Программа "Искусство свободного общения", 36 часов
рабочая программа

Программа ориентирована на целостное развитие личности ребенка в современном мире, формируя базовые навыки уверенного поведения и коммуникации, необходимых для успешного функционирования в школе, семье и обществе. Её реализация предусматривает интеграцию современных подходов и технологий в обучении, включая игровую терапию, дискуссионные площадки, групповую работу, индивидуальную поддержку и психологические тренинги. Особенностью программы является ориентация на индивидуальные потребности каждого ребенка, обеспечение психологически комфортной среды и содействие личностному росту участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

D:\Documents\Мои документы\Программы\2025-2026\Программы на год\Тилист_Тинатиева.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Искусство свободного общения»

реализуется за счет средств социального сертификата

2 уровень

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации: 1 год

                                                      Составитель: Тинатиева Малейка Гейбуллаевна,

                                                           педагог дополнительного образования

Пыть-Ях,

2025

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1.1. Пояснительная записка3

1.1.1. Актуальность5

    1.1.2. Новизна5

    1.1.3. Педагогическая целесообразность5

    1.1.4. Отличительная особенность программы6

    1.1.5. Организация образовательного процесса5

    1.1.6. Виды занятий6

    1.1.7. Методы обучения7

    1.1.8. Формы обучения7

1.2. Цель и задачи программы8

1.3. Содержание программы9

    1.3.1. Учебный план9

    1.3.2. Содержание учебного плана10

    1.3.3. Календарно-тематическое планирование11

    1.3.4. Планируемые результаты 13

    1.3.5. Календарный учебный график14

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»  

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы15

2.2. Условия реализации программы23

    2.2.1. Материально-техническое обеспечение23

    2.2.2.Учебно-методические материалы23

    2.2.3. Кадровое обеспечение23

2.3. Литература24

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка

Актуальность модернизации программного обеспечения дополнительного образования обусловлена государственной политикой, ориентированной на поддержку сферы дополнительного образования. Данное обстоятельство актуализировало проблему экспертизы содержательной части программ дополнительного образования детей, в соответствии с приказом министерства просвещения России от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»: «Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований».

В соответствии со стратегическими ориентирами актуализации программного материала системы дополнительного образования разработана дополнительная общеобразовательная программа «Искусство свободного общения» для формирования уверенности ребенка в себе, развития коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и умения справляться с трудностями.

Программа разработана специально для детей младшего и среднего школьного возраста с целью содействия их личностному росту, гармонизации внутреннего мира, повышения уверенности в себе и социализации в обществе сверстников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство свободного общения»  составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный Закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
  • Федеральный Закон от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №3).
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р.
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  1. Актуальность

Актуальность программы связана с необходимостью формирования здоровой самооценки, преодолением страхов и тревожности, повышением эффективности общения и учебы, способствующих полноценному социальному и эмоциональному развитию ребёнка. Разработка и внедрение учебных программ по развитию уверенности у детей имеет большое значение для их личностного роста, социального благополучия и успеха в будущем.

  1. Новизна

Новизна программы состоит в интеграции современных методов психологической поддержки, индивидуализированном подходе и комплексном воздействии на эмоциональную сферу, мышление и поведение детей для повышения их уверенности.

  1. Педагогическая целесообразность программы

Реализация подобной программы в образовательной практике позволит повысить качество воспитания и обучения, обеспечить условия для полноценного раскрытия потенциала каждого ребенка, способствовать здоровому психологическому климату в группе и семье. Упражнения и игры способствуют раскрытию творческих способностей, позволяют детям проявлять инициативу и креативность, создавая благоприятные условия для самовыражения.

  1. Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью программы является сочетание традиционных методов психологии с современными интерактивными технологиями и игропрактиками, обеспечивающими комфортное освоение материала и активное вовлечение детей в процесс. Особое внимание уделяется практической направленности занятий, индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию безопасной среды для проявления инициативы и самостоятельного выражения мнений. Программы дополняются консультационной поддержкой родителей, что усиливает положительный эффект занятий и создает целостный подход к развитию уверенности у детей в игровой форме, что позволяет пробудить интерес к получению новых знаний.

