2. Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*
материал
2. Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц.)
- Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)
- Какой праздник наступил в этой сказке? (Рождество)
- Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)
- Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)
- Как звали крёстного и кем он был? (старший советника суда Дроссельмейер)
- В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)
- Сколько голов было у мышиного короля? (7.)
- С кем состоялась битва у армии кукол под предводительством Щелкунчика? ( С Мышиным Семиголовым королем)
- Какую травму получила Мари в бою с Мышиным Королем? (Поранила руку)
- Что сделала Мари, чтобы победить войско мышиного короля? (Бросила в него туфельку)
- Как называлась сказка, которую рассказал крёстный Мари? (Сказка о твёрдом орехе)
- Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)
- Что надо было сделать Пирлипат, чтобы вернуть красоту? ( Съесть ядрышко ореха кракатук)
- Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)
- Почему няньки Пирлипат должны были всегда держать на коленях котов? (Чтобы обезопасить Пирлипат от мести Мышильды)
- Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)
- Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)
- Где нашли орех? (В Нюрнберге.)
- Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)
- Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами? (В Кукольное царство.)
- Кем был Кристоф Захариус Дроссельмеер? (Игрушечным мастером)
- Из чего состоял мир в Стране Сказок?(Из сладаостей)
- Что сохранилось у Мари в качестве доказательства существования Мышиного короля? (Его золотые короны)
- Чем заканчивается сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (Свадьбой Мари и бывшего Щелкунчика)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 5 классе
«Турнир знатоков русского языка»
Цель: формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность
Задачи:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- расширение и систематизация научных знаний о русском языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий русского языка
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире
Команды: “Лингвисты”, “Грамотеи”, “Исследователи”.
У каждой команды эмблемы, девиз, флажки.
Жюри: принцесса Морфология, принц Синтаксис, принцесса Орфография , учитель русского языка и литературы.
Туры:
- Орфоэпический.
- Лексический.
- Фразеологический.
- Морфемный.
- Морфологический.
- Редакторский.
На экране туры, отведено место для прикрепления флажков.
У каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный.
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались на конкурс «Знатоки русского языка».
Представление команд, жюри.
- Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок определенного цвета (звучат фанфары).
I тур
Орфоэпический. Задание на карточках. Первой отвечает команда, выполнившая быстрее других задание. Жюри собирают и проверяют работы.
Поставьте ударение в словах алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, магазин, торты, цемент.
I I тур
Лексический. Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.
Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.
1 а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
б) Мумия (от араб. мум - воск)
- труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
- (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
2. а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.
3. а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
I I I тур
Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок.
1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:
- войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
- разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
- шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
- через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
- стричь под одну гребенку;
- сбоку припеку;
- мертвая хватка.
(актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)
2. Закончить пословицу или поговорку.
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Чтение – лучшее (учение).
IV тур
Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.
Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.
Копатка, колоток, лизика, мазелин, кусарики, откнопкались, дочкастая мама, зубовный врач.
V тур
Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды.
1.1. Какие части речи изменяются по лицам?
а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.
2. Что называется спряжением глагола?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
3.У глагола есть спряжения. Сколько их?
а) одно:
б) три;
в) два.
2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?
2. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?
3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях?
3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Что делать? Что сделал?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?
2. Что обозначает прилагательное?
а) Предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
3. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
а) Притяжательные;
б) качественные;
в) качественные, относительные, притяжательные.
VI тур
Редакторский. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.
Оценивается каждая команда. Пока уч-ся редактируют тексты, звучит тихая инструментальная музыка.
Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.
Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.
Житьетиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Награждение.
Предварительный просмотр:
Задания олимпиады по русскому языку
для учащихся 6-7-х классов
- Что означает выражение «черное золото»?
А) уголь
Б) золото
В) земля
Г) нефть
2. Найдите и отметьте словосочетание
А) добрый человек
Б) более высокий
В) около дома
Г) пришла зима
3. Как по-другому называют триумф?
А) памятник
Б) победа
В) смелость
Г) поражение
4. В каком слове произносится сочетание [ЧН]?
А) скучно
Б) конечно
В) игрушечный
Г) яичница
5. Это животное – шипы для лазанья
А) змеи
Б) собаки
В) медведи
Г) кошки
6. В каком слове ударение падает на первый слог?
А) звонит
Б) ремень
В) жалюзи
Г) заговор
7. В каком ряду во всех словах все согласные звуки являются твердыми?
А) объем, мечта, овраг
Б) лыжи, цирк, тушь
В) чаша, модель, лед
Г) плащ, бал, ночь
8. Найдите «четвертое лишнее» слово в одном из рядов
А) подлежащее, дополнение, сказуемое, определение
Б) отважный, храбрый, доблестный, смелый
В) гора, гористая, горняк, горный
Г) трое, двое, пятнадцать, семеро
9. Если в данных словах переставить буквы, то получатся названия животных. В каком слове этого не произойдет?
