Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения
статья (11 класс)

Красникова Наталья Борисовна

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tolerantnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения

Не секрет, что взаимоотношения в образовательной среде сегодня далеки от идеальных. Кроме того, существенное воздействие на учащихся оказывают проявления агрессии во внешнем мире. При ответе вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодежи, 17% опрошенных отметили жестокость и насилие.

Поэтому важнейшая задача современного образовательного учреждения – формирование человека-носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учетом, как минимум, трех составляющих – готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям, внедряющим в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и восприятия учащимися образовательной среды как системы толерантной.

К числу условий формирования толерантной образовательной среды относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность затрагивает всех субъектов образовательного процесса и реализуется в таких формах работы, как консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам организации толерантной образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии с участием учителей и учащихся.

Необходимость психологической поддержки ребенка на протяжении всего периода обучения и на всех этапах формирования его личности очевидна, так как способствует не только его развитию, но и сохранению его психического здоровья. И здесь самую главную роль играют учителя. На начальной стадии формирования  группы учащихся учитель обеспечивает эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрирует навыки бесконфликтного общения и ведет работу по привитию их обучающимся, развивает эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю. По мнению учащихся, учитель, отличающийся выдержанностью, спокойный и благорасположенный к окружающим, создает в группе атмосферу психологического комфорта и максимум условий для самореализации и познавательной деятельности учащихся, стимулируя таким образом их интерес к предмету. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит коммуникативная нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, в излишней категоричности при оценке других людей, в стремлении перевоспитать партнера или оппонента, используя при этом в качестве эталона при их оценке других людей или самих себя. Процесс формирования толерантного взаимодействия между учителем и учеником должен осуществляться как на уроках, так и вне класса. Педагогу важно выстраивать отношения с обучающимися на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем быть непримиримым к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, – вот позиция толерантного учителя. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам.

Воспитание толерантности учащихся – сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения подростка – сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт подростка, связанный с низкой степенью стрессоустойчивости, практически нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и на физическом здоровье.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Самого серьезного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности в среде педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине, открыто и не задумываясь выступают против детей других национальностей.

Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны, да и не могут быть универсальными. Поэтому в самую первую очередь целесообразно обращать внимание на формирование навыков толерантной коммуникации – основы построения толерантной образовательной среды. Для этого необходимы:

включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса, включая администрацию, учителей и учащихся;

учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса.

Уважая и принимая мнения учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;

опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми;

единство формирования когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов толерантности;

диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.

В помощь классному руководителю можно предложить материал для обсуждения с учащимися – перечень основных прав каждого человека (Бишоп, 2004):

быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;

чувствовать уважение к себе;

принимать решение о том, как проводить время;

просить о том, в чем есть необходимость;

быть выслушанным и воспринятым всерьез;

иметь свое мнение;

придерживаться определенных политических взглядов;

делать ошибки;

говорить «нет», не испытывая чувства вины;

отстаивать свои интересы;

говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;

иногда терпеть неудачу;

говорить «я не понимаю»;

делать заявления, не требующие доказательств;

получать информацию;

иметь успех;

отстаивать свою веру;

придерживаться собственной системы ценностей;

иметь время на принятие решений;

брать на себя ответственность за собственные решения;

иметь личную жизнь;

признаваться в незнании;

меняться (развиваться);

выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;

не нести ответственности за проблемы других людей;

заботиться о себе; иметь время и место для уединения; быть индивидуальностью;

запрашивать информацию у профессионалов;

не зависеть от одобрения других людей;

самому судить о собственной значимости;

выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;

быть независимым;

быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;

не оправдываться.

На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание  толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в системе: «родители + подростки + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

Если педагог толерантен, он открыт, недирективен, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Можно выделить две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает терпимое, соучастное отношение, эмпатию, а значит, диалог.

Представленная ниже система классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в образовательном учреждении, но и за ее пределами.

Цели классных часов: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).

Предлагается следующая методика воспитания толерантности:

1. Слово педагога о толерантности

Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).

Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия понятий «терпение», «терпимость», «толерантность».

2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.

Воспитание способности видеть ДРУГОГО.

Игра «Смотрящий и видящий».

Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений видеть ДРУГОГО. Тест «Изменить себя или другого».

Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж».

Способность «не видеть», «не замечать».

Игра «Почта комплиментов».

Рефлексия.

3. Воспитание способности слышать ДРУГОГО.

Упражнение «Психология восприятия информации».

Упражнение «Поза и интонация».

Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».

Рефлексия.

4. Воспитание способности «принимать ДРУГОГО.

Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».

Упражнение «А не странен ли кто?». «Что такое патогенное мышление?»

Упражнение «Аттракция».

Рефлексия.

5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии.

Планируемые результаты:

– Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

– Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

– Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга студенческой тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (по методикам Айзенка, Веймера и др.) Предложения по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культур межнациональных отношений учащихся.

В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Для студентов привлекательным может быть КВН, аукцион народной мудрости, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у представителей молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство – светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) о свободе совести говорится, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека.

Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29-й статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности и социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности или вероисповедания.

Для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков, составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое – изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе – развитие основных составляющих толерантности взаимодействия.

1. Культура мира. Классные часы: «Человек – созидатель или разрушитель?»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина на тему «Права человека» «Имею право».

Безусловно, основу целенаправленной работы по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность ребенка.