Реализация -наставничество (учитель- учитель) , 2024-2025
статья

Ионга Ирина Николаевна

Одна из форм наставничества: «учитель — учитель» . Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку . Цель такой формы — успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения . 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работыпедагога-наставника, учителя  математики Ионга Ирины Николаевныс молодым специалистом, учителем математики  Грищенко ЕлизаветойРомановной  на 2024-2025 учебный год

Сведения о молодом специалисте

Фамилия Имя Отчество:

Грищенко Елизавета Романовна

Образование:

Высшее, г. Сургут, Сургутский государственный педагогический университет

Год окончания учебного заведения:

2024

Специальность по диплому:

Учитель математики и начального образования

Педагогический стаж:

0

Место работы:

МАОУ СОШ №7

Должность:

Учитель математики

Учебная нагрузка:

29 час

Классы:

5 «А», 5 «Б», 5 «Г», 5 «И» + 6 «А»(домаш. обуч.)

Квалификационная категория

нет

Сведения о педагоге-наставнике

Фамилия, имя, отчество:

Ионга Ирина Николаевна

Образование:

высшее

Какое учебное заведение окончил:

Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Мендедеева

Год окончания учебного заведения:

1989

Специальность по диплому:

учитель математики и физики

Должность:

Учитель математики

Педагогический стаж:

35 лет

Место работы:

МАОУ СОШ №7

Учебная нагрузка:

46 час

Классы:

7в;7и;7г,11и,11а, 10

Квалификационная категория:

высшая

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

  • Ускорить         процесс         профессионального становления молодого         учителя          и         развить способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  • определить уровень его профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

  1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
  2. Посещение уроков молодого педагога.
  3. Планирование и анализ деятельности.
  4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Работа по ознакомлению с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

  1. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
  2. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
  3. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива;
  2. Формирование профессионально-компетентной личности педагога, владеющей креативными, методологическими и рефлексивными качествами;
  3. Понимание учителями причин успехов и неудач, осознаниенеобходимости          непрерывного         профессионального самосовершенствования;
  4. Реализация участниками Программы наставничества,своихвозможностей,  достижение высоких результатов деятельности;
  5. Рост         рейтинга         молодых         учителей         среди участников образовательных отношений.

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

Изучение ФГОС НОО,  ООО нового поколения , рабочих программ по предметам, календарно-тематического

планирования, знакомство с

УМК

Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2024-2025 учебный год, документы строгой отчетности)

Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи

(сентябрь- ноябрь)

 Оказание помощи в разработке поурочных планов

Ведение школьной документации»

(классный журнал,  ученические тетради)

Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи (сентябрь- ноябрь)

Выполнение  индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

Основные проблемы молодого педагога, пути их решения

Анкетирование молодо го педагога, индивидуальные беседы (октябрь); Знакомство с опытом работы по самообразованию других

учителей (ноябрь- декабрь)

Контроль за работой по самообразованию

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов

Интернета (ноябрь)

Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях.

Наставничество, самообразование, посещение уроков

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима. (октябрь);

Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий»

Обучение составлению отчетности по окончанию четверти (октябрь)

Ознакомление с основными направлениями и формами активизации

познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.Индивидуальный подход в организации внеурочной деятельности» Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников.

В течение года.

Взаимопосещение уроков.

Изучение методических разработок

«Конструирование современного урока»

(Технологическая         карта для

конструирования урока)

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 2-3  раза в четверть)

Составление технологической карты урока

Пополнение «Методической копилки» молодого учителя и использование новых

знаний в практической деятельности

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»  «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

Изучение методических разработок «Анализ внеклассного мероприятия»

Творческая мастерская «Оригинальное начало урока»

«Самоанализ урока», «Виды самоанализа».

«Типы и формы уроков»

«Организация исследовательской деятельности учащихся – требование времени и ФГОС».

Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала

Структура педагогических воздействий

(организующее, оценивающее, дисциплинирующее)

Беседа (декабрь)

Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков.

Посещение молодым специалистом  уроков педагога -наставника

В течение года

Подведение итогов работы за полугодие.

Профессиональные затруднения. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником

Собеседование по итогам полугодия (успеваемость, качество, выполнение программы) (январь)

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Вопросы ОГЭ

- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»

(январь)

Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом.

Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником

Анкетирование. (май)

Подведение итогов работы за год.

Сбор и анализ полученных в ходе наставнической деятельности данных. Подведение итогов наставнической деятельности.

