Наставничество в современном образовательном учреждении
статья
Суть наставничества, цели, задачи, формы и методы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество в образовательном учреждении:
цели, виды, методы и оценка эффективности
Введение
В динамичном мире современного образования, где постоянно обновляются стандарты, методики и технологии, роль наставничества становится как никогда важной. Это не просто традиционная передача опыта от старшего поколения младшему, а стратегический инструмент развития кадрового потенциала школы. Для учителей английского языка, чья предметная область особенно чувствительна к коммуникативным и инновационным подходам, эффективное наставничество может стать ключом к профессиональному успеху и личностному росту.
Сегодня наставничество используют по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру обеспечение связи поколений, передачи культурных традиций, повышение сплочённости коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта
Цели и задачи наставничества
Главная цель наставничества – способствовать непрерывному профессиональному развитию всех участников образовательного процесса и, как следствие, повысить качество образования в школе.
Ключевые цели:
1. Адаптация и поддержка новичков: Помощь молодым специалистам и вновь прибывшим учителям в интеграции в коллектив, усвоении локальных нормативов и традиций школы.
2. Повышение профессионального мастерства: Совместный поиск и внедрение эффективных педагогических технологий, методов и приёмов (например, использование CLIL, геймификации, цифровых инструментов на уроках английского языка).
3. Создание профессионального обучающегося сообщества: Формирование среды, где учителя открыто делятся опытом, совместно решают проблемы и постоянно учатся друг у друга.
4. Распространение лучших практик: Внедрение в широкую практику успешного педагогического опыта как внутри школы, так и за её пределами.
Основные задачи наставничества:
· Практическая помощь в составлении и проведении уроков (планирование, отбор материала, создание атмосферы на уроке).
· Совместный анализ уроков и образовательных ситуаций.
· Освоение и применение новых образовательных стандартов (ФГОС).
· Развитие навыков рефлексии и самоанализа у подопечного.
· Психологическая поддержка и профилактика профессионального выгорания.
Виды наставничества
Наставничество в школе может принимать различные формы в зависимости от целей и участников:
1. «Учитель – учитель» (классическое): Опытный педагог берет шефство над молодым специалистом или коллегой, нуждающимся в поддержке.
2. «Ученик – ученик» (peer mentoring): Старшие или более успешные ученики помогают младшим или отстающим в изучении английского языка (например, в рамках разговорного клуба или проектной деятельности).
3. Групповое наставничество: Один наставник работает с группой учителей, объединённых общей проблемой или интересом (например, методическое объединение учителей английского языка, осваивающее новую онлайн-платформу).
4. Ситуативное (краткосрочное) наставничество: Наставник привлекается для решения конкретной задачи (подготовка к конкурсу, аттестации или открытому уроку).
5. Реверсное наставничество (Reverse Mentoring): Молодой специалист, хорошо владеющий цифровыми технологиями, выступает наставником для опытного коллеги в вопросах использования ИКТ на уроке.
Методы и формы работы наставника
Эффективность наставничества напрямую зависит от используемых методов. Среди них можно выделить:
· Наблюдение и анализ уроков: Посещение уроков друг друга с последующим конструктивным обсуждением («Что получилось?», «Над чем можно поработать?»).
· Коучинг-сессии: Не директивные беседы, в которых наставник с помощью вопросов помогает подопечному самостоятельно найти решение профессиональных challenges.
· Моделирование и совместное планирование: Разработка планов уроков, образовательных мероприятий или родительских собраний вместе с наставником.
· Супервизия: Коллегиальное обсуждение сложных случаев из практики для поиска оптимальных решений.
· Совместная проектная деятельность: Работа над общим педагогическим или методическим проектом (например, создание школьного языкового портала или подготовка к неделе английского языка).
· «Мозговой штурм»: Генерация идей для преодоления профессиональных трудностей.
Оценка эффективности наставничества
Чтобы наставничество не стало формальностью, необходимо регулярно оценивать его результаты. Оценка должна быть комплексной и опираться на несколько источников данных.
Критерии оценки:
1. Динамика профессиональных компетенций подопечного:
· Результаты диагностических работ и успеваемость его учеников.
· Качество проведённых открытых уроков и мероприятий.
· Умение применять новые методики (например, использование аутентичных видео или организация дебатов на английском).
2. Удовлетворённость участников процесса:
· Анкетирование и интервью с наставником и подопечным.
· Рефлексивные эссе или дневники наблюдений.
3. Внешние показатели:
· Участие подопечного в профессиональных конкурсах, конференциях, публикации статей.
· Активность и результативность работы методического объединения.
4. Психологический климат:
· Снижение уровня стресса у молодого специалиста.
· Готовность к открытому профессиональному диалогу в коллективе.
Заключение
Наставничество – это взаимовыгодный союз, в котором растут и развиваются обе стороны. Для наставника – это возможность систематизировать свой опыт, взглянуть на свою работу под новым углом и получить свежие идеи. Для подопечного – это шанс избежать ошибок, получить поддержку и уверенно влиться в профессию. Внедряя и совершенствуя культуру наставничества, образовательное учреждение инвестирует в своё самое ценное – в качество работы своих педагогов и, в конечном счёте, в успех каждого ученика.
Практика наставничества в системе образования России играет большую роль в развитии личностных и профессиональных качеств студентов. Это не простая передача знаний, а гораздо более глубокий процесс. Здесь подразумеваются менторские отношения, взаимопомощь и поддержка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное образовательное учреждение глазами педагога
Современная школа глазами педагога...
Современное образовательное учреждение
Мир меняется просто на глазах. Какой быть школе XXIвека? Её миссии, назначению, роли? По какому плану и каким программам учить детей? Какие технологии использовать? Убеждена, что и родителям, и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Формирование имиджа руководителя современного образовательного учреждения; его слагаемые
Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все ...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»
Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения
Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...

К ВОПРОСУ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассмотрим такие вопросы как: что такое наставничество: цели и задачи наставничества; кто может быть наставником. Наставничество сегодня – это в первую очередь система обучения новых ра...
