Программа профилактики негативных зависимостей и девиантного поведения среди подростков «Жить ЗДОРОВО» - это здорово!
рабочая программа на тему

Профилактика девиантного поведения направлена на преду­преждение возникновения у подростков более негативных пове­денческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склон­ности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика девиантного поведения рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности. Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подро­стков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhit_zdorovo_-_eto_zdorovo.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с.Троицкое»

694046, Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое, ул. Центральная 16а

Телефон/факс 8(42441) 94-1-75

                   

Обсуждено и принято                                                            Утверждаю

                                                                 Директор МБОУ  СОШ №5 с. Троицкое

____________________________

Абрамочкина Г.А.

на педагогическом совете                                              приказ по школе

протокол №1 от 28.08.2013г.                                         №815-ОД от 29.08.2013г.

Программа

 профилактики негативных зависимостей и  девиантного поведения

среди подростков

        «Жить ЗДОРОВО» - это здорово!

                                         

               

                 

               составители:

                                                            социальный педагог И.А. Недоросткова МБОУ СОШ №5 с. Троицкое

                                                            педагог-психолог  Л.Р. Ахметова

  МБОУ СОШ №5 с. Троицкое

                                                   

                                          Троицкое, 2013

                                     

                               

                                        Пояснительная записка

«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно – значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный закон РФ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных  психотропных препаратов, алкоголя. И как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи    возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100  тысяч из них совершаются детьми, не достигшими уголовной ответственности. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них – насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую половину  своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов,  контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних,  формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.

Ранняя профилактика включает:

-        изучение индивидуально-психологических особенностей
личности с момента поступления ребенка в образовательное  учреждение;

-        выделение группы детей, поведение которых

настораживает отклонением от общепринятых мер;

-        наблюдение за формированием характера ребенка подростка.

Период, в котором формируется личность, является сензитивным в отношении воздействия на нервную систему. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика девиантного поведения рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности. Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

  • беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи;
  • комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;
  • изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактики дают возможность социальному педагогу, психологу, педагогам образовательного учреждения направить свою деятельность на воспитание подростка, которое осуществляется посредством применения различных видов профилактики: медицинской, психологической, педагогической, то есть систем мер по социальной защите, качественной помощи подросткам, имеющим отклонения в развитии и поведении.

Основные компоненты системы деятельности социально-психолого-педагогического коллектива в профилактике отклонений в поведении  обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях:

  • выявление обучающихся отклоняющего  поведения в  5 классах;
  • определение причин отклонений в поведении подростков

6-8 классов;

  • разъяснение ответственности за безнравственные действия, ведущие к уголовным преступлениям, обучающимся в 9, 10, 11 классах;
  • выполнение ст. 4 п. 11 Закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»: повышение ответственности родителей (законных представителей) за воспитание детей и создание необходимых условий для получения детьми образования;
  • выполнение  ст.5 Закона Сахалинской области « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Сахалинской области».

               

Цель  программы: воспитание устойчивых положительных нравственных качеств  школьников.

Основные задачи:

1. создание  системы социально-педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков в рамках единого образовательного пространства;

2. формирование эффективной системы взаимодействия семьи и     образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка;

3.психолого-педагогическое просвещение и повышение
  культурно-образовательного уровня родителей;

4. взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями,  органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка;

5. создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков;

6. проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении по предупреждению негативных зависимостей и девиантного поведения.

В реализации программы участвуют:

  • директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной  работе, заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, педагог – библиотекарь, педагоги – организаторы, учителя – предметники; классные руководители.
  • представители правоохранительных органов;
  • представители общественных организаций;
  • специалисты медицинских учреждений.

Механизм реализации программы

•   Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

•   Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • создание системы помощи родителям в формировании положительного нравственного образа жизни семьи;
  • повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
  • создание системы социально-педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков;
  • создание условий для ЗОЖ и его пропаганды;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

   Программа позволит:

-использовать существующие возможности школьного педагогического и ученического коллективов, в микросоциуме школы и объединить разрозненные усилия педагогов, психолога и социального педагога, медиков, работников правоохранительных органов по профилактике девиантного поведения и повышение значимости института семьи;

- совершенствовать работу по ранней  профилактике девиантного поведения обучающихся, которая  включает:

-        изучение индивидуально-психологических особенностей
личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;

-        выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

-        наблюдение за формированием характера подростка;

- ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по изучению семейной атмосферы и окружающей среды, и ее влияние на развитие  и поведение ребенка.