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение

программы)

Практическая помощь в составлении планирования на новый учебный год.

Выполнение учебных программ и их анализ  Практическая помощь в оформлении

журналов, выставлении итоговых оценок

Собеседование по итогам работы года

(успеваемость, качество)  

Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

В течение года

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

  1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
  2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
  3. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
  4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
  5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
  6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
  7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
  8. Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.

  Анализ посещения урока

ДАТА: ____________________

КЛАСС: ___________________

УЧИТЕЛЬ: _______________________________________________________

ПРЕДМЕТ __________________________________________________________________ ТЕМА УРОКА: __________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА:

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ: оказание методической помощи в рамках наставничества

ТИП УРОКА_____________________________________________________________

Место урока в системе других уроков: ______________________________________

1. Организация урока:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

  1. Содержание изучаемого материала:

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Действия учителя на уроке: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Действия учащихся:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Цели и результаты урока:

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

  1. Наличие поурочного плана:

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

  1. Предложения и пожелания эксперта:_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

  1. Выводы по уроку

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________           Совместная справка по итогам проверки тетрадей учащихся

На основании плана работы с молодыми специалистами на _________ учебный год

с         ______         по         ________         были         проверены         тетради         учащихся         у         учителя: _______________________________________________________________

Цель контроля: оказание методической помощи молодому специалисту Методы контроля:

  • виды работ, формирование у учащихся умений выполнять письменные работы определенного вида и уровня;
  • количество и качество проверки работ; - выполнение требований единого орфографического режима.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Вывод:

_____________________________________________________________________________ _______________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Наставник: ___________ Учитель:____________ Совместный анализ контрольной работы.

                Дата _____________

Цель анализа контрольных работ: оказание методической помощи молодому специалисту. Учить анализировать контрольные работы, работать над ошибками.

Учитель __________________________________________________________________

Класс ______________________________________________________________________

 Предмет ___________________________________________________________________  

Тема ______________________________________________________________________

 Форма работы ______________________________________________________________  Критерии оценивания __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Вывод: ( с указанием типичных ошибок)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

План корректирующих действий:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Результаты выполнения

Сводная таблица результатов

Всего учащихся

Количество учащихся, выполнявших

Учащиеся, не справившиеся с работой

Резу «2»

льтат «3»

ы ра

«4»

боты

«5»

общий

%

качество

работу



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Когалыма

МАОУ СОШ № 7

                                                             ПРИКАЗ

26 августа 2024                                                                                                          № 551

                                                                   г. Когалым

О работе школьных методических объединений

и наставников в 2024-2025 учебном году

На основании ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п. 5 ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с целью повышения эффективности методической работы в школе

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать профессиональные педагогические сообщества (ППС) в 2024-2025 учебном году:

- ППС учителей русского языка и литературы,

- ППС учителей математики,

- ППС учителей иностранного языка,

- ППС учителей естественнонаучного цикла,

- ППС учителей истории и обществознания,

- ППС учителей физической культуры,

- ППС учителей эстетического цикла,

- ППС учителей начальной школы (1-4 параллели),

- ППС классных руководителей основной школы,

- ППС классных руководителей старшей школы.

2. Назначить руководителями профессиональных педагогических сообществ (ППС) в 2024-2025 учебном году:

2.1. - ППС учителей русского языка и литературы – учителя русского языка и литературы Антонову О.В.,

- ППС учителей математики - учителя математики Амин Н.А.,

- ППС учителей иностранного языка – учителя английского языка Синько Е.А.,

- ППС учителей естественнонаучного цикла –  учителя физики Казаеву К.В.,

- ППС учителей истории и обществознания – учителя истории и обществознания Тойбахтину В.Ю.,

- ППС учителей физической культуры – учителя физической культуры Дмитренко И.В.,

- ППС учителей эстетического цикла и педагогов дополнительного образования – учителя ИЗО и черчения Садовую Е.Л.,

- ППС учителей начальной школы 4 классов – учителя начальных классов Старикову Т.Н.,

- ППС учителей начальной школы 1 классов – учителя начальных классов Самыкину А.В.,

- ППС учителей начальной школы 2 классов – учителя начальных классов Бирюк Р.В.

- ППС учителей начальной школы 3 классов – учителя начальных классов Редька Т.И.,

- ППС классных руководителей старшей школы – учителя русского языка и литературы Бондаренко А.В.,

- ППС классных руководителей начальной школы – учителя начальных классов Маяцкую О.В.

