Наставничество в современном образовательном учреждении
статья

Регер Елена Александровна

Суть наставничества, цели, задачи, формы и методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в образовательном учреждении:

цели, виды, методы и оценка эффективности

Введение

В динамичном мире современного образования, где постоянно обновляются стандарты, методики и технологии, роль наставничества становится как никогда важной. Это не просто традиционная передача опыта от старшего поколения младшему, а стратегический инструмент развития кадрового потенциала школы. Для учителей английского языка, чья предметная область особенно чувствительна к коммуникативным и инновационным подходам, эффективное наставничество может стать ключом к профессиональному успеху и личностному росту.

Сегодня наставничество используют по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру обеспечение связи поколений, передачи культурных традиций, повышение сплочённости коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта

Цели и задачи наставничества

Главная цель наставничества – способствовать непрерывному профессиональному развитию всех участников образовательного процесса и, как следствие, повысить качество образования в школе.

Ключевые цели:

1. Адаптация и поддержка новичков: Помощь молодым специалистам и вновь прибывшим учителям в интеграции в коллектив, усвоении локальных нормативов и традиций школы.

2. Повышение профессионального мастерства: Совместный поиск и внедрение эффективных педагогических технологий, методов и приёмов (например, использование CLIL, геймификации, цифровых инструментов на уроках английского языка).

3. Создание профессионального обучающегося сообщества: Формирование среды, где учителя открыто делятся опытом, совместно решают проблемы и постоянно учатся друг у друга.

4. Распространение лучших практик: Внедрение в широкую практику успешного педагогического опыта как внутри школы, так и за её пределами.

Основные задачи наставничества:

· Практическая помощь в составлении и проведении уроков (планирование, отбор материала, создание атмосферы на уроке).

· Совместный анализ уроков и образовательных ситуаций.

· Освоение и применение новых образовательных стандартов (ФГОС).

· Развитие навыков рефлексии и самоанализа у подопечного.

· Психологическая поддержка и профилактика профессионального выгорания.

Виды наставничества

Наставничество в школе может принимать различные формы в зависимости от целей и участников:

1. «Учитель – учитель» (классическое): Опытный педагог берет шефство над молодым специалистом или коллегой, нуждающимся в поддержке.

2. «Ученик – ученик» (peer mentoring): Старшие или более успешные ученики помогают младшим или отстающим в изучении английского языка (например, в рамках разговорного клуба или проектной деятельности).

3. Групповое наставничество: Один наставник работает с группой учителей, объединённых общей проблемой или интересом (например, методическое объединение учителей английского языка, осваивающее новую онлайн-платформу).

4. Ситуативное (краткосрочное) наставничество: Наставник привлекается для решения конкретной задачи (подготовка к конкурсу, аттестации или открытому уроку).

5. Реверсное наставничество (Reverse Mentoring): Молодой специалист, хорошо владеющий цифровыми технологиями, выступает наставником для опытного коллеги в вопросах использования ИКТ на уроке.

Методы и формы работы наставника

Эффективность наставничества напрямую зависит от используемых методов. Среди них можно выделить:

· Наблюдение и анализ уроков: Посещение уроков друг друга с последующим конструктивным обсуждением («Что получилось?», «Над чем можно поработать?»).

· Коучинг-сессии: Не директивные беседы, в которых наставник с помощью вопросов помогает подопечному самостоятельно найти решение профессиональных challenges.

· Моделирование и совместное планирование: Разработка планов уроков, образовательных мероприятий или родительских собраний вместе с наставником.

· Супервизия: Коллегиальное обсуждение сложных случаев из практики для поиска оптимальных решений.

· Совместная проектная деятельность: Работа над общим педагогическим или методическим проектом (например, создание школьного языкового портала или подготовка к неделе английского языка).

· «Мозговой штурм»: Генерация идей для преодоления профессиональных трудностей.

Оценка эффективности наставничества

Чтобы наставничество не стало формальностью, необходимо регулярно оценивать его результаты. Оценка должна быть комплексной и опираться на несколько источников данных.

Критерии оценки:

1. Динамика профессиональных компетенций подопечного:

   · Результаты диагностических работ и успеваемость его учеников.

   · Качество проведённых открытых уроков и мероприятий.

   · Умение применять новые методики (например, использование аутентичных видео или организация дебатов на английском).

2. Удовлетворённость участников процесса:

   · Анкетирование и интервью с наставником и подопечным.

   · Рефлексивные эссе или дневники наблюдений.

3. Внешние показатели:

   · Участие подопечного в профессиональных конкурсах, конференциях, публикации статей.

   · Активность и результативность работы методического объединения.

4. Психологический климат:

   · Снижение уровня стресса у молодого специалиста.

   · Готовность к открытому профессиональному диалогу в коллективе.

Заключение

Наставничество – это взаимовыгодный союз, в котором растут и развиваются обе стороны. Для наставника – это возможность систематизировать свой опыт, взглянуть на свою работу под новым углом и получить свежие идеи. Для подопечного – это шанс избежать ошибок, получить поддержку и уверенно влиться в профессию. Внедряя и совершенствуя культуру наставничества, образовательное учреждение инвестирует в своё самое ценное – в качество работы своих педагогов и, в конечном счёте, в успех каждого ученика.

Практика наставничества в системе образования России играет большую роль в развитии личностных и профессиональных качеств студентов. Это не простая передача знаний, а гораздо более глубокий процесс. Здесь подразумеваются менторские отношения, взаимопомощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное образовательное учреждение

Мир меняется просто на глазах.  Какой быть школе XXIвека? Её миссии, назначению, роли? По какому плану и каким программам учить детей? Какие технологии использовать? Убеждена, что и родителям, и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Формирование имиджа руководителя современного образовательного учреждения; его слагаемые

    Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все ...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»

Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...

К ВОПРОСУ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассмотрим такие вопросы как: что такое наставничество: цели и задачи наставничества; кто может быть наставником. Наставничество сегодня – это в первую очередь система обучения новых ра...