  I этап.   Подготовительный (2013-2014гг.)

       II этап.  Организационный ( 2014-2016гг.)

       III этап. Заключительный  ( 2016-2017 гг.)

План мероприятий  по реализации программы « Жить здорово» - это здорово!

1.Подготовка  нормативно-правовой  базы по организации профилактической работы

Мероприятия

Сроки  исполнения

Исполнитель

1.1Подготовка  нормативно-правовой  базы по организации профилактической работы.  

В   течение всего    периода

Заместитель директора  по ВР., руководители МО классных   руководителей,  социальный педагог, педагоги.

1.2 Изучение действующих правовых и нормативных актов по вопросам воспитания,  защите прав и интересов  несовершеннолетних детей и подростков.

Постоянно

Заместитель директора  по ВР., руководители  МО классных руководителей, социальный педагог, педагоги

1.3  Анализ состояния воспитательно-профилактической работы

По плану

Заместитель  директора по ВР, соц.

пед., кл.руководители.

1.4 Диагностические мероприятия по выявлению проблемных подростков и  семей зоны особого внимания.

Постоянно

Социальный  педагог, психолог,

классные руководители.

1.5 Разработка мероприятий по профилактике негативных зависимостей, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В течение года.

Зам. директора по ВР,

социальный  педагог, психолог, педагог – библиотекарь, педагог – организатор.

2. Информационно-методическое обеспечение профилактики

(работа с педагогическим коллективом).

2.1Составление социального паспорта ОУ, классов. 

 

Ежегодно

Социальный

 педагог,

классные

руководители.

2.2 Создание банка данных на различные категории обучающихся из:

- малообеспеченных  семей;

- неблагополучных  семей;

-  неполных семей;

- многодетных семей;

-  обучающихся, состоящих на ВШУ;

- обучающихся, состоящих на учете в КДН;

- обучающихся, состоящих на учете в  ОДУУП и ПДН ОП;

- опекаемых;

- воспитанников детского дома;

 

Сентябрь

Социальный педагог,

классные руководители.

2.3 Уточнение банка данных на различные категории обучающихся, их семей.

В течение всего периода

Социальный педагог,

 классные руководители.

2.4 Семинары, круглые столы классных руководителей по проблеме «Система     работы с «трудными» школьниками.

По плану

МО

Заместитель директора по ВР,

социальный педагог.

2.5  Подготовка методических материалов для классных руководителей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

В течение всего периода

Администрация школы,

психолог, социальный

педагог.

2.6 Проведение консультативных встреч, практических занятий с педагогами по вопросам правовой защиты детей, и ответственности несовершеннолетних.    

1 раз в полугодие

Специалисты

правоохранительных

 органов

2.7 Разработка тематики родительских собраний  

В течение всего периода

Педагоги

2.8 Индивидуальные и групповые консультации для педагогов школы по возникшим проблемам в обучении подростков.

В течение всего периода

Администрация, педагог - психолог,

социальный педагог.

2.9 Семинары, педагогические советы,  совещания педагогов по повышению психолого – медико – педагогической и социальной культуры педагогов и родителей обучающихся по оказанию помощи в профилактической работе.

Постоянно, в течение всего периода.

Администрация школы,

 психолог, социальный

педагог, педагоги.

3.  Взаимодействие  общеобразовательного учреждения с семьей.

3.1. Выявление и распространение позитивного опыта семейного воспитания.

В течение всего периода

Администрация, педагоги.

3.2 Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

В течение всего периода

Заместитель. директора  по ВР, классные руководители, социальный. педагог, педагоги – организаторы.

3.4 Разработка индивидуальных планов реабилитирующих мероприятий с семьями, состоящими на различных видах учета.

В течение всего периода

Классные руководители, социальный педагог.

3.5 Индивидуальное семейное консультирование родителей по предупреждению алкоголизации, наркотизации, безнадзорности, правонарушений.

наркотизанаркотизации

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог – психолог.

3.6 Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха, летних семейных походов и т. п.

