Конспект логопедического занятия «На лесной полянке»
план-конспект

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по проекту "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nasekomye.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35» г. Бугры

(МАДОУ «ДСКВ №35» г. Бугры)

Методическая разработка

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «На лесной полянке»

Для детей с ТНР 5-6 лет

                                                Выполнил: Крушинская Э.Б.,

                                                                  Учитель-логопед

Ленинградская область,

г. Бугры.

2025г.

Конспект занятия «На лесной полянке»

 

Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» г. Бугры

   Крушинская Э. Б.

Тема проекта: «Насекомые»

Тип: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)

Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 6 лет, учитель-логопед. 

 Актуальность проекта: Обучение дошкольников знаниям о природе насекомых имеет большое значение и обладает рядом важных аспектов:

Формирование экологического сознания

Дети начинают осознавать важность природы и взаимосвязанность всех живых существ. Они понимают, что каждое насекомое играет свою роль в экосистеме. Формирует бережное отношение к окружающей среде и уважение ко всему живому.

Развитие познавательной активности

Изучение мира насекомых стимулирует любопытство и желание узнавать новое. Дети получают возможность наблюдать интересные явления, такие как превращение гусеницы в бабочку или строительство муравьями сложных жилищ. Такие наблюдения развивают наблюдательность, внимание и мышление.

Обогащение словарного запаса

При изучении насекомых ребенок осваивает новые слова, такие как названия конкретных насекомых ("бабочка", "комар"), частей тела ("усики", "крылышки") и понятий, связанных с поведением и средой обитания ("опыление", "гнездо"). Чем богаче словарь ребёнка, тем легче ему выражать мысли и чувства, тем лучше развивается способность общаться.

Коррекционно-развивающая работа

Особенно значимо изучение насекомых в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Тема позволяет развивать артикуляционные навыки, автоматизировать звуки, формировать правильное употребление предлогов и согласование прилагательных с существительными.

Таким образом, обучение детей знаниями о природе насекомых помогает сформировать основы экологической культуры, развивает мыслительные способности и существенно обогащает детский словарный запас, что особенно ценно в период интенсивного развития речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о насекомых
  • вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»
  • продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза  «потому – что»

Развивающие задачи:

  • активизировать, обогащать словарный запас детей по теме
  • развивать связную речь
  • развивать образность речи
  • развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа
  • продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию

Грамматический строй речи:

  • образование относительных прилагательных
  • развитие речевого слуха
  • совершенствование навыка звукового анализа слов
  • употребление формы множественного  числа имен существительных в родительном падеже
  • согласование существительных с числительными и прилагательными
  • составление предложений по заданной схеме с использованием предлогов «в»,«на»,»над», «между», «под», «за», «из-за», «из-под»;  упражнять в подборе слов-антонимов
  • учить выделять общие и отличительные признаки

Воспитательные задачи:

  • воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете
  • воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений

Организационный момент:

Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)

Здравствуй небо голубое,                        поднимают правую руку

Здравствуй солнце золотое,                    поднимают левую руку

Здравствуй вольный ветерок,                 покачивают руками

Здравствуй маленький дубок!                садятся на корточки, руки перед собой

Здравствуй утро,                                      встают и подают вперед правую руку

Здравствуй день!                                      подают вперед левую руку

Нам здороваться не лень!!!                     Прижимают обе руки к груди.

Введение:

Логопед приглашает детей к столику, на котором стоит поднос с конструктором «Цветочная полянка».

 Логопед:
- Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки.  

- Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, кустах? (ответы детей).

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились  примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только  послание лежит, интересно от кого оно? Давайте послушаем! (На столе лежит диктофон из пособия «Слушать интересно», логопед включает звуки насекомых.)

-Ребята, вы поняли, что насекомые нам сказали в своем послании?

- Мне кажется, что они сказали «Дорогие ребята, мы попали в ловушку к пауку! Помогите, нам, пожалуйста! Пройдите испытания и помогите нам освободиться!»

Воспитатель:

- Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).

А вот и первое задание: «Нужно отгадать загадки и найти картинки с отгадками».

Загадки. Беседа по теме.

Логопед читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

  • Это что за вертолет

Отправляется в полет

Над озерами, лугами,

Над цветущими полями? (Стрекоза)

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу-кружу

Мед вожу. (Пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Рогат, да не бык.

Шесть ног, да все без копыт.

Не жужжу, когда лежу.

Не жужжу, когда хожу. (Жук)

- Какие слова помогли вам догадаться, что это жук?

  • Нос-то долго,

Голос-то звонок,

Пищит тоненько,

Кусает больненько. (Комар)

- Какие слова помогли вам догадаться, что это комар?

  • Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает. (Бабочка)

- Какие слова помогли вам догадаться, что это бабочка?

  • Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке? ( Божья коровка).

