Проект "Социальные сети: увлечение или зависимость подростков и взрослых"
проект (9 класс)

Индивидуальный итоговый проект 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sotsialnye_seti.docx692.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Социальные сети: увлечение или зависимость подростков и взрослых?

Работу выполнила:

 Усова Елена,

 ученица 9 класса

Руководитель проекта:

Шматченко Ольга Александровна,

учитель английского языка

        

х. Высоконские Дворы, 2024

Содержание:

Введение  ____________________________________________________ 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ____________________5  

  1. Из истории появления социальных сетей_____________________ 5
  2. Виды социальных сетей____________________________________7
  3. Популярные социальные сети в России ______________________11

ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ_______________________________________________17

2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков ___________________________________________________17

2.2. Положительное воздействие социальных сетей на современных подростков  ___________________________________________________18

2.3. Результаты анкетирования обучающихся МОКУ «Высоконодворская СОШ им. трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба 5-11 классов» ______________________________________________________________   20

2.4. Рекомендации при работе в социальных сетях_____________________22

Заключение____________________________________________________23

Список литературы______________________________________________25

Приложения____________________________________________________26

Введение

     Необходимость человека в общение доказанный факт, поэтому созданные примерно 20 лет назад социальные сети были направлены именно на возможность обмена сообщения между людьми на большом расстоянии. Сегодня же социальные сети это многомиллионные ресурсы, с огромным количеством всевозможных приложений и средств развлечения. 

Социальные сети, безусловно,  влияют на нашу жизнь. Многие не представляют свою жизнь без свежих новостей, картинок или музыки, которые нам любезно преподносят с экранов телефонов и компьютеров. Теперь можно поддерживать круглосуточную связь с человеком, который живет в другом городе, другой стране, отправлять друг другу фотографии и общаться по видеосвязи. А также, без труда, можно найти старых друзей или познакомиться с новыми. В интернете полно тематических форумов, на которых можно общаться на всевозможные темы.

         Но и во всем этом есть огромный минус, так как большое  влияние сети оказывают на растущее поколение. Дело в том, что виртуальное общение начинает заменять реальное. Люди все больше времени проводят возле компьютеров, не выходят из дома, боятся знакомиться в живую и пытаются выдать себя за кого-то другого, прячась за аватарку. Общение ограничивается определенным кругом людей. Интернет навязывает множество стереотипов и идеалов, к которым стремятся люди, теряя свою индивидуальность. Поэтому мы еще долго будем чувствовать на себе влияние виртуальной реальности.

        Чтобы превратить эти сомнения в уверенность, мы решили исследовать данную тему.  

Актуальность работы:  

       Современные подростки не представляют свою жизнь без социальных сетей, ставших неотъемлемой частью их жизни.  Для них это инструмент  самовыражения. Но для психики подростка чрезмерное увлечение может плохо сказаться на его развитии. Подросток перестает общаться с ровесниками и замыкается в себе. И как следствие этого возникают трудности в адаптации к реальной жизни, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

      Мне бы хотелось понять,  каким образом влияют социальные сети   на нас, современных детей и школьников.

Цель:

     Познакомиться с понятием социальная сеть и с популярными проектами социальных сетей, выявить и изучить влияние  социальных сетей на развитие  и поведение подростков.  

Задачи:

  1. Изучить историю социальных сетей, их виды, особенности работы в них.
  2. Проанализировать, насколько вредны или полезны социальные сети.
  3. Изучить признаки интернет-зависимости.
  4. Провести анкетирование  с целью выявления самых популярных социальных сетей в 5-11 классов нашей школы.
  5. Составить памятку поведения в социальных сетях для обучающихся школы.

Методы исследования:

- Изучение ранее опубликованных материалов в научно- популярной литературе и поиск информации в сети  Интернет по данной проблеме;

- Социологический опрос учащихся школы с последующей статической обработкой и анализом полученных данных;

- Анализ результатов.

Объект исследования:  социальные сети.

Время и место проведения работы: работа проводилась в период с января по апрель 2024 года на базе МОКУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени  трижды героя Советского Союза И. Н. Кожедуба»

Гипотеза 1:  «Зависание» в социальных сетях способствует приобретению новых друзей, расширяет круг общения, способствует развитию человека как личности.

