Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" конспект урока по чтению
методическая разработка (5 класс)
формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению (литературному чтению)
в 5 классе, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Задачи:
- Продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием 3 главы сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»;
- Развивать творческие способности, мышление, речь.
- Способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
- Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой).
Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я - Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
- Каким вы хотите, чтоб был наш урок?
- Что для этого необходимо?
Давайте постараемся и сделаем всё, что от нас зависит.
Звучит музыка «В мире много сказок»
Эмоциональный настрой на урок.
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
2. Поверка знаний учащихся.
(Слайд ) На прошлом уроке мы познакомились со 2 частью сказки Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Посмотрите внимательно на иллюстрацию (слайд ) и вспомните, какую главу мы обсуждали на прошлом уроке.
Расскажите, как жилось Серой Шейке одной? (Ей было одиноко, т.к. жизнь на реке и возле реки с приходом зимы замерла. Река была пустой, и холод старался сковать её льдом сонную.
Дыхательная гимнастика (Музыка, слайд со снегом) Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его.
Гимнастика для глаз. (Слайд )
Теперь можем работать дальше. (Слайд ) Как произошло знакомство Серой Шейки с Зайцем?(Чтение отрывка по ролям)
Прочитайте, что рассказал Заяц о своей жизни. (Чтение отрывка)
Объясните слова автора: «Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную»
3. Дача новых знаний.
Чтение учителем текста. (Слайд с отрывком из мультфильма.)
2. Словарная работа. (Слайд )
А) С чем автор сравнивает тёмный лес? Объясните слово «стража».
Б) Каким сравнением автор пользуется, говоря о замёрзшей реке? Посмотрите, что такое зеркальное стекло и представьте лёд на реке.
В) Прочитайте строку о месяце. Объясните, как вы понимаете это предложение? Обливать – значит, освещать сверху до низу.
3. Вопросы для проверки первичного восприятия.
А) Какое настроение у вас вызывает это описание природы? (Тревога из-за неизвестности.)
Б) Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку - подсказку (показываю)
В) Почему Серая Шейка была в отчаянии? Какая опасность ей угрожала?
Г) Какое настроение ощущаем у себя мы? (грустное, тоскливое, печальное)
Д) Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. (Карточки – подсказки.)
- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
Б) Каким тоном разговаривала Лиса с Серой Шейкой? Была ли она ласковой на самом деле?
В) Озаглавьте 3 часть. (Встреча Серой Шейки с Лисой.)
Физкультминутка. Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.
Динамическая пауза.
На носочки встанем
Облачко достанем
На корточки присели
Травушку погладим
Руками - крыльями взмахнем,
Как утята поклюём
В стайки соберемся
Друг другу улыбнемся
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
#1063;тение 1 абзаца хором, далее чтение цепочкой.
- Чтение по ролям отрывка беседы Серой Шейки с Лисой.
- Прослушивание отрывка мультфильма – беседа Лисы и Серой Шейки.
- Вопрос: Что вы узнали о Серой Шейке, Зайце, Лисе? Какие чувства вызывают у вас герои этой сказки?
Итог урока.
Какой же основной итог этой части?
Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.
(Дети вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА)
Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.
САМООЦЕНИВАНИЕ
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА Бодрость Спокойствие Возмущение Тоска Восторг Тревога Грусть Любовь Печаль Страх |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.
Цель: - совершенствование навыков чтения - расширение лексического запаса по теме - отработк...

презентация к уроку обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"
Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты. В городе Звуков и букв дети работают со звуками и буквами, затем в городе Слов- со словами, в городе Предложений составляют предложения, а в городе ...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.
В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