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

  • В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий-весь день хлопочет,

Дом повыше поострить хочет. ( муравей).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Кто над нами вверх ногами

Ходит- не страшится,

Упасть не боится,

 Целый день летает, всем надоедает? (муха)

 - Какие слова  вам подсказали, что это муха?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

- Из каких частей тела состоит насекомое?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

- Чем отличаются насекомые? (не у всех есть крылья)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. ( божья коровка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Божья корова питается тлей)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусается и разносит болезни.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Дыхательная гимнастика «Бабочка лети!»

- Ребята, а какое самое красивое насекомое?

-Бабочки очень красиво порхают. Давайте тоже отправим в полет наших красивых бабочек.

-  Кладем бумажную бабочку на ладошку и делаем хороший вдох через нос и плавный выдох через рот.

-Молодцы! Мы спасли пчелу! Идем дальше!

Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя муха, потому что остальные насекомые полезные.    

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим спасать насекомых!

 Игра «Логокубики»

Каждый ребенок выбирает по желанию карточку с насекомым и выполняет задание. Логопед бросает кубики из пособия «Логокубики»

Задания: Подбери к слову три слова–действия; подбери к слову три слова-признака; образуй уменьшительную форму слова; согласуй с числительным  2 и 5; согласуй с местоимениями «мой, моя,»; образуй от слова множественное число;  раздели слово на слоги;  определи место звука в слове по заданной схеме; назови в слове гласные; придумай предложение со словом, отвечать на вопросы «Чей?, Чья?,Чье?».  

-  Молодцы, все задания выполнили, и  мы  спасли божью коровку, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физминутка.

Моторная дорожка и ритмические ряды.

Дети проходят по моторной дорожке и выполняют задания из пособия «Повтори за мной»-находят нужную позу повторяя изображение на картинке, и одновременно называют название заданного насекомого. Далее проходят к столу и выполняют задание по выполнению ритмического ряда. Дети повторяют позы пальцев рук по заданию и называют одновременно название насекомого.

- Вот мы с вами еще спасли кузнечика. Продолжим спасать насекомых!

 Игра « Кто и где спрятался?»

Игра на согласование согласного с местоимениями «мой», «моя», «мои» и актуализация геометрических фигур.

В рамки-вкладыши М.Монтессори Геометрия вложены изображения насекомых, ребенок поднимает вкладыш с геометрической фигурой и проговаривает – Под треугольником спряталась моя муха. – Под квадратом спрятались мои комары. – Под овалом спрятался мой жук.

-  Молодцы, задание выполнили, и  мы  спасли богомола.

Логопед: ОЙ, ребята смотрите, кто прилетел!!! Это? Муха!!!

Видимо она смогла сама сбежать!

Муха озорница и никогда не сидит на месте.

Игра «Муха летела».

Логопед проговаривает –Муха летела- летела посидела на доске, муха летела-летела посидела на столе, муха летела-летела посидела на голове.

Каждый ребенок должен повторить всю последовательность полета мухи и проиграть самостоятельно. Цель: развитие слуховой памяти.

 Фонетический разбор слова МУХА, выкладывание фишками схемы слова.

- какой первый звук? [М] согласный, твердый, звонкий, синяя фишка.

- какой второй звук? [У] гласный, красная фишка.

-какой третий звук? [Х] согласный, твердый, глухой, синяя фишка.

-какой четвертый звук? [А] гласный, красная фишка.

Каждый ребенок сначала самостоятельно собирает слово, а затем вместе с логопедом проверяют.

-  Молодцы, все задания выполнили, и  мы  спасли жука!

-Ребята, а как говорит жук? Он жужжит!!! Давайте пожужжим!!

- Игра с фонариком на автоматизацию звука [Ж], «Что на пижаме у жука?».

Итак, мы спасли всех насекомых, теперь необходимо вернуть их на полянку!!!

Давайте отнесем их и правильно разложим, а помогут нам схемы!

Логопед каждому ребенку предложит схему предлога «в»,«на»,»над», «между», «под», «за», «из-за», «из-под».

Цель: актуализация предложного словаря.

Рефлексия с последующей постановкой проблемы:

Обсуждаем с детьми, что понравилось.

- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!

Справились со всеми играми и заданиями! Помогли насекомым вернуться в их естественную среду обитания!

- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?

А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о насекомых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Сценарий итогового занятия «На лесной полянке» группы «Растишки» (3-4 года)

Сценарий итогового занятия «На лесной полянке» Описание материала: Сценарий предназначен для проведения итогового занятия в группе «Растишки» (возраст 3-4 года), буде...

Открытое занятие. "На лесной полянке".

Упражнения для профилактики нарушений осанки и коррекция плоскостопия....

Конспект подгруппового занятия «Весенняя звуковая полянка»

Автоматизация звуков Ш,Л в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Весенняя звуковая полянка»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л] в подготовительной группе на логопункте. Совершенствование навыков звукового, слогового анализа....