А) камыш
Б) банка
В) брак
Г) ладонь
10. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении фразеологизма
А) Петя на уроке труда работал спустя рукава
Б) Гриша водил всех за нос
В) девочка прочитала книгу от корки до корки
Г) язык не поднимается говорить об этом
11. В каком слове нет приставки ПОД (ПОДО)?
А) подбежать
Б) подарок
В) подсвечник
Г) подобрать
12. Маша написала: «Одеть ребенка». Надя написала: «Надеть ребенка». Миша написал: «Надевать ребенка», а Саша написал: «Одевать ребенка». Кто из них прав?
А) только Маша
Б) Маша и Саша
В) никто
Г) Миша и Надя
13. Как объяснить отсутствие запятой в предложении: «»Дождь льет как из ведра»?
А) здесь есть фразеологизм
Б) здесь есть сравнительный оборот
В) здесь есть ошибка
Г) нет верного ответа
14. В каком словосочетании есть ошибка?
А) обидный ребенок
Б) счастливый человек
В) дружные ребята
Г) хороший день
15. Найдите спрятавшееся слово
А) хлев
Б) роса
В) капель
Г) задача
Бланк ответов на задания олимпиады по русскому языку
для учащихся 6-7-х классов
ФИО участника | |
Наименование образовательного учреждения, город | |
Класс | |
ФИО педагога (руководителя) |
Ответы
№ вопроса | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 |
Бланк с ответами на задания олимпиады по русскому языку
для учащихся 6-7-х классов
ФИО участника | |
Наименование образовательного учреждения, город | |
Класс | |
ФИО педагога (руководителя) |
Ответы
№ вопроса | Ответ |
1 | Г |
2 | А |
3 | Б |
4 | В |
5 | Г |
6 | Г |
7 | Б |
8 | Г |
9 | Г |
10 | Г |
11 | Б |
12 | Б |
13 | А |
14 | А |
15 | А. ЛЕВ Б. ОСА В. ЕЛЬ Г. ДАЧА |
Предварительный просмотр:
Задания олимпиады по русскому языку для 5 классов
Фамилия, имя участника _________________________________
1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке.
Пр…рода, св…бода, г…р…зонт, адр…с, тв…р…г, в…рблю…, ж…лез… .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выбери лишнее слово из каждой цепочки:
Цирк, циркуль, циркач, цирковой.
Водяной, водица, водитель, вода.
3. Поставьте твёрдый или мягкий знаки.
солов…и, друз...я, под…ём, об…явление, с…есть, обез…яна.
- Спишите предложения, раскрывая скобки.
Мы (с)товарищем (с)бежали (с)горы.
(Под)березой мы нашли крепкий (под)березовик.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- Подберите слова, противоположные по смыслу.
Веселый - _______________________________________________________
Работать - _____________________________________________________
Враг - ___________________________________________________________
- Объясните значение выражения:
Водит за нос - …
Сидит сложа руки –
Живут душа в душу.
- Поставьте нужные знаки в конце предложений.
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса
- Сколько предложений в тексте? Спишите текст, деля его на предложения. Новое предложение пиши с большой буквы.
Красиво зимой в лесу мороз кружева развесил все деревья стоят в сказочных нарядах.
- Расположите буквы по порядку и запишите слова
6 | 3 | 2 | 4 | 5 | 1 |
а | н | и | и | ц | с |
3 | 1 | 6 | 4 | 2 | 7 | 5 |
р | в | е | о | о | й | б |
6 | 4 | 7 | 2 | 5 | 1 | 3 |
р | г | ь | н | и | с | е |
- Соедините части пословицы стрелкой.
Тот живет не тужит, чем пирог с бедой.
Человек без Родины, кто с наукой дружит.
Лучше хлеб с водой, что соловей без песни .
11. Кто у кого?
У лягушки - лягушата
У кошки - …
У свиньи - …
У курицы - …
У коровы - …
У овцы - …
12.Расшифруй ребусы.
13. Составь как можно больше слов в И.п. из слова
ОРФОГРАММА _-----------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Игра-квест
«Путешествие в страну словобразования» для 5 класса
Тип: урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- Обобщение выявленных затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- Включение в систему знаний и умений.
- Осуществление рефлексии.