  1. Организация образовательного процесса
  • Направленность программы – социально-гуманитарная
  • Уровень программы - базовый
  • Адресат программы - возраст обучающихся 7-14 лет
  • Объем и сроки реализации – 36 часов, 1 год
  • Форма обучения – очная
  • Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут.
  • По форме организации - групповые, подгрупповые, индивидуальные.
  • Состав групп - постоянный
  • Количество обучающихся на занятии – 7 - 30 человек
  • Программу реализует педагог дополнительного образования – Тинатиева Малейка Гейбуллаевна.

Данная программа подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и/или детьми-инвалидами, учитывая их психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности. По данной программе могут заниматься дети с ОВЗ и инвалидностью со следующими нозологиями: с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематические нарушения речи, тяжелые нарушения речи), нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития.

 Программа предполагает углубление и расширение материала по предложенным темам, при обучении второго и третьего года.

  1. Виды занятий

Занятия по данной программе направлены на развитие психологической устойчивости, навыков коммуникации, управления эмоциями и успешной социализации ребёнка. Они включают в себя: игровую терапию и сюжетно-ролевые игры, арт-терапевтические методики, дискуссии, лекции, практические занятия, релаксационные техники и психологические тесты.

  1. Методы обучения

 Методы организации занятия:

Словесные

Наглядные

Практические

лекция

демонстрация фильмов и видеоматериалов

ролевые игры и моделирование ситуаций

беседа, обсуждение

просмотр картинок, рисунков, фотографий и схем

решение ситуационных задач

анализ текста, работа с комментариями

презентации и мультимедийные материалы

игровая терапия и арт-терапия

Методы деятельности обучающихся: моделирование ситуаций, коллективное взаимодействие, рефлексия, самостоятельная работа и практико-ориентированная деятельность.

  1. Формы обучения

Формы проведения занятий. Основной формой обучения является комплексное занятие, которое может проходить в следующих формах:

- беседа (диалог «ребенок - ребенок», «ребенок – педагог»);

- занятие - игра;

- дискуссия;

- тематические занятия;

- игры-тренинги;

- психологический практикум;

- арт-терапия;

- сюжетно-ролевые игры;

- релаксационные техники;

- практическая работа;

- психологические тесты.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание занятий (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы и т.д.).

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры обучающихся, развитие социальных компетенций. 

Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:

Образовательные (предметные):

  • Ознакомить обучающихся с основными принципами развития личности;
  • Обучить эффективным способам саморегуляции и управления эмоциями;
  • Способствовать развитию навыков общения и предотвращения конфликтов;
  • Формировать навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач в рамках тематики, предложенной программой.

Метапредметные:

  • Способствовать формированию навыков эффективной коммуникации и сотрудничеству в коллективе;
  • Развивать интерес к познанию и раскрытию собственного потенциала;
  • Создавать условия для развития критического мышления и способности принимать обоснованные решения;
  • Побуждать к активному участию в беседах, дискуссиях.

Личностные:

  • Формировать уверенность в себе, умение высказываться и защищать свои интересы;
  • Способствовать расширению границ личностного роста путём знакомства с новыми моделями поведения;
  • Помочь преодолеть страх и тревожность.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

№ п/п

Содержание

и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

1

Вводное занятие.

2

1

1

беседа, презентация

наблюдение, тестирование

2

Основы уверенности

в себе.

4

2

2

мини-игры, мастер-класс,  практические упражнения, арт-терапевтические техники.

самооценочный мониторинг, творческий проект

3

Эмоциональный интеллект.

6

3

3

дискуссии, арт-терапевтические техники, практикумы, ролевые игры.

фотопроект,

тестирование

4

Коммуникативные навыки.

6

3

3

практические задания,

ролевые игры, сценарии общения

мониторинг участия

в диалогах,

публичные выступления, тестирование

5

Решение конфликтов.

4

2

2

беседа, практические упражнения, ролевые игры, викторина, творческие занятия

проверочные задания, тренинг-практикум

6

Управление стрессом.

4

2

2

беседа, дыхательные упражнения, арт-терапевтические техники

самооценочный мониторинг

7

Творческое мышление

и креативность.

