Игровой тренинг для родителей: «Адаптация в ДОУ»
материал
Знакомство.
Инструкция. Родителям предлагается представиться и рассказать немного о себе
Упражнение «Мои привычки и интересы»
Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, — это привычки и интересы. Родителям предлагается
выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:
а) любит спать
б) любит сладкое
* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче
б) любит рукоделие
* Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:
а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать
Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях». «один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице. Примечание. Каждому родителю раздается распечатанная таблица.
Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду. Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков. Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками; агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
2. Степени адаптации.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей пред дошкольного возраста.
2.1.Лёгкая адаптация.
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
- рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
2.2. Привыкание средней тяжести.
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
2.3. Тяжёлая адаптация.
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.
Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”
Цель: самодиагностики уровня готовности родителей к адаптации детей в условиях ДОУ.
Описание: сейчас я проведу для Вас некий мини опрос, который поможет мне и Вам понять, насколько Вы адаптированы к детскому саду. Перед вами рисунок, где изображен человек, поднимающийся по лестнице. Вам необходимо представить, что фигуру человека это «ваше отношение к детскому саду» и расположить его на лестнице, поставив галочку, т.е. чем выше вы располагаете галочку на лестнице, тем больше Вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д. Если же Ваше отношение к детскому саду отрицательное, поставить галочку внизу лестницы, тем самым оставаясь на месте. Также Вы можете поставить галочку посередине если Вам еще трудно определиться.
Арт-терапия “Нарисуй меня”.
Цель: создание положительного образа в восприятии своего ребенка.
Описание: листок А4 и карандаши. Родителям предлагается нарисовать своего ребенка. На выполнение данного задания у Вас 5 минут. Дать имя и написать на первую букву имени качество ребенка.
Разбор проблемных ситуаций
Цель: оптимизации детско-родительских отношений, развитие психологической культуры родителей
Как Вы думаете, что бы еще помогло Вам лучше адаптироваться как родителям? (планирование первой недели адаптации) Сейчас у нас с Вами будет возможность проиграть ситуации, которые могут возникнуть во время адаптации ребенка к детскому саду. Эти ситуация покажут нам ошибки родителей.
Для этого Вам необходимо будет разбиться на группы.
Перед Вами ситуация, которую необходимо будет разыграть и ответить на следующие вопросы:
В чем Вы видите ошибку родителей? А как Вы поведете себя в подобной ситуации?
Инсценировка: “Ошибки при адаптации”.
Ситуация № 1 “Резкое погружение ребенка в среду детского сада”
Мальчик Коля вместе с мамой Леной идут в садик первый раз.
- Коля, ты сегодня поиграешь с ребятами в игрушки, и я заберу тебя сразу после прогулки. «Договорились?» —говорит мама.
- Да, хорошо, мама – отвечает Коля.
Мама Лена и Коля входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему при необходимости. Он целует маме в щечку и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.
- Не забывайте, у Вас первый день адаптации, поэтому зарябите Колю через два часика – предупреждает воспитатель.
- Хорошо! – отвечает мама.
Коля и воспитательница уходят в группу, а мама идет по своим делам.
Коля замечательно чувствует себя в группе, играет с детьми, разговаривает с воспитателем. Через какое-то время дети собираются на прогулку. Воспитатель помогает им одеваться. Они выходят на участок, играют. Проходит два часа, а мамы нет. Воспитатель начинает беспокоиться, и решает позвонить маме. Набирает телефон:
- Абонент не отвечает или временно недоступен – слышит она в ответ.
Прогулка проходит успешно. Дети поднимаются в группу и переодеваются.
- Екатерина Ивановна, а где моя мама? – спрашивает Коля у воспитателя.
- Коля, она скоро придет. Давайте подождем еще чуть-чуть – отвечает воспитатель.
Коля вместе с детьми проходит в группу, они играют вместе с воспитателем и готовятся к обеду.
- Пора кушать, – говорит воспитатель.
Ребята садятся за столы и Коля вместе с ними. Он очень проголодался, поэтому съедает весь обед.
После обеда всех детей забирают мамы, а Коля остается один в группе с воспитателем.
- Коля, сейчас придет мама. Давай поиграем – предлагает воспитатель.
- Давайте! – отвечает Коля.
В час дня приходит мама Лена. Она открывает дверь и говорит:
- Ой, извините, Светлана Львовна. Уже столько времени?! Батарейка на телефоне села. Такое больше не повторится! Коля, пойдем домой.
На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.
ОШИБКА: это когда мама, вопреки рекомендациям воспитателя, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.
