Рабочая программа внеурочной деятельности "Кубановедение"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кубановедение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.63 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Кубановедение
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи, правильность или ошибочность её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
7. Владение навыками смыслового чтения текста и усвоения его содержания.
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями о природных особенностях своего региона и его историческом пути.
2. Систематизация знаний о природе, истории, особенностях развития хозяйства кубанского региона и культуры народов, проживающих на его территории.
3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с опорой на легенду
4. Определение и объяснение своего отношения (аргументированно) к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани.
5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе «Кубановедение».
6. Выполнение информационно-творческих проектов
В результате изучения кубановедения в 5–9 классах ученик должен знать/понимать:
– географическое положение кубанского региона;
– рельеф территории и природно-ресурсный потенциал;
– климатические условия на Кубани и внутренние воды;
– типы почв Краснодарского края и каково их хозяйственное использование;
– растительный и животный мир Кубани и своей местности; 4
– редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края;
– природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани;
– экологические проблемы и пути их разрешения;
– особенности населения и хозяйственного развития региона;
– основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;
– открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;
– историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города);
– произведения кубанских писателей и публицистов;
– фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;
– истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;
– значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе;
– литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;
– музыкально-культурное наследие региона;
– выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ);
– особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;
Уметь:
– показывать на карте основные географические объекты края;
– характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
– объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;
– описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;
– находить необходимую информацию по кубановедению в краеведческой литературе, материалах местных СМИ, сети Интернет и др.;
– систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;
– показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исторические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
– излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
– объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения; 5
– анализировать идейное содержание и художественные достоинства произведений литературы и искусства кубанских авторов;
– понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;
– отличать литературные слова и выражения от диалектных; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
– определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся в своей местности;
– понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;
– познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;
– понимания причин и значимости происходящих событий и явлений и определения собственного отношения к ним;
– объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;
– сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;
– высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;
– общения с людьми разных национальностей и религиозных взглядов;
– формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;
– адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в будущем.
#1057;одержание кружка внеурочной деятельности «Кубановедение»
6 класс(34 часа)
Введение (1 ч)
Кубань – перекрёсток цивилизаций. Средневековый период истории Кубани. Содержание и структура курса; аппарат усвоения знаний. Печатная и электронная форма учебного пособия по кубановедению. Рабочая тетрадь для проверки знаний учащихся и закрепления изученного материала.
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК (8 ч)
Тема 1. Источники информации о малой родине
Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. Географические и исторические карты. Краеведческая литература. Археологические находки. Письменные источники: документы, летописи, описания путешественников. Энциклопедические и топонимические словари. Справочники. Научно-популярная литература. Картины. Фотоснимки. Кино- и видеофильмы. Литературные произведения. СМИ. Мультимедийные учебные пособия. Интернет. Фенология, фенологические наблюдения. Биоклиматические карты. Краеведческие музеи.
Тема 2. Неповторимый мир природы
Особенности природы Кубани и своей местности. Географическое положение Краснодарского края. Рельеф края и своей местности. Полезные 10
ископаемые. Особенности климатических условий Краснодарского края и своей местности. Неблагоприятные погодные явления. Реки. Озёра. Плавни и лиманы. Подземные воды, их роль в жизни местного населения. Почвы.
Растительный мир Кубани. Растения, которые нас окружают.
Животные – обитатели населённых пунктов.
Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры Краснодарского края. Природные достопримечательности и памятники природы своей местности.
Тема 3. Изменение природы человеком
Влияние человека на природу своей местности. Воздействие человека на рельеф, водные объекты, природные зоны. Мероприятия по охране природы. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей (природной) среды. Заповедные территории. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Государственный природный заповедник Утриш.
Тема 4. Население
Площадь территории Краснодарского края. Население, национальный состав, особенности культуры, быта, традиции. Типы населённых пунктов. Города (промышленные центры, портовые, курортные и др.). Сельские поселения (станицы, сёла, хутора, аулы). Влияние окружающей среды на здоровье человека. Жители вашего населённого пункта и административного района. Виды хозяйственной деятельности. Занятия жителей Кубани в прошлом. Занятия жителей городов и сельских населённых пунктов.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV–XVI вв. (13 ч)
Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья
Переход от древности к периоду Средневековья. Великое переселение народов. Гунны: образ жизни и общественный строй. Завоевательные походы гуннских племён. Проникновение гуннов на Северо-Западный Кавказ. Последствия гуннского нашествия для Боспорского царства и племён, проживавших на Северном Кавказе. Аммиан Марцеллин о гуннах.
Племена болгар (булгар) на Северном Кавказе. Расцвет Великой Булгарии в годы правления хана Кубрата. Разделение болгар. Дунайская Болгария. Хан Аспарух. Кубанские болгары (Прикубанье и Приазовье). Столкновения с печенегами и гузами. Волжская (Камская) Булгария.
Авары (обры) в степях Предкавказья.