4

2

2

беседа, арт-терапевтические техники, проектная деятельность

выставка творческих работ

8

Лидерство и принятие решений.

5

2

3

обсуждения, командные соревнования, игры, практические упражнения

групповой проект

11

Итоговое занятие

1

-

1

игровое задание

портфолио учеников

Всего:

36

17

19

1.3.2. Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Экскурсия по «ЦДТ». Задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения. Входное тестирование. Игра «Корабль Дружбы».

2. Основы уверенности в себе: лекции и беседы по теоретическим темам раздела; практические упражнения; арт-терапевтическая техника «Рисунок моего успеха», а также творческий проект «Алфавит моих достоинств».

3. Эмоциональный интеллект: лекции, презентации и дискуссии по теоретическим темам раздела; игра-викторина «Распознавание эмоций»;  арт-терапия «Эмоции красками» и фотопроект «Радостные моменты».

4. Коммуникативные навыки: диалоги; демонстрация видеоматериалов; игровое занятие «Правила общения»; сценарии общения и публичные выступления; моделирование ситуаций социального взаимодействия и тестирование по теоретическим темам раздела.

5. Решение конфликтов: лекции и беседы по теоретическим темам раздела; практические задания и переговорная практика, а также тренинг-практикум, на котором учащиеся демонстрируют свои навыки разрешения реальных конфликтных ситуаций.

6. Управление стрессом: лекции, презентации и мультимедийные материалы; дыхательные упражнения и релаксационные техники и самооценочный мониторинг для объективной оценки собственных качеств, достижений и недостатков.

7. Творческое мышление и креативность: лекции и беседы по теоретическим темам раздела; Игра-разминка «Ассоциации»; импровизация и сценическое искусство; презентация творческих работ; разработка оригинальных проектов и выставка творческих достижений.

7. Лидерство и принятие решений: беседы и обсуждения; командная игра «Выжившие на острове»; проведение переговоров; выступления перед аудиторией; симуляция сложных выборов, а также практикум «Развитие инициативы», направленный на воспитание самостоятельности, активности и ответственности. Проведение игры «Шкатулка достижений».

8. Итоговое занятие: Повторение изученного. Подведение итогов.

1.3.3. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

1

1

Входное тестирование.

1

-

2

1

Игра «Корабль дружбы».

-

1

3

1

Основы уверенности в себе.

1

-

4

1

Арт-терапия «Рисунок моего успеха».

-

1

5

1

Самооценка и уверенность.

1

-

6

1

Творческий проект «Алфавит моих достоинств».

-

1

7

1

Эмоциональный интеллект.

1

-

8

1

Игра-викторина «Распознавание эмоций».

-

1

9

1

Саморегуляция эмоций.

1

-

10

1

Арт-терапия «Эмоции красками».

-

1

11

1

Значимость эмоционального интеллекта.

1

-

12

1

Фотопроект «Радостные моменты».

-

1

13

1

Коммуникативные навыки.

1

-

14

1

Правила вежливого общения.

1

-

15

1

Игра-викторина «Правила общения».

-

1

16

1

Эффективная речь.

1

-

17

1

Выступление перед группой.

-

1

18

1

Тестирование.

-

1

19

1

Решение конфликтов.

1

-

20

1

Пути мирного решения конфликтов.

1

-

21

1

Практическое занятие «Учимся договариваться».

-

1

22

1

Тренинг-практикум: разрешение реальных конфликтных ситуаций.

-

1

23

1

Управление стрессом.

1

-

24

1

Практика «О чём рассказывает моё дыхание?».

-

1

25

1

Полезные привычки для хорошего самочувствия.

1

-

26

1

Самооценочный мониторинг.

-

1

27

1

Творческое мышление и креативность

1

-

28

1

Игра-разминка «Ассоциации».

-

1

29

1

Самовыражение и индивидуальный стиль.

1

-

30

1

Презентация творческих работ.

-

1

31

1

Лидерство и принятие решений.

1

-

32

1

Командная игра «Выжившие на острове».

-

1

33

1

Искусство убеждения и аргументации.

1

-

34

1

Игра «Шкатулка достижений».

-

1

35

1

Практикум «Развитие инициативы».