Карта занятия
Этап | содержание | Основные виды деятельности уч-ся | ||
Мотивационный этап | Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю Вам квест с страну Словообразования…Для этого нам предстоит распределиться на команды согласно цвету билетов, полученных при входе В квест с нами отправятся гиды – ученики вашего класса – Ваши наставники и помощники Перед нами - карта удивительной страны Слообразования, как Вы думаете, кто ее жители? | Распределение на команды (помогают в течение урока заполнять оценочные листы (Прил 1) | ||
Актуализация знаний и осуществление первичного действия | Соедини стрелками термин и его определение, на месте многоточия напиши свой ответ
| Работа с определениями на карточках Отвечают на проблемные вопросы Заполняют оценочные листы в соответствии с результатом выполнения задания | ||
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | Разбор ответов предыдущего задания
| Отвечают на вопросы, выявляют затруднения, анализируют | ||
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии) |
| Работа в группах, составление плана, выработка стратегии | ||
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки | Дорога привела нас в деревню, все жители которой - родственники. Здесь живут родственные слова. - Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.) В конверте под №2 для Вас приготовлено задание: нужно прочитать тексты, выписать в оценочные листы только те слова, которые являются однокоренными; найти и подчеркнуть в каждом ряду «лишнее» слово Водяной, вода, водичка, подводник, водитель. Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. Река, речной, речь, речушка ,речник. Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви). Маленький, малявка, маляр, малыш. Гроза, грозный, гроздь, грозовой. | Отвечают на вопросы Самостоятельная работа с текстом: выписывают однокоренные слова | ||
Жители страны Словообразования любят загадывать и отгадывать загадки, а вы? Корень извлечь из начинки не сложно, Жители страны Словобразования любят сочинять и слушать сказки… У вас на столах лежат конверты с одной из сказок, жителей волшебной страны. Жил – был маленький., без защитный, одинокий корень –уч… Ребята, помогите составить сказку про жизнь суффикса -уч | Сочиняют сказки, каждая группа зачитывает свою сказку и работает с оценочным листом | |||
Включение в систему знаний и умений | Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.) - Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.) Прежде, чем попасть на следующую станцию, группам нужно выполнить задание: предлагается на каждую словообразовательную модель придумать по 3 слова. - Что такое словообразовательный ряд? (Это ряд, где каждое последующее слово образовано от предыдущего.) Жители страны Словообраования предлагают вам построить словообразовательные цепочки, выяснить, от какого слова образовано данное. I. Покупатель, морозилка, маслянистость; II. Забивание, наводненность, вольность; III. Загадывание, водянистость, лиственный. Кто из Вас может расшифровать словосочетание «гнездо слов»? Коммуникативный бой “Сделай гнездо слов”. Правила игры: Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник. Надо «собирать» слова с самыми различными приставками и суффиксами. В “гнезде” могут оказаться слова, в которых два корня (сложные слова).Побеждает группа, «собравшая» самое большое «гнездо» | |||
Рефлексия | Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Это мы сделаем в VII классе. Предлагаю вспомнить самые яркие события и моменты нашего путешествия | Ответы уч-ся (мы закрепили способы словообразования, говорили о роли морфем в слове, упражнялись в составлении слов по данным словообразовательным моделям) |
Приложение 1
Оценочный лист квеста «Путешествие в страну словобразование»
ФИ_________________________________________
Приложение 2
Дополнительный материал к уроку
- Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________ - Игра “Родственники”: Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:
Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.
Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.
Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.
Нож, ножевой, ножницы, ножны.
Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.
Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.
Море, морской, моряк,
Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.
Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.
- Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь - Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться - Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.
1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.
2) Кислый вкус имеет травка кислица.
3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.
4) Луковый суп варят из репчатого лука.
5) Медлительный человек всё делает медленно.
6) Крепость укреплена со всех сторон.
7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.
8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.
- Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________ - Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________ - Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога. - Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути. - Придумай и запиши слова, состоящие только из корня.
- Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.
В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Предварительный просмотр:
« Современные фразеологизмы, используемые в речи школьников»
Оглавление
1.
Введение.......................................................................................................................................................2
Основная часть
2.1 Фразеология как наука..........................................................................................................................3
2.2 Современное состояние фразеологии русского языка……………………………………………...4
2.3 Исследование новых фразеологических единиц современной разговорной речи..........................5
2.4 Отсутствие новых устойчивых выражений во фразеологических словарях...................................8
2.5 Употребление новых фразеологизмов в живой речи……………………………………………….9
3. Заключение.............................................................................................................................................10
4. Литература……………………………………………………………………………………………..11
Приложение
Введение
В исследовательской работе рассматриваются вопросы: какие изменения происходят во фразеологическом фонде русского языка 21 века? Чем обусловливаются эти изменения? Какие появившиеся в языке единицы мы можем характеризовать как устойчивые?
Актуальность исследовательской работы объясняется необходимостью изучения изменений в языке, фиксации новых единиц языка, закрепляющихся во фразеологическом фонде.
Объект исследования составляют фразеологические единицы современного русского языка
Предмет исследования: новые фразеологизмы живой разговорной речи.
Материалом для анализа послужат речевые контексты (выражения), содержащие предполагаемые устойчивые единицы языка, отобранные нами из речи окружающих.
Целью работы является выявление фразеологических единиц в современном русском языке.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретический материал о фразеологии,
- представить новые фразеологизмы ХХІ века,
узнать значение наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов, научиться
толковать их значение.
- провести анкетированный опрос на узнавание информантами данных единиц, подтверждение устойчивости их значения.
речи.
-выяснить, насколько распространено употребление фразеологизмов в современной речи.
Программа исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Исследовательский - при изучении специальной литературы с целью ознакомления
с теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы.
2. Методы наблюдения и сравнения - выявление предполагаемых речевых контекстов из речи окружающих.