Образование государства у хазар и рост его могущества. Племенной состав Хазарского каганата. Хозяйственная деятельность населения. Итиль – важный центр ремесла и торговли. Крепости Семендер и Саркел. Отношения с Византией. Религия хазар (язычество, христианство, иудаизм). Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о взаимоотношениях восточных славян с Хазарским каганатом в первой половине IX в. Падение Хазарского каганата.
Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество 11
Артания. Восточные походы киевских дружин в первой половине X в. Внешняя политика, проводимая древнерусскими князьями Олегом, Игорем. Победы князя Святослава.
Восточные славяне на Таманском полуострове. Основание Тмутараканского княжества. Самый отдалённый форпост Киевской Руси. Мстислав Владимирович во главе Тмутаракани. Зихи, касоги, адыги. Междоусобицы. Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава. Тму тараканский камень. Святославичи в борьбе за Тмутаракань: Роман Святославич; Олег Святославич (Гориславич). Византийский контроль над Тмутараканью (Таматархой). Игорь Святославич в поисках «града Тмутороканя».
Половцы (кыпчаки) на Кубани. «Каменные бабы». Аланы. Столкновения с адыгами.
Тема 7. Кубань в XIII–XV вв. Между ордынцами и генуэзцами
Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Держава Чингисхана. Завоевания монголов. Поход Джебе и Субедея (Субеде) на Северный Кавказ и в Причерноморье. Битва на реке Калке. Народы Северного Кавказа в борьбе с захватчиками. Тимур (Тамерлан) на Кубани: столкновение с черкесами.
Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. Торговое соперничество Венеции и Генуи на берегах Чёрного и Азовского морей. Генуэзские колонии на восточном берегу Чёрного моря: Копа, Себастополис, Тана. Управление генуэзскими колониями. Кафа. Взаимоотношения итальянцев с черкесами. Торговые города Приазовья: Матрика (Матрега); Ло-Копа (Копарио, Ла-Копа). Торговля генуэзцев с русскими купцами (сурожанами) и черкесами. Работорговля. Продвижение генуэзцев к берегам Каспийского моря. Джорджио Интериано о черкесах (зихах). Итоги генуэзского владычества.
Тема 8. Народы Кубани в XVI в.
Племена адыгов после распада Золотой Орды. Расселение адыгов. Племенной состав (жанеевцы, шегаки, адамиевцы, хатукаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы, натухайцы, шапсуги, абадзехи, абазины, хамышеевцы, абхазы и убыхи). Армянские поселенцы (черкесо-гаи). Занятия населения. Системы земледелия: подсечная, переложная, поливная. Коневодство, рыболовство, бортничество, овцеводство, охота, садоводство и виноградарство. Ремесло. Общественный строй. «Феодальная общественная лестница»: пши, тлекотлеши, уорки, тфокотли, рабы. Быт, обычаи. Наездничество. Жилища. Религия: язычество, христианство, ислам.
Ногайцы на Кубани. Происхождение ногайцев. Территория расселения, племенной состав. Связи с Московским государством. Занятия населения и быт. Общественная структура: беки, нураддин, мурзы, беи, уздени, свободные крестьяне-скотоводы, чагары, рабы. Наследование власти в порядке родового старшинства. Съезды мурз. Религия: ислам 12
Борьба горцев против турецких завоевателей. Наступление Османской империи и Крымского ханства на Северо-Западный Кавказ. Военные походы османов и крымских татар на Кубань.
Политика России на Северном Кавказе. Расширение границ на востоке. Первое адыгское посольство в Москву. Русско-черкесские посольства 1550-х гг. Российское покровительство Кабарде. Темрюк Идаров. Русско-адыгский союз в действии. Осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в.
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (7 ч)
Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа
Язычество славян. Культ природы. Погребальный культ. Культ семейно-родового предка-владыки. Языческие боги восточных славян. Святилища (капища). Волхвы.
Языческие верования адыгов. Особо почитаемые божества.
Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская епархия. Распространение христианства в Приазовье и Прикубанье. Христианизация Хазарского каганата. Сведения о епархиях, существовавших ни территории Зихии. Епископы Иоанн и Дамиан. Шора Ногмов о христианизации адыгов в период правления византийского императора Юстиниана.
Тмутаракань – очаг христианства на краю «русского мира». Опальный Никон (игумен Киево-Печерского монастыря) в Тмутаракани: основание монастыря, просветительская деятельность. Христианские памятники Закубанья: городище Куньша (Лабинский район); пос. Победа (Адыгея); район г. Белореченска. Остатки христианских храмов XII–XIII вв. на территории Сочи.
Христианизация Алании. Первые проповедники – апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Памятники христианской культуры VIII–IX вв. на Кубани в Успенском, Новокубанском районах; пос. Утриш; в окрестностях Кизиловой Балки, Горькой Балки. Аланская митрополия, Урупская и Кубанская епископии. Северный Зеленчукский храм – пример строения классической крестово-купольной системы. Наскальный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» на горе Мыцешта в Карачаево-Черкесии. Шоанинский и Сентинский храмы (Кубанская епископия). Архитектурное своеобразие Сентинского храма. Ильичёвское городище (район х. Ильич, Отрадненский район) – центр Урупской епископии. Синтез византийской и грузинской архитектуры.
Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. Католические миссионеры Иоанн, Жан де Зикки (Зих). Епископство Каспийских гор.
Ослабление позиций христианства. Проникновение ислама на Северный Кавказ. 13
Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания
Произведения древнерусской литературы в историческом контексте. Сюжеты о Тмутаракани в «Повести временных лет».
Мужество князя Мстислава (эпизод схватки с касожским князем Редедей в 1022 г.). «Тмутараканская тема» в «Слове о полку Игореве». Загадки Тмутараканского идола. Автор «Слова…» о «деяниях» Олега Святославича.
Кубань в произведениях русской литературы XV–XVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов. Перевод с греческого «О земном устроении». Иосиф Волоцкий, «Книга на еретиков» – против «новгород-московской ереси» Заккарии Гизольфи. Мацей Меховский, «Трактат о двух Сарматиях». Сигизмунд Герберштейн, «Записки о Московитских делах». Никоновская летопись об истории адыгских посольств. Сведения о «служилых» адыгских князьях в разрядных записях и боярских списках.
Героический эпос «Нарты». Национальный колорит и самобытность адыгского устного народного творчества. Собрание в героическом эпосе народных сказок, легенд, преданий, старинных песен. Темы, образы, сюжетные линии, поэтические фигуры и средства художественной выразительности в нартском эпосе.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
Общность исторических судеб народов Кубани. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности. Общее и особенное в языческих верованиях адыгов и восточных славян. Роль христианства в развитии культуры. Проникновение католичества на Северный Кавказ. Археологические памятники эпохи Средневековья. Памятники материальной культуры. Произведения художественной культуры. Кубанские страницы древнерусской литературы. Традиции адыгов в нартском эпосе. Ваш населённый пункт в эпоху Средневековья.
РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 Ч)
День славянской культуры и письменности
Христианская символика на Северо-Западном Кавказе
Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье
Житийная литература
8 КЛАСС (30 ч)
Введение (1 ч)
История кубанского региона в конце XVI – XVII в. (повторение изученного в 7 классе). Турецкие и крымско-татарские поселения. Адыги. Ногайцы. Уклад жизни, обычаи, традиции, духовная культура. Начало освоения Кубани русскими переселенцами. Борьба России за укрепление южных рубежей. Кубанская тематика в записках путешественников и документах XVII в. Печатная и электронная форма (ЭФУ) учебного пособия по кубановедению для 8 класса. Структура и содержание курса, аппарат усвоения знаний.
РАЗДЕЛ I. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО РЕГИОНА (8 ч)
Тема 1. Изучение кубанских земель в XVIII – середине XIX в.
Начало комплексного исследования Кубани. Академические экспедиции. Труды И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина. Работы М. Гулика и В. Колчигина.
Книга И. Д. Попко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». 18
Тема 2. Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. Рельеф и полезные ископаемые
Особенности физико-географического положения Краснодарского края. Крайние точки, площадь территории. Субъекты Российской Федерации и зарубежные государства, с которыми Краснодарский край имеет общую границу.
Основные формы рельефа. Азово-Кубанская равнина. Приазовская и Прикубанская низменности, Закубанская равнина. Грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова. Ставропольская возвышенность. Предгорье и горы Западного Кавказа. Черноморское побережье. Месторождения полезных ископаемых.
Тема 3. Климат. Внутренние воды
Факторы, определяющие климат Краснодарского края. Умеренный климат равнин и субтропический климат Черноморского побережья. Горный климат. Погодные аномалии; неблагоприятные природные явления. Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения кубанского региона.
Внутренние воды. Степные реки Азово-Кубанской равнины: Понура, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени, Ея. Река Кубань. Закубанские реки: Иль, Хабль, Ахтырь, Абин, Адагум, Кудако. Реки Черноморского побережья: Пшада, Вулан, Джубга, Туапсе, Аше, Псезуапсе, Сочи, Мзымта, Псоу. Происхождение некоторых географических названий.
Озёра. Плавни. Лиманы. Искусственные водоёмы. Подземные воды. Ледники.
Тема 4. Почвы, растительный и животный мир Кубани. Охрана природы
Разнообразие почвенного покрова Краснодарского края. Основные типы почв. Растительный покров равнин. Видовое разнообразие растительности предгорий и гор.
Изменение ареалов животных во времени. Животные – обитатели природных зон. Охрана живого мира Кубани. Заповедники Краснодарского края.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
Физико-географический портрет кубанского региона. Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые. Климат, воды суши, растительный и животный мир Краснодарского края. Охрана природных богатств региона. Разработка проекта на одну из тем: «Мой район (населённый пункт): историко-географический очерк»; «Природные богатства моего района и их использование в хозяйстве»; «Охрана растительности горной части края» или др.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ XVIII в. (12 ч)
Тема 5. Казаки-некрасовцы на Кубани
Антиправительственные выступления казаков. П. И. МельниковПечерский о раскольниках («Письма о расколе»). Подавление 19
восстания, организованного К. Булавиным. Переселение некрасовцев на Кубань; их походы на Дон и на Волгу. Взаимоотношения с Россией и с Крымским ханством.