-

1

36

1

Повторение изученного. Подведение итогов.

-

1

Итого: 36 часов

17

19

1.3.4. Планируемые результаты

В процессе обучения ребенок должен через игровую форму освоить навыки саморегуляции, стрессоустойчивости, конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, а также сформировать позитивное самовосприятие и уверенность в себе.

Образовательные (предметные):

  • Усвоены основные принципы развития личности;
  • владеют способами саморегуляции и управления эмоциями;
  • умеют конструктивно решать конфликты в различных ситуациях взаимодействия;
  • умеют применять полученные знания и навыки для самостоятельной организации своего поведения и эффективного участия в социальных контактах.

Метапредметные:

  • Сформирован навык коммуникации к сотрудничеству в коллективе;
  • сформирован интерес к познанию и раскрытию собственного потенциала;
  • развиты креативное мышление и способность принимать обоснованное решение;
  • умеют принимать активное участие в беседах, дискуссиях.

Личностные:

  • Сформированы: умение высказываться и защищать свои интересы, уверенность в себе;
  • имеют представление о новых моделях поведения, способствующих расширению границ личностного роста;
  • умеют преодолевать страх и тревожность.

1.3.5. Календарный учебный график

Год обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятй

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 год

1 сентября

31 мая

36

36

36

1 раз в неделю

1 час

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося  в форме индивидуального опроса или теста;
  • текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме диалога по изученным темам – практикуются практически каждое занятие, т.к. курс имеет четко выраженную коммуникативную направленность;
  • тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и чтения текста с выполнением практических заданий.

Отслеживание результативности освоения программы обучающимися, осуществляется поэтапно в течение всего учебного года. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются: текущий, индивидуальный, фронтальный, контроль в виде устного опроса, тестирования, практического задания.

Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года (декабре), итоговая аттестация проводится в конце учебного года (мае) в форме устного опроса, с целью определению уровня, освоенного обучающимися теоретического материала и выполнение практического задания, с целью определения уровня приобретенных практических умений и навыков за период обучения.

Оценочные материалы

Тестирование для входного контроля

ФИО ______________________________  

Анкета.

  1. Как ты думаешь, почему важно уметь управлять своими эмоциями?
  2. Что значит понятие «самоуважение»? Приведи два примера проявления уважения к самому себе.
  3. Какие трудности возникают у тебя чаще всего в общении с одноклассниками/другими детьми?
  4. Опиши ситуацию, когда ты испытывал чувство радости. Почему именно радость ты чувствовал тогда?
  5. Объясни разницу между чувством вины и стыдом. Какой поступок вызывает у тебя одно из этих чувств?
  6. Когда ты чувствуешь себя раздраженным? Опиши одну такую ситуацию и попробуй объяснить причину раздражения.

Заполните пропуски словами:

  1. Я умею говорить другим детям ____________, если чувствую обиду.
  2. Если я ошибаюсь, то лучше сказать _______________, чем молчать.
  3. Чтобы разрешить конфликт, надо сначала попытаться понять точку зрения ________ .

Выбери один правильный вариант ответа:

  1. Зачем человеку нужны мечты и цели?

a) Для развлечения. b) Чтобы стать успешным человеком. c) Это необязательно.

  1. Ты хочешь научиться чему-то новому, потому что...

a) все друзья делают это. b) тебе интересно и хочется развиваться. c) родители заставляют.

Контрольные вопросы для промежуточной аттестации

(теоретические знания)

ФИО ______________________________  

Блок 1. Самооценка и принятие себя

Вопрос 1. Как ты думаешь, самооценка — это...

A. Когда тебя хвалят взрослые.

B. То, как ты воспринимаешь самого себя.

C. Оценка твоих успехов учителями.

D. Только твои успехи в учебе.

Правильный ответ: B

Вопрос 2. Почему важно уметь сказать «нет»?