В течение всего периода

Педагоги-организаторы, заместитель  директора  по ВР, классные руководители.

3.7  Организация медико – психолого –педагогического и социального просвещения родителей:

 - «Права и обязанности семьи»;

- «Боремся с вредными привычками»;

- «Наркомания – надвигается беда»;

- «Оздоровление ребенка – основа будущего»;

- «Проблемы подросткового возраста»;

 - Разработка и распространение тематических  памяток, брошюр, буклетов по

профилактике суицидов, употреблению ПАВ,

курению; вопросам семейного воспитания.

 Психологическая помощь родителям

в форме лекции, индивидуального консультирования по темам:

1.Возрастные особенности подростка.

2.Основные критерии нервно-психологического развития ребенка.

3.Стиль воспитания в семье и его влияние на поведение ребенка.

 4. Лекции для классных родительских коллективов по теме: «ЗОЖ»

В течение всего периода

  Администрация школы, социальный педагог,  педагог - психолог, классные руководители, специалисты ФАП.

  3.8   Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др.

Ежегодно

Заместитель директора  по ВР, классные руководители, социальный. педагог.

3.9 Работа с  семьями  «особого  внимания»

(посещения,  консультации,  распространение

памяток, буклетов, брошюр по вопросам воспитания).                               

Постоянно

Классные руководители, социальный педагог, инспектор по делам несов -тних. 

3.10  Психофизическая диагностика детей.

По запросу родителей

Социально- психологическая  служба

  3.11 Коммуникативные тренинги для  детей и родителей.

По запросу

Социально- психологическая  служба

3.12 Родительский всеобуч по профилактике негативного поведения несовершеннолетних, преступлений и правонарушений.

1 раз в четверть

Специалисты правоохранительных органов

3.13 Привлечение к работе с «трудными» обучающимися             членов  родительского комитета                                           

По необходимости

Классные руководители.

3.14 Консультации для родителей по профессиональной ориентации обучающихся

В течение всего периода.

Социально- психологическая  служба

4. Взаимодействие с ведомственными учреждениями.  

4.1 Организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий. В которых они проживают.

Август

Администрация, отдел полиции.

4.2 Организация работы по выявлению подростков, склонных к кражам, употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, аморальным поступкам.

В течение всего периода

Администрация, социальный педагог, классные руководители.

4.3 Проведение рейдов под условным названием  «Школьник»

1 раз по необходимости,

по необходимости.

Отдел полиции, классные руководители.

4.4 Проведение рейдов в семьи, находящиеся в социально – опасном положении.

В течение всего периода

Отдел полиции, классные руководители, социальный педагог.

4.5 Организация правовых лекториев с привлечением всех служб профилактики.

Ноябрь, апрель

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, отдел полиции.

4.6 Совместная работа в работе школьных Советов профилактике.

Ежемесячно

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, отдел полиции.

4.7 Проведение профилактических лекториев для родителей по темам:

- «Об ответственности родителей за воспитание детей»;

- «Об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных деяний»;

- «Осторожно! Наркотики!»;

- «Пагубные привычки»;

- «Влияние на подростка наркотиков и алкоголя»

Ежегодно:

октябрь,

март - апрель

Администрация,

ГДН, классные руководители.

Специалисты ЦРБ

4.8 Взаимодействие с органами социальной защиты, опеки и попечительства.

Весь период

5. Профилактика  курения, употребления алкоголя, наркотиков и правонарушений несовершеннолетних.

5.1 Вовлечение обучающих    в  

 объединения дополнительного образования детей

В течение всего

периода

 Классные руководители.

5.2 Повышение правовой грамотности обучающихся путем                                          

проведения:

•        недель профилактики;

•        ЕДП (единого дня профилактики);

Постоянно

  Заместитель  директора по ВР,  классные руководители, специалисты правоохранительных органов,

социальный педагог.

5.3 Участие обучающихся в акциях:

- Всероссийская  акция  «Я выбираю спорт  как  альтернативу пагубным привычкам;

- «Забота».

Ежегодно

по плану

Заместитель директора по ВР,  классные руководители, педагоги – организаторы,

социальный педагог.

5.4 Индивидуально – групповая работа с обучающимися, состоящими на различных формах учета.

Постоянно

Педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители.