3. Метод контекстного анализа – работа со словником Национального корпуса русского языка
2.1 Фразеология как наука
Общеизвестно, что фразеология (греч. phrasis - «выражение», logos - «учение») - раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания в языке. Фразеологией называется также совокупность устойчивых сочетаний в языке в целом, в языке того или иного писателя, в языке отдельного художественного произведения и т.д.
До настоящего времени существуют разные точки зрения на то, что такое фразеологизм и каков объем фразеологии русского языка. Перечни фразеологизмов русского языка, предлагаемые разными учеными, весьма отличаются друг от друга, взглядов на предмет исключающих друг друга до противоположных, исследований. Но всё же самым общим взглядом является, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.
B современной лингвистической литературе определилось направления в решении этой проблемы. Представители одного направления (узкое понимание фразеологии) (Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, А.Г. Руднев и др.) К фразеологическим относят только такие эквивалентные слову семантические единицы более сложного порядка, которым присущи семантическое обновление и метафоризация. Из области фразеологии исключаются пословицы, поговорки, многие цитаты и почти все сложные термины, т.е. все те словосочетания, которые не превратились еще в лексически неделимые обороты, не получили переносно-обобщенного значения, не стали метафорическими сочетаниями.
Иного мнения (широкое понимание фразеологии) придерживаются такие ученые, как Л.А. Булаховский, А.А. Реформатский, А.И. Ефимов, Е.М. Галкина-Федорук, Н.М. Шанский, В.Л. Архангельский и др. Наряду с собственно фразеологическими оборотами во фразеологию они включают пословично-поговорочные выражения, цитаты, ставшие крылатыми выражениями, сложные термины. Подобные обороты называют фразеологическими выражениями (Н.М. Шанский).
Фразеологический оборот, как уже было сказано ранее, отличает от свободного словосочетания, прежде всего, обобщенность значения всего оборота в целом. Именно это и позволило ученым выделить особый вид значения оборота – фразеологическое значение, которое не совпадает с лексическим значением слов - составляющих. Фразеологическое значение, как правило, не прямое, а переносное, возникающее на базе первичных, номинативных значений слов в тех или иных свободных сочетаниях.
В русском языке различают несколько групп фразеологических единиц:
Фразеологические сращения: с бухты-барахты; фразеологические единства: из пальца высосать, кровь с молоком; фразеологические сочетания: сгорать от стыда, тоска берет.
2.2 Современное состояние фразеологии русского языка.
Жизнь современного человека не стоит на месте, в ней постоянно происходят изменения. Время диктует нам свои правила и нам, так или иначе, приходится подстраиваться под них. Также и в русском языке происходят изменения, которые мы можем только принять.
Ученых, прежде всего, интересуют изменения в лексике русского языка. Ряд социальных причин происходящих изменений способствовал преобразованиям в языке 21 века: демократизация российского общества, конец идеологий многих сфер человеческой деятельности, отмена различного вида ограничений и запретов в социальной и политической сферах, влияние западных тенденций в экономической области, в области культуры, политики и т.д.
Во многих случаях мы можем видеть явную связь изменений в языке с изменениями общественными: к примеру, этим объясняется распространение заимствованием англоязычных
языковых единиц, активация жанров речи, которые предполагают спонтанность в речи и, как следствие, непринужденность в речевом поведении (примером могут служить такие жанры, как теле- и радио интервью, которые в советское время не имели такой популярности, как в начале 21 века).
Таким образом, когда происходят изменения в обществе, эти изменения влияют на русский язык, а значит, и на всю систему национального, самобытного языка в целом, на его характеристики как внешнего, так и внутреннего плана.
Нельзя не обратиться к высказыванию М.А. Кронгауза («Русский язык на грани нервного срыва») о том, что «появление новых слов и выражений у старых означает, что мир вокруг нас изменился. В нем либо появилось что-то новое, либо что-то существующее стало важным настолько, что язык создает для него имя. В последнее время в русском языке появилось столько новых слов, что лингвисты не успевают следить за ними и издавать словари, а обычные люди часто просто не понимают, о чем идет речь» [Кронгауз, 2012, с. 14].
2.3 Исследование новых фразеологических единиц современной разговорной
В основной части нашего исследования мы рассмотрим новые фразеологизмы, то есть устойчивые выражения, функционирующие разговорной речи наших современников.
Для исследования новых ФЕ в разговорной речи мы произвольно отобрали сочетания, которые, на наш взгляд, могли бы претендовать на то, чтобы определить их как фразеологизмы, то есть они отвечают признакам повторяемости в речи, постоянства состава, зачастую образно-эмоционально характеризуют различные явления нашей действительности.
Источниками отбора была речь окружающих, интернет. Первоначальный словник составил около 140 единиц. Это был своеобразный черновой материал, который мы здесь не приводим. Кроме того, объем исследовательской работы нам этого не позволяет.
Следующий этап исследования требовал доказательства наличия выбранных нами ФЕ в речи.
Для того, чтобы доказать наличие в русской речи отобранных нами выражений мы использовали словник «Национального корпуса русского языка», который имеет общий объем более 500 миллионов слов современного русского языка.