A. Чтобы никто не обижался.

B. Потому что нельзя отказывать другим людям.

C. Для защиты своих границ и личного пространства.

D. Это неважно.

Правильный ответ: C

Блок 2. Межличностные взаимоотношения и общение

Вопрос 3. Ты оказался свидетелем конфликта между двумя друзьями. Лучший способ разрешить такую ситуацию — это…

A. Поделить друзей поровну и заставить помириться силой.

B. Не вмешиваться совсем, пусть сами разбираются.

C. Выслушать обе стороны и предложить компромисс.

D. Сделать вид, будто ничего не произошло.

Правильный ответ: C

Вопрос 4. Что значит «активное слушание»?

A. Быстро отвечать собеседнику.

B. Повторять вслух услышанное, показывая понимание другого человека.

C. Говорить больше, чем собеседник.

D. Молчать во время разговора.

Правильный ответ: B

Блок 3. Эмоциональная сфера и управление чувствами

Вопрос 5. Какие из перечисленных действий помогают справиться с тревогой и страхом?

A. Игнорировать чувство тревоги.

B. Глубоко дышать и мысленно успокаиваться.

C. Больше думать о плохом исходе события.

D. Всегда избегать сложных ситуаций.

Правильный ответ: B

Вопрос 6. Если друг грубит тебе без повода, лучший способ реагировать — это…

A. Отвечать грубостью.

B. Попробовать спокойно поговорить и выяснить причину такого поведения.

C. Избегать друга навсегда.

D. Рассказать взрослым и ждать наказания обидчика.

Правильный ответ: B

Блок 4. Способность противостоять трудностям и справляться со стрессом

Вопрос 7. Какой из способов помогает снизить напряжение перед важным событием?

A. Провести ночь без сна.

B. Представлять худшие сценарии развития событий.

C. Использовать дыхательную технику и успокоиться физически.

D. Есть много сладкого.

Правильный ответ: C

Вопрос 8. Чем полезно ставить цели и мечтать?

A. Они делают жизнь скучной и предсказуемой.

B. Помогают организовать деятельность и двигаться вперед.

C. Мотивируют жить одним днем.

D. Ничего полезного в постановке целей нет.

Правильный ответ: B

Практическое задание для промежуточной аттестации

(практические умения и навыки)

Изобрази эмоции.

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

(теоретические знания)

ФИО___________________________________

Часть 1. Теоретические вопросы (выбор одного правильного варианта)

1. Выберите верное утверждение относительно общения:

A. Важно разговаривать громко, чтобы быть услышанным.

B. Необходимо учитывать интересы и потребности собеседника.

C. Лучше молчать, чем ошибаться.

D. Общение не влияет на личные отношения.

Правильный ответ: B

2. Эмоциональный интеллект включает следующие компоненты:

A. Чувство юмора и актерские способности.

B. Способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции других.

C. Высокий IQ и хорошая успеваемость.

D. Отсутствие страха публичных выступлений.

Правильный ответ: B

3. Назовите главное правило решения конфликтов:

A. Никогда не уступать своему оппоненту.

B. Агрессивно доказывать свою правоту.

C. Попытаться услышать точку зрения другого и договориться.

D. Оставить проблему нерешённой.

Правильный ответ: C

4. Что относится к эффективному управлению своими эмоциями?

A. Давать волю своим негативным чувствам.

B. Быть равнодушным к происходящему вокруг.

C. Учиться осознавать и регулировать свои эмоции самостоятельно.

D. Постоянно скрывать свои настоящие чувства.

Правильный ответ: C

Часть 2. Практикоориентированные вопросы

5. Напишите три примера положительных черт характера, которыми должен обладать уверенный ребёнок (краткий ответ)

Образец ответа: Добрый, ответственный, решительный.

6. Перечислите два способа преодоления страха выступления перед аудиторией.

Образец ответа: Репетиция дома, глубокое дыхание перед выступлением.

7. Опишите одну стратегию снижения стресса при подготовке к контрольной работе.

Образец ответа: Планирование времени и подготовка заранее, перерывы и отдых, физические нагрузки.

Часть 3. Рефлексивные вопросы (свободный ответ)

8. Вспомните случай из жизни, когда вы столкнулись с неприятностью, связанной с общением. Расскажите, как вы справились с проблемой.

Образец ответа: Однажды я столкнулся с недопониманием одноклассниками, потому что не смог объяснить свою мысль ясно. Тогда я попросил взрослого разобраться вместе со мной и понял, что надо лучше формулировать мысли и быть терпимым к мнению других.

