Конспект индивидуального урока по основам социальной жизни
план-конспект урока (9 класс)

Егоров Олег Викторович

Тема: Здоровый образ жизни. Вред курения и алкоголя.

Цель: Сформировать у учащегося понимание вредного влияния курения и алкоголя на организм и осознанное отрицательное отношение к этим привычкам.

 

Задачи:

 

· Образовательные:

  · Дать элементарные представления о том, что такое курение и алкоголь.

  · Сформировать конкретные знания о вреде курения и алкоголя (портят здоровье, мешают работе, учебе, требуют денег).

· Коррекционно-развивающие:

  · Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если куришь – болят легкие).

  · Корригировать речь, обогащать активный словарь (вредные привычки, здоровье, легкие, печень, зависимость).

  · Развивать зрительное восприятие и мышление через работу с картинками и схемами.

· Воспитательные:

  · Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

  · Формировать навыки ответственного поведения и умения говорить "нет" в рискованных ситуациях.

  · Воспитывать положительную самооценку ("Я выбираю здоровье!").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального урока по основам социальной жизни

Тема: Здоровый образ жизни. Вред курения и алкоголя.

Цель: Сформировать у учащегося понимание вредного влияния курения и алкоголя на организм и осознанное отрицательное отношение к этим привычкам.

Задачи:

· Образовательные:

  · Дать элементарные представления о том, что такое курение и алкоголь.

  · Сформировать конкретные знания о вреде курения и алкоголя (портят здоровье, мешают работе, учебе, требуют денег).

· Коррекционно-развивающие:

  · Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если куришь – болят легкие).

  · Корригировать речь, обогащать активный словарь (вредные привычки, здоровье, легкие, печень, зависимость).

  · Развивать зрительное восприятие и мышление через работу с картинками и схемами.

· Воспитательные:

  · Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

  · Формировать навыки ответственного поведения и умения говорить "нет" в рискованных ситуациях.

  · Воспитывать положительную самооценку ("Я выбираю здоровье!").

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

· Для учителя: Ноутбук/планшет, простые видеоролики (социальная реклама), картинки с изображением здорового и больного органа (легкие, сердце, мозг), схема "Что забирает вредная привычка?".

· Для ученика: Рабочий лист с заданиями, цветные карандаши, два бумажных "облачка" для рефлексии, ножницы, клей.

---

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин)

Учитель: «Привет, [Имя ученика]! Я рада тебя видеть. Давай начнем наш урок с улыбки. Сегодня мы поговорим на очень важную тему – о нашем здоровье. Ты готов работать? Отлично!»

II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Цель: Подвести ученика к теме через позитивный образ здоровья.

Беседа по картинкам:

Учитель показывает две картинки:1) Цветущий парк, бегущий человек. 2) Задымленный подъезд, человек с сигаретой выглядит больным.

· Учитель: «Посмотри на эти две картинки. Где, по-твоему, человеку лучше дышится? Почему?»

· «Какой человек выглядит более сильным и счастливым?»

· «Как ты думаешь, что может помешать человеку быть таким же сильным и здоровым, как на первой картинке?» (Подвести к словам "вредные привычки").

III. Сообщение темы и целей урока. (2 мин)

Учитель: «Сегодня мы с тобой узнаем, какие большие неприятности несут две вредные привычки – КУРЕНИЕ и АЛКОГОЛЬ. Мы разберемся, почему их нужно избегать, и как сохранить свое здоровье».

IV. Изучение нового материала. (20-25 мин)

Принцип: Максимальная наглядность, простота формулировок, опора на конкретные последствия.

БЛОК 1: ВРЕД КУРЕНИЯ

1. "Что внутри сигареты?" (Объяснение с опорой на схему или картинку).

   · Учитель показывает упрощенную схему: сигарета, а от нее стрелки к органам.

   · Учитель: «Когда человек курит, он вдыхает дым, в котором есть ядовитые вещества. Этот дым попадает прямиком в ЛЁГКИЕ. Легкие – как губка, они впитывают в себя весь этот яд». Показать картинку здоровых (розовых) и больных (черных) легких курильщика.

   · Простое следствие: «Из-за этого курильщику тяжело бегать, подниматься по лестнице, он часто кашляет».

2. "Что еще портит курение?"

   · Внешность: «От курения желтеют зубы и пальцы, плохо пахнет изо рта и от одежды».

   · Деньги: «Курение стоит очень дорого. На деньги, которые человек тратит на сигареты за месяц, можно купить [привести пример, значимый для ученика, например, новую компьютерную игру, хорошие кроссовки]».

   · Просмотр короткого (1-1.5 мин) мультипликационного ролика о вреде курения.

БЛОК 2: ВРЕД АЛКОГОЛЯ

1. "Что такое алкоголь?" (Объяснение без сложных терминов).

   · Учитель: «Алкоголь – это яд, который содержится в пиве, вине, водке. Он быстро попадает в кровь и отравляет весь организм».