В результате поиска данных выражений было выявлено около 80 устойчивых выражений, которые зафиксированы в текстах Национального корпуса.
Например, сочетание «быть в теме: при вводе в поисковике Корпуса данные показали, что это сочетание встречается 6 раз в различных текстах. Например: А поскольку народ приходит все чаще подкованный в терминологии и ее нюансах, то надо быть в теме. [коллективный (2005)]. В прошлом году, когда я поступал на работу в «Советский спорт», решил: чтобы быть в теме, нужно смотреть все матчи без исключения [Тарасенко И..Не дайте нам заснуть! Евгений Ловчев на встрече с читателями поделился ожиданиями от нового сезона // Советский спорт, 2011.03.12].
Таким образом, данный пример подтверждает, что это выражение используется в речи, зафиксировано письменно и, возможно, является фразеологизмом.
Таким же образом мы проверили все 140 первоначальных единиц, составлявших черновую базу устойчивых сочетаний.
Из большого количества примеров нами отобраны несколько в произвольной форме из представленных в Корпусе.
В темпе вальса. Так что советую вернуть эти пустые бумажки на базу и - поехали отсюда в темпе вальса. [Семен Данилюк. Бизнес-класс (2003)].
Взрыв на макаронной фабрике. Мало того, что у нашей миледи на голове «взрыв на макаронной фабрике», так наши парикмахеры сожгли актрисе волосы [коллективный блог. Обсуждение фильма «Три мушкетера» (2008-2010) Прически в стиле «взрыв на макаронной фабрике»: начес вверх и вперед. [Инна КУМЕЙКО. // Комсомольская правда, 2009.05.19].
Вперед и с песней. «Нечего воду в ступе толочь, - говорил он коллегам, вызывая их на консультации к своим больным, - надо делать дело, а не разговоры разговаривать, вот номер палаты, вот фамилия, вторая койка слева от входа. Марш вперед и с песней». [Влада Валеева. Скорая помощь (2002)].
Все в шоколаде. Совершенно не ожидал такого финала, хотя я ему говорил: слушайся меня - будет все в шоколаде [Дарья Донцова. Уха из золотой рыбки (2004)].
Вынос мозга. К этому ко всему прикрепляется второй сюжетный слой и получается просто вынос мозга [Коллективный. Начало (2010-2011)].
Лавочка закрыта. Теперь контрафактная икра уничтожается. Все, лавочка прикрыта! [Алексей Овчинников. Глава Росрыболовства Андрей Крайний: Дешевой браконьерской икры больше не будет! // Комсомольская правда, 2007.08.29].
Ля-ля тополя. Но для меня каждая минута на льду - на вес золота, и я не могу разводить ля-ля-тополя, как Никита [Заозерская Анжелика.// Советский спорт, 2009.02.02].
Наводить марафет. Из сумочки Евгения достала косметичку, вытряхнула содержимое на стол и принялась наводить марафет [Елена и Валерий Гордеевы. Не все мы умрем (2002)].
Поздняк метаться. Но было уже поздно, или, как выражаются в народе, поздняк метаться [Игорь Сахновский. Ревнивый бог случайностей // «Октябрь», 2003].
Таким образом, можно утверждать, что в современной русской речи есть около 80 выражений, у которых мы намерены определить статус в речи как устойчивых выражений.
2.4 Отсутствие новых устойчивых выражений во фразеологических словарях
Следующим этапом выявления ФЕ был поиск полученных нами выражений во фразеологических словарях.
Чтобы убедиться, что это действительно новые устойчивые выражения нашей речи, следует доказать их отсутствие в словарях фразеологизмов.
Для этого МЫ использовали словари русского языка: А.И. Молоткова «Фразеологический словарь русского языка» (1968 г.) в котором не было обнаружено ни одного из наших выражений. Таким же образом мы использовали «Фразеологический словарь современного русского языка» (2014 г.) Ю.А. Ларионовой, по результатам поиска было выявлено 3 выражения из нашего словника, следовательно, в дальнейшем мы их рассматривать не будем. Это выражения: в темпе (вальса), прёт как танк, ясный пень / дело. Еще одним словарем, которым мы воспользовались, был «Большой словарь русских поговорок» (2007 г.) В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитиной.
После проверки имевшихся у нас 80 выражений на наличие их в этом словаре 44 фразеологизма было в нем обнаружено. Это, например, такие выражения, как боевой раскрас, быть в теме, в темпе вальса, гнать пургу, ездить по ушам, козе понятно, забить стрелку, рубить фишку и др.
Следовательно, оставшиеся после трех этапов отбора 36 выражений будут являться предметом нашего дальнейшего исследования. Примеры некоторых из них: все путем, вынос мозга, глубоко параллельно, Мадам Брошкина, напрягать извилины, не мы такие- жизнь такая, остановите землю, я сойду, танки грязи не боятся, и др
2.5 Употребление новых фразеологизмов в живой речи
Изучая роль новых фразеологизмов в речи современных людей, я провел анкетный опрос на знание и употребление этих ФЕ в речи.
