Статья "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
методическая разработка
Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Описание материала: Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий. Цель: Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации. Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствующий ранней профессиональной ориентации. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чтобы заинтересовать детей, познакомить с востребованными в будущем профессиями, привить им желание стать настоящими профессионалами своего дела, необходимо было углубить и систематизировать работу в данном направлении, подобрать наиболее эффективные формы и методы работы с ними. Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя очень много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых : нами был разработан познавательный проект с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста «Все профессии – важны, все профессии – нужны». Целью проекта являлось обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации, что помогало связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Каждый ребенок, участвуя в проектной деятельности, мог проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит проявить уверенность в своих силах. Данный проект предназначался для решения поисковых, исследовательских, практических задач по профориентации воспитанников. На начальном этапе работы по ранней профориентации было проведено анкетирование с родителями воспитанников «Первые шаги в профориентации ребенка в детском саду», чтобы узнать, какое у них мнение о данном направлении работы. 84% опрашиваемых родителей были согласны с тем, что знания детей низкие и необходима определенная система работы, 16% опрашиваемых ответили, что детям рано думать о профессиях. Также была проведена диагностика по выявлению у детей знаний о профессиях и труде взрослых. В проектной деятельности применялись следующие методы обучения и воспитания.
· Словесный метод:
- беседы о профессиях с использованием игровых персонажей и наглядности. В первую очередь велись беседы о профессиях людей ближайшего окружения, то есть о работниках детского сада, родителей, родственников. Для ребенка они понятны, потому что он имеет опыт взаимодействия с ними. С детьми старшего возраста организовывались встречи с людьми разных профессий;
- чтение детской художественной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурные минутки помогали в непринуждѐнной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания).
· Наглядный метод:
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий в окружающей жизни (за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.
- рассматривание картин и иллюстраций;
· Практический метод:
- экспериментирование с разными материалами,;
- опыт хозяйственно-бытового труда.
· Игровой метод:
- сюжетно-ролевые игры.
- дидактические игры.
- игровые ситуации.
В практической деятельности все методы применялись не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводилась в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, режимных моментах, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй. Образовательная деятельность по проекту сопровождалась рассказами, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяло детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослых. Особое удовольствие и радость доставляют детям игры с куклами, на которых
одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего
человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю
каска, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту
скафандр и т. д. Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии. Они обеспечивают наглядность и точность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организовывались экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- на приусадебный участок;
- на работу к родителям;
- в музей военной техники под открытым небом.
В процессе экскурсий дети получали возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии, знакомились с орудиями и предметами труда, со спецодеждой, ее назначением. С развитием IT-технологий стали возможными виртуальные экскурсии, которые также практикуются с детьми. Необходимым средством реализации задач ранней профориентации явилась сюжетно-ролевая игра. Перед нами стояла задача научить детей переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. В играх «Поликлиника», «Библиотека», «Парикмахерская», «Почта», «Строители», «Магазин», «Ателье» и др. дети изображали производственные сюжеты, ситуации, модели профессионального поведения, профессиональные взаимоотношения.
В группе оформлена зона сюжетно-ролевых игр, что создало условия для перевоплощения детей в разные роли. Немалую роль при реализации познавательного проекта «Все профессии - важны, все профессии - нужны» сыграли родители наших воспитанников. Была проведена огромная работа и оказана помощь со стороны родителей при приобретении наглядно-демонстрационного материала для изучения тем разных профессий, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Совместно родители и воспитанники оформили фотоальбом «Профессии моих родителей», альбом о профессиональных династиях воспитанников, выпустили стенгазеты «Наш папа – водитель», «Моя мама – воспитатель». Для родителей были проведены многочисленные консультации по вопросам ранней профориентации и трудового воспитания дошкольников, например, такие как: «Профориентация детей в дошкольном образовании», «Знакомим ребенка с профессиями», «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
Наши мамы и папы становились постоянными героями «Встреч с людьми интересных профессий», участниками Дней открытых дверей, с удовольствием принимали участие в совместных мероприятиях, в проектной деятельности привлекались к организации экскурсий по городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".
Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...

Внедрение в практику работы ДОУ современных образовательных технологий физического развития дошкольника.
Внедрение в практику работы ДОУ современных образовательных технологий физического развития дошкольника....

Рабочая тетрадь по ранней профориентации
Эта тетрадь является пособием по ранней профориентации с учащимися 6 классов средних школ, за основу взяты разработки Центра Профориентации Молодежи г. Химки. В тетради представлен блок психодиагности...

Ранняя профориентация - билет в будущее.
В статье описывается работа школьной газеты "ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ"....

Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников из опыта рабты
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников....

Робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошкольников
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ДОУ...