Гипотеза 2:  Увлечение социальными сетями - это вредная привычка, которая приводит к зависимости, торможению развития человека как личности и уход от действительности.

Предмет исследования: влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций современных подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь родителям, классным руководителям, подросткам.

ГЛАВА I. Обзор литературы и других источников

информации по теме исследования

       Интернет представляет собой идеальный источник для получения информации, а также великолепный инструментом для коммуникации и построения собственного бизнеса. Другими словами, интернет предоставляет для человека большие возможности, которые при правильном использовании могут пойти ему на пользу. Основной же идеей интернета является открытое распространение информации, а также установление связей между отдельными личностями.

В последние годы огромную популярность набирают социальные сети, позволяющие общаться. Безусловно, общение в виртуальном пространстве имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

        Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Наполнением социальной сети занимаются сами участники этого сервиса

  1. Из истории появления социальных сетей

        История социальных сетей — это множество событий, инноваций и технологических разработок, которые привели к появлению социальных сетей. Сети представляют собой виртуальные сообщества, которые через Интернет позволяют обмениваться информацией, данными и социальными контактами между своими пользователями или между ними и компаниями, которые рекламируются в этих местах. В историческом плане социальные сети — очень недавний инструмент. Они являются частью новых тенденций и возможностей, которые Интернет сделал возможным, и которые выходят за рамки простого развлечения.

Социальные сети являются мощными инструментами для рекламы и пропаганды, для измерения тенденций маркетинга, для управления социальным капиталом. С другой стороны, их обвиняют в том, что они служат инструментом дезинформации и расширения так называемых фейковых новостей или теорий заговора.

Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом.

        Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

        Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0».

Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.

        Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ёё ещё называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако ещё далекие от современных.

Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.

       И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады.

  1. Виды социальных сетей

       Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
     По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

     Первой социальной сетью, которая стала настоящим коммерческим явлением, стала MySpace (2003). Это позволило создать индивидуальные и персонализированные профили, которые отражали вкусы и увлечения каждого пользователя, а также позволили обмен мнениями и контентом.

Пик популярности этой социальной сети был достигнут между 2000 и 2008 годами. Затем начался спад, хотя к 2011 году он увеличился на 33,1 млн. посетителей только в Соединенных Штатах.

Упадок MySpace начался, когда его конкуренты, основанные на фотографических профилях или изображениях, таких как MetroFLOG, Fotolog или аналогичные, начали монополизировать общественность, предлагая более гибкие и мультимедийные возможности. Наконец, в 2008 году появление Facebook для мировой общественности навсегда похоронило популярность MySpace.

C:\Users\Пользователь\Desktop\historia-.jpg

Рис.1.  Социальная сеть MySpace

  Facebook был создан в 2004 году Марком Цукербергом (по состоянию на март 2022 признана экстремистской и запрещена на территории РФ)Первоначально в нем участвовали только молодые американские студенты университетов, поскольку это было приложение для поддержания связи с людьми, известными в этой области, смешивания мгновенного общения с личными мини-страницами и другими подобными услугами.

Его успех был таков, что через год после запуска у него уже было 2 миллиона пользователей в более чем 500 американских университетах. Его открытие для широкой публики произошло в 2006 году.

Его популярность достигла стратосферного и непредвиденного уровня, и многие компании увидели в Facebook возможность измерить свою аудиторию, охватить новую или рекламировать себя удобным и целенаправленным образом. Это привело к тому, что социальная сеть стала самой популярной в мире, в 2016 году она достигла 1650 миллионов активных пользователей и продолжает расти. 

C:\Users\Пользователь\Desktop\fejsbuk1-2-768x432.jpg

                               Рис.2.  Логотип социальной сети Facebook  

        С таким успехом также возникли некоторые проблемы, такие как серьезные обвинения в нарушении конфиденциальности информации своих пользователей, сотрудничестве с третьими сторонами в отношении шпионажа граждан и другие претензии, которые не были очень спорными и привели самого Цукерберга к суду.

         Другим делом, имеющим большое значение, является Twitter (2006), инновация существующего Odeo, принадлежащего Джеку Дорси, Эвану Уильямсу и Биз Стоун. Она стала внутренней системой обмена сообщениями для журналистских целей, которая позволяла пользователям выражать себя с помощью 140 символов быстро, головокружительно и постоянно.

