Учитель, ОУ | Бандурова Надежда Владимировна, учитель ОСЖ ГКОУ школы № 8 г.Лабинска. |
|
Программы обучения | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
Предмет | Основы социальной жизни. Окружающий социальный мир (вариант 2, 8.4). |
|
Класс | 8 |
|
Кол-во уч-ся, особенности контингента | По уровням освоения программы АООП: - 1 вариант: Вакулин Максим, Верёвкин Юрий, Малышко Дарья, Мальцев Иван, Манин Кирилл, Манина Людмила, Мордасов Сергей, Паладьев Александр, Самойлов Андрей. -2 вариант: Гарбузов Всеволод, Лозанникова Виктория. -вариант 8.4: Аполохов Геннадий, Примакова Валерия, Илясова Валерия. |
|
Тема урока | «Приготовление холодных закусок»- 1 вариант. «Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)»-2 вариант. |
|
Тип урока | Комбинированный. |
|
Цель | -Формирование умения готовить холодные закуски. -Формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные руками человека из дерева. |
|
Задачи:
Вариант 1:
| Образовательные: | Коррекционно – развивающие: | Воспитательные: |
|
-учить правильным приемам приготовления холодных блюд; -формировать умение и навыки по украшению и подаче данных блюд; -учить соблюдать ТБ при использовании ножа, терки. | -развивать логическое мышление, память, внимание, устную диалогическую речь; -пополнять словарный запас.
| -воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; -прививать интерес к уроку ОСЖ, -создание ситуации успеха на уроке. |
|
Вариант 2:
| -учить называть предметы сделанные руками человека из дерева. | -развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, мышление. | -воспитывать бережное отношение к предметам, сделанными руками человека; -создание ситуации успеха на уроке. |
Вариант: 8.4: | -учить узнавать предметы сделанные руками человека из дерева. | -развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, мышление. -развитие способности пользоваться доступными средствами коммуникации общения - вербальными и невербальными. | -прививать бережное отношение к предметам, сделанными руками человека; - создание ситуации успеха на уроке. -прививать способность к самообладанию. |
Методы и формы обучения | Методы: Словесные, наглядные, практические. (диалог, беседа; работа с наглядным материалом, использование электронных пособий; работа в тетради, по карточкам) Формы работы: индивидуальная, фронтальная. |
|
Формируемые БУД | Личностные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | Познавательные: |
|
Вариант 1:
| Формирование умения гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
| Формирование умения вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.
| Формирование умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.
| Формирование умения использовать логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. |
|
Вариант 2:
| Осознание себя, как ученика, заинтересованного обучением. | Формирование адекватных реакций и действий на обращение людей.
| Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени. | Формирование умения делать простейшие обобщения; выделять общие и отличительные свойства предметов. |
Вариант 8.4: | Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий. | Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
| Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени. | Формирование умения делать простейшие обобщения; выделять общие и отличительные свойства предметов. |
Образователь- ные ресурсы | Жестовская О.Б. Уроки СБО: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О.Б. Жестовская -М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-159 С. |
|
Дидактическая структура урока, цели. | Оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент. Цель: организовать обучающихся на основную учебную деятельность.
| Дневник, тетрадь, ручка, карандаш, карта, фишки.
| 1.Орг. момент Встали мы у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо, Глубоко мы все вдохнем- И урок скорей начнем.
2. Настрой на урок. Игра «Дополни словечко». «На занятии ваши глаза внимательно смотрят и все ...(видят), уши внимательно слушают и все ... (слышат), голова хорошо ... (думает)».
3.Рапорт дежурного: число, день недели, урок по счету, отсутствующие, кто сдавал рапорт.
4.Разъяснение учащимся правил оценивания на уроке. -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. У каждого путешественника с собой должна иметься … (карта), которая поможет ориентироваться вам в пути. Кроме того, в каждом путешествии всегда присутствуют … (приключения). Чтобы их пройти, вам необходимо внимательно слушать, давать полные ответы на вопросы учителя, правильно и красиво поднимать руку. После каждого правильного ответа, вы можете передвинуть на своей личной карте фишку на 1 шаг вперед, тем самым приблизив себя к финишу и получению не только хорошей оценки, но и сюрприза в конце игры. | 1.Здороваются с учителем (кивок). Садятся (следят за осанкой).
2.Дети отвечают на вопросы.
3.Дежурный сдаёт рапорт.
4.Детям раздается карта путешественника, фишка.
| Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области. |
Проверка домашнего задания. Цель: выявить знания учащихся по ранее изученной теме. Индивидуальная работа по карточкам. Фронтальный опрос.
| Презентация. Слайд 1. Симафорная азбука. | 1.Итак, все поставили свою фишку в начало игры «Старт». 2. Первое приключение называется «Повторение-свет в учении»: Расшифруйте тему предыдущего урока. Для выполнения этого задания, вам необходимо знать семафорную азбуку, которой пользуются мореплаватели. Итак, на слайде вы видите зашифрованное слово. Ключ-разгадка у вас на столе. Напишите по буквам слово, которое у вас получилось. (меню)
Задание для вариантов 2, 8.4: выбрать из предложенных предметов – дерево (кусок древесины, кусок ткани, лист бумаги).
