Интерактивное занятие «Карта моего пути»
план-конспект
Цель: содействие формированию целевых ориентаций, умения ставить правильные цели с учётом перспектив и уникальности своей личности (сильных сторон).
Задачи:
- развивать представления о ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании студентов; формировать стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов;
- содействовать формированию навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, а также навыков принятия ответственности за свои действия;
- воспитывать ответственное ценностное отношение к своей жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное занятие «Карта моего пути»
Цель: содействие формированию целевых ориентаций, умения ставить правильные цели с учётом перспектив и уникальности своей личности (сильных сторон).
Задачи:
- развивать представления о ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании студентов; формировать стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов;
- содействовать формированию навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, а также навыков принятия ответственности за свои действия;
- воспитывать ответственное ценностное отношение к своей жизни.
Необходимые материалы: бланки «Карта моего пути, ручки
Упражнение: 10 определений «Кто Я?»
Цель: обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия.
Необходимые материалы: бумага для записи, ручки.
Описание: участники отвечают на вопрос «Кто я?», пишут 10 возможных ответов.
Резюме ведущего: техника направлена на осознание и формирование Я- концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность презентировать самих себя в атмосфере психологической поддержки, эмпатии и душевной сопричастности. Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит участников понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.
Если некоторые участники задумаются и скажут, что 10 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома...
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?
(о семье, о взаимоотношениях в семье)
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Предлагаю вам сделать один шаг к этому познанию.
Человек произрастает из семьи. Очень многое в его характере и способах реагирования определяют семейные взаимоотношения. Семья - это сложная многофункциональная система. Каково наше отношение к родительской семье? Какие плюсы и минусы мы унаследовали? С достаточной ли ответственностью мы думаем о своей будущей семье? Какой мы хотим ее видеть?
Многие рискованные поступки спровоцированы трудностями отношений в собственных семьях. Необходимо помочь участникам увидеть свою родительскую семью в позитивных тонах, создать условия для понимания того факта, что семья – это важнейший ресурс для преодоления жизненных сложностей.
Основная часть.
Упражнение «Карта моего пути»
Цель: введение в тему занятия, обращение к временной перспективе участников.
Необходимые материалы:листы бумаги и маркеры
Описание: На листах бумаги схематично изображается карта «города». Ведущий задает вопросы в хронологическом порядке:
- Где место рождения?
- Где ходил в детский сад?
- Где пошел в школу?
- Где жил дальше?
- Где живешь сейчас?
Каждому предлагается выполнить рисунок на чистом листе - «жизненный путь» или «путь судьбы», представив его произвольным образом, например, в виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны или др.) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты как: счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и другие. По завершении работы представляют свой рисунок с комментариями.
Ведущий резюмирует влияние нравственно-ценностных категорий на нашу жизнь
Участники находят соответствующее место на своей карте, более или менее точно называют адреса, начиная со второго вопроса, рассказывают по одному самому яркому впечатлению, связанному с тем или иным возрастом.
Резюме ведущего: жизнь — это бесценный и исключительный дар, на который приведенный из небытия в бытие человек должен ответить своим призванием и ответственностью, своим мировоззренческим, духовным и нравственным самоопределением, своим созерцанием, служением и творчеством.
Поразительное многообразие жизни создает большие трудности для ее многозначного и исчерпывающего определения как особого явления природы. Во многих определениях жизни, предлагавшихся выдающимися мыслителями и учеными, указываются ведущие свойства, качественно отличающие живое от неживого. Например, Аристотель определял жизнь как «питание, рост, одряхление», М. Биша - как «совокупность функций, сопротивляющихся смерти», А.И. Опарин как «особую очень сложную форму движения материи». Согласно одному из современных определений, жизнь представляет собой некое ядро упорядоченности в менее упорядоченной вселенной.
В. Даль в своем словаре дал понятию жизнь следующее определение: «Жизнь человека – век его – все продолжение земной жизни его от рождения до смерти. В высшем значении, как бытие она относится к душе или к смерти плоти».
Упражнение «Возраст, в котором можно…»
Цель: способствовать оценке своих поступков в континууме «потребление – самореализация», актуализация тенденции к самореализации
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Участники группы в индивидуальном порядке письменно отвечают на вопросы теста. Вопросы зачитывает ведущий:
1.В каком возрасте человек имеет право жениться или выйти замуж? (18 лет, 16 лет – с согласия родителей)
2.В каком возрасте человек может получить водительские права? (18 лет)
3.Каков пенсионный возраст в нашей стране? (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин)
4. С какого возраста по закону человек может купить крепкие алкогольные напитки? (с 21 года)
5. С какого возраста человек может считаться самостоятельным?
6. С какого возраста человек имеет право сам принимать решения?
7. До какого возраста человек может себе позволить не помогать родителям?
8.С какого возраста пора задумываться о планах на жизнь?
9. С какого возраста человек имеет право на уважение?
10. С какого возраста человека можно считать ценным для других людей?