5.5 Проведение спортивных мероприятий под девизом « Мы за здоровый образ жизни»

По плану

Учителя физической культуры, классные руководители.

5.6 Организация отдыха обучающихся в каникулярное время

Ежегодно

Заместитель директора по ВР,  классные руководители, педагоги – организаторы,

5.7 Расширение представлений обучающихся о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений

В течение всего периода

Заместитель  директора по ВР, классные руководители, педагоги – организаторы.

5.8 Выявление и поддержка обучающихся,  нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве

Весь период

Социальный педагог, классные руководители.

5.9 Защита прав и интересов обучающихся оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Весь период

Социальный педагог, педагог – психолог.

5.10 Классные часы, ролевые игры, тренинги, беседы с обучающимися о вреде наркомании, токсикомании и табакокурения, ПАВ на их здоровье и жизнь.

По плану.

Заместитель  директора по ВР, классные руководители, педагог – библиотекарь,

социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы.

5.11 Профориентационная работа с обучающимися.

Постоянно, в течение всего периода

Классные руководители, педагог – библиотекарь,

социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы.

5.12 Оформление стендов, информационных бюллетеней, плакатов и др. наглядного материала по профилактике наркомании и токсикомании.

В течение всего периода

Классные руководители, педагог – библиотекарь,

социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы, педагоги.

5.13 Проведение декад по борьбе с вредными привычками.

По плану

Классные руководители, педагог – библиотекарь,

социальный педагог, педагог – психолог, педагоги – организаторы, педагоги.

5.14 Психологическая диагностика обучающихся с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков и курению.

По плану

Педагог – психолог, социальный педагог.

5.15  Проведение с обучающимися тренингов по преодолению

проблем общения, снятия эмоционального напряжения.

 

По запросу

Психолог,

социальный педагог.

5.16 Организации и проведение школьных рейдов « Улица и школьник», «Всеобуч».

Весь период

Администрация,  

заместитель директора по ВР.

5.17 Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве.

Весь период

 Социальный педагог,

классные руководители,

инспектор ОДН.,

5.18  Защита прав и интересов обучающихся оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Весь период

Социальный педагог, психолог, классные руководители.            

 

5.19 Организация работы школьного Совета  

профилактики.

Весь период

Администрация,  

кл. руководители,

инспектор ОДН.,

педагог - психолог,

соц. педагог.


Список использованной  литературы

1.Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.

2. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996.     160 с.

3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Филантроп, 1995.     654 с.

  1.  Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
  2. Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 1995. -Вып. 1.     С. 95  100.   
  3.  Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Основы дефектологии / под ред. Т.
  4.  Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
  5.  Гонеев А Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
  6.  Гумбалът В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.     451 с.
  7.  Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика, 2004. - № 1. - С. 12-18.
  8.  Димскис Л. С. Значение жестового общения в семейном воспитании глухих детей // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999. - C. 167-179.
  9.  Дети с отклонениями в развитии / сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997. - 127 с.
  10.  Дефектология: Словарь-справочник / авт. -сост. С. С. Степанов; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
  11.  Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А М. Психология / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 464 с.

15.   Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении / Е.В. Толмачева. – Волгоград 2002г.

16.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: руководство для работников системы общего образования / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский государственный фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.

17. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: учитель, 2008. – 172 с.

18.Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: методическое пособие / Т. Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

19. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. / Е.Г. Лозовская. – Волгоград. 2005г.

  1. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: издательский дом «Новый учебник», 2003. – 208 с.

 21.  Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников», М., 2004 г.  

 22.Н.И. Дереклеева «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся», М., 2004 год.

23.Е.Гедзь, Н.Середенко «Профилактика девиантного поведения подростков», Школьный психолог, август, 2004 год, №29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"

Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к...

Доклад на тему: "Негативные явления в молодежной среде и профилактика здорового образа жизни"

В докладе рассмотрены проблемы алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, а также отношение современных подростков к абортам и ассоциальным поведениям. Представлены мероприятия по поддерж...

Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни

Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни...

Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

          В современном мире сложилась ситуация,  когда подростки, молодые люди вовлекаются  в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем,  наркоти...

Программа "Восхождение к себе " по профилактике негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков...

План работы по профилактике негативных зависимостей

Методическая разработка "План работы  по профилактике негативных зависимостей" будет полезна для заместителей директора по ВР...