«Заветы Игната». Система управления у казаков-некрасовцев. Основные занятия и уклад жизни. Быт и культура некрасовцев. Начало распада некрасовской общины на Кубани. Переселение в Турцию.
Тема 6. Кубань во внешней политике России XVIII в.
Попытка Петра I закрепиться на берегах южных морей. СтроительствоАзовского флота и его главной базы – Таганрога. Военные действия на Азовском море. Кубанский поход Ф. М. Апраксина. Адрианопольский мирный договор.
Начало Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. Х. А. Миних. Воссоздание флота на юге России и взятие Азова. П. П. Бредаль. П. П. Ласси. Действия донских казаков и калмыков. Дондук-Омбо. Крымский поход 1737 г. Завершающий этап и итоги войны. Белградский мир.
Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом. Выдающиеся победы русского оружия. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Военные действия на земле Кубани. П. А. Румянцев. А. Н. Сенявин. Кубанский корпус в Русско-турецкой войне. Кючук-Кайнарджийский мирный договор.
Роль Кубани в русско-турецких отношениях на рубеже 1770–80-х гг. Присоединение Крыма и Прикубанья к России. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Разгром Батал-паши. Взятие Анапы под командованием И. В. Гудовича. Ясский мирный договор. Расширение и укрепление границ Российской империи.
Тема 7. А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса
А. В. Суворов – военачальник, политик, дипломат. Кубанская оборонительная линия. Командующий войсками в Крыму и на Кубани. Присяга ногайцев на верность России. Разгром мятежников. Строительство Фанагорийской крепости. Вклад А. В. Суворова в военную науку и освоение Кубани. Генералиссимус в исторической памяти кубанцев.
Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска
Рождение Войска верных казаков. Сидор Белый. Антон Головатый. Участие казаков в военных экспедициях. Формирование Черноморского казачьего войска. Подготовка черноморцев к переселению. «Жалованная грамота» Екатерины II Черноморскому войску от 30 июня 1792 г.
Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани
Переселение черноморцев. Кошевой атаман Захарий Чепега. Организация кордонной стражи. Военизированный быт казаков. «Порядок общей пользы». Войсковые казачьи регалии. Символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Основание первых 40 куренных селений.
Служба донских казаков на Кавказской линии. Волнения в донских полках – реакция на решение об их переселении на Кубань. Н. И. 20
Белогорохов. Начало формирования линейного казачества. Кубанский казачий линейный полк.
Организация кордонной стражи на р. Кубани. Выбор места для войскового города: стратегическая выгода и природно-климатические условия. Проблемы датировки основания Екатеринодара. Развитие города, его специфика.
Екатерина II в исторической памяти кубанцев.
Социальные выступления адыгов и казаков. Бзиюкская битва (1796 г.). Персидский поход. «Персидский бунт» (1797 г.). Т. Котляревский, Ф. Дикун, О. Шмалько и др. участники событий. Борьба казаков за сохранение демократических традиций запорожской вольницы.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
Основные потоки русских переселенцев на Кубань. Некрасовцы в Прикубанье. А. В. Суворов на Кубани. Черноморцы и линейцы: общее и особенное. Казачьи атаманы. Исследовательский проект на одну из тем: «Приобретения и потери России в ходе Русско-турецких войн XVIII в.»; «История возникновения населённых пунктов Краснодарского края на месте (или вблизи) суворовских укреплений и крепостей» или др.
РАЗДЕЛ III. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ (6 ч)
Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
Кавказские языки. Адыги – коренные жители кубанских земель. Тюркские языки. Тюркизмы (аул, курган, кунак, казак, джигит, саман, очаг и др.). Семитские и финно-угорские языки. Индоевропейские языки.
Специфика кубанских говоров. «Кубанська мова». Диалектизмы. Виды диалектизмов: лексические, фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, семантические. Топонимика Кубани. Судьба диалектов.
Тема 11. Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в.
Казачьи традиции и уклад жизни. Казачье подворье в XVIII в. Подготовка к военной жизни. Военное мастерство. Традиционная казачья кухня. Любимые блюда казаков.
Место религии в жизни казаков. Казачье духовенство. Первые храмы и монастыри Черномории.
Православные праздники и обряды. Разнообразие обрядового фольклора: Святки, гадание, крещенский сочельник, Масленица, Прощёное воскресенье, Великий пост, Пасха, Троица, день Ивана Купалы, Покров Пресвятой Богородицы. Песни кубанских казаков.
Тема 12. Кубанская тема в письменных источниках XVIII в. У истоков литературы Кубани
Кубанские земли и их обитатели глазами иностранцев. «Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 году» Феррана. «Путешествие по Европе, Азии и Африке» Обри де ла Мотрэ. Кубань 21
в документах и трудах учёных. Работы С. П. Гмелина, И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа.
Переселение казаков-черноморцев на Кубань – основополагающее событие для литературы Кубани. У истоков литературы Кубани. «Песнь Черноморского войска» Антона Головатого – «программа» будущей жизни черноморцев на Кубани.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
Быт, материальная и духовная культура жителей Кубани. Взаимовлияние казачьей и горской традиций. Начало формирования новой этнокультуры. Знакомство с народными мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея.
Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани» или др
РАЗДЕЛ IV. «ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ» (4 Ч)
Монастыри как центры духовной культуры
Социальное служение и просветительская деятельность церкви
Воинская культура казачества как «православного рыцарства»
Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания образовательной организации
(1 ч в неделю в 6 ,8 клас)
6 класс
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности | |||||
Введение | 1 | Кубань - перекрёсток цивилизаций | 1 | Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппаратом усвоения знаний. | ||||||
Раздел I. Природа малой родины и человек | 8 | Тема1. Источники информации о малой родине. Источники знаний о природе, населении и истории своей местности | 1 | топонимический словарь, фенология биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологические находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследователей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов - исследователей природы и истории Кубани Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Лотышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др. Подготовить мини-проект. Например, составить список краеведческой литературы, которую необходимо прочитать в ближайшее время. | Экологическое | |||||
Тема 2. Неповторимый мир природы. Особенности природы Кубани и своей местности | 1 | Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы. Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности. Показывать на карте территорию Краснодарского края. Называть и определять географические координаты города Краснодара. Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края и своей местности. Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман. | Экологическое | |||||||
Растения, которые нас окружают | 1 | Объяснять понятия сорные растения, аллергия. Приводить примеры растений своей местности. Объяснять, какие растения следует считать лекарственными. Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани. Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды. | ||||||||
Животные - обитатели населённых пунктов | 1 | Раскрывать значение понятий дикие, домашние и синантропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности. Рассказывать о насекомых и птицах своей местности. | ||||||||
Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры | 1 | Раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, селекция Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры на террито-рии Краснодарского края и своей местности. Выделять виды природных памятников. Составлять отчет об экскурсии. Работать над проектом виртуальной экскурсии по заданию учителя. Выполнить мини-проект. Например, подготовить сообщение об одном из достопримечательных объектов на территории своего района. | ||||||||
Тема 3. Изменение природы человеком. Влияние человека на природу своей местности | 1 | Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность природоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание экологического состояния ближайшего водоёма. | Экологическое | |||||||
Тема 4. Население. Население Кубани и вашей местности | 1 | Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарского края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рассказывать о своём населённом пункте. Определять понятие Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Кубани. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани. | ||||||||
Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани. | 1 | Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населённых пунктах и в городских. Разработать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)». | ||||||||
Раздел II. История Кубани в VI – XVIвв. | 13 | Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья. Военные походы гуннов | 1 | Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиака Марцеллина о гуннах. Рассказы о последствиях гуннского нашествия на Северный Кама* | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. Патриотическое | |||||
Великая Булгария. Аварский каганат | 1 | Объяснять значение понятий обры, патрикий, этногра-фия, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте территорию Великой Булгарии. Называть причины распада Великой Булгарии. Рассказывать об основании и падении Аварского каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья. | ||||||||
Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество. Проникновение восточ-нославянских дружин в Прикубанье | 1 | Объяснять понятия Артания, Куява, Славия, факто-рия, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характеризовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского историка Льва Диакона Калойского. | ||||||||
Русское княжество на Таманском полуострове | 1 | Объяснять понятия князь, княжество, усобица. Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.). | ||||||||
Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого | 1 | Показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстислава за княжение в Тмутаракани. | ||||||||
«Земля незнаемая». Половцы и аланы на Кубани | 1 | Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня, найденного на Таманском полуострове Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игоревен. Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Показывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»). Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учи-телем. | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. | |||||||
Тема 7. Кубань в XIII – XVвв. Между ордынцами и генуэзцами. Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями | 1 | Объяснять понятия курултай, орда. Изучить материал о походах монгольских завоевателей (исторические картины, отрывки из летописей), сопоставить и обобщить полученные сведения. Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей. Называть последствия вторжения Тимура на территорию Северного Кавказа. Комментировать высказывание А. И. Герцена о монголо-татарском нашествии. | ||||||||
Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа | 1 | Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характеризовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье. | ||||||||
