Всё о правильном дыхании дошкольника.
картотека
Самое главное — научить детей правильно дышать! Собраны упражнения для носового дыхания, диафрагмального дыхания, 11 упражнений дыхательнойая гимнастики, разработанной А.Н. Стрельниковой,ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 323.48 КБ | |
| 15.71 КБ | |
| 385.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Все о правильном дыхании дошкольника.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.
Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Что же делать? Самое главное — научить детей правильно дышать!
- Носовое дыхание.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.
Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.
Упражнения:
- широко открыть рот и спокойно подышать носом;
- закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
Упражнения:
- вдох носом, выдох через нос толчками;
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
Упражнения:
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
- губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.
2. Диафрагмальное дыхание.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.
Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.
На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Упражнения выполняются вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
Из положения лежа:
«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Из положения сидя.
Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
«Бегемотики»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
Из положения стоя.
Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнеключичному или верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладем ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаем ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.
- Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11упражнений:
1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
4. Речевое дыхание.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса.
Поэтому конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть носом, надуть живот; затем длительно выдыхать — «гасить свечу».
«Паровоз» — ходить, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» — подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров (вдох через нос, надуть живот, длительный выдох)
«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки плотно прижать левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить на выдохе «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение, удерживая равновесие; вдох через нос, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.
«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.
«Ворона» — сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. На выдохе произнести: кар-р-р! (6 раз)
«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» — вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. На выдохе резко, словно под тяжестью топора, опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «уууух». Повторить 6 – 8 раз.
«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).
«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
«Снег» — сделать вдох через нос и подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Кораблики» — наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно использовать пластмассовые капсулы от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Футбол» — соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.
«Бульбульки» — возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка — не пролить воду.
«Дудочка» — высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «музыка ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); воздушные шары; мыльные пузыри.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.
Предварительный просмотр:
Картотека дыхательной гимнастики по лексическим темам.
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Человек. Части тела. «Расту большой» Поднять руки вверх, вдох носом; руки опустить вниз – на выдохе произносить: «У – х – х – х» Повторить 3 раза | Осень «Листочки» Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох через нос, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались. Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу. Повторить 3 раза |
Моя семья «Мама кормит малыша» Поднести руку ко рту – вдох через нос; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь!» Повторить 3 – 4 раза | Овощи «Капуста растёт» Присесть. На вдох носом медленно подниматься; на выдохе произносить: «О – о –о –о - х!» Повторить 3 раза |
Фрукты «Кислое яблоко» Вдох носом; на выдохе произносить: «Ф –у –у –у –у!» Повторить 3 раза | Лес. Ягоды. Грибы «Вдыхаем запах леса» Руки поднять вверх – вдох носом; руки опустить вниз, выдох Повторить 3 раза |
Деревья «Вдыхаем запах леса» Руки поднять вверх – вдох носом; руки опустить вниз, выдох Повторить 3 раза | Перелётные птицы «Кукушка» Вдох через нос. На выдохе произносить: «Ку – ку-ку» Повторить 3 раза |
Город «Строим дом» Вдох через нос. На выдохе произносить: «тук- тук – тук» Повторить 3 раза | Дом «Строим дом» Вдох через нос. На выдохе произносить: «тук- тук – тук» Повторить 3 раза |
Дикие животные и их детеныши «Любопытный ёжик». Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф]. Повторить 3 раза | Зима «Снежинка» Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать. Повторить 3 раза |
Зимующие птицы «Дятел на дереве» Вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; На выдохе руки опустить вниз и произносить: «Тук –тук –тук!» Повторить 3 раза | Зимние забавы «Катание с горки» На вдох носом поднять руку вверх; на выдохе произносить: «У – у – у –у –х!» Повторить 3 раза |
Новогодний праздник «Катание с горки» На вдох носом поднять руку вверх; на выдохе произносить: «У – у – у – у – х!» Повторить 3 раза | Домашние животные и их детёныши «Лошадки фыркают» Вдох через нос. Выдох - сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. Повторить 3 раза |
Домашние птицы и их птенцы «Петух» Мах руками – вдох через нос. На выдохе произносить: «Ку – ка- ре – ку» Повторить 3 раза | Посуда «Горячий чай» Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать. Повторить 3 раза |
