6

Классный час «Святые места Воронежской земли».

февраль

Усова Л.Н.

7

Классный час «Христианские праздники».

март

Усова Л.Н.

8

Акция «Убираем территорию храма».

Волонтёрское движение. Мероприятие «Пасха – христианский праздник».

апрель

Усова Л.Н., весь класс

9

Встреча со священником. «Кирилл и Мефодий – святые земли Русской».

май

Усова Л.Н., священник

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н.

весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н.

весь класс

Беседы:

  1. Вера и суеверие.
  2. Как объяснять детям таинство Святого Причастия?
  3.  О значении поста в жизни детей.
  4. Церковный год в семейной жизни.

Раз в четверть

Усова Л.Н.

Мероприятия по программе, запланированные

на 2022-2023 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»».

сентябрь

Усова Л.Н.

2

Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»  «Обряды православной церкви».

октябрь

Усова Л.Н.

3

Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Двунадесятые праздники». Приглашение священника.

ноябрь

Усова Л.Н.

4

Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «История православной слободы Подгорная» . Посещение музея.

декабрь

Усова Л.Н., весь класс

5

Классный час «Святые земли Воронежской» Посещение Преображенской церкви.

январь

Усова Л.Н.

6

Классный час «Святые места Воронежской земли». Виртуальная экскурсия по Воронежской области.

февраль

Усова Л.Н.

7

Классный час «О Святых богатырях русской земли».

март

Усова Л.Н., библиотекарь

8

Акция «Убираем территорию храма» . Волонтёрское движение.

апрель

Усова Л.Н.

9

Встреча со священником. «Чудес на свете не бывает?» (О чудесах в годы ВОВ).

май

Усова Л.Н., священник

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н.

весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н.

весь класс

Беседы:

  1. О детском творчестве и детских играх.
  2.  Детское чтение.
  3.  О вере и науке.
  4.  «Семья — малая Церковь» в условиях современной жизни.

Раз в четверть

Усова Л.Н.

Мероприятия по программе, запланированные

на 2023-2024 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»».

сентябрь

Усова Л.Н.

2

Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»  «Литургия». Посещение Преображенского храма.

октябрь

Усова Л.Н.

3

Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» «Двунадесятые праздники».

ноябрь

Усова Л.Н.

4

Мероприятие по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь».  «История Богословского храма села Подгорное».  Посещение музея.

декабрь

Усова Л.Н.

5

Классный час по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Монастыри Воронежского края».

январь

Усова Л.Н.

6

Открытое мероприятие  по программе «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». «Монастыри Воронежского края».

февраль

Усова Л.Н.

7

Классный час «Христианские весенние праздники».

март

Усова Л.Н.

8

Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение.

апрель

Усова Л.Н., весь класс

9

Встреча со священником. «Нет выше той любви, чем если…» (ВОВ и Церковь).

май

Усова Л.Н., священник

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н.

весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н.

весь класс

Беседы:

  1. О чем родители не говорят с детьми.
  2.  О подростках в семье.
  3. Отношение родителей к проступкам их детей.
  4. Заповеди Ветхого Завета как основа нравственности.

Раз в четверть

Усова Л.Н.

Мероприятия по программе, запланированные

на 2024-2025 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»».

сентябрь

Усова Л.Н.

2

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с историей православия на Подгоренской земле. «Летопись слободы Подгорная».

октябрь

Усова Л.Н.

3

Классный час «Мой храм».

ноябрь

Усова Л.Н.

4

Классный час «Святые Воронежского края». Посещение Преображенской церкви.

декабрь

Усова Л.Н., работники храма

5

  1. Рождество Христово (посещение храма)
  2. Классный час по проекту.

январь

Усова Л.Н., работники храма

6

Беседа «Церковь и суицид».

февраль

Усова Л.Н.

7

Классный час «Улицы в Подгорном, история появления», «Топонимы и микротопонимы села Подгорного».

март

Усова Л.Н., учитель географии и истории

8

Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение.

апрель

Усова Л.Н., весь класс

9

«Предметы старины глубокой». Экскурсия в музей.

май

Усова Л.Н.

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н.

весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н., весь класс

Беседы:

  1. О духовной жизни в семье (учение православных пастырей).
  2. Устроение души и духа в человеке.
  3. Грех и образ Божий в человеке.
  4. Смирение и кротость против гордости и гнева.

Раз в четверть

Мероприятия по программе, запланированные

на 2025-2026 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Классный час «Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»». «Двунадесятые праздники».

сентябрь

Усова Л.Н.

2

Классный час «Обряды и обычаи православия».

октябрь

Усова Л.Н.

3

Открытое мероприятие «Герои Советского Союза А.А. Царегородский и П.П. Серяков».

ноябрь

Усова Л.Н., весь класс

4

Классный час «Церковь и секты».