Ситуация № 2 “Нарушение принципа системности, последовательности + чрезмерная насыщенность развлечениями”
Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.
Утром у воспитателя зазвонил телефон:
- Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Мы сегодня не пойдем в садик, отдохнем пару дней. Я взяла на работе отгул. Хочу устроить ребенку праздник!
- Здравствуйте, хорошо. Только не затягивайте: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.
В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.
Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки:
· Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.
· Здравствуйте, договорились. Обязательно приходите, мы Вас очень ждем.
На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.
- Лиза, не плачь, пожалуйста. Ты сегодня потерпи, я тебя после обеда сразу заберу. Завтра уже выходные. Мы с тобой в кукольный театр сходим.
Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ничего не ела.
ОШИБКА: сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
Ситуация № 3 “Внезапное исчезновение при прощании + невнимание к социализации + чрезмерная озабоченность + обсуждение при ребенке”
Мальчик Петя живет с мамой Олей и папой Димой в большом отдельном доме. Вечером перед первым днем посещения детского сада папа, мама и мальчик Петя смотрят мультфильм и общаются между собой:
- Дим, слушай. Я боюсь его в садик отдавать. Там все такое незнакомое для него. Он испугается. Будет плакать завтра.
- Оля, все хорошо будет. Вот увидишь, ему понравится.
- Не знаю, Дим. Я переживаю, уже две ночи не спала.
- Оля, тебе на работу пора выходить. И Пете будет в садике хорошо.
Утром мама и Петя собираются в детский сад первый раз. Петя очень рад этому событию и берет с собой свою любимую игрушку. Они садятся с машину и едут в детский сад. По дороге в детский сад мама говорит ребенку:
-Петя, я думаю, тебе очень понравится в детском саду. Это самый лучший детский сад, там много новых игрушек, красивые рисунки на стенах, добрая воспитательница, которая с тобой поиграет.
- Мама, а там машинок много?
- Много, очень много Петя.
Они подъехали к садику, выходят из машины и идут в группу. В раздевалке их встречает воспитательница, показывает шкафчик. Петя переодевается.
- Мама, пойдем вместе в группу – говорит Петя.
- Я могу пройти вместе с ребенком? Он просто без меня еще никуда не ходил – спрашивает мама воспитателя.
- Да, проходите – отвечает воспитатель.
В это время в группе уже было несколько детей, они готовились к завтраку.
- Ребята, пойдемте, ручки поем перед завтраком – сказала воспитатель.
Дети все дружно пошли мыть руки и Петя вместе с ними. В этот момент, пока Петя был занят, мама решила убежать из группы.
Когда Петя вернулся в группу и увидел, что мамы нет - сильно заплакал. Воспитатели не могли его успокоить до тех пор, пока не вернулась мама. Наследующий день он не хотел идти в группу и каждый раз начинал плакать, если речь заходила о детском саде.
ОШИБКА: когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Если мама с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мама долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
Как вы думаете, какая общая ошибка прослеживается во всех ситуациях? (ошибка в том, кто провожает ребенка в детский сад). Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которым ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.
Как лучше это делать?
Скажите уверенным и твёрдым тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимой игрой. Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом. Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передавайте ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него скорее всего начнется истерика).
Мы проиграли с Вами несколько ситуаций, и я надеюсь, Вы постараетесь избегать тех ошибок, о которых мы только что говорили. Но все равно, первые дни адаптации – очень напряженные в эмоциональном плане. Родители волнуются, переживают – кто-то очень сильно, кто-то немного. И каждому из нас нужно будет успокоиться, ведь наше напряжение будет передаваться ребенку.
Рекомендации:
Как это можно сделать?
Используйте метод арт-терапии: Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Используйте пальчиковые краски, рисуйте кистями, ступнями ног.
Также можно использовать другие методы арт-терапии: танцевальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Организуйте с ребенком интересные, успокаивающие занятия с водой, сюжетные игры.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится".
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо
выполнять следующие рекомендации:
1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не
ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет
вообще противопоказано.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (
объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а также игры с водой с
успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и
переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину,
рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
6. Пораньше забирать их детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах. Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми. Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг для родителей: «Адаптация в ДОУ»
Знакомство.
Инструкция. Родителям предлагается представиться и рассказать немного о себе
Упражнение «Мои привычки и интересы»
Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, — это привычки и интересы. Родителям предлагается
выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:
а) любит спать
б) любит сладкое
* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче
б) любит рукоделие
* Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:
а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать
Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях». «один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице. Примечание. Каждому родителю раздается распечатанная таблица.
Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду. Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков. Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками; агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
2. Степени адаптации.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей пред дошкольного возраста.
