Актуальные проблемы преподавания предметов ОБЖ и физической культуры в сельской местности
статья
Предварительный просмотр:
Доклад учителя ОБЖ и Физической культуры МБОУ «Новокурская ООШ» Андросова Александра Александровича.
Тема: «Актуальные проблемы преподавания предметов ОБЖ и физической культуры в сельской местности».
Для своего доклада я выбрал тему: «Актуальные проблемы методики преподавания ОБЖ и физической культуры в сельской местности», так как я преподаю ОБЖ и физической культуры в сельской школе – в селе Новокурск, и кроме этого являюсь ещё и учителем физической культуры.
1. ОБЖ в сельской школе.
Свои первые представления об опасностях окружающего мира и их причинности ребенок получает в раннем детстве безо всякого специального организованного обучения, просто в процессе жизни. Дальнейший путь развития представлений об опасностях, умений их избегать, навыков действий в чрезвычайных ситуациях у ребенка происходит в общеобразовательном учреждении. И естественно, каждая школа стремится дать ребенку весь комплекс знаний и умений, стремится помочь выработать ребенку собственную концепцию безопасности.
Но если провести сравнительный анализ методологических подходов к преподаванию ОБЖ в городских и сельских образовательных учреждениях, то можно заметить разительные отличия по ключевым моментам. Основной причиной этих отличий является особенность психологического и физиологического развития сельского школьника с учетом специфической социальной среды.
Поэтому для достижения определенного качества знаний, навыков и умений у учащихся требуется организация интенсивного учебного процесса, в основу которого нужно заложить ключевые понятия психологии и физиологии ребенка в сельской школе, и подвести соответствующую научную базу.
Теперь обратимся к организации учебного процесса в сельской школе.
Большинство сельских учителей преподает несколько школьных курсов, поэтому уровень межпредметных связей, правда не всех, а только тех, которые имеют отношение к одному преподавателю, достаточно высок и гибок.
Хотелось бы коснуться тех проблем, с которыми преподаватели ОБЖ сельских школ сталкиваются постоянно и решение этих проблем выходит далеко за рамки образовательного учреждения.
Сейчас все мы ощущаем влияние ухудшающейся демографической ситуации в России. Количество детей, приходящих в школу, резко сокращается. И если в городских школах уменьшается количество классов в параллели, то в сельских школах, уменьшается количество учеников в классе. На примере МБОУ «Новокурской ООШ», можно привести такие цифры: если 10-15 лет назад, в нашей школе, в каждом классе обучалось по 15 – 20 учеников, то сейчас только 2 класса с наполняемостью 18 и 21 учеников, в основном в классах по 8 – 14 учеников, и есть даже классы, где всего 6 учеников.
Конечно, малое количество детей позволяет в полной мере осуществлять индивидуальный подход к обучению, но, с другой стороны, можно говорить о нарушении конституционных прав ребенка на получение образования, так как малые классы нельзя делить на группы. И эта проблема станет достаточно скоро актуальной в профильных 10 – 11 классах, когда учащиеся захотят выбрать разные профили обучения. Мое мнение заключается в следующем: целесообразно снять для сельских школ количественный показатель учеников в классе для его деления на группы. Этим можно будет улучшить качество образования, которое закладывается в основу профильной школы.
Конечно, все мы, преподаватели сельских школ, видим усилия, предпринимаемые и Президентом РФ, и правительством, и соответствующими министерствами по решению комплекса проблем. И могу заверить, что со своей стороны преподаватели делают все возможное, а порой и невозможное, чтобы наши дети не попадали на страницы мрачной статистики.
Первая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) была разработана и реализована в 1991 году. В течение 20 лет программы неоднократно менялись, в результате чего количество часов, выделяемых на данную учебную дисциплину в школах, существенно сократилось.
Так например в моей школе предмет ОБЖ преподается только в 8 и 9 классе, по одному часу в неделю!!!
В связи с этим возникла необходимость передачи знаний, умений, навыков по основам безопасности жизнедеятельности на предметах, сходных по содержанию с ОБЖ. Значимость знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ, возрастает по мере вхождения ученика во взрослую жизнь. Так, многим юношам предстоит воинская служба в рядах Вооруженных Сил.
Служба в армии предъявляет высокие требования, как к физической подготовке призывников, так и к знаниям и умениям быстро адаптироваться в резко меняющихся ситуациях, требующих быстрого осмысленного принятия решения в ограниченное время, к готовности быстро мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи.
Несмотря на это, не всеми учениками и их родителями осознается практическая значимость данного предмета. Особенно это касается учеников старших классов, так как ведущим аспектом их учебной деятельности является профессиональное самоопределение. Ни одно профессиональное учебное заведение не требует сдачи вступительного экзамена по ОБЖ, а усилия учеников и их родителей направлены на углубленную подготовку предметов, необходимых для поступления в вуз или колледж.
