«Методическое обеспечение преподавателей-организаторов ОБЖ (ОБЗР)».
статья

Сочнева Наталья Владимировна

В статье говорится о трансформации учебного предмета ОБЖ в учебный предмет ОБЗР. В частности проводится сравнение модулей по ОБЗР и ОБЖ на уровне ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный образовательный форум

«Развитие муниципальной системы образования

 в контексте основных стратегических ориентиров»

Переговорная площадка №2.

 «Трансформация предмета ОБЖ в учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»: преемственность и нововведения»

Тема доклада:

«Методическое обеспечение преподавателей-организаторов ОБЖ (ОБЗР)».

        Подготовила:

Сочнева Наталья Владимировна,

преподаватель-организатор ОБЖ (ОБЗР)

 МОУ «СОШ № 21 им. И.М. Каплунова»

ЭМР Саратовской области

26 августа 2024 год

На уровнях ООО и СОО с 1 сентября 2024 года ОБЖ меняют на ОБЗР - «Основы безопасности и защиты Родины». Появилась и одноименная предметная область (п. 162(1).1 ФОП ООО, п. 127(1).1 ФОП СОО). В содержании предмета реструктурировали модули, сместили акценты в предметных результатах освоения.

На уровне ООО ОБЗР включает 11 модулей вместо 10, которые были в федеральной программе по ОБЖ. Для некоторых сохранили прежние названия. Пусть это не вводит в заблуждение, так как содержание привычных модулей и их планируемые результаты освоения также изменили. В таблице - сравнение модулей ОБЗР и ОБЖ.

Сравнение названий модулей по ОБЗР и ОБЖ на уровне ООО

Модули ОБЗР

Модули ОБЖ

  1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства.
  2. Военная подготовка. Основы военных знаний.
  3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
  4. Безопасность в быту.
  5. Безопасность на транспорте.
  6. Безопасность в общественных местах.
  7. Безопасность в природной среде.
  8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи.
  9. Безопасность в социуме.
  10. Безопасность в информационном пространстве.
  11. Основы противодействия экстремизму и терроризму
  1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
  2. Безопасность в быту.
  3. Безопасность на транспорте.
  4. Безопасность в общественных местах.
  5. Безопасность в природной среде.
  6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.
  7. Безопасность в социуме.
  8. Безопасность в информационном пространстве.
  9. Основы противодействия экстремизму и терроризму.
  10. Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения

На уровне СОО разработчики убрали вариативность модулей и оставили только один вариант перечня вместо двух. Названия модулей ОБЗР больше похожи на второй вариант перечня модулей ОБЖ. Главное новшество - «Основы военной подготовки» стали самостоятельным модулем.

Теперь их всего одиннадцать:

  • «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
  • «Основы военной подготовки»;
  • «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
  • «Безопасность в быту»;
  • «Безопасность на транспорте»;
  • «Безопасность в общественных местах»;
  • «Безопасность в природной среде»;
  • «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
  • «Безопасность в социуме»;
  • «Безопасность в информационном пространстве»;
  • «Основы противодействия экстремизму и терроризму».

На обоих уровнях сохранили условие, что конкретное наполнение модулей можно корректировать и конкретизировать с учетом региональных особенностей. Также школа вправе самостоятельно определять последовательность освоения модулей (п. 162(1).4.5.4 ФОП ООО, п. 127(1).4.5.4 ФОП СОО).

Оставили прежним и количество часов, рекомендованных для изучения ОБЗР: в 89-х классах - 68 часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана; в 10- 11-х классах - 68 часов (п. 162(1).2.13 ФОП ООО, п. 127(1).2.13 ФОП СОО).

ФРП по ОБЗР остаются обязательными для непосредственного применения при реализации ООП ООО и СОО (ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ).

Если учитель  не хочет добавлять другие темы, связанные с региональными особенностями, можно в ООП сослаться на федеральные программы. Это облегчит работу педагогов, так как разработчики внесли много существенных изменений в ФРП по ОБЗР по сравнению с ОБЖ.

На уровне СОО рекомендуем добавить в модуль № 2 «Основы военной подготовки» учебные сборы. Разработчики ФОП их не упоминают. Однако сборы остаются обязательными для всех учеников мужского пола, которые осваивают программу среднего общего образования (ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Введены учебные сборы в 8-м классе (в течение трех дней), в 10-м классе сборы так же остаются (в течение 5 дней).

1. Сборы могут проводиться на базе учебно-методических Центров военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" и/или "Патриот" в рамках ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2. В рамках реализации федеральных образовательных программ по ОБЗР предусмотрены УЧЕБНЫЕ СБОРЫ. Понятие "военно-полевые сборы" не используется.

3. План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Занятия по внеурочной деятельности являются обязательными для посещения обучающимися.

Внедрение новой образовательной программы подразумевает не только изменения в содержании учебных предметов, но также требует разработки новых учебников и методических пособий, соответствующих обновленным стандартам.

4. При отсутствии возможности проведения учебных сборов на базе указанных центров учебные сборы могут проводиться на базе образовательных организаций или на базе воинских частей.

5. Тарификация проводится в рамках часов внеурочной деятельности.

6. Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.

7. В случае отказа обучающихся по религиозным мотивам от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия решение об освобождении от прохождения данной темы занятий принимает руководитель образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей), которое должно быть представлено в образовательную организацию до начала учебных сборов. Образовательная организация организует изучение теоретической части учебных сборов и сдачу зачета для обучающихся, не имеющих возможности принять участие в учебных сборах по уважительным причинам.

Обучение по обновленной программе должно быть систематизированным и полноценным, что невозможно без наличия соответствующих учебных пособий. Поэтому, несмотря на возможные трудности и задержки в разработке, важно, чтобы процесс создания учебника шел оперативно и в срок, чтобы учебные заведения могли эффективно осуществлять обучение по новой программе с момента ее введения. Таким образом, хотя конкретная дата появления нового учебника по ОБЗР пока неизвестна, важно, чтобы данный процесс проходил быстро и эффективно с целью обеспечения успешного внедрения новой образовательной программы и качественной подготовки учащихся к современным вызовам и угрозам.

«Основы Безопасности и Защиты Родины» – предмет, который предполагает не только лекции, но и большое количество практических занятий, а также просмотр тематических фильмов и обучающих видеороликов, бесед учеников и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о разработке методических материалов преподавателя-организатора ОБЖ

Каждый педагог, претендующий на категорию, должен уметь разрабатывать методические материалы: конспекты уроков, сценарии мероприятий, положения о соревнованиях и конкурсах, авторские программы внеуроч...

Аналитическая справка об организации научно-методической деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

В данном материале предлагается краткое описание начно-методической деятельности педагога....

Методическое объединение преподавателей-организаторов ОБЖ

Материалы о моих выступлениях на методическом объединении преподавателей-организаторов ОБЖ,...

Аналитическая справка деятельности преподавателя-организатора ОБЗР

Торба О.А.   убежден в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить учащихся добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельн...

Анализ работы преподавателя-организатора ОБЗР за 2024-25 уч.год

Анализ работы преподавателя-организатора ОБЗР за 2024-25 уч.год содержит разделы: Получение основного общего, среднего общего образования, Всеросмсийская олимпиада школьников, Воинский учет призывнико...