Программа профилактики негативных зависимостей и девиантного поведения среди подростков «Жить ЗДОРОВО» - это здорово!
рабочая программа на тему
Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика девиантного поведения рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности. Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit_zdorovo_-_eto_zdorovo.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с.Троицкое»
694046, Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое, ул. Центральная 16а
Телефон/факс 8(42441) 94-1-75
Обсуждено и принято Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №5 с. Троицкое
____________________________
Абрамочкина Г.А.
на педагогическом совете приказ по школе
протокол №1 от 28.08.2013г. №815-ОД от 29.08.2013г.
Программа
профилактики негативных зависимостей и девиантного поведения
среди подростков
«Жить ЗДОРОВО» - это здорово!
составители:
социальный педагог И.А. Недоросткова МБОУ СОШ №5 с. Троицкое
педагог-психолог Л.Р. Ахметова
МБОУ СОШ №5 с. Троицкое
Троицкое, 2013
Пояснительная записка
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно – значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими уголовной ответственности. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них – насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую половину своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.
Ранняя профилактика включает:
- изучение индивидуально-психологических особенностей
личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;
- выделение группы детей, поведение которых
настораживает отклонением от общепринятых мер;
- наблюдение за формированием характера ребенка подростка.
Период, в котором формируется личность, является сензитивным в отношении воздействия на нервную систему. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика девиантного поведения рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности. Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:
- беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи;
- комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;
- изучение семейной атмосферы и окружающей среды.
Различные подходы в технологии социально-психологической профилактики дают возможность социальному педагогу, психологу, педагогам образовательного учреждения направить свою деятельность на воспитание подростка, которое осуществляется посредством применения различных видов профилактики: медицинской, психологической, педагогической, то есть систем мер по социальной защите, качественной помощи подросткам, имеющим отклонения в развитии и поведении.
Основные компоненты системы деятельности социально-психолого-педагогического коллектива в профилактике отклонений в поведении обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях:
- выявление обучающихся отклоняющего поведения в 5 классах;
- определение причин отклонений в поведении подростков
6-8 классов;
- разъяснение ответственности за безнравственные действия, ведущие к уголовным преступлениям, обучающимся в 9, 10, 11 классах;
- выполнение ст. 4 п. 11 Закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»: повышение ответственности родителей (законных представителей) за воспитание детей и создание необходимых условий для получения детьми образования;
- выполнение ст.5 Закона Сахалинской области « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Сахалинской области».
Цель программы: воспитание устойчивых положительных нравственных качеств школьников.
Основные задачи:
1. создание системы социально-педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков в рамках единого образовательного пространства;
2. формирование эффективной системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка;
3.психолого-педагогическое просвещение и повышение
культурно-образовательного уровня родителей;
4. взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями, органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка;
5. создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков;
6. проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении по предупреждению негативных зависимостей и девиантного поведения.
В реализации программы участвуют:
- директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, педагог – библиотекарь, педагоги – организаторы, учителя – предметники; классные руководители.
- представители правоохранительных органов;
- представители общественных организаций;
- специалисты медицинских учреждений.
Механизм реализации программы
• Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
• Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы
- создание системы помощи родителям в формировании положительного нравственного образа жизни семьи;
- повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
- создание системы социально-педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков;
- создание условий для ЗОЖ и его пропаганды;
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Программа позволит:
-использовать существующие возможности школьного педагогического и ученического коллективов, в микросоциуме школы и объединить разрозненные усилия педагогов, психолога и социального педагога, медиков, работников правоохранительных органов по профилактике девиантного поведения и повышение значимости института семьи;
- совершенствовать работу по ранней профилактике девиантного поведения обучающихся, которая включает:
- изучение индивидуально-психологических особенностей
личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;
- выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;
- наблюдение за формированием характера подростка;
- ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по изучению семейной атмосферы и окружающей среды, и ее влияние на развитие и поведение ребенка.
I этап. Подготовительный (2013-2014гг.)
II этап. Организационный ( 2014-2016гг.)
III этап. Заключительный ( 2016-2017 гг.)
План мероприятий по реализации программы « Жить здорово» - это здорово!
1.Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы
Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнитель |
1.1Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы. | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР., руководители МО классных руководителей, социальный педагог, педагоги. |
1.2 Изучение действующих правовых и нормативных актов по вопросам воспитания, защите прав и интересов несовершеннолетних детей и подростков. | Постоянно | Заместитель директора по ВР., руководители МО классных руководителей, социальный педагог, педагоги |
1.3 Анализ состояния воспитательно-профилактической работы | По плану | Заместитель директора по ВР, соц. пед., кл.руководители. |
1.4 Диагностические мероприятия по выявлению проблемных подростков и семей зоны особого внимания. | Постоянно | Социальный педагог, психолог, классные руководители. |
1.5 Разработка мероприятий по профилактике негативных зависимостей, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | В течение года. | Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, педагог – библиотекарь, педагог – организатор. |
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики
(работа с педагогическим коллективом).