Посредническая деятельность генуэзцев | 1 | Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением. Рассказывать о занятиях населения колоний, об особенностях торговых отношений, строительстве дорог, работорговле. Оценивать итоги владычества генуэзцев на Северо-Западном Кавказе. | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. | |||||||
Тема 8. Народы Кубани в XVIв. Племена адыгов после распада Золотой Орды | 1 | Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вссалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество. Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён. Характеризовать общественный строй, существовавший у адыгов до XVI в. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе. | ||||||||
Ногайцы на Кубани | 1 | Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о характере отношений ногайцев и Московского государства. | ||||||||
Борьба горцев против турецких завоевателей | 1 | Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в. | ||||||||
Политика России на Северном Кавказе | 1 | Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в. | ||||||||
Раздел III. Культура народов Прикубанья в средние века | 7 | Тема 9. Религиозные верования жителей Северо- Западного Кавказа. Языческие верования восточных славян и адыгов | 1 | Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище. Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов. Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ. Делать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов. | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. Патриотическое | |||||
Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Тмутаракань - очаг христианства на краю «русского мира» | 1 | Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол. Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ. Называть проповедника христианства Андрея Первозванного, а также византийского императора Юстиниана, при котором была осуществлена масштабная христианизация народов Северного Кавказа. Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христианских епархий. | ||||||||
Христианизация Алании. | 1 | Называть автора летописных сводов, церковного и политического деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях христианизации Алании | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. Патриотическое. | |||||||
Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ | 1 | Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается очагом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Северном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей. Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. | ||||||||
Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания. От «Повести...» к «Слову...» | 1 | Объяснять понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы | ||||||||
Кубань в произведениях русской литературы XV-XVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов | 1 | Объяснять понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигиэмунд Герберштейн). | ||||||||
Героический эпос «Нарты» | 1 | Рассказывать о деятельности Заккария Гизольфи Приводить примеры отражения «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов. Объяснять понятия джегуако, нарты. Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе. | ||||||||
Основные события истории Кубани в период Средневековья. Диагностическая работа по разделу «Культура народов Прикубанья в средние века» | 1 | Познакомить с основными событиями истории на Кубани в период Средневековья | ||||||||
Раздел IV. Духовные истоки Кубани | 4 | День славянской культуры и письменности | 1 | Познакомить учащихся со Святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием – просветителями славян. Создание славянской азбуки. Глаголица и кириллица. | Ценности научного познания. Духовно- нравственное | |||||
Христианская символика на Северо-Западном Кавказе | 1 | Западный Кавказ – один из центров раннего христианства. Древние храмы середины X века. Византийский стиль. Пещерные кельи. Лик Христа. Символ Креста в христианстве. Разнообразные формы и виды православных крестов. Их смысл и значение | ||||||||
Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье | 1 | Пасхальные традиции. Тема Пасхи в художественных произведениях и литературе. | ||||||||
Житийная литература | 1 | Познакомить учащихся с Житийной литературой- разделом христианской литературы, объединяющей жизнеописания христианских подвижников. Житие святого преподобного Никона. Подвижнические подвиги преподобного Никона. Житие святых Веры, Надежды, Любови и матери | ||||||||
8 класс | ||||||||||
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности | |||||
Введение | 1 | Основные вехи развития кубанского региона в XVIIв. История Кубани XVIIIв. В контексте истории России | 1 | Называть основные события истории, происходившие на территории Кубани в XVIIв. Изучив содержание введения, ознакомьтесь со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. | ||||||
Раздел I. Физико – географический портрет кубанского региона | 8 | Тема 1. Изучение кубанских земель в XVIII – середине XIXв. Исследование территории Кубани в XVIII –середине XIXв. | 1 | Раскрывать значение понятий комплексный, лингвистика, кошма. Рассказывать о результатах академических экспидиций 1768-1773гг.,в ходе которых проводились исследования Кавказа. Назвать труды И.А. Гильденштедта, П.С. Пласа, С.Г. Гмелина | Экологическое Ценности научного познания | |||||
Тема 2. Физико- географическое положение современной территории Краснодарского края. Физико- географическое положение современной территории Краснодарского края | 1 | Раскрывать значение понятий административно- территориальное образование, нейтральные воды. Характеризовать физико- географическое положение Краснодарского края. Показывать местоположение региона на карте мира и России. Знать крайние точки, протяжённость морских и сухопутных границ, площадь территории. Называть, находить на карте и показывать субъекты Российской федерации и зарубежные государства, с которыми граничит наш край. Делать выводы о преимуществах и недостатках географического положения региона. | ||||||||
Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Раскрывать значение понятий гряда, прирусловый вал, отрог, плато. Показывать на карте, называть и характеризовать основные формы рельефа территории края. Знать названия полезных ископаемых, показывать их месторождение. Готовить сообщения, презентации по изученным темам, привлекая дополнительные источники информации. | ||||||||