Twittter приобрел такую ​​популярность, что сегодня у него более 500 миллионов пользователей, которые генерируют 65 миллионов твитов в день, и обрабатывают более 800 000 ежедневных поисков. Его влияние на другие средства массовой информации, такие как радио или телевидение , печально известно и функционирует как «интернет-СМС», учитывая его непосредственность и быстротечность.

C:\Users\Пользователь\Desktop\twitter.png

                                   Рис.3.  Логотип социальной сети Twittter  

       Примерно в 2007 году так называемые смартфоны или «смартфоны» стали окончательным толчком для социальных сетей . Они позволяли проводить с ними консультации в любое время с помощью приложений, загруженных на телефоны с возможностью работы в Интернете. Таким образом, сети максимизировали их включение в повседневную жизнь. В то же время, телефоны стали инструментами ежедневных и постоянных консультаций на уровнях, которые многие даже обвиняют в привыкании.

C:\Users\Пользователь\Desktop\historia-de-las-redes-sociales-smartphone-e1558745952265.jpg

                Рис.4.  Включение социальных сетей в мобильные телефоны

Другими важными социальными сетями являются:

  • YouTube. Социальная сеть, состоящая из видео-трансляций с телевидения, фильмов, анимации и любительских материалов, позволяющая комментировать и регистрировать собственный канал с любимыми трансляциями и подписками.
  • Instagram (по состоянию на март 2022 признана экстремистской и запрещена на территории РФ).  Социальная сеть, изначально предназначенная для фотографов и визуальных художников, завоевала популярность среди всех типов пользователей, которые делятся визуальным контентом.
  • LinkedIn. Социальная сеть, специализирующаяся на сфере труда, которая выступает посредником между своими пользователями и компаниями, имеющими предложения о работе, что позволяет им размещать резюме онлайн.

По мере того, как они включаются в нашу повседневную жизнь, социальные сети становятся все более и более центральными в различных областях, приобретая все большее значение, мультимедийные ресурсы и ответственность. Многие люди используют их, чтобы информировать себя или быть в контакте с дальними близкими.

С другой стороны, есть много интересов, связанных с его работой. Они играют важную роль в политике , экономике и культуре, что все еще остается предметом дискуссий в мире.

        

        1.3.Популярные социальные сети в России

Без социальных сетей в 2021 году просто невозможно жить. У всех давно уже на слуху такие платформы, как ВКонтакте или Одноклассники. Но появилось большое количество ресурсов, которые также заслуживают внимания. Есть даже детские социальные сети (к примеру, Шарарам Смешарики). В современных реалиях список социальных сетей довольно длинный. Но далеко не все они достойны войти даже в топ-10. C:\Users\Пользователь\Desktop\проект\b_616d62143d9c7.jpg

                                       Рис. 5. Топ посещаемых  сетей

         Самой популярной соцсетью по трафику,  остается ВКонтакте http://vkontakte.ru.  Сегодняшний мир – это мир мобильных гаджетов и от этого никуда не деться, а разработчики просто идут в ногу со временем. Многие  используют социальные сети и смотрят различный контент именно на мобильных гаджетах. Некоторые используют социальные сети для продвижения (помогает рекламная страница в сетях, на которой можно размещать ссылки на товары), другие создают персональные странички, создаются новые сайты, приложения, возникают новые социальные сети.

C:\Users\Пользователь\Desktop\проект\b_616d61ec43ac0 — копия.jpg

                                   Рис. 6. Топ популярных сетей в России

 

        Социальная сеть, наиболее популярна в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году.. За прошлый год там было зарегистрировано 104 млн уникальных визитов.

          Одноклассники  http://odnoklassniki.ru. менее популярная социальная сеть. В "Одноклассниках" зарегистрированы люди, окончившие школу или университет. Это социальная сеть – возможность для них пообщаться со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками, с которыми, возможно, они долго не виделись. Одноклассники ориентирована на более старшую аудиторию, так называемых семейных людей, поэтому если ваш продукт ориентирован на эту категорию — эта площадка для вас.   Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб - разработчик Альберт Попков.