2.1.Лёгкая адаптация.
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
- рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
2.2. Привыкание средней тяжести.
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
2.3. Тяжёлая адаптация.
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.
Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”
Цель: самодиагностики уровня готовности родителей к адаптации детей в условиях ДОУ.
Описание: сейчас я проведу для Вас некий мини опрос, который поможет мне и Вам понять, насколько Вы адаптированы к детскому саду. Перед вами рисунок, где изображен человек, поднимающийся по лестнице. Вам необходимо представить, что фигуру человека это «ваше отношение к детскому саду» и расположить его на лестнице, поставив галочку, т.е. чем выше вы располагаете галочку на лестнице, тем больше Вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д. Если же Ваше отношение к детскому саду отрицательное, поставить галочку внизу лестницы, тем самым оставаясь на месте. Также Вы можете поставить галочку посередине если Вам еще трудно определиться.
Арт-терапия “Нарисуй меня”.
Цель: создание положительного образа в восприятии своего ребенка.
Описание: листок А4 и карандаши. Родителям предлагается нарисовать своего ребенка. На выполнение данного задания у Вас 5 минут. Дать имя и написать на первую букву имени качество ребенка.
Разбор проблемных ситуаций
Цель: оптимизации детско-родительских отношений, развитие психологической культуры родителей
Как Вы думаете, что бы еще помогло Вам лучше адаптироваться как родителям? (планирование первой недели адаптации) Сейчас у нас с Вами будет возможность проиграть ситуации, которые могут возникнуть во время адаптации ребенка к детскому саду. Эти ситуация покажут нам ошибки родителей.
Для этого Вам необходимо будет разбиться на группы.
Перед Вами ситуация, которую необходимо будет разыграть и ответить на следующие вопросы:
В чем Вы видите ошибку родителей? А как Вы поведете себя в подобной ситуации?
Инсценировка: “Ошибки при адаптации”.
Ситуация № 1 “Резкое погружение ребенка в среду детского сада”
Мальчик Коля вместе с мамой Леной идут в садик первый раз.
- Коля, ты сегодня поиграешь с ребятами в игрушки, и я заберу тебя сразу после прогулки. «Договорились?» —говорит мама.
- Да, хорошо, мама – отвечает Коля.
Мама Лена и Коля входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему при необходимости. Он целует маме в щечку и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.
- Не забывайте, у Вас первый день адаптации, поэтому зарябите Колю через два часика – предупреждает воспитатель.
- Хорошо! – отвечает мама.
Коля и воспитательница уходят в группу, а мама идет по своим делам.
Коля замечательно чувствует себя в группе, играет с детьми, разговаривает с воспитателем. Через какое-то время дети собираются на прогулку. Воспитатель помогает им одеваться. Они выходят на участок, играют. Проходит два часа, а мамы нет. Воспитатель начинает беспокоиться, и решает позвонить маме. Набирает телефон:
- Абонент не отвечает или временно недоступен – слышит она в ответ.
Прогулка проходит успешно. Дети поднимаются в группу и переодеваются.
- Екатерина Ивановна, а где моя мама? – спрашивает Коля у воспитателя.
- Коля, она скоро придет. Давайте подождем еще чуть-чуть – отвечает воспитатель.
Коля вместе с детьми проходит в группу, они играют вместе с воспитателем и готовятся к обеду.
- Пора кушать, – говорит воспитатель.
Ребята садятся за столы и Коля вместе с ними. Он очень проголодался, поэтому съедает весь обед.
После обеда всех детей забирают мамы, а Коля остается один в группе с воспитателем.
- Коля, сейчас придет мама. Давай поиграем – предлагает воспитатель.
- Давайте! – отвечает Коля.
В час дня приходит мама Лена. Она открывает дверь и говорит:
- Ой, извините, Светлана Львовна. Уже столько времени?! Батарейка на телефоне села. Такое больше не повторится! Коля, пойдем домой.
На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.
ОШИБКА: это когда мама, вопреки рекомендациям воспитателя, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.
Ситуация № 2 “Нарушение принципа системности, последовательности + чрезмерная насыщенность развлечениями”
Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.
Утром у воспитателя зазвонил телефон:
- Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Мы сегодня не пойдем в садик, отдохнем пару дней. Я взяла на работе отгул. Хочу устроить ребенку праздник!
- Здравствуйте, хорошо. Только не затягивайте: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.
В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.
Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки:
· Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.
· Здравствуйте, договорились. Обязательно приходите, мы Вас очень ждем.
На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.
