Статья по теме "Использование передовых педагогических тенологий в краеведении"
статья
В данной статье рассматриваются аспекты организации проектной деятельности на уроках географии. Показан авторски пример выполнения школьного проекта по краеведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кудинова Алина Юрьевна,
учитель географии и биологии
МБОУ «Овсянниковская СОШ»
Орловский муниципальный округ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КРАЕВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В настоящее время происходит мoдернизация школьного образования, которая подразумевает реализацию преобразований с целью улучшения действующей образовательной системы до стандартов мирового уровня. В соответствии с ФГОС второго поколения, главной целью основного общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения для всех видов проблем и задач. Поэтому одной из главных задач учителя является разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий.
В психолого-педагогической литературе встречаются различные трактовки понятия «педагогическая технология». Однако, в методике обучения географии педагогические технологии рассматриваются как способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат. [1, с. 6]
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. [2, с. 38]
В организации учебного процесса особое место занимают передовые педагогические технологии, которые рассматриваются как средство, при помощи которого возможно реализовать новую образовательную парадигму.
Среди передовых педагогических технологий особое место занимает метод проектов.
При работе над различными проектами у учащихся осуществляется внутрипредметная интеграция. Каждый ученик с помощью проектной деятельности самостоятельно контролирует свой учебный процесс, ставит цели и находит решение поставленным задачам, а также оценивает полученные результаты. [4, с.27]
Важно помнить, что работа над учебным проектом всегда требует от ученика решение какой-либо насущной проблемы, поэтому важно, чтобы данная проблема была интересна самому учащемуся. Учебные проекты, выступая в роли передовой педагогической технологии, не подразумевают четкой последовательности действий, но, в то же время, требуют следовать логике проектной деятельности и ее принципам.
Кроме того, проектная деятельность повышает степень самостоятельности и инициативности учащихся, формирует их познавательную деятельность, создает условия для формирования навыков презентации проекта и ведения диалога. Поэтому при формировании универсальных учебных действий основная задача учителя заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы ученики научились самостоятельно добывать знания, осваивая новые приемы и умения, то есть, тем самым, осуществился системно-деятельностный подход к усвоению знаний учащимися.
Географами краеведение рассматривается как научное природно-экономическое познание своего родного края в рамках определенных хозяйственно-административных единиц. Краеведение имеет уникальную возможность для формирования учебной деятельности, а также вовлечение учащихся в активно-познавательную работу. [5, с. 10]
Краеведение создает условия для активного проведения проектной деятельности, поэтому при его изучении учащимся рекомендуется выполнять различные учебные проекты, суть которых заключается в самостоятельном усвоении учащимися материала по краеведению и конкретного результата в виде конечного продукта деятельности.
Так, например, учащимся 8-9 классов можно предложить учебный проект «Туристические маршруты Орловской области». Методическая разработка данного проекта может выглядеть следующим образом.
Тема проекта «Туристические маршруты Орловской области».
Возраст учащихся: 13-15 лет.
Учебный проект для учащихся 8-9 классов на тему «Туристические маршруты Орловской области» содержит в себе информацию о наиболее известных туристических маршрутах, которые являются популярными не только у населения области, а также у въездных туристов.
Цель проекта: Рассказать о туристический местах в Орловской области, предварительно собрав и проанализировав необходимую информацию по теме проекта.
Задачи проекта: Нахождение, сбор и анализ информации о различных природно-рекреационных ресурсов Орловской области. Рассказ о туристических маршрутах на территории области. Формулировка выводов по теме проекта.
Оборудование: Учебники по географии, карты атласа, школьная библиотека, ПК с выходом в сеть Интернет.
Описание проекта.
В современном мире необходимо расширять кругозор школьников, развивать их логическое мышление, следовательно, для активизации познавательной деятельности учащимся можно предложить данный проект.
Орловская область является одним из российских регионов, где туризм и гостеприимство являются перспективной отраслью экономики. Не вызывает сомнения и тот факт, что привлекательность региона среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории ресурсами для развития туризма и рекреации. В области благоприятно сочетаются выгодное географическое положение, сохранившийся природный потенциал, богатое культурно- историческое наследие. Это уникальное единение историко-культурных и природных богатств, создает хорошую основу и перспективу для развития современных форм туризма.
Однако, при этом территория области характеризуется недостаточной рекреационно-географической изученностью, что является одним из главных факторов, сдерживающих развитие туристической индустрии, находящейся на начальном этапе своего формирования. В области имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, а также сведения об объектах социально-культурной сферы, музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях, базах отдыха и т. п.