C:\Users\Пользователь\Desktop\проект\case-n8rixdmha9.png

Рис. 7. Логотип социальной сети Одноклассники

         Главная особенность сети — искренность пользователей. Здесь гораздо меньшее количество «фейковых» аккаунтов, местным обитателям нет нужды прятать своё лицо. Сюда они заходят за общением со старыми знакомыми и друзьями из других городов, а также за обсуждением актуальных тем.

        Twitter" http://twitter.ru запущена в феврале 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Благодаря Facebook Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты. Система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя вебинтерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты.

Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру

       ТикТок   - самый юный участник списка, как в прямом, так и в переносном смысле. Здесь обитает молодая аудитория, которая не любит тратить время на потребление длинного контента, а предпочитает короткие видео. 

C:\Users\Пользователь\Desktop\проект\case-o1ed5g28ml.png

Рис. 8. Логотип социальной сети TikTok

     

         Чтобы продвигаться через TikTok, мало регулярно выкладывать контент. Он должен быть ярким и небанальным, чтобы привлечь внимание пользователя. Листая ленту TikTok, человек хочет отдохнуть, поэтому ожидает увидеть лёгкий видеоролик. Если вы магазин одежды, попробуйте формат «переодеваний за секунду». Если вы занимаетесь продажей здорового питания, показывайте пользователям видео с рецептами полезных блюд. Главное — контент должен быть динамичным, эмоциональным, не продающим, что называется, «в лоб».

      Tik Tok предназначена для публикации небольших роликов по 15 секунд, снятых вертикально. Самое интересное, что здесь можно даже зарабатывать: чем больше просмотров и подписчиков – тем больше доход.

       YouTube — площадка, на которой интересно сочетаются brand и performance маркетинг. Это помогает как в повышении узнаваемости, так и в привлечении трафика на сайт для покупки «здесь и сейчас». Не списывайте эту сеть со счетов в пользу других площадок.

Вопреки распространённому мнению продвижение через эту площадку работает не только на узнаваемость бренда. Здесь обитает разношёрстная аудитория, часть из которой будет вынуждена смотреть встроенную в видео рекламу. 

       

ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Отрицательный  воздействие  социальных сетей

 на современных подростков

       Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".

Подростки полновластно присутствуют в социальных сетях. Родители никак не интересуются, что за видеоматериалы смотрят их дети, какие группы они больше всего посещают. А самое главное, с кем они знакомятся. В наше время данное невозможно оставлять без внимания. Скорее, это даже опасно. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о собственных обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, способно быть до такой степени притягательным, что у человека производится нездоровая привязанность или зависимость от Сети Интернета. Попробовав общаться в социальных сетях, ребёнок осознает, что в виртуальном пространстве процесс общения значительно легче и безопаснее. А главным является факт, что возможно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника, следуя только собственными желаниями, а не искать компромиссы во мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для взаимопонимания и сочувствия. К примеру, число суицидов среди детей и подростков за полгода с ноября 2015 по апрель 2016 года в России равняется 130, из которых, как минимум, 80 подростков считались соучастниками «Групп смерти» ВКонтакте. В результате гибели детей возбуждены уголовные дела по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Социологи и специалисты по психологии уже бьют тревогу в

связи с такой проблемой.

       В последнее время, возникла еще одна серьезная социальная проблема среди подростков. Детей завлекают в экстремистские и нацистские группировки по средствам сети Интернет. В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста.

Такие правонарушении кроются под уголовным делом по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

        С одной стороны, социальные сети усиливают связи, если у детей есть и настоящее общение. С иной стороны, если ребенок скрытный, малообщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, отсутствует контакт с отцом и матерью, в таком случае социальные сети считаются единственным источником для удовлетворения его необходимости в общении, ухода от реальности. 

       Воздействие социальных сетей на человека в настоящее время переоценить невозможно – мы обладаем возможностью использовать колоссальное количество информации, совершенствовать собственные знания и самосовершенствоваться. Главное, не упустить эту возможность. В любой системе, будь живое общение, или же виртуальная сеть есть полезные качества, так и плохие. Неизменным остается тот факт, что жизнь подростка зависит от самих родителей, если в семье подают хороший пример для подражания, то подросток не будет искать его вне семьи. В связи с хрупкой психологией подростка, родителям необходимо научить своих детей правильно пользоваться Интернетом и нацелено работать над тем, чтобы он получал только нужную, правильную и полезную для себя информацию.

