Эссе-доклад "о великих педагогах"
материал

Дьяченко Юрий Витальевич

Лысенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lysenkova.docx15.56 КБ
Файл lysenkova.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Софья Николаевна Лысенкова родилась в Москве в 1924 году. В 1946 г. поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. Так же она работала и в других школах. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году. К концу 60-х Софья Николаевна открыла первый из своих трех основных педагогических приемов: чтобы уменьшить объективную трудность освоения сложных вопросов программы обучения, надо опережать их введение в учебный процесс.

В этом и состоит первый прием. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При учитываются характер опережений: частота опережений, длина или дальность опережения -- в пределах урока, системы уроков, учебного курса, межпредметные опережения). Трудную тему начинает на много раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.  А самое главное в период перспективной подготовки ученики не обременяются домашним заданием по этой теме, что сводит и основную тему к минимальному домашнему заданию.

Опережение, по Лысенковой, — это замена обычной и привычной линейной. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, - по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5-10 минут урока, это позволяет в будущем сэкономить время.

Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку учащиеся быстрее воспринимают новый материал.

Вторым приемом, на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» является, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения.

В практической деятельности С.Н. Лысенкова использует и алгоритмы. В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами, а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц, карточек - это и есть так называемый третий прием системы С.Н. Лысенковой. Выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты.

Важно отметить, что опережение - это не бездумная гонка за счет спрессовывания времени ценой отставания слабых. Это гениальное открытие - удивительно простое и одновременно сложное. Потому что, работая по этой системе, учитель не может приходить на занятие неподготовленным, не может бездумно отбарабанить очередную тему, закрепить ее, опросить по ней. Учитель одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения - ювелирная работа, вдумчивая.

Однако я считаю, что для молодого учителя такой уровень недостижим. Потому что такие траектории под силу уже опытным педагогам, однако пробовать подобные методы стоит и уже применяются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗА ПРИВЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ РАМКАМИ

Слайд 2

ЗА ПРИВЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ РАМКАМИ

Слайд 3

ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА Родилась в Москве в 1926 Там же работала учителем начальных классов с 1946 Первые публикации с 1970

Слайд 4

ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА Родилась в Москве в 1926 Там же работала учителем начальных классов с 1946 Первые публикации с 1970

Слайд 5

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ Перспективная подготовка – ч астота опережений, длина или дальность (логичность) Сильные учат слабых Экономия времени

Слайд 6

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ Перспективная подготовка – ч астота опережений, длина или дальность (логичность) Сильные учат слабых Экономия времени

Слайд 7

КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ Проговаривать всё

Слайд 8

КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ Проговаривать всё

Слайд 9

АЛГОРИТМЫ Наглядные дидактические знаки, таблицы, карточки Выводы в виде таблиц, схем и т.д. Постоянное их использование на уроке

Слайд 10

АЛГОРИТМЫ Наглядные дидактические знаки, таблицы, карточки Выводы в виде таблиц, схем и т.д. Постоянное их использование на уроке

Слайд 11

Что я выбираю на вооружение? Точнее уже применял, но не знал об этом ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ АЛГОРИТМЫ КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Слайд 12

Что я выбираю на вооружение? Точнее уже применял, но не знал об этом ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ АЛГОРИТМЫ КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по педагогике "Великие педагоги".

Разработка занятия элективного курса по педагогике для педагогичеких групп общеобразовательных учреждений. Эта разработка может быть использована во внеурочных мероприятиях....

Мой взгляд на наследие великих педагогов

Все чаще на улицах городов можно услышать фразу: «Вы говорите по-английски?» Нас приглашают к общению, надеясь на положительный ответ. Но умеем ли мы общаться на иностранном языке, выразить себя, свои...

Януш Корчак - один из великих педагогов XX века.

Статья предназначена для начинающих педагогов и тех, кто ищет ответы на волнующие вопросы воспитания детей.    Януш Корчак - один из великих педагогов XX века. Он был выдающимся теоретиком и...

эссе доклад «Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»

laquo;Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»...

Великие педагоги-пианисты. К.Н. Игумнов

Представленный учебно-методический материал (доклад) посвящен творчеству и педагогической деятельности Константина Николаевича Игумнова-выдающегося русского и советского педагога-пианиста, представите...

Великие педагоги - пианисты о работе пианиста

Материал для родительского собрания класса в ДМШ и ДШИ....

Эссе-доклад "о проблемах молодых учителей"

о проблемах молодых учителей...