Рекреационная освоенность территории зависит от взаимодействия многих факторов, главными из которых являются природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы, общественный спрос на них, а также современная социально-экономическая ситуация в регионе.
В традиционном широком толковании термина под рекреационными понимаются территории, пригодные для массового отдыха населения, специально подготовленные для этого и обслуживаемые квалифицированным персоналом [3; 6]. Значительно усиливает рекреационную ценность такой территории наличие культурно-исторических памятников, в особенности, уникальных.
В качестве основных принципов выделения рекреационных территорий приняты различные характеристики: благоприятный биоклимат, ресурсы, транспортная доступность, пейзажное разнообразие, степень открытости региона, степень рекреационной освоенности территории и перспективность освоения.
Наибольшую значимость для удовлетворения внутренних рекреационных потребностей населения имеют:
- Оздоровительные санаторно-курортные комплексы «Дубрава» и «Лесной»;
- Горнолыжные комплексы парк-отеля «Андре» и «Горки-парк», а также туристическая база «Пронино»;
- Пригородная «зеленая зона» г. Орла, объединяющая лесопарки «Медведевский лес» и «Знаменский лес»;
- Культурные лесные ландшафтные комплексы в черте г. Орла (дендропарк Ботаника» и ландшафтный сквер «Дворянское гнездо»), парки культуры и отдыха в областном центре и других городах области;
- Обустроенные пляжевые зоны и зоны любительской рыбалки на реке Оке и на искусственных водоемах области (озеро «Светлая жизнь», пруды Сахарный, Андриабуж и каскад Мезенских прудов в Орловском районе, водохранилища Шаховское, Болховское, Неучанское), понтонные бассейны для детей с проточной водой в г. Мценске и на реке Зуше.
Перспективы развития внутриобластного туризма представляются более благоприятными, поскольку организация въездного в значительной степени ограничивается серьезной отсталостью туристской инфраструктуры, требования к которой со стороны потребителя туристских услуг становятся все более высокими, а на ее развитие необходимы значительные финансовые вложения, как из местного бюджета, так и за счет внебюджетных источников.
Изучив предложенные природно-рекреационные ресурсы Орловской области, каждый ученик выбирает тему для исследования. Собрав и проанализировав необходимую информацию, учащийся готовит работу по выбранной теме. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, хрестоматии, информация из сети Интернет. На этом этапе происходит формирование межпредметных связей. При этом по ходу выполнения задания каждый учащийся может обращаться к учителю для получения индивидуальной консультации по тематике проекта.
На основании собранного учащимися материала и при помощи компьютерной программы создаются презентации, которые отражают все специфику проекта. На последующем этапе ученики презентуют проект. После выступления учащихся происходит подведение итогов.
Таким образом, в ходе работы над учебным проектом «Туристические маршруты Орловской области», у каждого ученика формируются умения и навыки самостоятельно работать с разными видами информации, собирать и обрабатывать данные, презентовать проект, обсуждать темы, а также грамотно строить и вести диалог.
Необходимо отметить, применение передовых педагогических технологий в краеведении обеспечивают личностное развитие учащегося, поэтому основная задача учителя заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы ученики научились самостоятельно добывать знания, осваивая новые приемы и умения, то есть, тем самым, осуществился системно-деятельностный подход к усвоению знаний учащимися.
Список используемой литературы
- Иванов Ю. А. Педагогические технологии в обучении географии / Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» – Брест 2008 – с. 169.
- Катруша Т. А. Школьное образование, современные педагогические технологии, инновационное обучение / Журнал «Обучение и воспитание: методики и практика» – Воронеж 2015 – № 22, с. 37-41
- Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 207 с.
- Хлапушина К. Б., Савина Л. Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / Вестник Пензенского государственного университета. – 2015 – №2 (10) – с. 27-31.
- Шалимова Ж. Н., Новикова М. А. Учебные материалы по краеведению / ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого – Тула 2005 – с. 70.
- Географический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://ecosystema.ru/07referats/slovgeo/index.htm (дата обращения 19.11.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Передовой педагогический опыт
Основные подходы трактовки передового педагогического опыта. Педагогический опыт как источник решения педагогической проблемы. Этапы работы по обобщению передового опыта....
"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"
Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.
Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....
Изучение и использование передового педагогического опыта
Педагогическое мастерство преподавателя, педагогический опыт и его эффективность....

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»
.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МБОУ – СОШ №1 р.п. Сте...

Статья "Изучение передового педагогического опыта учителей математики"
Статья представляет собой описание основных приемов работы выдающихся учителей математики Усковой Н.В., Шамаевой И.Р., Хазанкина Р.Г. Актуальность исследования данного вопроса была определена по...