   · Показать картинку мозга: «В первую очередь алкоголь бьет по МОЗГУ. Человек плохо соображает, не может ровно идти, говорит невнятно. Он ведет себя глупо и может сделать то, о чем потом будет жалеть».

   · Показать картинку печени: «ПЕЧЕНЬ – это наш внутренний фильтр. Алкоголь ее разрушает, и она перестает работать».

2. "Что еще портит алкоголь?"

   · Здоровье: «От алкоголя болит сердце, разрушается желудок».

   · Жизнь: «Пьяный человек – причина многих аварий и драк. Он может потерять работу, друзей, семью».

   · Зависимость: «Если человек начинает часто пить, он уже не может остановиться. Это болезнь – алкоголизм. Лечиться от нее очень трудно».

   · Просмотр короткого социального ролика о последствиях пьянства.

V. Физкультминутка. (3 мин)

"Дышим правильно!"

Учитель:«Давай встанем и представим, что мы в том самом красивом парке. Сделаем глубокий вдох чистого воздуха через нос (руки поднимаем вверх). А теперь – выдохнем через рот (руки медленно опускаем). Повторим 3-4 раза. Вот так дышат здоровые легкие!»

VI. Закрепление материала. Практическая работа. (10-12 мин)

Работа с рабочим листом.

Задание 1: "Собери пословицу".

· На листе вразброс даны две части фраз. Нужно соединить их линией.

  · «Курить – здоровью...» → «...вредить».

  · «Кто курит табак...» → «...тот сам себе враг».

Задание 2: "Выбери правильный ответ".

· Вопрос: «Что происходит с легкими курильщика?»

  · Варианты ответов (с картинками): Они становятся розовыми и здоровыми / Они становятся черными и больными.

· Вопрос: «Что происходит с человеком, который выпил алкоголь?»

  · Варианты ответов: Он становится сильным и умным / Он плохо соображает и шатается.

Задание 3: "Раскрась здоровый выбор".

· Даны два контура: одно сердце и одни легкие. Ученику нужно раскрасить их в яркие, жизнерадостные цвета (красный, розовый), как символ здоровья.

VII. Ситуационная игра "Умей сказать НЕТ!". (5 мин)

Учитель: «Представь, что тебе предлагает старший парень: "Давай, попробуй сигарету, ты же уже взрослый!" Что ты ответишь?»

· Помочь ученику сформулировать ответ-отказ:

  1. Четкое "нет". («Нет, спасибо»).

  2. Объяснение (если хочет). («Мне это не нравится / Я занимаюсь спортом»).

  3. Предложение альтернативы. («Давай лучше пойдем выпьем сок / поиграем в футбол»).

  4. Уход. («Мне пора, я обещал быть дома»).

· Проиграть эту ситуацию по ролям.

VIII. Итог урока. Рефлексия. (5 мин)

· Беседа:

  · «О чем мы сегодня с тобой говорили?»

  · «Какой самый главный вывод ты для себя сделал?» (Подвести к мысли: "Курить и пить – это вредно и опасно").

  · «Что ты выберешь для себя: здоровье или вредные привычки?»

· Похвала: «Ты был сегодня очень внимательным, отлично работал и сделал правильные выводы! Я тобой горжусь!»

· Рефлексия "Облачка":

  · Ученику дают два бумажных облачка: одно солнечное, с улыбкой, другое – темное, с тучкой.

  · Учитель: «Покажи, какое у тебя сейчас настроение после нашего разговора? Солнечное – потому что я узнал полезное и все понял. Тучка – потому что тема была грустной или что-то осталось непонятным».

IX. Домашнее задание (рекомендация для родителей/опекунов).

Обсудить с ребенком, есть ли в его окружении примеры людей, которые ведут здоровый образ жизни (занимаются спортом, не курят). Предложить ему нарисовать плакат "Я за здоровый образ жизни!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по основам социальной жизни в 5 классе "Об одежде и в шутку и всерьёз!"

Данный урок может быть использован как урок-обобщение по разделу "Одежда и обувь" в 5 классе....

Конспект урока по основам социальной жизни в 5 классе: Транспорт. Виды транспорта по способу передвижения.

Формирование у детей представления о видах транспорта по способу передвижения....

Презентация к уроку по основам социальной жизни "Химчистка", 8 класс

Материалы презентации можно использовать на уроке по теме "Химчистка" при реализации АООП О УО вариант 1....

Конспект урока по основам социальной жизни "Приготовление завтрака. Виды бутербродов", 5 класс

Конспект урока по основам социальной жизни для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5 класс...

Некоторые аспекты формирования речевой коммуникативной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках по "Основам социальной жизни"

Многолетний опыт педагогической деятельности позволил отработать методику развития речевой коммуникативной деятельности  у учащихся с особыми возможностями здоровья на уроках  по «Осно...

Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."

Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."...

Конспект урока по основам социальной жизни "Семья.Семейные отношения."

Данный материал предназначен для уроков осж по теие "Семья"...