«Развитие речи уч-ся в свободном общении с использованием дидактических игр и упражнений»
материал по теме

Ксензюк Елена Анатольевна

Выступление на МО воспитателей.      /круглый стол/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_vos-ley_-razv._rechi_v_svob._obshch.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей:

«Развитие речи уч-ся в свободном общении с использованием

дидактических игр и упражнений»

/круглый стол/

                                                           Уч-ль логопед:    Ксензюк Е. А.

                 2014-2015  уч. г.

Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития.

Безусловно, успешное  обучение в школе и овладение письменной речью  у детей с речевыми нарушениями в большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей.  Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы  способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Кроме того, потребность в общении,  у умственно отсталого ребенка заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

Уровень развития диалогической речи, столь необходимой  для  социальной адаптации человека, у уч-ся с интеллектуальной недостаточностью крайне  низкий.  В связи с  недоразвитием  речи,  узким  кругом  интересов  и  мотивов  младшие школьники редко являются инициаторами общения. Они не умеют  слушать  то,  о чём их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный  им  вопрос,  а  если  и отвечают, то зачастую невпопад. Ответы учащихся  могут  быть  или  чрезмерно сжатыми, или излишне пространными. В  последнем  случае  они  по  содержанию далеки  от  вопроса,  изобилуют  повторениями,  несут  в  себе  неадекватную информацию.  К  старшим  классам   наблюдается   продвижение   в   овладении диалогической речью. Однако  в  силу  недостаточной  сформированности  речи, особенностей мотивационной и эмоционально – волевой  сферы  многие  учащиеся не знают, как начать  разговор,  как  задать  вопрос,  особенно  незнакомому человеку, как ответить на его вопросы.

Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с умственной отсталостью. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса.

Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием вряд ли удастся.

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Использование игровых форм  с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, т.к. именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным  реакциям.

В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «Играю с детьми», «Гуляю в парке», «Иду в магазин» и др. Расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения познавательной информации, но и как объект изучения собственной речевой деятельности. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с умственной отсталостью, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

В  дальнейшем, создавая условия, побуждающие  умственно  отсталого  школьника                 к  высказыванию,  педагог  должен формировать его речевую деятельность. Мотив речи возникает у уч-ся при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает педагог. С этой целью организуют беседы на основе экскурсий, в процессе наблюдения. Таким образом, формируется диалогическая или вопросно-ответная речь, умение  отвечать,  спрашивать.  

 Школьники с нарушением интеллекта довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно – ответной формы речи. Переход же к самостоятельному  связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, т. е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Динамичная игра-драматизация побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета.

Богатый материал для развития речи дают сказки. Можно дать задание пересказать  сказку,  инсценировать  наиболее  лёгкие,  доступные  сказки. Такая  работа  будет способствовать  формированию  диалогической  речи. Речевое общение, также, способствует повышению уровня их общего развития.

                                                   /см. приложение/

                                   Приложение.

      Объяснительная беседа    «Мы живем среди людей»:

- Как можно приветствовать людей?

- Как обратиться с просьбой?

- Как обратиться за помощью в больнице?

- Как отказаться  от предложения употребить наркотики?

-Как убедить других, что пить вредно?

                                 Упражнение в постановке вопросов.

           /эффективный прием, стимулирующий познавательную активность уч-ся/

Детям демонстрируется ряд сюжетных картинок,  каждый должен придумать2-3 необычных вопросов к своей картинке.     Например:

«Почему в гостях нет балерины?»

«Почему все курят, а Коля отказался?»

«Можно ли в школе ходить в шляпе?»

«Можно ли на перемене танцевать в туалете?»

                                Игра «Разумно и просто»

Закончи фразу и объясни:

- Подростку нельзя курить, т.к. это …

- Больного не утомляют долгим разговором, потому что …

- если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть …

Составь мини-рассказ по картинке, которую ты вытащишь из ящика.  Подбери цвет к твоему рассказу.

Здесь важно:

а) поощрять детей к связному рассказыванию, к описанию ряда событий;

б) к анализу этих событий и оценке рассказчика.

 Воспитатель ставит перед воспитанниками небольшой ящик, в котором лежат картинки.

 Важно задать схему описания событий.                   / начать рассказ /                              1.

            Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово.

/ способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо/

1.  Кто это?  Что это?  -  Отвечай быстро.
     Звонкий, быстрый, весёлый - …
    Вкусный, алый, сочный - …
    Жёлтые, красные осенние - …
    Холодный, белый, пушистый -…
    Бурый, косолапый, неуклюжий - …
    Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2.  Точно и быстро.  Кто или что?
     мурлычет – кот                   варит – повар                            стоит – дом
    лает -                                    учит -                                         прыгает -
    мычит -                                лечит -                                       летает –
    жужжит -                             строгает -                                  спит -
    шипит -                                сажает -                                     лепит –
    ревёт -                                  красит -                                      играет –

3.  Слушай.   Называй как можно больше слов.
    Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
    Летит –
    Растёт –
    Поёт –
    Ползёт –
    Ссорится –
    Работает –
    Сверкает –

4. Послушай,  запомни,  ответь: всё ли верно?

   /дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда,
   где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это несуразица/
   - Выпал снег, Алёша вышел загорать.
  - Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
  - Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.
  - Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.
   Какой цветок вручили
чемпиону?
   Какое блюдо приготовила
стряпуха?
   Как называют водный поток, у которого растёт
гречка?

                                                                                                                                                        2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

Педагогический совет на тему: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и  не подозревает о том, что чему – то уч...

Игры и упражнения для развития речи и навыков общения.

Игры и упражнения для детей разного возраста, направленные на развитие речи и навыков общения.  Эти игры можно использовать в начале учебного года, когда коллектив учащихся формируется, для того ...

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировк...

Развитие беглости речи: методы выстраивания навыков свободного общения в процессе обучения английскому языку.

В статье предлагаются конкретные методы и приемы ведения уроков английского языка с учетом преобладания кинестетической составляющей у учащихся. Уроки создаются на базе дифференцированного подхода к у...

Использование дидактических игр и упражнений для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Использование игр в системе логопедической работы позвол...