Самоповреждающее поведение среди подростков
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В статье рассматривается проблема самоповреждающего поведения среди подростков, анализируются психологические механизмы, факторы риска и современные методы диагностики и коррекции несуицидальных самоповреждений. Особое внимание уделяется влиянию цифровой среды на распространение данного феномена и комплексному подходу к оказанию психологической помощи подросткам с деструктивными паттернами поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья профессора ФГБОУ ВО «РОСТГМУ» Хитарьяна А.Г.

Тема: «Самоповреждающее поведение среди подростков»

В эпоху цифровых трансформаций мы сталкиваемся с тревожным феноменом, который подобно тени следует за современным поколением. Царапины на запястьях, спрятанные под длинными рукавами, становятся молчаливым криком о помощи. Самоповреждающее поведение среди подростков превратилось из редкого явления в массовую проблему, затрагивающую миллионы семей по всему миру. За каждым порезом скрывается история боли, которую подросток не может выразить словами.

Подростки с самоповреждающим поведением как особая социальная группа

Современные подростки, склонные к самоповреждению, представляют собой узнаваемую социальную категорию. По данным исследований, приступы аутоагрессии случаются в 140 раз чаще, чем попытки суицида. Около 15% современных подростков хотя бы раз наносили себе травмы, причем пик приходится на возраст 13-16 лет у девушек и 12-18 лет у юношей.

Большинство начинают проявлять такое поведение в период от раннего до среднего подросткового возраста. Исследователи отмечают, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) самоповреждения совершали 14,4% подростков, в пубертатном (13-16 лет) — 51,3%, в постпубертатном (17-18 лет) — 33,8%. Характерной особенностью является стремление к сокрытию — подростки тщательно скрывают следы, носят закрытую одежду, придумывают объяснения ранам.

Основные проблемы и проявления самоповреждающего поведения

Несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) представляет собой намеренное нанесение себе телесного вреда без осознанного намерения лишить себя жизни. Это явление приобретает характер эпидемии среди молодежи.

Наиболее распространенными формами являются самопорезы (до 60%), царапание или сжимание кулаков до кровотечения (50%), расчесывание кожи (30%), удары о твердые поверхности (35%), прижигание кожи (5%).

Механизм развития близок к формированию аддикций. На первом этапе селфхарм становится реакцией на психотравмирующие обстоятельства. На физиологическом уровне происходит выброс эндорфинов, что приводит к временному облегчению. По данным канадских исследователей, для 63-78% подростков самоповреждения выступали краткосрочной стратегией облегчения дистресса, однако в долгосрочной перспективе это ухудшает положение.

Факторы, влияющие на развитие самоповреждающего поведения

Формирование склонности к самоповреждению определяется взаимодействием множества факторов.

Таблица 1. Факторы риска и защиты при самоповреждающем поведении

Группа факторов

Факторы риска

Защитные факторы

Психологические

Депрессия, тревожность, СДВГ, низкая самооценка, импульсивность, эмоциональная дисрегуляция

Развитый эмоциональный интеллект, адаптивные копинг-стратегии, стрессоустойчивость

Семейные

Насилие, критика родителей, развод, низкий социальный статус

Поддержка в семье, эмоциональная близость с родителями

Социальные

Буллинг в школе, изоляция, влияние деструктивных сообществ

Принятие сверстниками, наличие друзей, поддержка учителей

Средовые

Доступность средств самоповреждения, социальная нестабильность

Безопасная среда, доступность психологической помощи

Депрессия осложняет процесс совладания со сложными ситуациями, влияя на способности регулировать эмоции. Особую роль играет влияние социальных сетей — нормализация и героизация самоповреждений в онлайн-сообществах усиливает личностные проблемы подростков.

Психологические механизмы самоповреждающего поведения

Психологическая основа НССП представляет комплекс осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Главное отличие от суицидальной попытки — отсутствие намерения умереть.