9. Напишите одно предложение, объясняющее значение дружбы в вашей жизни.

Образец ответа: Дружба важна, потому что друзья поддерживают меня в трудные моменты и радуются моим успехам.

10. Опишите личный опыт переживания трудностей и рассказ о том, как были преодолены препятствия:

Образец ответа: Однажды я боялся выступать на сцене, но благодаря поддержке близких и тренировкам научился уверенно говорить публично.

Обработка и анализ результатов:

  1. Анализ общих показателей:
  • Количество баллов за каждую категорию (теория, практические умения, рефлексивная составляющая).
  • Среднее арифметическое значение общего балла.
  1. Индивидуальная диагностика:
  • Проверка правильности выбора ответов на вопросы с выбором одного правильного варианта.
  • Анализ свободного текста: полноту раскрытия вопроса, наличие аргументов и примеров.
  1. Оценивание уровня компетенций:
  • Высокая компетенция (>80% правильных ответов): ученик демонстрирует хорошее владение материалом и развитые навыки.
  • Средняя компетенция (60–80% правильных ответов): ученики имеют средний уровень владения темой, рекомендуется дополнительная поддержка.
  • Низкая компетенция (<60% правильных ответов): необходимы дополнительные консультации и коррекционная работа.

Интерпретация результатов:

  1. Высокие показатели: Учащиеся показывают хорошие знания и навыки, готовы применять полученные знания в повседневной жизни.
  2. Средние показатели: Требуется дополнительная поддержка и консультация педагогов-психологов.
  3. Низкие показатели: Необходим индивидуальный подход, дополнительная работа по отработке навыков.

Коррекционные меры:

Для тех, кто показал низкий или средний уровень:

  • Дополнительные консультации психолога.
  • Организация мастер-классов и тренингов по повышению уверенности в себе и навыков общения.
  • Специальные развивающие занятия по развитию эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.

Такой тест даёт возможность объективно оценить эффективность программы и выявить зоны роста для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Практическое задание для итоговой аттестации

Игра «Шкатулка достижений». Цель игры: Помочь детям вспомнить пройденный материал, закрепить полученные знания и умения, стимулируя активное участие и вовлечённость в процесс обучения.

Продолжительность: Около 45 минут.

Необходимый инвентарь:

o        Коробочка или шкатулка,

o        Цветные карточки с вопросами и заданиями,

o        Маркеры или карандаши,

o        Листочки бумаги для записей.

Ход игры:

1.        Подготовка: Заранее подготовьте цветные карточки с заданиями, относящимися к ключевым аспектам изученной темы. Например:

o        Вопросы о понятиях самооценки, доверии, управлении эмоциями.

o        Мини-задачи типа «Опиши ситуацию, когда ты проявил лидерские качества».

o        Игровые задания, такие как рисование символа доверия или раскрытие секрета своей сильной стороны.

2.        Начало игры: Представьте коробочку или шкатулку как волшебную коробку, хранящую воспоминания и достижения каждого ученика. Предложите детям написать на листочках бумаги имена и сильные стороны, важные события, связанные с темой занятий, и поместить их внутрь коробки.

3.        Процесс игры: Детям предлагается вытягивать случайные карточки из шкатулки и отвечать на вопросы, решать предложенные мини-задачи или делиться своими историями успеха. Важно поддерживать атмосферу открытости и взаимоподдержки среди ребят.

4.        Подведение итогов: В конце игры организуйте обсуждение наиболее интересных моментов и выводов, сделанных во время игры. Похвалите каждого за старания и успехи, напомнив, насколько важно помнить о своих успехах и продолжать развивать личные качества.

Дополнительные идеи:

o        Можно добавить элементы конкурса, разделив группу на команды и награждая лучших игроков небольшими призами.

o        Используйте элемент театральности, предлагая ребятам разыгрывать сценки или представлять ситуации, иллюстрирующие изученный материал.

Такой игровой подход позволит сделать процесс повторения интересным и увлекательным, укрепляя приобретённые навыки и повышая мотивацию обучающихся.