При подведении итогов проверятся точность ответов на вопросы 1-4. Вопросы 5-10 не имеют однозначного ответа и требуют отдельного обсуждения каждый. Из последней группы вопросов возможно обсуждение тех, которые оказались для группы наиболее значимыми. Вопросы определяет ведущий.
Среди направлений обсуждения необходимо отметить вопросы:
- Правда ли, что ребенок является только потребителем благ? Обоснуйте свою позицию.
- Что человек может делать для близких ему людей?Ответ обоснуйте.
Резюме ведущего: Человек в любом возрасте представляет собой ценность для других людей и самого себя. В любом возрасте человек решает те или иные задачи. Нет такого периода в жизни, в котором человек может ничего не требовать от себя.
Дискуссия-обсуждение притчи «Крест»
Цель: способствовать пониманию того, что каждый несет ответственность за свою жизнь, отказу от фаталистических установок
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Предлагается притча
Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на спине свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он догнал их и пошел дальше.
Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. И только хитрый человек остался на этой стороне, потому что его крест оказался слишком коротким.
Вопросы для обсуждения:
- О чем эта притча?
- Какова роль судьбы и самого человека в том, что происходит в его жизни?
- Что может сделать человек в тех обстоятельствах, которые он объективно не в силах изменить?
Резюме ведущего: очень многое из того, что происходит в жизни – дело рук самого человека. Очень важно, совершая те или иные поступки, задумываться о том, к чему они приведут.
Обсуждение проблемы «Зачем нужна семья?», лекция-беседа: «Семья как единый организм»
Цель: осознание собственных установок относительно семьи. Возможность поделиться друг с другом своим жизненным опытом.
Необходимые материалы: не требуются
Описание: мини-лекция. Любая система состоит из отдельных частей. Каждая часть очень важна, она связана с другими частями и оказывает на них влияние. Система организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Система жизнеспособна только тогда, когда все ее компоненты имеются в наличии и поддерживают друг друга. Семья – это социально и психологически поддерживающая система.
Цель семьи - воспитание подрастающего поколения и развитие всех ее членов.
Здоровая семья - открытая система, где есть:
1) пространство для развития каждого Я и есть общее Мы;
2) есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;
3) изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
4) общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
5) самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.
Дисфункциональная семья - семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, а общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, внутри семьи бытуют препятствующие росту ролевые взаимоотношения. В этой семье правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, существуют запреты на их обсуждение.
На основе предложенного материала обсуждается вопрос о том, зачем человеку семья?
Резюме ведущего: одна из основных функций семьи – поддерживать тех, кто ее составляет. Выполнение этой функции невозможно, если поддержка идет только в одну сторону – от родителей к детям. Дети, так же как и родители, являются членами семьи, и также могут и должны оказывать поддержку и помощь своим родным.
Дискуссия-обсуждение притчи «Булочка»
Цель: формирование умения отличать добрый поступок от «медвежьей услуги».
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Вниманию группы предлагается притча:
Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала пополам свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она, наконец-то, не вытерпела и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть. В ответ муж сказал ей: «Какое счастье! Сколько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть булочки, и, наконец, мое желание сбылось!».
Обсуждаются вопросы:
- О чем эта притча?
- Почему самоотверженный поступок жены нельзя назвать добрым в полной мере?
Резюме ведущего: Иногда в совершении добрых поступков человек переходит ту грань, за которой доброта перестает быть добротой. Это часто случается тогда, когда к самоотверженности примешивается самолюбование: «Ах, какой я молодец, какой я добрый», и интересы других людей отодвигаются на второй план.
Упражнение «Ладошка»
Цель: формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи, предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу. Упражнение направлено на получение участниками позитивной обратной связи, на возможность выражения позитивных эмоций
Необходимые материалы:
Описание: приложение: задание 4. В центре ладони пишет свое имя. Затем лист передают соседу справа, он в течение нескольких секунд пишет на листе, что-то, что нравится в человеке - хозяине ладони. Так листочки обходят весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде в каждом пальце написано то, что нравится в хозяине руки.
Завершение работы «Обратная связь»
Приложение
Ф.И.____________________________________
«Карта моего пути»
- Где место рождения?
- Где ходил в детский сад?
- Где пошел в школу?
- Где жил дальше?
- Где живешь сейчас?
- Счастливые места и даты!
«Моё имя»
«Моё будущее…»
Мои цели _____________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________Мои перспективы _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мои таланты __________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Интерактивный кроссворд "Улицы моего города"
Данный кроссворд был создан к годовщине г.Братска. Интерактивность в презентации создана с помощью технологии создания триггеров, может быть полезным для тех, кто стремится расширить спектр техн...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
Интерактивная доска на моих уроках физики
Значение ИКТ в современной школе и мой анализ мультимедийных программ по физике....

Технологическая карта занятия " Музыка моего Нерюнгри"
Технологическая карта музыкального занятия для 6-7 классов....
Тренинговое занятие "КАРТА МОЕГО ТЕЛА"
Тренинговое занятие «Карта моего тела»Самовосприятие тела, отношение к нему - это то, что напрямую влияет на здоровье, самооценку, отношения с партнерами. В основном каждый эксплуатирует с...