Основные функции самоповреждения:

  • Регуляция эмоций и снижение напряжения
  • Самонаказание за воспринимаемые недостатки
  • Способ почувствовать себя живым при деперсонализации
  • Попытка контроля над жизнью
  • Невербальная коммуникация боли

Лишь у 10% подростков присутствует истинное желание покончить с собой, у остальных это «крик о помощи». Однако НССП значительно повышает риск последующих суицидальных попыток.

Влияние цифровой среды на самоповреждающее поведение

Рост самоповреждений специалисты объясняют влиянием информационно-коммуникационных технологий. Британские исследователи обнаружили прямую связь между временем в соцсетях и ухудшением психического благополучия подростков. В социальных сетях популярны опасные челленджи, поощряющие самоповреждения. Подростки создают фейковые аккаунты для самоунижения — новая форма цифрового самоповреждения. По данным CDC США, число девочек 10-14 лет, оскорбляющих себя в сети, растет уже 10 лет.

Для многих виртуальное пространство привлекательнее реальной жизни — там они находят единомышленников и поддержку, которая часто оказывается токсичной.

Методы диагностики самоповреждающего поведения

Своевременная диагностика критически важна, но осложняется стремлением подростков к сокрытию.

Диагностические методы включают:

  • Клиническую беседу для выявления мотивов и частоты
  • Шкалу причин самоповреждающего поведения (Польская Н.А.)
  • Тест эмоционального интеллекта
  • Опросник суицидального риска
  • Исследование самооценки

Внешние признаки: множественные шрамы, свежие порезы на запястьях и бедрах, ношение закрытой одежды в жару, наличие лезвий в личных вещах.

Программы помощи и методы коррекции

Эффективная помощь требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозные и психотерапевтические методы.

Основные направления помощи:

  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Диалектическая поведенческая терапия
  • Семейная терапия
  • Групповая терапия подростков

Медикаментозное лечение включает антидепрессанты и транквилизаторы при диагностированных расстройствах. Профилактика должна включать три уровня: первичный — устранение факторов риска, вторичный — выявление группы риска, третичный — предупреждение рецидивов. Важно обеспечение конфиденциальности и поддержки со стороны родителей, учителей, психологов.


Каждая рана на теле подростка — материализованная душевная боль, ищущая выхода. В мире, где эмоции обесцениваются, самоповреждение становится последним способом быть услышанным. Понимание механизмов явления и комплексная помощь могут разорвать порочный круг боли. Инвестиции в психическое здоровье молодежи — залог благополучия общества завтра.

Источники

  1. Банников Г.С., Федунина Н.Ю. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2016. — Т. 24. — № 3. — С. 42-68.
  2. Дарьин Е.В. Несуицидальное самоповреждающее поведение у подростков // Медицинский вестник Юга России. — 2019. — Т. 10. — № 4. — С. 6-14.
  3. Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения. — М.: Ленанд, 2017. — 328 с.
  4. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение // Консультативная психология. — 2019. — Т. 27. — № 3.
  5. Любов Е.Б., Зотов П.Б. Самоповреждающее поведение подростков: факторы риска // Суицидология. — 2020. — Т. 11. — № 2.
  6. https://www.phag-rostov.ru/articles/antistress-tehniki-dlya-shkolnikov-kak-sohranit-nervy-na-ekzamenah/
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdayuschee-povedenie-detey-i-podrostkov
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самоповреждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с      причинами суицида...

"Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы"

Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.I. Повышение роли семьи в профилактике социально...

Программа профилактики негативных зависимостей и девиантного поведения среди подростков «Жить ЗДОРОВО» - это здорово!

Профилактика девиантного поведения направлена на преду­преждение возникновения у подростков более негативных пове­денческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склон­ности к конфликтам. На дан...

Выступление на педсовете "Девиантное поведение среди подростков "Коридор безопасности"

Материал предназначен для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ по профилактике девиантного поведения....

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....