В опросе принимали участие 45 школьников разных классов Багдаринской школы. Целью моего анкетирования было выяснить, знают ли обучающиеся школы, что такое Фразеологизмы, понимают ли значение этих фразеологизмов, как часто употребляют новые фразеологизмы в повседневной речи.
По данным проведенного анкетирования, большая часть опрашиваемых активно использует выражения, предложенные для анализа. На вопрос же, что означает данное выражение, респонденты отвечали по-разному.
Итак, приведем некоторые примеры.
ФЕ вперед и с песней: 38- используют часто, 6 - нечасто. На вопрос о понимании значения данной ФЕ практически все респонденты считают, что это выражение означает призыв делать что-либо с позитивным настроем.
ФЕ напрягать извилины: 15 используют часто, 22- нечасто, 8 - не используют. Знание значения этой ФЕ не вызывает сомнения: 45 из 45 опрашиваемых единогласно придерживаются мнения, что напрягать извилины означает « думать, размышлять»
ФЕ вынос мозга: 8 - используют часто, 12- нечасто, 25 - не используют. Респонденты утверждают, что это выражение означает: 1) раздражение, усталость от избыточной информации; 2) трудность при решении какой-либо задачи; 3) излишнее выяснение отношений.
ФЕ стоять - бояться! 20 - используют часто, 18 - нечасто, 8 - не используют.38 опрашиваемых придерживаются единого мнения, что выражение «стоять – бояться» - это ироническая формулировка для остановки кого-либо.
ФЕ Мадам Брошкина 7 используют нечасто, 20 - не используют, 18 - не слышали. Из 10 давших ответ на знание этой фЕ 4 респондента считают, что таким образом называют женщину, которая выглядит солидно. Это, прежде всего, по мнению опрашиваемых, серьезная и деловая женщина.
Заключение
Фразеология интересна в плане исследования. Те выводы, к которым мы пришли в ходе нашего исследования, говорят о том, что фразеологический фонд русского языка очень активен в использовании, в нем появляются новые единицы.
В речи появились такие слова и выражения, которые современники, к примеру, конца 19 века не понимали или понимали бы с большим трудом. Собственно, и современное поколение не всегда понимает друг друга. Это связано, в первую очередь, с появлением и быстрым усвоением нового в языке, в нашем случае во фразеологии.
Целью работы являлось выявление фразеологических единиц в современном русском языке ХХІ века.
Для достижения этой цели требовалось решить указанные во введении задачи. Мы изучили теоретическую литературу по заявленной проблеме, источники появления новых фразеологизмов, выявили 36 фразеологических единиц. Я уверен, что можно выявить и большее ФЕ, но сложность выявления состоит в том, что письменные источники не всегда отражают нашу разговорную речь. Поэтому в продолжении исследования я планирую более тщательно исследовать письменные источники, где встречаются новые ФЕ, кроме использованного нами Национального корпуса русского языка.
Собранный материал можно использовать на уроках родного (русского) языка в 6-7 классах, при изучении темы «Фразеологизмы», а также во внеурочной деятельности для внеклассных мероприятий.
В будущем мы намерены продолжить данное исследование и расширить тот объем Фразеологических единиц, который был нами отобран. Кроме того, в продолжении исследования мы планируем расширение списка устойчивых выражений нашего времени, составление полноценных словарных статей.
Литература
1. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии / В.Л. Архангельский. Ростов на
Дону, 1964.
2. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D / Максим Кронгауз. - М.: Астрель: CORPUS, 2012. - 480 с.
3. Ларионова Ю.А. Фразеологический словарь русского языка. - М.: «Аделант», 2014. - 512 c.
4. Малински Т. Возникновение новых фразеологических единиц / Т. Малински // Русистика. - Берлин, 1992. - No 2. - С. 67-76.
5. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 784 с.
6. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. Свыше 4000 слов / Под ред. А.И. Молоткова, Л.А. Войнова, А.И. Федорова. - 4-е изд., стереотип. . - М.: Русс. яз., 1986.
- 650 с.
7. Новиков В. Новый словарь модных слов / Вл. Новиков. - М.: АСТ: Зебра Е, 2008. - 192 с. - («Библиотека Модной Жизни»).
8. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с.
9. Толковый словарь русского языка начала ХХІ века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1986.
10. [Электронный ресурс]. Грамота.ру. Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/ gramota/28_52]. 2000-2015.
11. [Электронный ресурс]. Национальный корпус русского языка. Режим доступа:
http://ruscorpora.ru.
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина «Но жив талант, бессмертен гений»
Лобанова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Припомним,
перечтем,
полюбим,
потолкуем.
П. Антокольский
Оборудование:
- плакат с названием вечера;
- свечи, стопка книг;
- бюст поэта;
- программы с указанными перечнями читаемых стихов и исполнителей;
- запись музыкальных произведений: романс Свиридова из кинофильма "Метель", "Вальс" Свиридова из "Метели", песня на стихи А. Дементьева "Натали", Шуман "Грезы";
- иллюстрации: портрет А. Пушкина, портрет Пушкина (ребенка), портрет Н.Н. Гончаровой, А. Пушкин на лицейском экзамене, приезд И. Пущина в Михайловское, памятник А. Пушкину в Москве.
Ведущий 1:
Уважаемые гости и одноклассники, здравствуйте! Сегодня мы проводим вечер поэзии, посвященной творчеству бессмертного русского гения, по стихам современных поэтов об А.С. Пушкине.
Уже стало традицией всенародно каждый год отмечать не только дату рождения, но и дату смерти А.С. Пушкина.
Современная поэзия позволяет нам еще раз войти в его жизнь, перелистать страницы его творчества.
Давайте вслушаемся в голоса наших современников, которым удалось по-своему прочитать и объяснить поэтический мир Пушкина. Но чтобы наш вече не был похож на концерт, когда одни исполняют, а другие слушают, предлагаю сотрудничество - коллективное раздумье над стихами, посвященными А.С. Пушкину.
Перед каждым из вас лежит программка стихов, их авторов и исполнителей. Так что вы будете не только слушателями, но и ценителями искусства чтецов. В программках вы подчеркните стихи и фамилии исполнителей, которых посчитаете лучшими.
И еще: вы видите уже знакомые вам репродукции с картин художников, в которых отражены эпизоды из жизни А.С. Пушкина.
Эпиграфом к нашему вечеру пусть станут слова поэта Павла Антокольского: "Припомним, перечтем, полюбим, потолкуем".
(звучит музыка - романс Свиридова из фильма "Метель"; под музыку выходит рассказчик и на фоне тихой мелодии рассказывает)
Рассказчик:
В центре Москвы раскинулась площадь им. А.С. Пушкина. Посредине возвышается памятник великому поэту, его автор Опекушин. Когда смотришь на него, то невольно вспоминаешь другой памятник - нерукотворный - стихотворение Пушкина. В нем поэт словно подводил итог своей жизни и будучи человеком очень скромным он все-таки использовал манеру, заданную Горацием и продолженную Державиным, Ломоносовым - в возвышенных тонах говорить о своем творчестве.
Чтец 1. Стихотворение А.С. Пушкина "Памятник".
Чтец 2. Стихотворение Николая Доризо "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".
Ведущий 2:
А все начиналось с детства. Пушкин родился в 18 веке. А через год наступил новый 19 век. У русского народа есть такая примета. Когда отмечают Новый год Нового века, то тот, кто перешагнет первым порог в доме в момент боя двенадцати часов, должен стать известным в стране, в мире, стать гордостью века.
Вот что рассказал об этой примете Николай Рыленков в стихотворении "Начало века". Но прежде представим себе гостиную в богатом особняке, хозяин зажигает праздничные свечи.
Чтец 3. Стихотворение Н. Рыленкова "Начало века".
Ведущий 1:
Народная примета сбывалась. Через 15 лет имя Пушкина было известно как имя талантливого поэта среди всех лицеистов. Все мы помним знаменитое стихотворение Пушкина "Воспоминания в Царском Селе", когда на экзамен в лицей пожаловал сам Державин, которого считали царем поэтов. Державин был восхищен мастерством юного поэта. Лицей окончен, но не кончилась дружба лицеистов. Помните, поэт в Михайловской ссылке. И, несмотря на царский запрет, лицейские друзья, Дельвиг и Пущин, посещают опального поэта.
Чтец 4. К. Ваншенкин "Колокольчик".
Ведущий 2:
В Михайловском за ссыльным поэтом по приказу царя следил местный игумен Иона. Единственным близким и родным человеком для поэта была няня Арина Родионовна. Она переживала за судьбу поэта и страстно хотела, чтобы ему улыбнулось счастье.
О дружбе поэта с няней рассказал Георгий Нестеров в стихотворении "Богатки". Богатки - народное название календулы или еще по-другому в народе этот цветок называют "ноготки". По преданию, на нем гадали. Он предсказывал счастье тому, у кого в доме он распустится накануне праздника Ивана Купалы.
Инсценировка стихотворения Г. Нестерова "Богатки".
Рассказчик:
1828 год. Он вошел в жизнь Пушкина как год счастья. (Вальс Свиридова из "Метели". На фоне приглушенной мелодии продолжается рассказ). В конце 1828 года на балу у знаменитого Московского танцмейстера Иогеля Пушкин встретил шестнадцатилетнюю красавицу Наталью Гончарову. Поэт был очарован ею и вскоре сделал предложение. В ответ полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой робкой, такой спокойной, нежной, умиротворенной кружила ему голову.
Около двух лет тянулось мучительная для Пушкина история сватовства. И 18 февраля 1831 года они обвенчались. На какое-то время вся жизнь поэта озарилась светом женщины, которой он поклонялся.
Чтец 5. Стихотворение А.С. Пушкина "Мадонна".
Рассказчик:
Перед смертью Пушкин беспокоился о жене: "Она, бедная, безвинно терпит и может еще претерпеть во мнении людском".