Таким образом, ОБЖ «выпадает» из зоны учебных интересов старших школьников. Исходя из вышесказанного, мы выявляем следующие объективно существующие противоречия между большим объемом учебного материала, подлежащего усвоению в рамках предмета ОБЖ, и недостаточным количеством часов, выделяемых на изучение этого курса в средней школе, жизненной значимостью знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении ОБЖ, и недостаточным уровнем мотивации учащихся на изучение этого предмета. Обозначенные противоречия обусловливают актуальность проблемы повышения эффективности преподавания ОБЖ в старших классах.
В основу содержания программы курса ОБЖ положена идея полицентризма опасных и вредных факторов среды обитания человека, а также идея предметной интеграции. Поддержание здоровья на оптимальном уровне может рассматриваться как дополнительный доход общества в виде «экономической ренты здоровья», так как остро встал вопрос повышения качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности. В связи с этим возникла необходимость в профилировании физического воспитания.
Данная постановка задачи физической культуры согласуется с одной из воспитывающих задач ОБЖ — воспитание готовности человека к предстоящей социально значимой деятельности, подразумевающей профессиональную готовность как специалиста, и психофункциональную и физическую готовность в соответствии с требованиями высокопроизводительного труда, уровня здоровья и адаптации к условиям современного производства.
Существенным компонентом содержания физического воспитания в рамках курса ОБЖ является также вооружение учащихся системой знаний о сущности и общественно-политическом значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру.
Видное место в физическом воспитании школьников занимает формирование санитарно- гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение правильного режима дня, а также санитарно-гигиенических требований в школе. Такие же задачи, по сути, решает курс ОБЖ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что такие предметы как ОБЖ и физическая культура имеют широкие возможности для интеграции.
Предметная интеграция способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, рациональному использованию учебного времени. Интеграция может быть в различных формах: в системе — через создание специальных интегративных курсов, а также через использование элементов одного учебного предмета в структуре другого.
Одна из основных задач курса ОБЖ — готовить обучающегося к действиям в экстремальных ситуациях, возникающих в мирное и военное время, с минимальными потерями, помочь приобрести опыт в выборе целесообразного поведения в условиях неопределенности и риска. Необходимо учить школьника эффективно использовать адаптационные возможности организма в осложненных, быстро изменяющихся условиях существования, вызываемых природными факторами, авариями, бедствиями, катастрофами и т. д., переносить повышенные физические и психические нагрузки, преодолевать усталость, стрессовые состояния. В ряде случаев изучению нового программного материала по ОБЖ должна предшествовать определенная общефизическая подготовка, позволяющая более эффективно, а главное, правильно формировать двигательные навыки у учащихся.
Поэтому целесообразно урок (или серию уроков) физической культуры с преимущественной направленностью на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, силы) использовать для решения вышеназванных задач обучения ОБЖ.
Я предлагаю путь интеграции ОБЖ с физической культурой, как наиболее близкий в содержательном аспекте учебным предметом, так как он решает сходную с ОБЖ задачу: развитие физических и волевых качеств, необходимых в различных жизненных ситуациях.
Человек, попадая в экстремальную ситуацию, способен адекватно себя вести в том случае, если он обладает определенными морально-волевыми и физическими качествами. Некоторые ситуации требуют от людей владения многими двигательными навыками. Именно поэтому целесообразно осуществлять интеграцию ОБЖ с физической культурой.
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что одной из многочисленных проблем преподавания ОБЖ в нашей школе и самой актуальной на данный момент, является практически полное отсутствие материально технического обеспечения необходимого для изучения данного предмета. В связи с этим и малое количество выделенных часов и незаинтересованность учеников в изучении предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе
Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе....
Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе
Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе
Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быт...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе
Статья про актуальные проблемы преподавания физкультуры в школе....

Актуальные проблемы преподавания предмета "Обществознание" в условиях ФГОС
Применение метапредметного подхода на уроках обществознания...

"Актуальные проблемы преподавания предмета "Технология" в условиях реализации ФГОС"
Ориентиром образования сегодня является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию для подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний....

3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...