Вариант 2: Назвать свойства: твердое/мягкое, сухое/влажное, горит/не горит.
Вариант 8.4:Трогают кусок древесины, на ощупь вспоминают какая она. Соотносят название предмета (дерево-древесина) и сам предмет.
За правильные ответы они так же двигают свою фишку вперед.
1 вариант. Подведем итог работы. Кто полностью скажет, какую тему изучали на прошлом уроке? (За полный ответ- шаг вперед фишкой).
3.Второе приключение «Память не подведи!». Рассказать, что такое «меню» и для чего оно нужно. | Дети разгадывают тему прошлого урока. Формулируют и называют тему прошлого урока.
![https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/19/s_59c1524a044f3/691168_1.jpeg]()
| Будут уметь: анализировать, сравнивать, сопоставлять.
|
Актуализация знаний. Цель: вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент.
| Презентация. Таблица-ребус. Карточки. Цветной коричневый карандаш.
| -Сегодня на уроке мы будем учиться готовить холодные закуски. А вот чтобы узнать и сформулировать один из примеров холодных закусок, вам необходимо справиться со следующим приключением нашего путешествия по океану знаний. Итак. На слайде вы видите набор чисел. Каждое число – это определенная буква. Вам необходимо узнать зашифрованную букву. И составить слово. Поможет вам в этом таблица, которая лежит у вас на парте (каждое число соответствует определенной букве). Кто справился с заданием-делают фишкой шаг вперед. Задание для 2, 8.4 вариантов: раскрасить ствол у дерева (карточка, крона закрашена зеленым). Беседа «Как человек получает доски, древесину для изготовления деревянных предметов». При помощи каких предметов- выбрать нужную картинку (топор, пила, нож). Рядом кусок древесины – образец. Соотнесение картинки и предмета. | Дети разгадывают ребус и составляют слово.
Слово: салат.![]()
![Рисунки деревьев для срисовки (100 фото) • Прикольные картинки и позитив]()
| Будут уметь: анализировать, делать выводы.
|
Сообщение темы и цели урока. Цель: обеспечить восприятие и осмысление обучающимися темы урока.
| Тетрадь, ручка, карандаш.
| -Сегодня мы будем учиться готовить один из видов холодной закуски-салаты; узнаем из чего готовят салаты; как правильно обрабатывать овощи перед приготовлением; будем учиться соблюдать ТБ при использовании режущих предметов (ножа).
-Открываем тетради. Записываем число и тему урока в тетрадь «Приготовление холодных закусок». 1 вариант
2 вариант: Пишут свои темы.
| Дети записывают тему урока в тетрадь.
Вариант 2. «Предметы из дерева». Дети списывают с печатного текста.
Вариант 8.4: «Предметы из дерева» - обводят ручкой карандаш. | Будут уметь: принимать цели, подбирать средства для достижения цели. |
Изучение нового материала. Цель: обеспечить освоение новых знаний с опорой на ранее изученное. 1.Словарная работа 2. Фронтальная беседа.
| Тетрадь. Презентация. Слайд. Карточки.
| 1.Словарная работа. Слайд. Холодные закуски – несладкие блюда, не требующие предварительного подогрева и употребляемые в холодном виде (запись в тетрадь по карточкам) 2.Работа с плакатом «Холодные блюда». На плакате мы видим разновидности холодных закусок. Прочитайте их названия. Как вы думаете, когда данные блюда подаются к столу – в начале, в середине или в завершение приема пищи? (в начале, перед подачей первых и вторых блюд). -Холодные закуски подаются перед началом еды основного блюда, поскольку возбуждают аппетит. Назовите примеры холодных закусок. -Холодные закуски не только вкусны, но и питательны, поскольку в их состав входит большое разнообразие продуктов. Назовите продукты, которые вошли в состав блюд, изображенных на плакате. 3. Д/и «Подбери продукты для салата». (детям дают карточки и они отбирают продукты для приготовления салата, также и заправку-масло, майонез, сметана). -Для приготовления холодных блюд и закусок используют: мясо, рыбу, икру, сыр, колбасу, ветчину, консервы, маринованные овощи, грибы, яйца, свежие овощи. В качестве приправ используют сметану, соусы, майонез и другие. Беседа. Контролирую правильность ответов учеников. | Дети записывают определение в тетрадь со слайда.
Дети слушают рассказ учителя.
Вариант 2: необходимо собрать разрезные картинки. Найти данный предмет у себя на столе из предложенных учителем. Назвать его.
Вариант 8.4: необходимо собрать разрезные картинки. Найти данный предмет у себя на столе из предложенных учителем. Показать его. Дать учителю в руки.
| Будут уметь и знать: Понимать и использовать речевые высказывания. |
Физкультминутка Цель: соблюдать на уроке охранительный режим. Комплекс разминочных видео - упражнений. | Видео ролик. | Вижу вы немного утомились. И поэтому предлагаю вам легко и в хорошем настроении справится с приключения от «Чудариков». Кто лучше всех выполнит упражнения от Чудариков, сделает шаг вперед фишкой.
| Учащиеся выполняют физминутку за Чудариками.
| Будут уметь: чередовать учебный труд и отдых. |
Практическая работа Цель: обучение последовательности приготовления салата.
| Памятки по ТБ, рецепты | -Давайте ознакомимся с рецептом приготовления холодной закуски на примере салата. Рецепт салата овощного с редькой Наименование продуктов: Морковь-2 шт. Очистить, натереть на средней терке Нож, терка. Редька-2 шт. Очистить, натереть на средней терке. Нож, терка. Капуста-Половина кочана. Нашинковать. Нож, доска разделочная. Яблоки-2 шт. Очистить, натереть на средней терке. Нож, терка. Майонез и сметана -4 ст. ложки. Все продукты соединить и заправить соусом. Миска, ложка столовая. Какие продукты нам потребуются и в каком количестве? Какова последовательность действий? Какая потребуется посуда и инвентарь? Обсуждение. Работа с памятками по ТБ с ножом, теркой. | Учащиеся слушают рассказ учителя.
Вклеивают памятки, рецепт в тетрадь.
Вариант 2: маленькой деревянной ложкой пересыпать гречневую крупу в деревянную миску.
Вариант 8.4: большой деревянной ложкой пересыпать гречневую крупу в деревянную миску.
| Будут уметь: самостоятельно выполнять и анализировать работу; использовать средства и источники получения информации.
|
Практическая работа 2. Цель: учить правильно резать/тереть овощи для салата, правильно их обработать перед работой. | Нож, терка, разделочная доска, фартуки. Косынки, миска, ложка, овощи. Заправка.
| Дети готовят салат по инструкции-памятке.
Вариант 2: Индивидуальная работа. Собрать деревянную матрешку самостоятельно.
Вариант 8.4:Индивидуальная работа. Попробовать собрать деревянную матрешку по образцу.
| Дети разбиваются на группы и готовят салат. | Будут уметь: готовить салат согласно технологической карте. |
Закрепление. Цель: закрепить знания по теме урока; формировать умение давать полные ответы на вопросы.
Викторина.
| Карты и фишки «путешественников». | -Сейчас закрепим знания, полученные на уроке. Для этого предлагаю вам поучаствовать в викторине «Блиц-опрос».
1. Как называется блюдо, которое вы приготовили? 2.Когда его подают? 3.С чем его едят? 4.Из чего можно готовить салат? 5.Чем его можно заправлять? | Дети отвечают на вопросы викторины.
Вариант 2: Ответы на вопросы: -Назовите предметы в классе, изготовленные из дерева.
Вариант 8.4: Показать предметы из дерева, находящиеся в классе.
| Будут уметь: давать полные ответы на вопросы, работать по карточке. |
Подведение итогов Цель: учить подводить итог учебной деятельности (самоанализ); определять уровень успешности. | Слайд 4.Математический веер. | -Давайте оценим свою деятельность. Посмотрите на карту нашего путешествия. Назовите, на какой цифре стоит ваша фишка. Слайд. Кто дошел до финиша? Получает оценку «5». У кого фишка стоит на цифре от 3 до 5, получает «3», от 6 до 10 - «4», от 7 до 10 и выше–«5».
| Учащиеся подают дневники учителю для выставления отметок.
Вариант 2, 8.4: показывает на математическом веере.
| Будут уметь: объективно оценивать свои результаты работы на уроке.
|
Рефлексия Цель: -учить анализировать: что получилось, что не получилось.
| «Лесенка успеха», фишки. | Подведение итогов урока: - -Чему вы научились сегодня на уроке? -Что вам было легко выполнять, а где вы испытывали затруднения? - Что вам запомнилось на уроке больше всего? -Я предлагаю вам свои фишки прикрепить на «Лесенку успеха», которая состоит из 3-х ступенек: желтой, синий и зеленой. Желтая ступенька означает «мне было не понятно», синяя ступенька - «я понял, но остались вопросы», зеленая - «я все понял». ![]()
![]()
![]()
| Учащиеся дают анализ уроку, что у кого получилось.
На доске три прямоугольника: желтый, синий, зеленый. Дети выходят и прикрепляют свои фишки на ту ступеньку, на которую считают нужным.
Вариант 2, 8.4 так же выходят с фишками. | Будут уметь: делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся. |
Домашнее задание Цель: закрепить знания, полученные на уроке, через самоорганизацию учебной деятельности. | Дневники. Задания для разных вариантов. | Вклеить в тетрадь, полученную на уроке памятку и выучить ее. -Урок окончен. Спасибо за творческую работу! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Вариант 2:раскрасить картинки «Хохлома» (посуда).
Вариант 8.4: раскрасить картинки «Хохлома» (посуда) (разный уровень сложности).
| Будут уметь: самостоятель но применять полученные на уроке знания. |