Конспект логопедического занятия «На лесной полянке»
план-конспект
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по проекту "Насекомые".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №35» г. Бугры
(МАДОУ «ДСКВ №35» г. Бугры)
Методическая разработка
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «На лесной полянке»
Для детей с ТНР 5-6 лет
Выполнил: Крушинская Э.Б.,
Учитель-логопед
Ленинградская область,
г. Бугры.
2025г.
Конспект занятия «На лесной полянке»
Учитель-логопед МАДОУ «ДСКВ №35» г. Бугры
Крушинская Э. Б.
Тема проекта: «Насекомые»
Тип: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день)
Участники проекта: дети старшего возраста от 5 до 6 лет, учитель-логопед.
Актуальность проекта: Обучение дошкольников знаниям о природе насекомых имеет большое значение и обладает рядом важных аспектов:
Формирование экологического сознания
Дети начинают осознавать важность природы и взаимосвязанность всех живых существ. Они понимают, что каждое насекомое играет свою роль в экосистеме. Формирует бережное отношение к окружающей среде и уважение ко всему живому.
Развитие познавательной активности
Изучение мира насекомых стимулирует любопытство и желание узнавать новое. Дети получают возможность наблюдать интересные явления, такие как превращение гусеницы в бабочку или строительство муравьями сложных жилищ. Такие наблюдения развивают наблюдательность, внимание и мышление.
Обогащение словарного запаса
При изучении насекомых ребенок осваивает новые слова, такие как названия конкретных насекомых ("бабочка", "комар"), частей тела ("усики", "крылышки") и понятий, связанных с поведением и средой обитания ("опыление", "гнездо"). Чем богаче словарь ребёнка, тем легче ему выражать мысли и чувства, тем лучше развивается способность общаться.
Коррекционно-развивающая работа
Особенно значимо изучение насекомых в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Тема позволяет развивать артикуляционные навыки, автоматизировать звуки, формировать правильное употребление предлогов и согласование прилагательных с существительными.
Таким образом, обучение детей знаниями о природе насекомых помогает сформировать основы экологической культуры, развивает мыслительные способности и существенно обогащает детский словарный запас, что особенно ценно в период интенсивного развития речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- расширять и закреплять знания детей о насекомых
- вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»
- продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза «потому – что»
Развивающие задачи:
- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме
- развивать связную речь
- развивать образность речи
- развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа
- продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку
- развивать общую и мелкую моторику, координацию
Грамматический строй речи:
- образование относительных прилагательных
- развитие речевого слуха
- совершенствование навыка звукового анализа слов
- употребление формы множественного числа имен существительных в родительном падеже
- согласование существительных с числительными и прилагательными
- составление предложений по заданной схеме с использованием предлогов «в»,«на»,»над», «между», «под», «за», «из-за», «из-под»; упражнять в подборе слов-антонимов
- учить выделять общие и отличительные признаки
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете
- воспитывать культуру речи, взаимовыручку, дружеских отношений
Организационный момент:
Логопед приглашает детей в кабинет, дети становятся в круг друзей и произносят приветствие (речь с движением)
Здравствуй небо голубое, поднимают правую руку
Здравствуй солнце золотое, поднимают левую руку
Здравствуй вольный ветерок, покачивают руками
Здравствуй маленький дубок! садятся на корточки, руки перед собой
Здравствуй утро, встают и подают вперед правую руку
Здравствуй день! подают вперед левую руку
Нам здороваться не лень!!! Прижимают обе руки к груди.
Введение:
Логопед приглашает детей к столику, на котором стоит поднос с конструктором «Цветочная полянка».
Логопед:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки.
- Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, кустах? (ответы детей).
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только послание лежит, интересно от кого оно? Давайте послушаем! (На столе лежит диктофон из пособия «Слушать интересно», логопед включает звуки насекомых.)
-Ребята, вы поняли, что насекомые нам сказали в своем послании?
- Мне кажется, что они сказали «Дорогие ребята, мы попали в ловушку к пауку! Помогите, нам, пожалуйста! Пройдите испытания и помогите нам освободиться!»
Воспитатель:
- Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).
А вот и первое задание: «Нужно отгадать загадки и найти картинки с отгадками».
Загадки. Беседа по теме.
Логопед читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.
- Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза)
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу
Мед вожу. (Пчела).
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
- Рогат, да не бык.
Шесть ног, да все без копыт.
Не жужжу, когда лежу.
Не жужжу, когда хожу. (Жук)
- Какие слова помогли вам догадаться, что это жук?
- Нос-то долго,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусает больненько. (Комар)
- Какие слова помогли вам догадаться, что это комар?
- Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка)