2.2. - Совета молодых учителей и проекта «Наставничество» в рамках Национального проекта «Образование» – педагога-психолога Рябцеву Е.Н.

- Школы «ФГОС для детей с ОВЗ» - учителя-логопеда Теребило Т.В.

- региональной инновационной площадки «Развитие функциональной грамотности» - учителя начальных классов Овсянникову И.С.

- федеральной площадки «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» - педагога-библиотекаря Сушко Ю.Н.

2.3. - наставником молодого учителя физической культуры Щинникова А.Д. – учителя физической культуры Дмитренко И.В.

- наставником молодого учителя русского языка и литературы Гетьман Д.И. – учителя русского языка и литературы Бондаренко А.В.

- наставником молодого учителя английского языка и истории и обществознания Чулякминой М.И. – учителя английского языка Фаткуллину Л.Г. и истории и обществознания Фокину Н.И.

- наставником молодого учителя музыки Иликбаевой К.Э. – педагога дополнительного образования, учителя музыки Устюжанину О.С.

- наставником молодого учителя математики Грищенко Е.Р. – учителя математики Ионга И.Н.

- наставником молодого учителя начальных классов Королеву А.А. – учителя начальных классов Овсянникову И.С.

- наставником молодого учителя технологии Падерина К.А. – учителя технологии Мясникова А.А.

- наставником молодого педагога-психолога Слыжук А.А. – педагога-психолога Рябцеву Е.Н

- наставником молодого учителя начальных классов Гавриловой В.А. – учителя начальных классов Редька Т.И.

4. Утвердить методическую тему работы школы на 2024-2025 учебный год

 «Развитие профессиональных компетенций педагогов как фактор  повышения качества образования и воспитания в год Семьи».

5. Руководителям ППС:

5.1. в своей работе руководствоваться Положением о ШМО учителей-предметников и педагогических работников в МАОУ СОШ № 7, Положением о методической службе в МАОУ СОШ № 7.

5.2. составить план работы на 2024-2025 учебный год и предоставить на согласование заместителям директора по УВР Н.В.Рословой и Баженовой И.В. в срок до 01.10.2024.

6. Производить доплату руководителям ППС, Совета молодых учителей, площадок и Школы, указанным в п. 2.1 и 2.2, в размере 5% от должностного оклада.

7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор                                                                        А.А.Овсянников

Старший методист Рослова Н.В., 2-32-63

С приказом ознакомлены:

Бондаренко А.В.

Самыкина А.В

Старикова Т.Н.

Бирюк Р.В.

Баженова И.В.

Редька Т.И.

Рябцева Е.Н.

Теребило Т.В.

Антонова О.В.

Овсянникова И.С.

Полукарикова А.С.

Сушко Ю.Н.

Синько Е.А.

Дмитренко И.В.

Маяцкая О.В.

Щинников А.Д.

Гетьман Д.И.

Садовая Е.Л.

Амин Н.А.

Тойбахтина В. Ю.

Чулякмина М.И.

Казаева К.В.

Фаткуллина Л.Г.

Иликбаева К.Э.

Фокина Н.И.

Устюжанина О.С.

Грищенко Е.Р.

Ионга И.Н.

Королева А.А.

Падерин К.А.

Слыжук А.А.

Мясников А.А.

Гаврилова В.А.

Редька Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели самообследования учителя 2024-2025

Показатели самообследование 2024-2025...

Показатели самообследования учителя за 2024-2025 учебный год

Показатели самообследования учителя...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «учитель -учитель» на 2024-2025 учебный год

Поддержка учителей, испытывающих трудности, связанные с появлением симптомов профессионального выгорания, а также вновь прибывших специалистов в образовательное учреждение – одна из ключевых зад...

Реализация -наставничество (учитель- учитель) , реализация -осень 2020

В школе распространены две формы наставничества: Форма «ученик — ученик» Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся на...

Годовой план учителя логопеда 2024-2025

Цель: своевременное выявление и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи.Задачи:Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности воспитанников.Разработка и реализация содержания ...

ОТЧЕТЫ педагога-наставника о реализации Дорожных карт на 2024-2025/ 2025-2026 учебный год по реализации Положения о системе наставничества "Педагог-обучающийся"

ОТЧЕТЫ о реализации Дорожных карт (планов мероприятий) на 2024-2025/ 2025-2026 учебный год по реализации Положения о  системе наставничества педагогических работников Муниципального бюджетно...