2.1Составление социального паспорта ОУ, классов.
| Ежегодно | Социальный педагог, классные руководители. |
2.2 Создание банка данных на различные категории обучающихся из: - малообеспеченных семей; - неблагополучных семей; - неполных семей; - многодетных семей; - обучающихся, состоящих на ВШУ; - обучающихся, состоящих на учете в КДН; - обучающихся, состоящих на учете в ОДУУП и ПДН ОП; - опекаемых; - воспитанников детского дома;
| Сентябрь | Социальный педагог, классные руководители. |
2.3 Уточнение банка данных на различные категории обучающихся, их семей. | В течение всего периода | Социальный педагог, классные руководители. |
2.4 Семинары, круглые столы классных руководителей по проблеме «Система работы с «трудными» школьниками. | По плану МО | Заместитель директора по ВР, социальный педагог. |
2.5 Подготовка методических материалов для классных руководителей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. | В течение всего периода | Администрация школы, психолог, социальный педагог. |
2.6 Проведение консультативных встреч, практических занятий с педагогами по вопросам правовой защиты детей, и ответственности несовершеннолетних. | 1 раз в полугодие | Специалисты правоохранительных органов |
2.7 Разработка тематики родительских собраний | В течение всего периода | Педагоги |
2.8 Индивидуальные и групповые консультации для педагогов школы по возникшим проблемам в обучении подростков. | В течение всего периода | Администрация, педагог - психолог, социальный педагог. |
2.9 Семинары, педагогические советы, совещания педагогов по повышению психолого – медико – педагогической и социальной культуры педагогов и родителей обучающихся по оказанию помощи в профилактической работе. | Постоянно, в течение всего периода. | Администрация школы, психолог, социальный педагог, педагоги. |
3. Взаимодействие общеобразовательного учреждения с семьей.
3.1. Выявление и распространение позитивного опыта семейного воспитания. | В течение всего периода | Администрация, педагоги. |
3.2 Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. | В течение всего периода | Заместитель. директора по ВР, классные руководители, социальный. педагог, педагоги – организаторы. |
3.4 Разработка индивидуальных планов реабилитирующих мероприятий с семьями, состоящими на различных видах учета. | В течение всего периода | Классные руководители, социальный педагог. |
3.5 Индивидуальное семейное консультирование родителей по предупреждению алкоголизации, наркотизации, безнадзорности, правонарушений. наркотизанаркотизации | В течение всего периода | Социальный педагог, педагог – психолог. |
3.6 Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха, летних семейных походов и т. п. | В течение всего периода | Педагоги-организаторы, заместитель директора по ВР, классные руководители. |
3.7 Организация медико – психолого –педагогического и социального просвещения родителей: - «Права и обязанности семьи»; - «Боремся с вредными привычками»; - «Наркомания – надвигается беда»; - «Оздоровление ребенка – основа будущего»; - «Проблемы подросткового возраста»; - Разработка и распространение тематических памяток, брошюр, буклетов по профилактике суицидов, употреблению ПАВ, курению; вопросам семейного воспитания. Психологическая помощь родителям в форме лекции, индивидуального консультирования по темам: 1.Возрастные особенности подростка. 2.Основные критерии нервно-психологического развития ребенка. 3.Стиль воспитания в семье и его влияние на поведение ребенка. 4. Лекции для классных родительских коллективов по теме: «ЗОЖ» | В течение всего периода | Администрация школы, социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители, специалисты ФАП. |
3.8 Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный. педагог. |
3.9 Работа с семьями «особого внимания» (посещения, консультации, распространение памяток, буклетов, брошюр по вопросам воспитания). | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог, инспектор по делам несов -тних. |
3.10 Психофизическая диагностика детей. | По запросу родителей | Социально- психологическая служба |
3.11 Коммуникативные тренинги для детей и родителей. | По запросу | Социально- психологическая служба |
3.12 Родительский всеобуч по профилактике негативного поведения несовершеннолетних, преступлений и правонарушений. | 1 раз в четверть | Специалисты правоохранительных органов |
3.13 Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов родительского комитета | По необходимости | Классные руководители. |
3.14 Консультации для родителей по профессиональной ориентации обучающихся | В течение всего периода. | Социально- психологическая служба |
4. Взаимодействие с ведомственными учреждениями.
4.1 Организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий. В которых они проживают. | Август | Администрация, отдел полиции. |
4.2 Организация работы по выявлению подростков, склонных к кражам, употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, аморальным поступкам. | В течение всего периода | Администрация, социальный педагог, классные руководители. |
4.3 Проведение рейдов под условным названием «Школьник» | 1 раз по необходимости, по необходимости. | Отдел полиции, классные руководители. |
4.4 Проведение рейдов в семьи, находящиеся в социально – опасном положении. | В течение всего периода | Отдел полиции, классные руководители, социальный педагог. |
4.5 Организация правовых лекториев с привлечением всех служб профилактики. | Ноябрь, апрель | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, отдел полиции. |
4.6 Совместная работа в работе школьных Советов профилактике. | Ежемесячно | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, отдел полиции. |
4.7 Проведение профилактических лекториев для родителей по темам: - «Об ответственности родителей за воспитание детей»; - «Об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных деяний»; - «Осторожно! Наркотики!»; - «Пагубные привычки»; - «Влияние на подростка наркотиков и алкоголя» | Ежегодно: октябрь, март - апрель | Администрация, ГДН, классные руководители. Специалисты ЦРБ |
4.8 Взаимодействие с органами социальной защиты, опеки и попечительства. | Весь период |
5. Профилактика курения, употребления алкоголя, наркотиков и правонарушений несовершеннолетних.