- Какие слова помогли вам догадаться, что это бабочка?
- Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? ( Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий-весь день хлопочет,
Дом повыше поострить хочет. ( муравей).
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
- Кто над нами вверх ногами
Ходит- не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает, всем надоедает? (муха)
- Какие слова вам подсказали, что это муха?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Из каких частей тела состоит насекомое?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- Чем отличаются насекомые? (не у всех есть крылья)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. ( божья коровка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Божья корова питается тлей)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусается и разносит болезни.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Дыхательная гимнастика «Бабочка лети!»
- Ребята, а какое самое красивое насекомое?
-Бабочки очень красиво порхают. Давайте тоже отправим в полет наших красивых бабочек.
- Кладем бумажную бабочку на ладошку и делаем хороший вдох через нос и плавный выдох через рот.
-Молодцы! Мы спасли пчелу! Идем дальше!
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя муха, потому что остальные насекомые полезные.
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим спасать насекомых!
Игра «Логокубики»
Каждый ребенок выбирает по желанию карточку с насекомым и выполняет задание. Логопед бросает кубики из пособия «Логокубики»
Задания: Подбери к слову три слова–действия; подбери к слову три слова-признака; образуй уменьшительную форму слова; согласуй с числительным 2 и 5; согласуй с местоимениями «мой, моя,»; образуй от слова множественное число; раздели слово на слоги; определи место звука в слове по заданной схеме; назови в слове гласные; придумай предложение со словом, отвечать на вопросы «Чей?, Чья?,Чье?».
- Молодцы, все задания выполнили, и мы спасли божью коровку, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физминутка.
Моторная дорожка и ритмические ряды.
Дети проходят по моторной дорожке и выполняют задания из пособия «Повтори за мной»-находят нужную позу повторяя изображение на картинке, и одновременно называют название заданного насекомого. Далее проходят к столу и выполняют задание по выполнению ритмического ряда. Дети повторяют позы пальцев рук по заданию и называют одновременно название насекомого.
- Вот мы с вами еще спасли кузнечика. Продолжим спасать насекомых!
Игра « Кто и где спрятался?»
Игра на согласование согласного с местоимениями «мой», «моя», «мои» и актуализация геометрических фигур.
В рамки-вкладыши М.Монтессори Геометрия вложены изображения насекомых, ребенок поднимает вкладыш с геометрической фигурой и проговаривает – Под треугольником спряталась моя муха. – Под квадратом спрятались мои комары. – Под овалом спрятался мой жук.
- Молодцы, задание выполнили, и мы спасли богомола.
Логопед: ОЙ, ребята смотрите, кто прилетел!!! Это? Муха!!!
Видимо она смогла сама сбежать!
Муха озорница и никогда не сидит на месте.
Игра «Муха летела».
Логопед проговаривает –Муха летела- летела посидела на доске, муха летела-летела посидела на столе, муха летела-летела посидела на голове.
Каждый ребенок должен повторить всю последовательность полета мухи и проиграть самостоятельно. Цель: развитие слуховой памяти.
Фонетический разбор слова МУХА, выкладывание фишками схемы слова.
- какой первый звук? [М] согласный, твердый, звонкий, синяя фишка.
- какой второй звук? [У] гласный, красная фишка.
-какой третий звук? [Х] согласный, твердый, глухой, синяя фишка.
-какой четвертый звук? [А] гласный, красная фишка.
Каждый ребенок сначала самостоятельно собирает слово, а затем вместе с логопедом проверяют.
- Молодцы, все задания выполнили, и мы спасли жука!
-Ребята, а как говорит жук? Он жужжит!!! Давайте пожужжим!!
- Игра с фонариком на автоматизацию звука [Ж], «Что на пижаме у жука?».
Итак, мы спасли всех насекомых, теперь необходимо вернуть их на полянку!!!
Давайте отнесем их и правильно разложим, а помогут нам схемы!
Логопед каждому ребенку предложит схему предлога «в»,«на»,»над», «между», «под», «за», «из-за», «из-под».
Цель: актуализация предложного словаря.
Рефлексия с последующей постановкой проблемы:
Обсуждаем с детьми, что понравилось.
- Ребята, вы сегодня все были большие молодцы!!!
Справились со всеми играми и заданиями! Помогли насекомым вернуться в их естественную среду обитания!
- Что понравилось больше всего? Может быть, было то, что не понравилось и почему?
А все ли получилось? Что вы можете сегодня вечером рассказать своим папам и мамам о насекомых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Сценарий итогового занятия «На лесной полянке» группы «Растишки» (3-4 года)
Сценарий итогового занятия «На лесной полянке» Описание материала: Сценарий предназначен для проведения итогового занятия в группе «Растишки» (возраст 3-4 года), буде...

Открытое занятие. "На лесной полянке".
Упражнения для профилактики нарушений осанки и коррекция плоскостопия....

Конспект подгруппового занятия «Весенняя звуковая полянка»
Автоматизация звуков Ш,Л в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Весенняя звуковая полянка»
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л] в подготовительной группе на логопункте. Совершенствование навыков звукового, слогового анализа....

Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...