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения занятий в соответствии с Санитарными правилами;
  • Ученические столы 10 шт., ученические стулья 20 шт;
  • Шкафы для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий;
  • Ножницы;
  • Принтер;
  • Клей – карандаш;
  • Маркеры;
  • Бумага;
  • Картон;
  • Тетрадь в клетку;
  • Доска;
  • Интернет ресурсы;
  • Цветные карандаши;
  • Простой карандаш;
  • Ластик;
  • Шариковая ручка (синие чернила);
  • Компьютер.

2.2.2. Учебно-методические материалы

Для организации продуктивной деятельности на занятиях широко используются:

  • Дидактические игры и задания по указанным темам;
  • Материалы электронных пособий по изучаемым темам;
  • Наглядные пособия: таблицы, картинки, плакаты;
  • Музыкальные аудиозаписи;
  • Раздаточный и демонстрационный материал;
  • Компьютерные презентации по темам;
  • Методические разработки педагога.

2.2.3. Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

2.3.  Литература

Для обучающихся:

  1. А.М. Голицын. Сказки мудрого волшебника. –  М.: Розовый жираф, 2014. - 128 с.
  2. А.И. Захаров. Тайны внутреннего мира ребёнка. –  СПб.: Питер, 2016. - 144 с.
  3. М.Л. Кирьянова. Почему мы такие разные. – М.: Росмэн, 2015 – 80 с.
  4. Г.Н. Лунина. Шаги навстречу. – М.: Аст, 2017 – 96 с.
  5. Л.К. Маркова. Веселые уроки общения. – Ярославль: Академия развития, 2016 – 112 с.
  6. Л.М. Семенюк. Дружить легко! – М.: Вентана-Граф, 2017. – 128 с.

Для педагога:

  1. Т.П. Авдулова. Детская психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2015 – 288 с.
  2. Б.С. Волков. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2016 – 320 с.
  3. Н.С. Ермолаев-Острякова. Игра как средство психологической поддержки детей. – М.: Юрайт, 214 – 208 с.
  4. О.А. Карабанова. Игровая терапия с детьми. – М.: Высшая школа, 2015 – 304 с.
  5. С.В. Ковалёв. Психотерапия семейно-педагогической дезадаптации детей и подростков. – М.: Форум, 2016 – 240 с.
  6. Л.В. Кузнецова. Диагностика и коррекция школьной тревожности. – М.: Учпедгиз, 2015 – 160 с.
  7. А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, переизд., 2016 – 352 с.
  8. Л.Г. Любимова. Основы семейного воспитания. – М.: Владос, 2014 – 240 с.
  9. Д.Г. Майерс. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2013 – 800 с.
  10. Н.Н. Митрофанова. Диагностические методики в практической психологии. – М.: Омега-Л, 2015 – 256 с.
  11. В.А. Петровский. Развитие личности подростка. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
  12. Е.Т. Соколова. Самооценка и уровень притязаний личности. – М.: МГУ, 2016 – 288 с.
  13. И.А. Фурманов. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Харвест, 2011 – 352 с.
  14. Л. Элиот. Ваш беспокойный подросток. – М.: Феникс, 2013 – 256 с.
  15. Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Педагогика, 2011 – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

"Клуб свободного общения"

Методические рекомендации для социального педагога по созданию "Клуба свободного общения" для несовершеннолетних....

20 фраз для свободного общения

Презентация для электива "Разговорный английский" для 10-11 классов "20 фраз для с вободного общения"...

Развитие беглости речи: методы выстраивания навыков свободного общения в процессе обучения английскому языку.

В статье предлагаются конкретные методы и приемы ведения уроков английского языка с учетом преобладания кинестетической составляющей у учащихся. Уроки создаются на базе дифференцированного подхода к у...

Программа "Искусство свободного общения", 144 часа

Программа ориентирована на целостное развитие личности ребенка в современном мире, формируя базовые навыки уверенного поведения и коммуникации, необходимых для успешного функционирования в школе, семь...

Программа "Искусство свободного общения", 72 часа

Программа ориентирована на целостное развитие личности ребенка в современном мире, формируя базовые навыки уверенного поведения и коммуникации, необходимых для успешного функционирования в ш...