У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую.

Симптомы Интернет-зависимости

Согласно исследованиям К. Янг симптомами Интернет – зависимости являются:

- навязчивое желание проверить электронную почту;

- длительное просиживание в чатах;

- неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в

Сети;

- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени

в Интернете;

- потеря ощущения времени on- line;

- появление усталости, раздражительности, снижение настроения;

- способ уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, тревоги

или подавленности;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом;

- ощущение состояния депрессии без компьютера.

2.2. Положительное воздействие  социальных сетей

на  современных подростков

                Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы – на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII вв. или основы развития менеджмента в странах запад. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможности.

Сайты, на которые следует обратить внимание.

Дикторы. Постановка правильной речи. Это образовательный проект, главной цель которого - помочь самостоятельно улучшить свою речь, дикцию и научиться красиво говорить. Здесь вы можете найти большое количество упражнений на произношение отдельных звуков, упражнения на постановку речевого дыхания, укрепления силы голоса.

Официальный сайт ЕГЭ. На сайте содержится исчерпывающая информация о порядке проведения ЕГЭ, приведены ссылки на ресурсы, позволяющие более качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ, предоставлены онлайн-тесты, а также информация о порядке подачи заявлений на повторную сдачу ЕГЭ, и прочая важная документация.

Правила русского языка. Сайт подробно рассматривает вопросы пунктуации, синтаксиса, орфографии. Где ставить знаки препинания, как правильно пишутся разные сочетание букв, когда нужно написать через дефис, а когда раздельно - все это вы найдете на данном сайте.

Естествознание 2.0. Как сделать обучение в интернете интересным и одновременно качественным. Нужно соединить воедино простой и красивый дизайн, доступную подачу материала и экспертных авторов, которые хорошо знают, о чем говорят. Создателям сайта «Естествознание 2.0», похоже, это удалось, когда они решили, что преподаватели Лицея информационных технологий могут свободно делиться тем материалом, что они дают на уроках для 8-11-х классов со всеми желающими через интернет.

Сеть знаний. Система форумов, которые не являются форумами в классическом понимании этого слова. Тут не обмениваются мнениями, не находят новых знакомых и не общаются на интересные темы. Основная задача сети - накапливать знания. Тут можно задать интересующий вас вопрос и получить конкретный исчерпывающий ответ.

Самостоятельное изучение иностранных языков. Портал, дающий уникальную возможность самостоятельного изучения иностранных языков с помощью богатого разнообразного инструментария. В отличии от аналогичных проектов Edu-station.ru по максимуму использует современные возможности сети.

ACADEMIC.RU – словари и энциклопедии. Портал, предоставляющий всем пользователям бесплатную онлайн коллекцию словарей и энциклопедий по различным наукам. Здесь можно посмотреть словари по иностранным языкам, энциклопедии по медицине, физике, биологии, экономики, истории, литературе, а также географические карты, словари по строительной тематике, технике и даже кулинарии и музыки. Портал имеет приложения для iPhone/iPad и платформы Android. Кроме этого, есть возможность бесплатно разместить словари любой тематики на свой блог или сайт.

INTERNETUROK.RU – видео уроки для школьников. Учебный портал, содержащий коллекцию видео уроков в бесплатном, открытом доступе для детей школьного возраста с 1 по 11 классы. Сайт предназначен как для детей, так и взрослых. Школьники могут пополнять свои знания, обучаться интерактивно, учителя - посещать "открытые занятия" своих коллег, родители - узнавать, чему и как обучают их детей.

FXYZ.RU – формулы, интерактивный справочник. 

Интерактивный справочник по формулам. Будет полезен как школьникам, так и студентам или аспирантам. Все формулы приведены в удобной форме. На сайте работает инженерный калькулятор.

2.3. Результаты анкетирования обучающихся 5-11 классов  

МОКУ «Высоконодворская СОШ им. трижды

Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба»  

         С целью подтверждения или опровержения моей гипотезы о том, что  социальные сети оказывают негативное влияние  на внутренний мир подростков,  их психику, успеваемость, поведение,  развивая неуверенность в общении,  среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование. Было опрошено 46 школьников возрастом 11-17 лет.

Привожу результаты анкетирования.