декабрь

Усова Л.Н.

5

Рождество Христово (посещение храма)

Классный час по проекту «Святки». Беседа по проекту «Богоявление. Крещение».

январь

Усова Л.Н.

6

Встреча со священником «Возлюби ближнего».

февраль

Усова Л.Н., священник

7

Классный час «Почитай родителей. Заповедь, данная Богом».

март

Усова Л.Н.

8

Акция «Убираем территорию храма»

Волонтёрское движение.

апрель

Усова Л.Н., весь класс

9

Классный час «День славянской письменности и культуры».

май

Усова Л.Н.

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н., весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н., весь класс

Беседы раз в четверть:

  1.  8 греховных страстей и противоположные им 8 добродетелей.
  2. Смирение и кротость против гордости и гнева.
  3.  Как избавиться от обидчивости, зависти, уныния и других проявлений греха?
  4. О подготовке к Таинству Исповеди.

Мероприятия по программе, запланированные

на 2026-2027 учебный год

Название мероприятия

Число, месяц

Ответственные

1

Приглашение священника. «Вместе мы сила» (ВОВ и Православие).

сентябрь

Усова Л.Н., священник

2

Открытое мероприятие «Любовь– наивысшее состояние человеческой души».

октябрь

Усова Л.Н., весь класс

3

Классный час «Исконные традиции семейного уклада».

ноябрь

Усова Л.Н.

4

Классный час «Пороки современного общества».

декабрь

Усова Л.Н.

5

Рождество Христово (посещение храма)

Открытое мероприятие по проекту «Святые покровители. Женские православные имена. Мужские православные имена»

январь

Усова Л.Н., работники храма

6

Беседа с юношами и девушками (индивидуально) «Понятие о мужественности и женственности».

февраль

Усова Л.Н., девушки, юноши

7

Классный час «Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности».

март

Усова Л.Н.

8

Акция «Убираем территорию храма». Волонтёрское движение.

апрель

Усова Л.Н., весь класс

9

Классный час со священником «Впереди экзамены». Благословение на экзамены.

май

Усова Л.Н., священник

Оповещение жителей села о предстоящих мероприятиях в церкви.

ежемесячно

Усова Л.Н., весь класс

Уборка территории вокруг церкви и в ней.

По мере необходимости

Усова Л.Н., весь класс

Беседы раз в четверть:

1. Доказательства бытия Бога.

2. Происхождение человека.

3. Прамонотеизм: религия допотопного человечества.

4. Характеристика различных религий древних и современных и их сравнение с христианством.


Участники программы – учащиеся 6 класса

№п/п

Ф.И.О. учащегося

1

Акульшина Валерия Эдуардовна

2

Алныкина Алиса Сергеевна

3

Дзюба Виктория Анатольевна

4

Крамин Дмитрий Александрович

5

Лобахина Софья Андреевна

6

Маслов Станислав Андреевич

7

Мещанова Мария Степановна

8

Моисеев Арсений Евгеньевич

9

Останкова Елена Юрьевна

10

Первакова Кристина Александровна

11

Свиридов  Алексей Николаевич

12

Селявкин Алексей Геннадьевич

13

Серженко Евгений Владимирович

14

Сорих Дмитрий Данилович

15

Сорокина Александра Сергеевна

16

Филоненко Полина Васильевна

17

Хуснулина Карина Артёмовна

18

Шестопалов Евгений Владимирович

        Приложения

(подтверждающие документы, разработки мероприятий, экскурсий, конкурсы)

Приложение 1. Открытый урок ОДНКНР в 5 классе по ФГОС «Духовные святыни Воронежского края».

Приложение 2. Исследовательская работа. Областная краеведческая конференция «Природное наследие Воронежского края» Комарова С.

Приложение 3. Конкурс на лучший видеоурок в школьном музее.

Приложение 4. Экскурсия. Открытое мероприятие для 6 класса «Слобода православная».

Приложение 5. «XII Областная олимпиада обучающихся по краеведению» Первакова К.

Приложение 6. Статья в газете «Калачеевские зори». Статья «Учитель из села Подгорного пишет иконы для местного храма» (06.08.2021 год №55)

Приложение 7. Статья в газете «Калачеевские зори». Статья «Проводник в сокровенные тайны истории» (18.02.2022 год №6)

Приложение 8. Экскурсия в храм Рождество Христово 2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...

Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Программа дополнительного образования «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района»

Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан...

Проблема возрождения духовно – нравственной традиции в российской школе

В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания –...

Возрождение духовных традиций в работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ"

В выступлении на августовском совещании руководителей школ Сасовского района продемонстрирован опыт работы по возрождению духовных традицийв работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ»...

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИЗНЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ СТАРЦА СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ

Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской. Илий священнослужитель Русской православной церкви, духовник...