Обратите внимание: "Она, бедная, безвинно терпит". Эти слова умирающего Пушкина были как бы завещанием нам, его потомкам. А часто ли мы вспоминаем их? Сколько людей - и поэтов, и пушкинистов, и просто обывателей - судили и пересуживали семейную жизнь Пушкина, обвиняли его жену в нелюбви, в легкомыслии, даже в измене, нарушая тем самым последнюю волю поэта. Это обвинение было долгим - 148 лет. Теперь его сняли.
Рассказчик:
Свое чувство обиды за Наталью Николаевну выразил один из наших современников поэт Валентин Сидоров в стихотворении "Строками, полными печали".
Чтец 6. Стихотворение Валентина Сидорова "Строками, полными печали".
Рассказчик:
А другой поэт, Андрей Дементьев, в содружестве с композитором Евгением Мартыновым рассказал о неземной любви Пушкина к Наталье Николаевне в песне "Натали". Звучит песня "Натали" в исполнении Н. Баскова.
Рассказчик:
Год 1837 стал роковым для России. В начале ноября 1836 года поэт получил по почте анонимное письмо, в котором оскорблялись честь его и Натальи Николаевны. Состоялась дуэль на Черной речке. Поэт был смертельно ранен. Он умер 10 февраля в 2 часа 45 минут по полудни.
Чтец 7. Стихотворение Владимира Захарова "Плач о Пушкине".
Ведущий 1:
Прошло более полутора столетий, но и сегодня трагедия, разыгравшаяся на Черной речке, вызывает боль в наших сердцах. И не хочется верить, что поэт ушел из жизни таким молодым.
Чтец 8, 9, 10 поочередно читают по одному четверостишию А. Дементьева "А мне приснился сон, что Пушкин был спасен"
Ведущий 2:
Есть люди, чьи имена принадлежат истории. Они приходят и уходят, на их место становятся другие. Пушкин же вечен, он всегда с нами, он наш современник.
Рассказчик:
В 1983 году в Пскове был воздвигнут памятник "Пушкин и крестьянка". Этому событию поэт Сергей Смирнов посвятил стихотворение "Торжество". В нем автор дает ответ на вопрос: "Почему Пушкин - наш современник? Почему Пушкин бессмертен?"
Чтец 11. Стихотворение С. Смирнова "Торжество".
Ведущий 1:
У Пушкина нет возраста, с ним юность нашего времени. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется. Мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.
Ведущий 2:
Вот и закончилось коллективное размышление над стихами наших современников о Пушкине, но никогда не "зарастет народная тропа" к его поэзии. Его стихи будут волновать наше воображение, формировать стремление к высоким помыслам, воспитывать любовь к своему народу, к нашей истории.
Чтец 12. Стихотворение М. Лиснянского "Он идет среди прохожих:"
Ведущий 1:
Прежде чем поблагодарить всех участников нашего сегодняшнего праздника, хотелось бы услышать о впечатлениях. Какие стихи пробудили в ваших сердцах чувство соучастия, вызвали у вас интерес к современной поэзии о Пушкине?
Обмен мнениями (3-4 отзыва).
Предварительный просмотр:
Станция «Самый великий и могучий»
3 ключа за все этапы
1 этап- Российская азбука.
- Назвать букву (ять), которая существовала в русском алфавите до реформы в 1918 году. (Карточка №1- ответ)
Объяснить выражение «знать на ять» (Карточка №2 – ответ)
- Указать, какой алфавит существовал до реформы 1918 года. (Карточка №3 – ответ)
- Выявить, какие буквы упразднили в 1918 году, сравнив алфавиты.
Назвать эти буквы.
2 этап- Великие люди 19 века.
Угадать по описанию человека:
- Этот человек составил словарь, состоящий из 4-х томов, 200 тыс.слов, 30 тыс. пословиц, поговорок и загадок. На создание словаря ушло 53 года. А напечатан был в 1863-1866 гг. Чтобы записать все слова, собранные в нем, понадобится 450 школьных тетрадей.(В.И. Даль)
- Этот человек предложил сблизить язык книжной речи с общенародным, постоянно обогащая литературный язык народными словами и выражениями. Он завершил эволюцию литературного языка и стал создателем СРЛЯ.(А.С. Пушкин)
3 этап- Устами предков. Карточка №4
- Дать толкование словам: зрак, зыблет, окрест.
- Подобрать старославянскую форму слова: оболочка, голод, сторона, порох.
Подобрать русскую форму слова: полон, шелом.
Дополнительное задание для получения ключа- криптограмма
ЗРАК
ЗЫБЛЕТ
ОКРЕСТ
ОБОЛОЧКА
ГОЛОД
СТОРОНА
ПОРОХ
ПолОн
ШелОм
В/той /чуж/ой ст/ран/
е б/ывал к/ог/да-то / и ту/льс/ки/й ко/сой ле/вша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Выявление и развитие способностей учащихся ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Учить школьников учиться - важнейшая задача каждого педагога, но высокие результаты не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории иобществознания
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:Включает два направления: выявление способностей и создание условий для их развития. Цель — создать комфортные условия для оптимального разви...