Продукты питания «Варим суп» «мешать суп» правой рукой, вдох носом; На выдохе произносить: «Буль – буль – буль» Повторить 3 раза | Мебель «Молоток» Вдох через нос. На выдохе произносить: «тук- тук – тук» Повторить 3 раза |
Одежда, обувь, головные уборы «Сдуваем пылинки» Поворачивать голову прямо – вдох через нос, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза. | День защитника Отечества «Трубач» Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[р],[ду]…). Повторить 3 раза |
Игрушки «Надуй шарик» Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 раза | Праздник мам «Роза –одуванчик» На розу вдох; на выдохе дуем на одуванчик. Повторить 3 раза |
Транспорт «Самолёт» На вдох носом руки поднять в стороны; на выдохе произносить: «У – у – у –у!» Повторить 3 раза | Весна «Капель» Вдох через нос. На выдохе произносить: «Кап – кап – кап» Повторить 3 раза |
Животные и птицы весной «Кукушка» Вдох через нос. На выдохе произносить: «Ку – ку-ку» Повторить 3 раза | Профессии, инструменты «Дровосек» На вдохе руки сложить топориком и поднять вверх; На выдохе опустить вытянутые руки, наклониться, руками сделать махи между ног, произнести: «У –у –у –у х!» Повторить 3 раза |
Космос «Ракета» Руки внизу – вдох носом; на выдохе произносить: «У – у – у – у!» Повторить 3 раза | Животные холодных и жарких стран «Змея шипит» Вдохнуть через нос, на выдохе наклонить туловище вправо – влево («змея покачивается»). Медленно произносить [ш]. Принять исходное положение, сделать вдох носом и повторить упражнение 3 – 4 раза. Повторить 3 раза |
Школа «Весёлое настроение» Вдох носом. На выдохе произносить: «Ха –ха –ха! Повторить 3 раза | Труд людей весной Повторить 3 раза |
День Победы Повторить 3 раза | Насекомые «Бабочка» Сдувание бабочек. Повторить 3 раза |
Лето «Дождик» Вдох. На выдохе произносить: «Кап – кап –кап» Повторить 3 раза |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
в коррекционной работе учителя – дефектолога
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Речевая патология у детей, на сегодняшний день, широко распространенная проблема. К сожалению, количество детей с нарушениями речи не уменьшается, а увеличивается.
Дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, которая благотворно влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.
Цель работы: предупреждение, преодоление речевых нарушений у обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
В зависимости от речевого диагноза, индивидуальных возможностей, возраста ребенка логопедическая работа проводится последовательно от простого к сложному.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным, логичным, последовательным, доступным по возрасту.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, чтобы речь была плавной, ребенок должен уметь делать глубокий выдох через рот и плавный выдох через нос. Развить этот навык помогают специальные упражнения, направленные на выработку сильной и длительной воздушной струи.
Как воспитать речевое дыхание у детей?
Правильное функционирование речевого дыхания - перед началом говорения сделать достаточно глубокий вдох, затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках.
Работа по воспитанию у детей правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития:
- игры и упражнения в речевой гимнастике (дыхательная гимнастика)
- в процессе ООД (физминутки, при уточнении произношения изолированных звуков)
- в музыкальной ООД (во время пения)
- вне ООД (игры и тренировочные упражнения)
Особое внимание необходимо уделять детям, у которых в покое дыхание неровное, поверхностное. Цель дыхательных упражнений- увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро и бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе. Необходимо учитывать, что работа в данном направлении идет поэтапно. В своей работе можно использовать различные упражнения, методики (гимнастика А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, по системе йога и др.
Дыхательная гимнастика решает следующие задачи:
Развитие дыхательной системы через специально подобранный комплекс, через игры и упражнения.
Обучение детей определять тип, глубину, частоту дыхания.
Обучение детей расслаблять и восстанавливать организм после физических нагрузок, эмоционального напряжения.
Обучение правильному вдоху, выдоху и их дальнейшая тренировка, и развитие.
Предупреждение простудных заболеваний.
Профилактика ЛОР заболеваний.
Укрепление мышц носа, рта, глотки.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры...).
В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
- при вдохе плечи не должны подниматься;
- вдох делают через нос;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
- выдох должен быть плавным и длительным.
- не переусердствуйте, остаточно 5-6 повторений!!!
Регулярное выполнение дыхательных упражнений поможет ребенку развить речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О правильном дыхании КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей
Упражнения для тренировки речевого дыханияПочему вредно дышать через рот?Комплексы упражнений при нарушении носового дыхания...

воспитание правильного дыхания
Консультация для родителей«О ПРАВИЛЬНОМ ДЫХАНИИ»(По материалам Зубко И.Л., Никитиной Е.М.)...

«Правильное дыхание – правильная речь».
Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики...

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию
В статье говорится о сочетании плавания и специальной «водно-дыхательной» гимнастики. О значимости дыхательных упражнений для дошкольников на занятиях по плаванию....

Консультация для родителей. Развитие правильного дыхания у неговорящих дошкольников.
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия. Родители могут познакомится с различными видами упражнений по развитию правильного дыхания....

Правильное дыхание - правильная речь
В логопедической работе по формированию правильного произношения необходимо уделять особое внимание дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать последовательность проведения дыхательных упражнений. В...










