Статья "Изучение передового педагогического опыта учителей математики"
статья

Мунирова Мария Сергеевна

Статья представляет собой описание основных приемов работы выдающихся учителей математики Усковой Н.В., Шамаевой И.Р., Хазанкина Р.Г. Актуальность исследования данного вопроса была определена потребностями современной школы в обобщении педагогического опыта, отсутствием глубоких теоретических разработок в этой области. Статья будет полезна начинающим педагогам в качестве ориентира в множестве методик работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.С. Мунирова(Кузьмина)

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

К настоящему времени стало очевидным противоречие между безбрежностью фактического материала, накопленного учителями в результате творческих поисков, и небогатым состоянием методического, теоретического, методологического фундамента по их обобщению и использованию в массовой практике. Небрежность и скепсис по отношению к новаторскому движению, носителям передового опыта, механическое копирование опыта достигли критического уровня и стали барьером на пути исследования капитальных педагогических проблем.

При изучении  передового педагогического опыта возникают непростые вопросы: что собой представляет передовой педагогический опыт, каковы различия между новаторским и экспериментальным опытом? Каковы критерии передового педагогического опыта?

Эти вопросы и определили содержание исследования, цель которого – научное обоснование использования передового педагогического опыта учителей в современной практике.

Актуальность исследования данного вопроса определяется потребностями современной школы в обобщении педагогического опыта, отсутствием глубоких теоретических разработок в этой области. Именно отсутствием специальной теории и недостаточным осознанием необходимости научных основ по изучению и обобщению педагогического опыта можно объяснить низкую эффективность исследований на всех этапах, начиная от распознавания, изучения передового педагогического опыта и заканчивая его распространением и внедрением в широкую практику [3]. Отсутствие методологических изысканий привело к нарушениям системности, к нечеткому осознанию предмета и процедур изучения, обобщения опыта, а отсюда – к тяжелым последствиям на уровне практики.

По мнению Максимова В.Г. [2] критерии передового педагогического опыта следующие:

1. Наличие элементов новизны;

2. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов образовательного процесса;

3. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;

4. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов работы при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных задач);

5. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового;

6. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты работы. На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения – основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта. [3]

Выявление передового опыта невозможно без достаточно четкого представления о том, что надо искать, и по сравнению с каким опытом он является передовым. Поэтому, изучению передового опыта должно предшествовать изучение массового опыта с помощью различных методов диагностики. Такой подход позволит составить представление об общепедагогических и методических потребностях и возможностях их удовлетворения как характеристике состояния массового опыта данного конкретного образовательного учреждения, региона и системы в целом.

В качестве диагностического метода предлагается объединение компетентной оценки экспертов и самооценки педагога в ходе анкетирования.  Полученные таким образом данные о конкретных потребностях и возможностях практики с их точными адресами становятся основой для планирования работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта на разных уровнях: образовательном учреждении, районе (городе), области.

Приступая к изучению выявленного опыта необходимо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику, изучить педагогическую литературу по проблеме опыта, чтобы знать, как данная проблема рассматривается современной наукой, как она решается в практике других педагогов.

Одним из методов изучения опыта является непосредственное наблюдение за ходом педагогического процесса. Оно дает возможность видеть работу педагогов в движении, развитии. Наблюдение предполагает его предварительное планирование, целенаправленность и систематичность проведения, правильную фиксацию результатов.

Другой важный метод изучения опыта – беседа с педагогами. В ходе предварительных бесед педагогов информируют о том, что и почему предполагается изучать в их опыте, создается благоприятный психологический настрой на совместную работу. В дальнейшем беседы приобретают более детальный характер, сопровождаются необходимыми записями.

Для изучения передового педагогического опыта может быть применен и метод изучения различной документации и материалов: планов, программ, разработок, отчетов, творческих работ.

Предметом нашего исследования стал педагогический опыт учителей математики: Усковой Натальи Викторовны («Учитель года Республики Башкортостан» (2005г), Отличник просвещения Республики Башкортостан,  МОУ СОШ №83 г.Уфа), Шамаевой Ираиды Дмитриевны («Заслуженный учитель Республики Башкортостан» (1996 г), «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2008 г),  Соросовский учитель 1994, 1999 и 2001 гг), Хазанкина Романа Григорьевича (Отличник народного просвещения РСФСР (1985 г), «Заслуженный учитель Республики Башкортостан»  (2007 г), Народный учитель Республики Башкортостан (2008 г), «Заслуженный учитель Российской Федерации», Белорецкая компьютерная школа).

В исследовании передового педагогического опыта использовались вышеперечисленные методы: посещение уроков Усковой Натальи Викторовны, урок-зачета Шамаевой Ираиды Дмитриевны, беседа. Для исследования опыта Хазанкина Романа Григорьевича использовался метод изучения статей [1] и документации.

Изучение и сравнение опытов педагогов-новаторов проводилось по критерию новизны, так как новизна проявляет себя не только как некая технологическая система, но и как специфическая деятельность по переводу существующих деятельностей в новое качество.

Рассмотрим опыт Усковой Н.В. по данному критерию.

Название опыта: «Применение средств мультимедиа на уроках геометрии».

Идея опыта. Развитие познавательной активности учащихся через систематические выступления на занятиях с решением геометрических задач различными способами с помощью средств информационных технологий. Способствование применения мультимедийной доски экономии сил и времени педагога, а также выражению в большей степени его координирующей функции.

Для более полного развития учащегося кроме базового курса математики необходима исследовательская деятельность. Именно здесь следует обратиться к опыту Шамаевой И.Д.

Название опыта: «Исследовательская деятельность учащихся».

Идея опыта. Развитие самостоятельности учащегося в планировании, организации и контроле своей деятельности, выработка исследовательских навыков в области математики в процессе нахождения и реализации пути решения проблемной задачи. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной способности учащихся, а также преобладание контролирующей функции педагога.

И в заключении рассмотрим опыт Хазанкина Р.Г. «Вертикальная педагогика».

Стержневая идея описываемого опыта – побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству на каждом уроке, к реализации скрытых возможностей каждого отдельного школьника с помощью учащихся старших классов [4].

Преимущества «Вертикальной педагогики»: освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и, соответственно, увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. Привычная функция учителя рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной (методическая и психологическая помощь динамическим парам) и организационной (запуск и коррекция групповой динамики).

Опыт педагога-новатора вносит новое в практику и обогащает средства и методы образовательного процесса, позволяет решать значимые для школ региона задачи и достаточно эффективно влияет на деятельность других педагогов.

Таким образом, изучение, внедрение и определение наиболее перспективных путей реализации передового педагогического опыта ведет к существенному повышению эффективности образовательного процесса, преодолению стереотипов профессиональной деятельности учителей, нахождению реального отражения к педагогическим инновациям. Сегодня эта проблема находится в центре внимания многих педагогических школ. С ее решением связаны ближайшие научные перспективы.  

Выражаю благодарность проф. Сытиной Н.С. за помощь в подготовке статьи.

Литература

  1. Зильбергер Н.И. и др. Формы работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. – 1986. – №2. – С. 18-22.
  2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.– М.: Академия, 2002. – 272 с.
  3. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт. Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика, 1991. – 296 с.
  4. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. – 1987. – №10. – С. 45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя математики

В помощь аттестующим учителям математики...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...

Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».

Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства...

Передовой педагогического опыта учителя русского языка и литературы Морозовой И.В.

Тема опыта «Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы...