Конспект индивидуального урока по основам социальной жизни
план-конспект урока (9 класс)
Тема: Здоровый образ жизни. Вред курения и алкоголя.
Цель: Сформировать у учащегося понимание вредного влияния курения и алкоголя на организм и осознанное отрицательное отношение к этим привычкам.
Задачи:
· Образовательные:
· Дать элементарные представления о том, что такое курение и алкоголь.
· Сформировать конкретные знания о вреде курения и алкоголя (портят здоровье, мешают работе, учебе, требуют денег).
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если куришь – болят легкие).
· Корригировать речь, обогащать активный словарь (вредные привычки, здоровье, легкие, печень, зависимость).
· Развивать зрительное восприятие и мышление через работу с картинками и схемами.
· Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
· Формировать навыки ответственного поведения и умения говорить "нет" в рискованных ситуациях.
· Воспитывать положительную самооценку ("Я выбираю здоровье!").
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального урока по основам социальной жизни
Тема: Здоровый образ жизни. Вред курения и алкоголя.
Цель: Сформировать у учащегося понимание вредного влияния курения и алкоголя на организм и осознанное отрицательное отношение к этим привычкам.
Задачи:
· Образовательные:
· Дать элементарные представления о том, что такое курение и алкоголь.
· Сформировать конкретные знания о вреде курения и алкоголя (портят здоровье, мешают работе, учебе, требуют денег).
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если куришь – болят легкие).
· Корригировать речь, обогащать активный словарь (вредные привычки, здоровье, легкие, печень, зависимость).
· Развивать зрительное восприятие и мышление через работу с картинками и схемами.
· Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
· Формировать навыки ответственного поведения и умения говорить "нет" в рискованных ситуациях.
· Воспитывать положительную самооценку ("Я выбираю здоровье!").
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
· Для учителя: Ноутбук/планшет, простые видеоролики (социальная реклама), картинки с изображением здорового и больного органа (легкие, сердце, мозг), схема "Что забирает вредная привычка?".
· Для ученика: Рабочий лист с заданиями, цветные карандаши, два бумажных "облачка" для рефлексии, ножницы, клей.
---
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин)
Учитель: «Привет, [Имя ученика]! Я рада тебя видеть. Давай начнем наш урок с улыбки. Сегодня мы поговорим на очень важную тему – о нашем здоровье. Ты готов работать? Отлично!»
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Цель: Подвести ученика к теме через позитивный образ здоровья.
Беседа по картинкам:
Учитель показывает две картинки:1) Цветущий парк, бегущий человек. 2) Задымленный подъезд, человек с сигаретой выглядит больным.
· Учитель: «Посмотри на эти две картинки. Где, по-твоему, человеку лучше дышится? Почему?»
· «Какой человек выглядит более сильным и счастливым?»
· «Как ты думаешь, что может помешать человеку быть таким же сильным и здоровым, как на первой картинке?» (Подвести к словам "вредные привычки").
III. Сообщение темы и целей урока. (2 мин)
Учитель: «Сегодня мы с тобой узнаем, какие большие неприятности несут две вредные привычки – КУРЕНИЕ и АЛКОГОЛЬ. Мы разберемся, почему их нужно избегать, и как сохранить свое здоровье».
IV. Изучение нового материала. (20-25 мин)
Принцип: Максимальная наглядность, простота формулировок, опора на конкретные последствия.
БЛОК 1: ВРЕД КУРЕНИЯ
1. "Что внутри сигареты?" (Объяснение с опорой на схему или картинку).
· Учитель показывает упрощенную схему: сигарета, а от нее стрелки к органам.
· Учитель: «Когда человек курит, он вдыхает дым, в котором есть ядовитые вещества. Этот дым попадает прямиком в ЛЁГКИЕ. Легкие – как губка, они впитывают в себя весь этот яд». Показать картинку здоровых (розовых) и больных (черных) легких курильщика.
· Простое следствие: «Из-за этого курильщику тяжело бегать, подниматься по лестнице, он часто кашляет».
2. "Что еще портит курение?"
· Внешность: «От курения желтеют зубы и пальцы, плохо пахнет изо рта и от одежды».
· Деньги: «Курение стоит очень дорого. На деньги, которые человек тратит на сигареты за месяц, можно купить [привести пример, значимый для ученика, например, новую компьютерную игру, хорошие кроссовки]».
· Просмотр короткого (1-1.5 мин) мультипликационного ролика о вреде курения.
БЛОК 2: ВРЕД АЛКОГОЛЯ
1. "Что такое алкоголь?" (Объяснение без сложных терминов).
· Учитель: «Алкоголь – это яд, который содержится в пиве, вине, водке. Он быстро попадает в кровь и отравляет весь организм».
· Показать картинку мозга: «В первую очередь алкоголь бьет по МОЗГУ. Человек плохо соображает, не может ровно идти, говорит невнятно. Он ведет себя глупо и может сделать то, о чем потом будет жалеть».
· Показать картинку печени: «ПЕЧЕНЬ – это наш внутренний фильтр. Алкоголь ее разрушает, и она перестает работать».
2. "Что еще портит алкоголь?"
· Здоровье: «От алкоголя болит сердце, разрушается желудок».
· Жизнь: «Пьяный человек – причина многих аварий и драк. Он может потерять работу, друзей, семью».
· Зависимость: «Если человек начинает часто пить, он уже не может остановиться. Это болезнь – алкоголизм. Лечиться от нее очень трудно».
· Просмотр короткого социального ролика о последствиях пьянства.
V. Физкультминутка. (3 мин)
"Дышим правильно!"
Учитель:«Давай встанем и представим, что мы в том самом красивом парке. Сделаем глубокий вдох чистого воздуха через нос (руки поднимаем вверх). А теперь – выдохнем через рот (руки медленно опускаем). Повторим 3-4 раза. Вот так дышат здоровые легкие!»
VI. Закрепление материала. Практическая работа. (10-12 мин)
Работа с рабочим листом.
Задание 1: "Собери пословицу".
· На листе вразброс даны две части фраз. Нужно соединить их линией.
· «Курить – здоровью...» → «...вредить».
· «Кто курит табак...» → «...тот сам себе враг».
Задание 2: "Выбери правильный ответ".
· Вопрос: «Что происходит с легкими курильщика?»
· Варианты ответов (с картинками): Они становятся розовыми и здоровыми / Они становятся черными и больными.
· Вопрос: «Что происходит с человеком, который выпил алкоголь?»
· Варианты ответов: Он становится сильным и умным / Он плохо соображает и шатается.
Задание 3: "Раскрась здоровый выбор".
· Даны два контура: одно сердце и одни легкие. Ученику нужно раскрасить их в яркие, жизнерадостные цвета (красный, розовый), как символ здоровья.
VII. Ситуационная игра "Умей сказать НЕТ!". (5 мин)
Учитель: «Представь, что тебе предлагает старший парень: "Давай, попробуй сигарету, ты же уже взрослый!" Что ты ответишь?»
· Помочь ученику сформулировать ответ-отказ:
1. Четкое "нет". («Нет, спасибо»).
2. Объяснение (если хочет). («Мне это не нравится / Я занимаюсь спортом»).
3. Предложение альтернативы. («Давай лучше пойдем выпьем сок / поиграем в футбол»).
4. Уход. («Мне пора, я обещал быть дома»).
· Проиграть эту ситуацию по ролям.
VIII. Итог урока. Рефлексия. (5 мин)
· Беседа:
· «О чем мы сегодня с тобой говорили?»
· «Какой самый главный вывод ты для себя сделал?» (Подвести к мысли: "Курить и пить – это вредно и опасно").
· «Что ты выберешь для себя: здоровье или вредные привычки?»
· Похвала: «Ты был сегодня очень внимательным, отлично работал и сделал правильные выводы! Я тобой горжусь!»
· Рефлексия "Облачка":
· Ученику дают два бумажных облачка: одно солнечное, с улыбкой, другое – темное, с тучкой.
· Учитель: «Покажи, какое у тебя сейчас настроение после нашего разговора? Солнечное – потому что я узнал полезное и все понял. Тучка – потому что тема была грустной или что-то осталось непонятным».
IX. Домашнее задание (рекомендация для родителей/опекунов).
Обсудить с ребенком, есть ли в его окружении примеры людей, которые ведут здоровый образ жизни (занимаются спортом, не курят). Предложить ему нарисовать плакат "Я за здоровый образ жизни!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по основам социальной жизни в 5 классе "Об одежде и в шутку и всерьёз!"
Данный урок может быть использован как урок-обобщение по разделу "Одежда и обувь" в 5 классе....

Конспект урока по основам социальной жизни в 5 классе: Транспорт. Виды транспорта по способу передвижения.
Формирование у детей представления о видах транспорта по способу передвижения....

Презентация к уроку по основам социальной жизни "Химчистка", 8 класс
Материалы презентации можно использовать на уроке по теме "Химчистка" при реализации АООП О УО вариант 1....

Конспект урока по основам социальной жизни "Приготовление завтрака. Виды бутербродов", 5 класс
Конспект урока по основам социальной жизни для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5 класс...

Некоторые аспекты формирования речевой коммуникативной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках по "Основам социальной жизни"
Многолетний опыт педагогической деятельности позволил отработать методику развития речевой коммуникативной деятельности у учащихся с особыми возможностями здоровья на уроках по «Осно...

Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."
Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."...

Конспект урока по основам социальной жизни "Семья.Семейные отношения."
Данный материал предназначен для уроков осж по теие "Семья"...