- Лиза, не плачь, пожалуйста. Ты сегодня потерпи, я тебя после обеда сразу заберу. Завтра уже выходные. Мы с тобой в кукольный театр сходим.
Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ничего не ела.
ОШИБКА: сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
Ситуация № 3 “Внезапное исчезновение при прощании + невнимание к социализации + чрезмерная озабоченность + обсуждение при ребенке”
Мальчик Петя живет с мамой Олей и папой Димой в большом отдельном доме. Вечером перед первым днем посещения детского сада папа, мама и мальчик Петя смотрят мультфильм и общаются между собой:
- Дим, слушай. Я боюсь его в садик отдавать. Там все такое незнакомое для него. Он испугается. Будет плакать завтра.
- Оля, все хорошо будет. Вот увидишь, ему понравится.
- Не знаю, Дим. Я переживаю, уже две ночи не спала.
- Оля, тебе на работу пора выходить. И Пете будет в садике хорошо.
Утром мама и Петя собираются в детский сад первый раз. Петя очень рад этому событию и берет с собой свою любимую игрушку. Они садятся с машину и едут в детский сад. По дороге в детский сад мама говорит ребенку:
-Петя, я думаю, тебе очень понравится в детском саду. Это самый лучший детский сад, там много новых игрушек, красивые рисунки на стенах, добрая воспитательница, которая с тобой поиграет.
- Мама, а там машинок много?
- Много, очень много Петя.
Они подъехали к садику, выходят из машины и идут в группу. В раздевалке их встречает воспитательница, показывает шкафчик. Петя переодевается.
- Мама, пойдем вместе в группу – говорит Петя.
- Я могу пройти вместе с ребенком? Он просто без меня еще никуда не ходил – спрашивает мама воспитателя.
- Да, проходите – отвечает воспитатель.
В это время в группе уже было несколько детей, они готовились к завтраку.
- Ребята, пойдемте, ручки поем перед завтраком – сказала воспитатель.
Дети все дружно пошли мыть руки и Петя вместе с ними. В этот момент, пока Петя был занят, мама решила убежать из группы.
Когда Петя вернулся в группу и увидел, что мамы нет - сильно заплакал. Воспитатели не могли его успокоить до тех пор, пока не вернулась мама. Наследующий день он не хотел идти в группу и каждый раз начинал плакать, если речь заходила о детском саде.
ОШИБКА: когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Если мама с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мама долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
Как вы думаете, какая общая ошибка прослеживается во всех ситуациях? (ошибка в том, кто провожает ребенка в детский сад). Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которым ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.
Как лучше это делать?
Скажите уверенным и твёрдым тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимой игрой. Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом. Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передавайте ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него скорее всего начнется истерика).
Мы проиграли с Вами несколько ситуаций, и я надеюсь, Вы постараетесь избегать тех ошибок, о которых мы только что говорили. Но все равно, первые дни адаптации – очень напряженные в эмоциональном плане. Родители волнуются, переживают – кто-то очень сильно, кто-то немного. И каждому из нас нужно будет успокоиться, ведь наше напряжение будет передаваться ребенку.
Рекомендации:
Как это можно сделать?
Используйте метод арт-терапии: Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Используйте пальчиковые краски, рисуйте кистями, ступнями ног.
Также можно использовать другие методы арт-терапии: танцевальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Организуйте с ребенком интересные, успокаивающие занятия с водой, сюжетные игры.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится".
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо
выполнять следующие рекомендации:
1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не
ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет
вообще противопоказано.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (
объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а также игры с водой с
успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и
переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину,
рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
6. Пораньше забирать их детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах. Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми. Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг социально-психологической адаптации пятиклассников
Профилактика и коррекция факторов риска социально-психологической адаптации младших школьников к образовательной среде школы...
Игровой тренинг для учащихся и родителей. 5-й класс
Игровой тренинг для учащихся и родителей. 5-й класс...

Занятие с элементами тренинга в период адаптации 5 класс. "Этот необычный и волнующий 5-й класс"
Психодогическая помощь обучающимся в 5-х классах в период адаптации....
Психологический тренинг для родителей "Прежде всего мы родители"
Психологический тренинг для родителей "Прежде всего мы родители"...
Игровой тренинг для родителей. «Восприятие окружающего мира ребенком с ОВЗ»»
Тренинг для родителей...
Тренинг для родителей «Игровые приёмы автоматизации звуков в домашних условиях»
Игровые приёмы автоматизации звуков в домашних условиях...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКОВ «ОГЭ БЕЗ СТРЕССА»
Для родителей выпускников проводится тренинг с различными упражнениями для снятия тревожности перед экзаменами....