          Анкетирование №1 было проведено для того, чтобы выяснить в каких социальных сетях зарегистрированы учащиеся, какое количество времени они там проводят, оказывают ли социальные сети влияние на учащихся.

(см. Приложение№1).

        

                            Анализ результатов анкетирования  №1

         46  опрошенных учащихся   зарегистрированы в различных социальных сетях, причем более  41% из них  заходят в социальные сети ежедневно и более двух раз. 36 респондентов  проводят там время с целью развлечения и общения с друзьями. Положительным фактом является то, что 28 опрошенных заявили, что социальные сети не оказывают на них никакого влияния, 88% отметили положительное влияние. При этом, 34 учащихся считают, что существует зависимости от социальных сетей. Тем не менее отказаться от социальных сетей смогут только 12 человек.  Эти данные представлены  в следующих графиках.

Рис. 13.  Диаграмма №1.

Рис. 14. Диаграмма № 2

Рис. 15. Диаграмма № 3

Рис.16. Диаграмма № 4

Рис. 17. Диаграмма № 5

Анкетирование №2 было нацелено на выявление зависимости от социальных сетей. (см. Приложение№2)

Анализ результатов анкетирования №2👍

       В анкетировании приняли участие 46 человек 5-11 классов  МОКУ «Высоконодворская СОШ». Анализ  анкет показал, что 39  респондентов,  что составляет 84%,  могут спокойно себя вести, потому что умеют контролировать себя. При этом, у 21 человека (45 %) опрошенных есть некоторые проблемы, связанные с использованием Интернета. Причем у 9 человек (19%) есть значительные проблемы, связанные с Интернетом. Эти данные представлены  в диаграмме №6.

Рис. 18. Диаграмма № 6

2.4. Рекомендации при работе в социальных сетях

        В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

  1. Ограничение времени пребывания в сети;
  2. Поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
  3. Оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
  4. Увеличение времени пребывания в компании друзей

Также мною были составлены памятки для учеников. Эта информация отражена в Приложении №3.

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В начале своего исследования я предположила, что социальные сети оказывают как положительное влияние на подростков, так и отрицательное.

Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Но следует учитывать отрицательные факторы, такие как  патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Подростки могут  добавлять себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.  А также хотелось бы родителям сказать, чтобы уделяли больше времени проблемам детей и были не только родителям им, но и друзьями, чтобы избежать суицидов из-за социальных сетей.

        Я разработала памятки: «Правила поведения в сети Интернет», «Памятка как обезопасить себя от мошенников», «Безопасность ребенка в Интернете. Памятка для родителей». (См. Приложение 3, 4, 5)

        Из всего этого можно сделать вывод, что социальные сети становятся все более важной частью жизни подростка. При этом всем социальные сети оказывают положительное влияние, а так же и отрицательное на личность и здоровье подростков. Социальные сети запретить мы не можем, но принять необходимые меры нужно. Нет ничего плохого в возможности заводить новые знакомства по интересам, находить старых знакомых и возобновлять прошлые связи, иметь удобный и доступный интерфейс для общения со своими друзьями, слушать музыку (и находить ее) и смотреть фильмы.

Но нужно знать, что реальную жизнь никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть. Нужно конечно помнить, что есть чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Я сама зарегистрирована в социальных сетях, и я могу сказать что там «зависают» уже тысячи детей.  Мое мнение по индивидуальному проекту "Социальные сети: увлечение или зависимость подростков»,   что   это уже глобальная проблема. Решать нам, как мы решим сами прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально»!

 

                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/.

2. Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации . СПб., 2003.

Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование «Представлений детей и взрослых об интернете». М.: МГУ. 2011. - С. 36—43.

Шапранов П. Интернет мешает социализации подростков// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ctrlc.ru/.

Интернет – ресурсы:

https://www.cy-pr.com/wiki/Социальная+сеть/

https://www.medmoon.ru/news/na_podrostkov_vlijajut_druzja.html

https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b2ac68a4c43a89521306d36_0.html

https://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html

https://www.google.ru/search?client=opera&q=картинки+интернет-зависимость&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8

1. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434

2. Патюков, С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/873/ (дата обращения: 29.03.2022).