5.1 Вовлечение обучающих в объединения дополнительного образования детей | В течение всего периода | Классные руководители. |
5.2 Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения: • недель профилактики; • ЕДП (единого дня профилактики); | Постоянно | Заместитель директора по ВР, классные руководители, специалисты правоохранительных органов, социальный педагог. |
5.3 Участие обучающихся в акциях: - Всероссийская акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам; - «Забота». | Ежегодно по плану | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги – организаторы, социальный педагог. |
5.4 Индивидуально – групповая работа с обучающимися, состоящими на различных формах учета. | Постоянно | Педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители. |
5.5 Проведение спортивных мероприятий под девизом « Мы за здоровый образ жизни» | По плану | Учителя физической культуры, классные руководители. |
5.6 Организация отдыха обучающихся в каникулярное время | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги – организаторы, |
5.7 Расширение представлений обучающихся о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений | В течение всего периода | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги – организаторы. |
5.8 Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве | Весь период | Социальный педагог, классные руководители. |
5.9 Защита прав и интересов обучающихся оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. | Весь период | Социальный педагог, педагог – психолог. |
5.10 Классные часы, ролевые игры, тренинги, беседы с обучающимися о вреде наркомании, токсикомании и табакокурения, ПАВ на их здоровье и жизнь. | По плану. | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог – библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы. |
5.11 Профориентационная работа с обучающимися. | Постоянно, в течение всего периода | Классные руководители, педагог – библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы. |
5.12 Оформление стендов, информационных бюллетеней, плакатов и др. наглядного материала по профилактике наркомании и токсикомании. | В течение всего периода | Классные руководители, педагог – библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы, педагоги. |
5.13 Проведение декад по борьбе с вредными привычками. | По плану | Классные руководители, педагог – библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы, педагоги. |
5.14 Психологическая диагностика обучающихся с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков и курению. | По плану | Педагог – психолог, социальный педагог. |
5.15 Проведение с обучающимися тренингов по преодолению проблем общения, снятия эмоционального напряжения.
| По запросу | Психолог, социальный педагог. |
5.16 Организации и проведение школьных рейдов « Улица и школьник», «Всеобуч». | Весь период | Администрация, заместитель директора по ВР. |
5.17 Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве. | Весь период | Социальный педагог, классные руководители, инспектор ОДН., |
5.18 Защита прав и интересов обучающихся оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. | Весь период | Социальный педагог, психолог, классные руководители.
|
5.19 Организация работы школьного Совета профилактики. | Весь период | Администрация, кл. руководители, инспектор ОДН., педагог - психолог, соц. педагог. |
Список использованной литературы
1.Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
2. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996. 160 с.
3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Филантроп, 1995. 654 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
- Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 1995. -Вып. 1. С. 95 100.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Основы дефектологии / под ред. Т.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
- Гонеев А Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
- Гумбалът В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. 451 с.
- Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика, 2004. - № 1. - С. 12-18.
- Димскис Л. С. Значение жестового общения в семейном воспитании глухих детей // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999. - C. 167-179.
- Дети с отклонениями в развитии / сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997. - 127 с.
- Дефектология: Словарь-справочник / авт. -сост. С. С. Степанов; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
- Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А М. Психология / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 464 с.
15. Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении / Е.В. Толмачева. – Волгоград 2002г.
16.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: руководство для работников системы общего образования / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский государственный фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.
17. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: учитель, 2008. – 172 с.
18.Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: методическое пособие / Т. Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
19. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. / Е.Г. Лозовская. – Волгоград. 2005г.
- Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: издательский дом «Новый учебник», 2003. – 208 с.
21. Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников», М., 2004 г.
22.Н.И. Дереклеева «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся», М., 2004 год.
23.Е.Гедзь, Н.Середенко «Профилактика девиантного поведения подростков», Школьный психолог, август, 2004 год, №29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"
Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к...
Доклад на тему: "Негативные явления в молодежной среде и профилактика здорового образа жизни"
В докладе рассмотрены проблемы алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, а также отношение современных подростков к абортам и ассоциальным поведениям. Представлены мероприятия по поддерж...
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни
Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни...
Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современном мире сложилась ситуация, когда подростки, молодые люди вовлекаются в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем, наркоти...
Программа "Восхождение к себе " по профилактике негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся
Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков...
План работы по профилактике негативных зависимостей
Методическая разработка "План работы по профилактике негативных зависимостей" будет полезна для заместителей директора по ВР...