Специфика работы концертмейстера с флейтистами разных возрастных групп в ДМШ
учебно-методический материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коллеги, добрый день!
Для меня большая честь выступить сегодня и поделиться своими наблюдениями и наработками. Тема моего сообщения — «Специфика работы концертмейстера с флейтистами разных возрастных групп в ДМШ».
Часто нашу работу воспринимают как нечто универсальное: сел за рояль, открыл ноты, аккомпанируй. Но любой практикующий концертмейстер подтвердит: работа с первоклассником, гудящим в свою первую дудочку, и с выпускником, готовящим программу для поступления в колледж, — это два абсолютно разных вида искусства. И успех здесь зависит от нашей способности гибко менять свою роль: от воспитателя до партнера.
Условно я разделяю свою работу на три ключевых этапа.
1. Младшие классы (1-3 класс): Роль «Дирижера-сказочника»
Главная задача на этом этапе — не играть, а учить играть вместе. Ребенок еще плохо владеет инструментом, его внимание рассеяно, а понятие ансамбля для него абстрактно.
Специфика работы:
Аккомпанемент как фон и опора. Я максимально упрощаю фактуру, играю четко, ярко и в умеренном темпе. Моя партия — это ритмический и гармонический «фундамент», на который малыш может опереться.
Визуальный контакт — всё! Я не смотрю в ноты, я смотрю на ученика. Мои брови, кивок головы, взгляд — это мои главные дирижерские палочки, которые подают сигналы к началу, окончанию и дыханию.
Язык образов и игр. Я не говорю: «Здесь фермата, держи ноту». Я говорю: «Давай представим, что мы тянем эту ноту, как резиночку!» или «Здесь фея замерла в воздухе, давай замрем вместе с ней». Мы можем вместе дирижировать, шагать под музыку, чтобы прочувствовать пульс.
Терпение и положительное подкрепление. Самое важное — не отбить желание заниматься. Любой, даже самый маленький успех — это повод для искренней радости: «У нас получилось! Услышал, как здоровно мы вместе закончили?»
Ключевой результат этого этапа: Ученик привыкает слушать рояль, получает удовольствие от совместного музицирования и выходит на сцену без паники, потому что я — его надежный «проводник».
2. Средние классы (4-6 класс): Роль «Со-творца и конструктора»
Главная задача — превратить ученика из пассивного исполнителя в активного участника дуэта. Техника уже позволяет играть интересный репертуар, появляется собственное мнение, но часто еще нет целостного понимания музыки.
Специфика работы:
От исполнителя к со-автору. Я начинаю задавать вопросы: «Как тебе характер этой пьесы? Как мы можем его раскрасить? Где кульминация?» Мы вместе придумываем story, ищем краски. Я могу предложить несколько вариантов фразировки или агогики на выбор.
Работа над ансамблем как диалог. Теперь я не просто играю аккомпанемент, я веду диалог: моя фраза — его ответ. Мы учимся слышать не только себя, но и партнера. Использую прием «зеркало»: я копирую его динамику, потом он — мою.
Технический ликбез. Объясняю на пальцах основы гармонии: «Видишь, здесь у меня минор, звучит грустно, а здесь перешло в мажор — посветлело. Давай это подчеркнем!» Это помогает осознанно строить фразу и чище интонировать.
Подготовка к конкурсам. Здесь наша работа становится точечной: шлифуем детали, работаем над стабильностью, выстраиваем драматургию произведения. Я становлюсь его первым и самым строгим зрителем.
Ключевой результат этого этапа: Формирование мыслящего музыканта, который понимает, что и зачем он играет, и способного к полноценному творческому партнерству.
3. Старшие классы (7-8 класс, выпускники): Роль «Партнера-визави»
Главная задача — стать равноправным членом камерного ансамбля и психологической опорой. Перед нами почти сложившийся музыкант с собственными амбициями и часто — с огромным волнением.
Специфика работы:
Работа на равных. Мы коллеги. Я могу прямо сказать: «Мне кажется, тут твая трактовка противоречит замыслу композитора, давай посмотрим уртекст». И мы вместе исследуем материал. Репетиция — это творческий спор и поиск наилучшего решения.
Стилистическая грамотность. Глубоко погружаемся в стиль: как играть Баха, Моцарта, Бизе? Какие здесь должны быть штрихи, артикуляция, агогика? Моя задача — быть проводником в мире стилей.
Психологический тренинг. Я помогаю справиться с экзаменационным и конкурсным мандражом. Мы проигрываем программу «на износ», создаем стрессовые условия (останавливаем, просим начать с середины), чтобы на выступлении было легко.
Профессиональная ориентация. Помогаю выстроить программу, которая раскроет сильные стороны ученика. Я его первый объективный критик и самый главный болельщик.
Ключевой результат этого этапа: Выход профессионально подготовленного, артистически зрелого музыканта, готового к дальнейшей самостоятельной карьере.
Вывод
Наша сила как концертмейстеров — в гибкости. Мы — и дирижеры, и психологи, и педагоги, и музыковеды, и, в конечном счете, партнеры. Меняя свою роль в соответствии с возрастом и needs ученика, мы не просто аккомпанируем, мы воспитываем музыканта — шаг за шагом, от первой ноты до выпускного аккорда.
Спасибо за внимание! Буду рад ответить на ваши вопросы и услышать ваш опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы концертмейстера хореографии
Особенности музыкального сопровождения, педагогические функции концертмейстера, взаимодействие концертмейстера с хореографом....

Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.
В статье отражена специфика работы концертмейстера на уроках вокала в детской музыкальной школе....

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

Специфика работы концертмейстера в детских хореографических студиях
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и ...
Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств
В моей работе рассматриваются основные принципы и задачи деятельности концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов....

Доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона» - V Открытая окружная методико-практическая конференция «Универсальность профессии концертмейстер»
Работа основана на наработках и материалах из различных источников , а также на собственном опыте....

Научно-исследовательская работа на тему "Употребление заимствований в современной речи представителей разных возрастных групп"
НИР моих учеников по русскому языку для научно-практической конференции "Кубок белой совы"...