Приложение № 1

Анкета №1

  1. Посещаете ли вы социальные сети? (Да, Нет)
  2.  В каких социальных сетях вы зарегистрированы?
  3. Как часто вы посещаете социальные сети? (ежедневно, один раз в сутки, два раза и более, очень редко, не посещаю вообще).
  4. Что для вас является основными мотивами для использования социальных сетей? (Развлечения, знакомство и общение с другими людьми, другое).
  5. Как социальные сети повлияли на ваш образ жизни? (Отрицательно, положительно, никак  не повлияли).
  6. Согласны ли вы, что существует зависимость от социальных сетей? (да, нет, это надуманный миф, это можно сказать о небольшом количестве людей).
  7. Сколько времени вы проводите в социальных сетях? (1,2,3 , более 3 часов).
  8. Готовы ли вы сегодня отказаться от пользования интернет - ресурсами и социальными сетями? (да, нет, только на время).

Приложение № 2

Анкета  №2

ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем планировали?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?

10. Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?

11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?

12. Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в онлайне?

16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?

20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

Оценка результатов происходит по следующим критериям:

4-9 баллов: Вы – мудрый пользователь Интернета. Можете путешествовать в сети спокойно, потому что умеете контролировать себя.

10-15 баллов:У вас есть некоторые проблемы, связанные с использованием Интернета. Если вы не обратите на них внимания сейчас, в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

 16-20 баллов: Использование Интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходима помощь психотерапевта.

Приложение № 3

«Правила поведения в сети Интернет»

 Воздержитесь от выполнения указанной в сообщении просьбы (прислать деньги, отправить сообщение)

 Свяжитесь с другом, от которого вы получили вышеуказанное сообщение, и уточнить у него, действительно ли он является автором послания.

 Если выяснится, что страница пользователя взломана, поменяйте пароли в социальных сетях и электронной почте, а также проверьте компьютер на наличие вирусов.

 Не принимайте предложение дружбы от людей, которых не знаете.

 Не используйте слишком простой пароль, иначе ваши шансы быть взломанными повышаются. Кроме того, не используйте один и тот же логин и пароль для различных сайтов.

 Не оставляйте на странице слишком подробную информацию о себе, это может отлично сыграть на руку мошенникам.

 Никогда не устанавливайте на свой компьютер программы, которые вам присылают в сообщениях. Тем более, от незнакомых людей

Приложение № 4

 «Как обезопасить себя от мошенников»

  1. Воздержитесь от выполнения указанной в сообщении просьбы (прислать деньги, отправить сообщение)
  2. Свяжитесь с другом, от которого вы получили вышеуказанное сообщение, и уточнить у него, действительно ли он является автором послания.
  3. Если выяснится, что страница пользователя взломана, поменяйте пароли в социальных сетях и электронной почте, а также проверьте компьютер на наличие вирусов.
  4. Не принимайте предложение дружбы от людей, которых не знаете
  5. Не используйте слишком простой пароль, иначе ваши шансы быть взломанными повышаются. Кроме того, не используйте один и тот же логин и пароль для различных сайтов
  6. Не оставляйте на странице слишком подробную информацию о себе, это может отлично сыграть на руку мошенникам
  7. Никогда не устанавливайте на свой компьютер программы, которые вам присылают в сообщениях. Тем более, от незнакомых людей

Приложение № 5

 «Безопасность ребенка в Интернете. Памятка для родителей»

  1. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет, какие плюсы есть в этом мире, а какие минусы. Нужно представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свое свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
  2. Нужно договариваться с ребенком, сколько времени он будет проводить в Интернете. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Поставьте на компьютере, на котором занимается ваш ребенок родительский контроль.
  3. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом, ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
  4. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
  5. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время – все это для определенной цели – завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни. Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
  6. Расскажите о мошенничествах в сети – розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял смс, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
  7. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
  8. Ознакомьте своего ребенка с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

Данный материал может быть использован на родительском собрании....

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:...

Презентация "Современные увлечения детей и подростков" для педагогов и родителей

В перезентации представлены увлечения современных подростков, которые могут быть опасными. Задача взрослых -  объяснить детям, какая опасность подстерегает детей, когда увлечения сопряжены с риск...

Коммуникативный практикум по теме «Мой любимый день» (6 класс, 3 урок по теме «Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, спорт)»

Коммуникативный практикум по теме «Мой любимый день» (6 класс, 3 урок по теме «Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, спорт)»...