Тема 3. Климат. Внутренние воды. Особенности климата. Погодные аномалии | 1 | Раскрывать значение понятий погода, климат, климатический пояс, сель. Знать, в зоне каких климатических поясов, находятся территория Краснодарского края. Характеризовать особенности климата равнинной территории и горной части края. Рассказывать об особенностях субтропического климата Черноморского побережья. | ||||||||
Реки Краснодарского края | 1 | Раскрывать значение понятий старица, рукав реки, пойма. Называть и показывать на карте и описывать степные реки Азово- кубанской равнины, закубанские реки, а так же реки Черноморского побережья. Рассказывать об истоках Кубани; называть и показывать на карте устье реки и её притоки. Оценивать роль и значение рек в хозяйственной деятельности кубанцев. Раскрывать экологические проблемы внутренних вод Краснодарского края, называть пути их решений. | ||||||||
Озёра, плавни, лиманы. Искусственные водоёмы, подземные воды и ледники | 1 | Называть и показывать на карте равнинные и горные озёра на территории края; характеризовать их особенности. Рассказывать о лиманах и плавнях Приазовья и Причерноморья; оценивать их роль и значение в экосистеме кубанского региона. Называть и показывать по карте искусственные водоёмы, созданные в крае; объяснять, с какой целью они были построены. Рассказывать об использовании внутренних вод Краснодарского края в хозяйстве. Рассказывать роль и значение горных ледников в питании кубанских рек. Готовить проекты по теме. | ||||||||
Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Кубани. Охрана природы. Богатство почв и растительного мира Кубани | 1 | Называть основные типы почв Кубани; характеризовать их распределение на территории края и показывать на карте. Описывать растительный покров равнинной территории Краснодарского края; раскрывать проблемы охраны растительных ресурсов. Называть факторы, влияющие на разнообразие растительного покрова горной части края. Сравнивать видовой состав растительного покрова северного и южного склонов Кавказского хребта; делать выводы. Готовить проект по теме. | ||||||||
Животные – обитатели природных зон. Охрана органического мира Краснодарского края | 1 | Раскрывать значение понятий ареал, популяция. Объяснять изменения ареалов животных, обитающих на территории края. Характеризовать животный мир Кубани. Называть редкие и исчезающие виды , занесённые в Красную книгу. Рассказывать об охране животного мира Кубани. Готовить сообщения, презентации на тему: «Заповедные уголки Краснодарского края». | ||||||||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | Физико- географический портрет кубанского региона | 1 | Характеризовать природные особенности кубанского региона. Называть виды охраняемых территорий в Краснодарском крае. Использовать дополнительные источники информации. Готовить сообщения, презентации на тему: «Природа Кубани», «Охрана природных объектов на территории Кубани» и др. | ||||||
Раздел II. История Кубани XVIII в.- | 12 | Тема 5. Казаки – некрасовцы на Кубани. Переселение казаков – некрасовцев на Кубань | 1 | Объяснить причины антиправительственных выступлений казаков. Используя карту, определять места проживания казаков – некрасовцев на Кубани. Характеризовать взаимоотношения некрасовцев с российским правительством и крымским ханом. Делать выводы о влиянии внутренней политики Российского государства на процесс освоения кубанского региона русскими переселенцами. | Ценности научного познания. Духовно- нравственное. Патриотическое
| |||||
Повседневная жизнь, культура некрасовцев. Скитания «игнат – казаков» | 1 | Рассказывать об особенностях внутренней организации жизни некрасовцев. Обсуждать вопрос: можно ли считать, что «Заветы Игната» отражают демократическое устройство жизни некрасовского общества? Характеризовать основные занятия и уклад жизни казаков – переселенцев. Готовить презентацию: «Быт и культура некрасовцев». | ||||||||
Тема 6. Кубань во внешней политике России XVIIIв. Внешнеполитические задачи России и Кубань в начале XVIIIв. | 1 | Рассказывать о борьбе России за выход на Азовское море в начале XVIII века. Оценивать результаты внешней политики России в южном направлении. Составлять экскурсионный маршрут по населённым пунктам и историческим местам, связанным с военными походами русской армии в период Русско- турецкой войны 1710-1713гг. | ||||||||
Борьба за выход к Чёрному морю в первой половине XVIIIв. | 1 | Объяснять, почему в многолетней борьбе России за выход к Чёрному морю уделялось такое большое внимание крепости Азов. Используя карту, определять стратегическую роль в войне 1735-1739гг кубанского плацдарма. Составлять кроссворд по теме урока. | ||||||||
Выдающиеся победы русского оружия. Военные действия на территории Кубани. Кючук – Кайнарджийский мир | 1 | Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIIIв. Раскрывать роль Кубани в русско – турецких воинах. Находить и показывать на исторической карте места сражений. Комментировать основные положения Кючук – Кайнарджийского мирного договора. | ||||||||
Присоединения Крыма и Прикубанья к России | 1 | Раскрывать значение понятий шейх, генерал-аншеф. Рассказывать о присоединении Крыма и Прикубанья к России. Показывать на карте территории, отошедшие к России в 1774 и 1783гг. Характеризовать действия русских войск во время осады и штурма крепости Анапа (1791г). Комментировать условия Ясского мирного договора. Формулировать цели, которые преследовала Россия в русско – турецких воинах XVIII в. Делать выводы. | ||||||||
Тема 7. А.В. Суворов во главе Кубанского корпуса. А.В. Суворов на Кубани | 1 | Использовать исторические источники для характеристики деятельности А.В. Суворова на Кубани. Оценивать роль Суворова в деле освоения кубанского региона. Называть и показывать на карте крепости Кубанской оборонительной линии. | ||||||||
Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска | 1 | Раскрывать значение понятий старшина, кошевой, атаман, адрес, Жалованная грамота. Рассказывать о рождении Войска верных казаков и формировании черноморского казачьего войска. Оценить роль А.В. Суворова, Г.А. Потёмкина в истории создания войска. Понимать цели, которые преследовало правительство Екатерины II, переселяя черноморцев из Преднестровья на Кубань. Комментировать содержание Жалованной грамоты. Делать выводы. | ||||||||
Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани. Переселение черноморцев. Основание первых куренных селений в Черномории | 1 | Раскрывать значение понятий войсковые казачьи регалии, символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Показывать на карте пути следования казаков – переселенцев. Рассказывать об организации кордонной стражи. Показывать на карте Черноморскую и Кубанскую линии. Оценивать роль кошевых атаманов С. Белого, З. Чепеги и войскового судьи А. Головатого в переселении черноморцев и организации охраны южных границ. Объяснять, чем была вызвана необходимость принятия документа «Порядок общей пользы». Рассказывать об особенностях казачьего самоуправления. Комментировать процесс обустройства казаками первых куренных селений в Черномории. | ||||||||
Линейцы. Заселение Северо- Восточной Кубани | 1 | Объяснять, когда и почему появились названия «линейцы» и «черноморцы». Назвать различия между ними. Характеризовать план укреплений Кубанской линии, разработанный генералом И.В. Гудовичем. | ||||||||
Основание Екатеринодара | 1 | Называть дату освоения Екатеринодара. Объяснять проблемы датировки и происхождение названия главного города Черномории. Комментировать географическое положение и план войскового града. Называть первого главу города (Д.С.Волкорез). | ||||||||
Социальные выступления адыгов и казаков | 1 | Называть причины выступления адыгских крестьян (тфокотлей) против дворян (уорков). Анализировать итоги Бзиюкской битвы. Рассказывать о «Персидском бунте». Комментировать результаты и уроки «Персидского бунта». Сравнивать причины социальных выступлений и методы борьбы против донских и черноморских казаков. Делать выводы. | ||||||||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | Страницы истории Кубани в XVIII в. | 1 | Систематизировать знания о событиях, происходивших на Кубани в XVIIIв. Характеризовать основные потоки русских переселенцев на Кубань. Рассказывать о пребывании некрасовцев в Прикубанье. Анализировать результаты деятельности А.В. Суворова на Кубани. Находить общее и особенное у черноморцев и линейцев. Описывать особенности Кубани как пограничного района Российской империи. Готовить проект по одной из изученных тем. | ||||||
Раздел III. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья | 6 | Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Причерноморья. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья | 1 | Перечислить языковые семьи, представители которых живут на Кубани. Называть народы, которые являются носителями кавказских языков. Раскрывать роль тюрских народов в формировании языковой картины кубанского региона. Рассказывать о распространении на Кубани семитской и фино-угорской языковых групп и языков индоевропейской семьи. Определять роль в русском языке северокавказских регионализмов. Объяснять, почему кубанские говоры называют говорами вторичного образования. | ||||||
Лексика кубанских говоров | 1 | Раскрывать значение понятия кубанская мова. Приводить примеры диалектизмов, используемых в вашей местности. Приводить примеры топонимов своего региона, объяснять их происхождение. Подготовить презентацию на тему: «Использование диалектизмов в произведениях кубанских писателей». | ||||||||
Повседневная жизнь и традиции казачьего населения. Духовная жизнь казачества | 1 | Характеризовать уклад жизни казаков. Описывать казачье подворье в XVIII в. Определять первостепенные ценности казаков. Делать выводы о роли и месте религии казаков. | ||||||||
Православные праздники и обряды. Фольклорные традиции | 1 | Называть православные праздники и обряды, которые особо почитались у казаков. Демонстрировать разнообразие обрядового фольклора. Делать вывод о роли песенных традиций в жизни кубанских казаков. | ||||||||
Кубань XVIII в. В записках путешественников, трудах учёных, в документах | 1 | Анализировать описание кубанских земель, встречающихся в трудах иностранцев. Выделять наиболее интересные фрагменты. Называть имена путешественников и учёных, упоминавших Кубань в своих работах. Оценивать их роль в изучении кубанских земель. Комментировать вклад П.С. Паласса в исследование Таманского полуострова. | ||||||||
У истоков литературы Кубани | 1 | Называть исторические события, которым литература Кубани обязана своим рождением. Раскрывать роль А.А. Головатого в становлении литературы Кубани. Объяснять, почему стихотворение «Песнь Черноморского войска» стало народной песней. | ||||||||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Кубань в XVIII в.» | 1 | Обобщать и систематизировать знания о физико- географических особенностях нашего края, о начальном периоде комплексного изучения кубанских земель, а также важнейших событиях истории, происходивших в регионе в XVIII в. Раскрывать особенности традиционной культуры населения Кубани. Иметь представление о языковой карте края и кубанском фольклоре. Рассказывать о зарождении кубанской литературы. Исследовательский проект : «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани». | ||||||
Раздел IV. «Духовные истоки Кубани» | 4 | Монастыри как центры духовной культуры | 1 | Познакомить с духовной культурой Кубани. Показать монастыри и центры духовной культуры Кубани. | ||||||
Социальное служение и просветительская деятельность церкви | 1 | Познакомить с просветительской деятельности духовенства Кубани. | ||||||||
Воинская культура казачества как «православного рыцарства» | 1 | Сформировать навыки возрождения Православия на Кубани после переселения черноморских казаков. Православная вера казачества. Походные церкви казачества. Учреждение епархии Кавказской и Черноморской. Иеремия (Соловьев), Иоаникий (Образцов), свт. Игнатий (Брянчанинов) | ||||||||
Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский | 1 | Познакомить учащихся с почитаемыми святыми и небесными покровителями казачества. Святой великомученик Георгий Победоносец и Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. Свято-Георгиевские и Свято- Никольские храмы на Кубани. Познакомить с просветительской деятельностью К.В. Россинского. | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...